Файл: Программа учебного предмета история основное общее образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Тема

Российская империя во второй половине XVIII в.


Содержание темы

Внешняя политика Павла I. Ф.Ф. Ушаков. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова. Внешняя политика России второй половины XVIII в. Разделы Речи Посполитой. А.В. Суворов. Взятие Измаила. Внутренняя политика Екатерины II. Национальная политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм в России. Уложенная комиссия. Жалованные грамоты дворянству и городам. Внутренняя политика Павла I. Ограничение дворянских привилегий. Войны Екатерины II с Османской империей. Присоединение Крыма к Российской империи. Восстание под предводительством Е.И. Пугачева. Культура России в XVIII в. Народы России в XVIII в. Общественная мысль России во второй половине XVIII в. А.Н. Радищев. Н.И. новиков. Сословия российского общества в XVIII в. Экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

Предметные и метапредметные (м) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

1. Объяснять смысл понятий «Наказ», «Уложенная комиссия», «Жалованная грамота», «пугачевщина», «секуляризация», «ассигнация», «национальные окраины», «потёмкинские деревни», «антифранцузская коалиция», «разжалованная грамота», «масонство», «светская культура», «инородцы», «черта оседлости», «эскадра», «протекторат», «манифест», «греческий проект», «разделы Речи Посполитой», «революционные войны», «вооруженный нейтралитет», «прелестные грамоты», «яицкие казаки», «месячина», «промысел»

1. Использовать понятия по теме «Российская империя во второй половине XVIII в.» при выполнении учебных заданий или решении практических задач

1. Использовать знание понятий по теме «Российская империя во второй половине XVIII в.» для интерпретации информации источников по отечественной истории

1. Осознавать российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявлять интерес к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России при изучении политической, социально-экономической и духовной жизни Российской империи второй половины XVIII в.

2. Сформировать ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, технологиям, боевым подвигам и героизму русских воинов в ходе русско-турецких войн второй половины XVIII в., Итальянского и Швейцарского походов русской армии, достижениям российской военной мысли и трудовым достижениям народа при изучении истории Российской империи второй половины XVIII в.

3. Сформировать уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране при изучении истории Российской империи второй половины XVIII в.

4. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов второй половины XVIII в., понимать эмоциональное воздействие искусства; осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении искусства и культуры Российской империи второй половины XVIII в.

5. Понимать ценности отечественного и мирового искусства второй половины XVIII в., роль этнических культурных традиций и народного творчества при изучении искусства и культуры Российской империи второй половины XVIII в.

6. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении особенностей социально-экономического развития Российской империи второй половины XVIII в.

7. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя Российской империи второй половины XVIII в.

8. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории Российской империи второй половины XVIII в.

9. Сформировать неприятие любых форм экстремизма, дискриминации при изучении событий, процессов и явлений российской истории второй половины XVIII в., в том числе восстания под предводительством Е.И. Пугачева

10. Сформировать активное неприятие асоциальных поступков, свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства при изучении восстания под предводительством Е.И. Пугачева, общественно-политических процессов истории России второй половины XVIII в.



2. Соотносить с периодом Нового времени события и процессы: свержение Петра III, деятельность Уложенной комиссии, губернская реформа, издание Жалованных грамот дворянству и городам, утверждение Устава благочиния, провозглашение принципа веротерпимости, секуляризация церковных земель, вступление России во Вторую антифранцузскую коалицию, Итальянский и Швейцарские походы русской армии, изменение порядка престолонаследия, издание указа о трёхдневной барщине, отмена ряда положений Жалованной грамоты дворянству Павлом I, заговор 11 марта 1801 г., переписи (ревизии) податного населения, ликвидация украинского гетманства, русско-турецкая война 1768–1774 гг., русско-турецкая война 1787–1791 гг., подписание Георгиевского трактата, присоединение Крыма к Российской империи, Семилетняя война, русско-шведская война 1788–1790 гг., разделы Речи Посполитой, восстание 1773–1775 гг. под предводительством Е.И. Пугачёва, учреждение Вольного экономического общества, денежная реформа Екатерины II, издание Манифеста о свободе предпринимательства, определять их длительность и последовательность

2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы истории России с событиями и процессами истории стран Европы и Америки второй половины XVIII в.

2. Устанавливать взаимосвязь между историческими событиями и процессами в России и в странах Европы и Америки во второй половине XVIII в., а также между историческими событиями и процессами истории России второй половины XVIII в. и важнейшими событиями российской истории XX – начала XXI вв.**

3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основе составлять описание событий, явлений и процессов истории России второй половины XVIII в., а также делать выводы об этих событиях, явлениях и процессах русской истории

3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях и процессах истории России второй половины XVIII в., о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы

3. Выдвигать гипотезы о событиях и процессах истории России второй половины XVIII в. и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М)

4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории России второй половины XVIII в., о достижениях российской культуры второй половины XVIII в., представленную в явном виде, и использовать эту информацию для выполнения учебных заданий по образцу

4. Анализировать и использовать информацию из исторических источников и литературы для формирования, аргументирования и защиты собственной позиции по отношению к событиям истории России и особенностям российской культуры второй половины XVIII в. (М)*

4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории России второй половины XVIII в. (М)

5. Характеризовать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Екатерины II, Е.И. Пугачёва, Салавата Юлаева, А.И. Бибикова, Г.Г. Орлова, А.Г. Орлова, П.А. Румянцева-Задунайского, Г.А. Потёмкина, М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, Павла I, П.А. Демидова, А.С. Строганова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова, Т. Костюшко, Н.И. Панина, П.А. Палена, И.И. Шувалова, Н.И. Новикова творчество Н.М. Карамзина, И.Н. Никитина, В.И. Баженова, Г.Р. Державина, М.Ф. Казакова, Д. Кваренги, Д.И. Фонвизина

5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Екатерины II, Е.И. Пугачёва, Салават Юлаева, А.И. Бибикова, Г.Г. Орлова, А.Г. Орлова, П.А. Румянцева-Задунайского, Г.А. Потёмкина, А.Н. Радищева, Павла I, П.А. Демидова, А.С. Строганова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова, Т. Костюшко, Н.И. Панина, П.А. Палена, И.И. Шувалова, Н.И. Новикова,

творчества Н.М. Карамзина, И.Н. Никитина, В.И. Баженова, Г.Р. Державина, М.Ф. Казакова, И.Е. Старова, Д. Кваренги, Ч. Камерона, А. Ринальди, А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, Д.И. Фонвизина, А.П. Сумарокова

по предложенным критериям (М)

5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Екатерины II, Е.И. Пугачёва, Салават Юлаева, А.И. Бибикова, Г.Г. Орлова, А.Г. Орлова, П.А. Румянцева-Задунайского, Г.А. Потёмкина, А.Н. Радищева, Павла I, П.А. Демидова, А.С. Строганова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова, Т. Костюшко, Н.И. Панина, П.А. Палена, И.И. Шувалова, Н.И. Новикова, творчество Н.М. Карамзина, И.Н. Никитина, В.И. Баженова, Г.Р. Державина, М.Ф. Казакова, И.Е. Старова, Д. Кваренги, Ч. Камерона, А. Ринальди, А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, Д.И. Фонвизина, А.П. Сумарокова

по самостоятельно выбранным критериям (М)

6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты,

извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории России второй половины XVIII в., представленную в явном виде

6. С помощью информации из адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории России второй половины XVIII в. с данными исторической карты (М)

6. Давать оценку событиям истории России второй половины XVIII в. на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях, явлениях и процессах, связанных с историей России второй половины XVIII в. (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях, явлениях и процессах истории России второй половины XVIII в. (М)

7. Выявлять проблемы исследования истории России второй половины XVIII в., используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М)

8. Различать основные типы исторических источников по истории России второй половины XVIII в.: письменные, вещественные, визуальные

8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории России второй половины XVIII в.

8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории России второй половины XVIII в.

9. Представлять информацию о событиях и процессах истории России и достижениях русской культуры второй половины XVIII в. в форме простого плана, таблицы, схемы (М)

9. Систематизировать информацию из различных источников о событиях, процессах и явлениях истории России, достижениях русской культуры второй половины XVIII в. и представлять эту информацию в форме презентации/инфографики/сложного плана (М)

9. Использовать полученные знания и умения для разработки по собственному замыслу и публичного представления проектных/исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории России второй половины XVIII в. (М)

* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия

** – данный образовательный результат способствует достижению предметного результата ФГОС «Умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями XX – начала XXI вв. (Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Великая Отечественная война, распад СССР, сложные 1990-е годы, возрождение страны с 2000-х годов, воссоединение Крыма с Россией 2014 года); характеризовать итоги и историческое значение событий».

Для достижения образовательного результата может быть использовано следующее предметное содержание курса истории России XX – начала XXI вв.:

Воссоединение Крыма с Россией: Крым в составе Российского государства в XX. Крым в 1991—2014 г. Государственный переворот в Киеве в феврале 2014 г. Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя (11 марта 2014 г.). Подписание Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов. Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Воссоединение Крыма с Россией, его значение и международные последствия.

Российская Федерация на современном этапе: Признание Россией ДНР и ЛНР (2022 г.).

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

  1. Музей этнографии и антропологии им. Петра Великого https://www.kunstkamera.ru/

  2. Виртуальный Русский музей. Виртуальный тур «Екатерина Великая в стране и мире» https://rusmuseumvrm.ru/online_resources/virtual_tours/virtualniy_tur_ekaterina_velikaya_v_strane_i_mire/index.php

  3. Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» https://tsaritsyno-museum.ru/

  4. Новгородский государственный объединённый музей - заповедник https://novgorodmuseum.ru/

  5. Государственный исторический музей. Залы 25–27 https://shm.ru/

  6. Государственный Эрмитаж https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama?lng=ru

  7. Виртуальная экспозиция «Екатерининский дворец» https://tzar.ru

  8. Экспонаты «Музеев Московского Кремля», посвященные Екатерине II https://www.kreml.ru

  9. Выставка «Екатерина II. Петергофский аспект биографии» https://peterhofmuseum.ru

  10. Интерактивный тур (эпоха Екатерины II и Павла I в картинах Жерара Делабарта) https://rusmuseumvrm.ru/online_resources/virtual_tours/moskva_vremen_ekaterini_ii_i_pavla_i_v_kartinah_zherara_delabarta/index.php

  11. Виртуальная экскурсия «"Это сам Потемкин!" К 280-летию Светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического» https://hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama/virtual_visit/panoramas-u-2/?lng=ru

Цифровые ресурсы МЭШ


  1. Сценарий урока «Великие просветители Европы»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1645187

ID 1645187

  1. Сценарий урока «Внутренняя политика Екатерины II. Часть I. 1762–1775 годы»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1594172

ID 1594172

  1. Сценарий урока «Внешняя политика Екатерины II»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/930749

ID 930749

Оценочные процедуры


Контрольная работа по темам «Преобразования Петра I», «Эпоха дворцовых переворотов», «Российская империя во второй половине XVIII в.».

Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Полководческое мастерство А.В. Суворова», «Крепостное право в России во второй половине XVIII в.»), тесты «Внешняя политика Екатерины II», «Внутренняя политика Екатерины II», устный ответ, терминологический диктант (не менее 7 ключевых понятий темы), диалог/полилог.




Тема

Начало индустриальной эпохи


Содержание темы

Культура западноевропейских стран в XIX веке. Общественно-политические учения XIX века. Развитие культуры в XIX – начале ХХ веков. Социально-экономическое развитие европейских стран. Формирование индустриального общества.

Предметные и метапредметные (м) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

1. Объяснять смысл понятий «либерализм», «социализм», «консерватизм», «национализм», «индустриальное общество», «картель», «трест», «синдикат», «концерн», «класс», «буржуазия», «пролетариат», «романтизм», «реализм», натурализм», «ампир», «модерн», «импрессионизм», «индустриальное общество», «класс», «романтизм», «реализм», «натурализм», «рабочее движение», «Интернационал»

1. Использовать понятия по теме «Начало индустриальной эпохи» при выполнении учебных заданий или решении практических задач

1. Использовать знание понятий по теме «Начало индустриальной эпохи» для интерпретации информации источников по всеобщей истории

1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя стран Европы и США в XIX в.

2. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимать эмоциональное воздействие искусства; осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении особенностей культуры стран Европы и США в XIX в.

3. Понимать ценности мирового искусства при изучении культуры и искусства стран Европы и США в XIX в.

4. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории и культуры стран Европы и США в XIX в.

5. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории и культуры стран Европы и США в XIX в.

6. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории и культуры стран Европы и США в XIX в.

7. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков исторических деятелей, деятелей науки и культуры стран Европы и США в XIX в.


2. Соотносить с периодом Нового времени события и процессы: строительство Суэцкого канала, формирование общественно-политических учений XIX в., формирование индустриального общества, возникновение массового рабочего движения, железнодорожное строительство, урбанизация, индустриализация, развитие науки и техники в XIX в., определять их длительность и последовательность

2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы истории разных стран Европы и США в XIX в.

2. Устанавливать взаимосвязь между событиями и процессами истории разных стран Европы и США с событиями и процессами мировой истории в XIX в.

3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основе составлять описание событий, явлений и процессов истории начала индустриальной эпохи, а также делать выводы об этих событиях, явлениях и процессах всеобщей истории

3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях и процессах истории начала индустриальной эпохи, о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы

3. Выдвигать гипотезы о событиях и процессах истории начала индустриальной эпохи и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М)

4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории начала индустриальной эпохи, о достижениях мировой науки и культуры XIX – начала XX вв., представленную в явном виде, и использовать эту информацию для выполнения учебных заданий по образцу

4. Анализировать и использовать информацию из исторических источников и литературы для формирования, аргументирования и защиты собственной позиции по отношению к событиям истории начала индустриальной эпохи, особенностям мировой науки и культуры XIX – начала XX вв. (М)*

4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории начала индустриальной эпохи (М)

5. Характеризовать по предложенному плану деятельность исторических личностей: А. Сен-Симона, К. Маркса, Ф. Энгельса, П.Ж. Прудона, М. Фарадея, Д.К. Максвелла, Пьера и Марии Кюри, Ч. Дарвина, Л. Пастера, Огюста и Луи Люмьеров, Луи Блана, Т. Эдисона, Н. Теслы, творчество Д. Байрона, В. Гюго, О. де Бальзака, Ч. Диккенса, Э. Делакруа, К. Моне, Ван Гога, Ф. Шуберта, Л. ван Бетховена, Ф. Шопена, Д. Верди, Ж. Бизе, Р. Вагнера, М. Твена, Э. Мане, Ж. Верна, А. Дюма, Л. Кэрролла

5. Давать оценку деятельности исторических личностей: А. Сен-Симона, К. Маркса, Ф. Энгельса, П.Ж. Прудона, М. Фарадея, Д.К. Максвелла, Пьера и Марии Кюри, Ч. Дарвина, Л. Пастера, Огюста и Луи Люмьеров, Луи Блана, Т. Эдисона, Н. Теслы, творчества Д. Байрона, В. Гюго, О. де Бальзака, Ч. Диккенса, Э. Делакруа, К. Моне, Ван Гога, Ф. Шуберта, Л. ван Бетховена, Ф. Шопена, Д. Верди, Ж. Бизе, Р. Вагнера, М. Твена, Э. Мане, Ж. Верна, А. Дюма, Л. Кэрролла, Д. Лондона, Г. Курбе по предложенным критериям (М)

5. Сравнивать деятельность исторических личностей: А. Сен-Симона, К. Маркса, Ф. Энгельса, П.Ж. Прудона, М. Фарадея, Д.К. Максвелла, Пьера и Марии Кюри, Ч. Дарвина, Л. Пастера, Огюста и Луи Люмьеров, Луи Блана, Т. Эдисона, Н. Теслы, творчество Д. Байрона, В. Гюго, О. де Бальзака, Ч. Диккенса, Э. Делакруа, К. Моне, Ван Гога, Ф. Шуберта, Л. ван Бетховена, Ф. Шопена, Д. Верди, Ж. Бизе, Р. Вагнера, М. Твена, Э. Мане, Ж. Верна, А. Дюма, Л. Кэрролла, Д. Лондона, Г. Курбе по самостоятельно выбранным критериям (М)

6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты,

извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях и процессах истории начала индустриальной эпохи, представленную в явном виде

6. С помощью информации из адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях и процессах истории начала индустриальной эпохи с данными исторической карты (М)

6. Давать оценку событиям и процессам истории начала индустриальной эпохи на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях, явлениях и процессах, связанных с историей начала индустриальной эпохи (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях, явлениях и процессах истории начала индустриальной эпохи (М)

7. Выявлять проблемы исследования истории начала индустриальной эпохи, используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М)

8. Различать основные типы исторических источников по истории начала индустриальной эпохи: письменные, вещественные, аудиовизуальные

8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории начала индустриальной эпохи

8. Я могу определить время создания и автора (при наличии) предоставленных учителем исторических источников, связанных с событиями, явлениями и процессами истории начала индустриальной эпохи

9. Представлять информацию о событиях и процессах истории начала индустриальной эпохи, о достижениях мировой науки и культуры XIX – начала XX вв. в форме простого плана, таблицы, схемы (М)

9. Систематизировать информацию из различных источников о событиях, процессах и явлениях истории начала индустриальной эпохи, о достижениях мировой науки и культуры XIX – начала XX вв. и представлять информацию в форме презентации/инфографики/сложного плана (М)

9. Использовать полученные знания и умения для разработки по собственному замыслу и публичного представления проектных/исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории начала индустриальной эпохи (М)

* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

  1. Музей Русского импрессионизма http://www.rusimp.su/

  2. Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков https://www.pushkinmuseum.art/museum/buildings/gallery/index.php?lang=ru

  3. Государственный Эрмитаж https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama?lng=ru

Цифровые ресурсы МЭШ


  1. Сценарий урока «Индустриальное общество в эпоху промышленного переворота»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2298

ID 2298

  1. Сценарий урока «Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/456684

ID 456684

  1. Сценарий урока «Наука: создание научной картины мира»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/480361

ID 480361

  1. Сценарий урока «Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1090965

ID1090965

Оценочные процедуры


Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Общественно-политические учения XIX в.», «Развитие изобразительного искусства Западной Европы XIX в.»), тест «индустриальное общество», устный ответ, терминологический диктант (не менее 7 ключевых понятий темы), диалог/полилог.




Тема

Страны Европы и США в первой половине XIX в.


Содержание темы

Консульство и образование наполеоновской империи. Международные отношения первой половины XIX в. Наполеоновские войны. Венский конгресс. Политическое развитие стран Запада в первой половине XIX в. Социально-экономическое развитие стран Запада в первой половине XIX в.

Предметные и метапредметные (м) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

1. Объяснять смысл понятий «консульство», «континентальная блокада», «конгресс»,

«блокада», «восточный вопрос», «доктрина Монро», «карбонарии», «чартизм», «тред-юнионы», «кодекс Наполеона», «сто дней Наполеона», «Священный союз», «наполеоновские войны», «избирательная реформа», «июльская монархия», «викторианская эпоха»

1. Использовать понятия по теме «Страны Европы и США в первой половине XIX в.» при выполнении учебных заданий или решении практических задач

1. Использовать знание понятий по теме «Страны Европы и США в первой половине XIX в.» для интерпретации информации источников по всеобщей истории

1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя стран Европы и США в первой половине XIX в.

2. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории стран Европы и США в первой половине XIX в.

3. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории стран Европы и США в первой половине XIX в.

4. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории стран Европы и США в первой половине XIX в.

5. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков исторических деятелей стран Европы и США в первой половине XIX в.

6. Сформировать неприятие любых форм экстремизма, дискриминации при изучении общественно-политических процессов истории стран Европы и США в первой половине XIX в., в том числе революций в Европе

7. Сформировать активное неприятие асоциальных поступков, свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства при изучении общественно-политических процессов истории стран Европы и США в первой половине XIX в., в том числе революций в Европе


2. Соотносить с периодом Нового времени события и процессы: битва при Маренго, установление единоличной власти Наполеона во Франции, Амьенский мир, установление империи во Франции, Трафальгарское сражение, Аустерлицкое сражение, установление континентальной блокады, вторжение наполеоновской армии в Испанию, возвращение Наполеона к власти в 1815 г., битва при Ватерлоо, Венский конгресс, создание Священного союза, революции в Южной Европе в 1820-х гг., образование независимой Греции, отделение Египта от Османской империи, революция во Франции 1830 г., революции 1848 г., приход к власти во Франции Наполеона III, определять их длительность и последовательность

2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы истории разных стран Европы и США в первой половине XIX в.

2. Устанавливать взаимосвязь между событиями и процессами истории разных стран Европы и США с событиями и процессами мировой истории первой половины XIX в.

3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основе составлять описание событий, явлений и процессов истории стран Европы и США в первой половине XIX в., а также делать выводы об этих событиях, явлениях и процессах зарубежной истории

3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях и процессах истории стран Европы и США в первой половине XIX в., о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы

3. Выдвигать гипотезы о событиях и процессах истории стран Европы и США в первой половине XIX в. и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М)

4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории стран Европы и США в первой половине XIX в., представленную в явном виде, и использовать эту информацию для выполнения учебных заданий по образцу

4. Анализировать и использовать информацию из исторических источников и литературы для формирования, аргументирования и защиты собственной позиции по отношению к событиям истории стран Европы и США в первой половине XIX в. (М)*

4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории стран Европы и США в первой половине XIX в. (М)

5. Характеризовать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Наполеона Бонапарта, Ж. Фуше, Ш.М. Талейрана, Александра I, Людовика XVIII, Луи-Филиппа I, Наполеона III, Д. Гарибальди, королевы Виктории

5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Наполеона Бонапарта, Ж. Фуше, Ш.М. Талейрана, Александра I, Людовика XVIII, Луи-Филиппа I, Наполеона III, Д. Гарибальди, королевы Виктории по предложенным критериям (М)

5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Наполеона Бонапарта, Ж. Фуше, Ш.М. Талейрана, Александра I, Людовика XVIII, Луи-Филиппа I, Наполеона III, Д. Гарибальди, королевы Виктории по самостоятельно выбранным критериям (М)

6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты,

извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории стран Европы и США в первой половине XIX в., представленную в явном виде

6. С помощью информации из адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях стран Европы и США в первой половине XIX в. с данными исторической карты (М)

6. Давать оценку событиям истории стран Европы и США в первой половине XIX в. на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях, явлениях и процессах, связанных с историей стран Европы и США в первой половине XIX в. (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях, явлениях и процессах истории стран Европы и США в первой половине XIX в. (М)

7. Выявлять проблемы исследования истории стран Европы и США в первой половине XIX в., используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М)

8. Различать основные типы исторических источников по истории стран Европы и США в первой половине XIX в.: письменные, вещественные, визуальные

8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории стран Европы и США в первой половине XIX в.

8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории стран Европы и США в первой половине XIX в.

9. Представлять информацию о событиях и процессах истории стран Европы и США в первой половине XIX в. в форме простого плана, таблицы, схемы (М)

9. Систематизировать информацию из различных источников о событиях, процессах и явлениях истории стран Европы и США в первой половине XIX в. и представлять эту информацию в форме презентации/инфографики/сложного плана (М)

9. Использовать полученные знания и умения для разработки по собственному замыслу и публичного представления проектных/исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории стран Европы и США в первой половине XIX в. (М)

* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

  1. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина https://www.pushkinmuseum.art/media/virtual/index.php?lang=ru

  2. Государственный исторический музей. Музей Отечественной войны 1812 года https://shm.ru/museum/mov/

  3. Государственный Эрмитаж https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama?lng=ru

  4. Музей этнографии и антропологии им. Петра Великого https://www.kunstkamera.ru/

  5. Музей – панорама «Бородинская битва». Виртуальная выставка «Последняя битва императора» https://panoramaborodino.museum-online.moscow/entity/EXHIBITION/3957171

Цифровые ресурсы МЭШ


  1. Сценарий урока «Консульство и образование наполеоновской империи»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1717978

ID 1717978

  1. Сценарий урока «Великобритания: сложный путь к величию и процветанию»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1216856

ID 1216856

  1. Сценарий урока «Объединение Италии»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/116478

ID 116478

  1. Сценарий урока «США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1328429

ID 1328429

Оценочные процедуры


Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Причины поражения Наполеоновской империи в войне с ее противниками», «Революции в Европе 1848 г.»), тесты «Наполеоновские войны», «Страны Европы в первой половине XIX в.», устный ответ, терминологический диктант (не менее 7 ключевых понятий темы), диалог/полилог.




Тема

Азия, Африка и Латинская Америка в XIX – начале XX вв.


Содержание темы

Индия в XIX – начале XX вв. Китай и Япония в XIX – начале XX вв. Культура стран Азии в XIX в. Латинская Америка в XIX – начале XX вв. Народы и государства Африки в XIX в. Колониальный раздел континента. Османская империя в XIX – начале XX вв.

Предметные и метапредметные (м) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

1. Объяснять смысл понятий «каудильо», «банту», «буры», «опиумные войны», «ихэтуань», «революция Мэйдзи», «сипаи», «Индийский национальный конгресс», «танзимат», «младотурки», «тайпины»

1. Использовать понятия по теме «Азия, Африка и Латинская Америка в XIX – начале XX вв.» при выполнении учебных заданий или решении практических задач

1. Использовать знание понятий по теме «Азия, Африка и Латинская Америка в XIX – начале XX вв.» для интерпретации информации источников по зарубежной истории

1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя стран Азии, Африки и Латинской Америки в XIX – начале XX вв.

2. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории стран Азии, Африки и Латинской Америки в XIX – начале XX вв.

3. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории стран Азии, Африки и Латинской Америки в XIX – начале XX вв.

4. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории стран Азии, Африки и Латинской Америки в XIX – начале XX вв.

5. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков исторических деятелей стран Азии, Африки и Латинской Америки в XIX – начале XX вв.

6. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимать эмоциональное воздействие искусства; осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении достижений и особенностей культуры стран Азии, Африки и Латинской Америки в XIX – начале XX вв.

7. Понимать ценности отечественного и мирового искусства, роль этнических культурных традиций и народного творчества при изучении культуры и искусства стран Азии, Африки и Латинской Америки в XIX – начале XX вв.



2. Соотносить с периодом Нового времени события и процессы: образование независимых государств в Латинской Америке, объединение Эфиопии при Теодоросе II, образование Либерии, «открытие Японии», реформы Мэйдзи, Японо-китайская война 1894–1895 гг., опиумные войны, восстание тайпинов, «боксёрское восстание», Синьхайская революция, восстание сипаев в Индии, создание Индийского национального конгресса, отделение от Османской империи Греции, Румынии, Египта, Сербии, Болгарии, реформы танзимата, Младотурецкая революция, определять их длительность и последовательность

2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы истории стран Азии, Африки и Латинской Америки с событиями и процессами истории Европы и США в XIX – начале XX вв.

2. Устанавливать взаимосвязь между событиями и процессами истории стран Азии, Африки и Латинской Америки, Европы и США в XIX – начале XX вв.

3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основе составлять описание событий, явлений и процессов истории стран Азии, Африки и Латинской Америки в XIX – начале XX вв., а также делать выводы об этих событиях, явлениях и процессах

3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях и процессах истории стран Азии, Африки и Латинской Америки в XIX – начале XX вв., о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы

3. Выдвигать гипотезы о событиях и процессах истории стран Азии, Африки и Латинской Америки в XIX – начале XX вв. и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М)

4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории стран Азии, Африки и Латинской Америки в XIX – начале XX вв., достижениях культуры этих стран, представленную в явном виде, и использовать эту информацию для выполнения учебных заданий по образцу

4. Анализировать и использовать информацию из исторических источников и литературы для формирования, аргументирования и защиты собственной позиции по отношению к событиям истории стран Азии, Африки и Латинской Америки в XIX – начале XX вв., особенностям культуры этих стран (М)*

4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории стран Азии, Африки и Латинской Америки в XIX – начале XX вв. (М)

5. Характеризовать по предложенному плану деятельность исторических личностей: С. Боливара, Д. Ливингстона, Теодороса II, Муцухито (Мэйдзи), Хун Сюцюаня, Цыси, Юань Шикая, Сунь Ятсена, Б. Тилака, Махмуда II, Мухаммеда Али Египетского, Абдул-Хамида II

5. Давать оценку деятельности исторических личностей: С. Боливара, Д. Ливингстона, Теодороса II, Муцухито (Мэйдзи), Хун Сюцюаня, Цыси, Юань Шикая, Сунь Ятсена, Б. Тилака, Махмуда II, Мухаммеда Али Египетского, Абдул-Хамида II по предложенным критериям (М)

5. Сравнивать деятельность исторических личностей: С. Боливара, Д. Ливингстона, Теодороса II, Муцухито (Мэйдзи), Хун Сюцюаня, Цыси, Юань Шикая, Сунь Ятсена, Б. Тилака, Махмуда II, Мухаммеда Али Египетского, Абдул-Хамида II по самостоятельно выбранным критериям (М)

6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты,

извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории стран Азии, Африки и Латинской Америки в XIX – начале XX вв., представленную в явном виде

6. С помощью информации из адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории стран Азии, Африки и Латинской Америки в XIX – начале XX вв. с данными исторической карты (М)

6. Давать оценку событиям истории стран Азии, Африки и Латинской Америки в XIX – начале XX вв. на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях, явлениях и процессах, связанных с историей стран Азии, Африки и Латинской Америки в XIX – начале XX вв. (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях, явлениях и процессах истории стран Азии, Африки и Латинской Америки в XIX – начале XX вв. (М)

7. Выявлять проблемы исследования истории стран Азии, Африки и Латинской Америки в XIX – начале XX вв., используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М)

8. Различать основные типы исторических источников по истории стран Азии, Африки и Латинской Америки в XIX – начале XX вв.: письменные, вещественные, аудиовизуальные

8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории стран Азии, Африки и Латинской Америки в XIX – начале XX вв.

8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории стран Азии, Африки и Латинской Америки в XIX – начале XX вв.

9. Представлять информацию о событиях и процессах истории стран Азии, Африки и Латинской Америки в XIX – начале XX вв., о достижениях культуры этих стран в форме простого плана, таблицы, схемы (М)

9. Систематизировать информацию из различных источников о событиях, процессах и явлениях истории стран Азии, Африки и Латинской Америки в XIX – начале XX вв., о достижениях культуры этих стран и представлять информацию в форме презентации/инфографики/сложного плана (М)

9. Использовать полученные знания и умения для разработки по собственному замыслу и публичного представления проектных/исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории стран Азии, Африки и Латинской Америки в XIX – начале XX вв. (М)

* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

  1. Государственный музей Востока https://www.orientmuseum.ru/

  2. Музей этнографии и антропологии им. Петра Великого https://www.kunstkamera.ru/

  3. Государственный Эрмитаж https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama?lng=ru

Цифровые ресурсы МЭШ


  1. Сценарий урока «Индия в XIX в»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1340397

ID 1340397

  1. Сценарий урока «Кризис Османской империи в XIX веке»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/4839

ID 4839

  1. Сценарий урока «Латинская Америка в XIX веке: время перемен»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1056875

ID 1056875

Оценочные процедуры


Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Восстание тайпинов в Китае», «Реформы Мэйдзи в Японии: причины, сущность, последствия»), тест «Страны Азии в XIX в.», устный ответ, терминологический диктант (не менее 7 ключевых понятий темы), диалог/полилог.




Тема

Страны Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв.


Содержание темы

Великобритания во второй половине XIX – начале XX в. Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. Локальные империалистические войны. Военно-политические блоки: Тройственный союз и Антанта. I и II Интернационал. Международные отношения второй половины XIX в. Англо-бурская война. Франко-прусская война. Образование национальных государств в Германии и Италии. К. Кавур. Дж. Гарибальди. О. Бисмарк. От Австрийской империи к Австро-Венгрии. Социально-экономическое развитие стран Запада во второй половине XIX – начале XX вв. США во второй половине XIX – начале XX вв. Реконструкция Юга. Гражданская война в США. Франция во второй половине XIX – начале XX в. Наполеон III.

Предметные и метапредметные (м) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

1. Объяснять смысл понятий «двуединая монархия», «Парижская комунна», «реваншизм», «гомруль», «пангерманизм», «шовинизм», «доктрина открытых дверей», «буры», «империализм», «аболиционизм», «гомстед», «лейбористская партия», «военное-политический блок»

1. Использовать понятия по теме «Страны Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв.» при выполнении учебных заданий или решении практических задач

1. Использовать знание понятий по теме «Страны Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв.» для интерпретации информации источников по всеобщей истории

1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя стран Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв.

2. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории стран Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв.

3. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории стран Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв.

4. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории стран Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв.

5. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков исторических деятелей стран Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв.

6. Сформировать неприятие любых форм экстремизма, дискриминации при изучении общественно-политических и социально-экономических процессов истории стран Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв.

7. Сформировать активное неприятие асоциальных поступков, свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства при изучении общественно-политических и социально-экономических процессов истории стран Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв.

2. Соотносить с периодом Нового времени события и процессы: Крымская война, создание Австро-Венгрии, Франко-прусская война, Парижское восстание 1871 г., возникновение Третьей республики во Франции, колониальная политика европейских стран в Африке и Азии, Австро-прусско-итальянская война, образование Германской империи, завершение объединения Италии, Испано-американская война, Англо-бурская война, Русско-японская война, складывание Антанты, Гаагские конференции, Берлинская конференция 1884–1885 гг., образование независимых Болгарии, Сербии, Румынии, заключение Тройственного союза, Гражданская война в США, отмена рабства в США, реконструкция Юга, определять длительность и последовательность этих событий и процессов

2. Синхронизировать и сравнивать события и процессы истории разных стран Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв.

2. Устанавливать взаимосвязь между событиями и процессами истории разных стран Европы и США с событиями и процессами мировой истории во второй половине XIX – начале XX вв.

3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основе составлять описание событий, явлений и процессов истории стран Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв., а также делать выводы об этих событиях, явлениях и процессах всеобщей истории

3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях и процессах истории стран Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв., о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы

3. Выдвигать гипотезы о событиях и процессах истории стран Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв. и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М)

4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории стран Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв., представленную в явном виде, и использовать эту информацию для выполнения учебных заданий по образцу

4. Анализировать и использовать информацию из исторических источников и литературы для формирования, аргументирования и защиты собственной позиции по отношению к событиям истории стран Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв. (М)*

4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории стран Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв. (М)

5. Характеризовать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Клеменса фон Меттерниха, Франца Иосифа I, Наполеона III, Ж. Жореса, Ж. Клемансо, Б. Дизраэли, У. Гладстона, О. фон Бисмарка, Вильгельма I, Вильгельма II, Д. Гарибальди, К. Кавура, Эммануила II, Николая II, королевы Виктории, Николая I, Александра II, Авраама Линкольна, У. Гранта, Р. Ли, А.Тьера

5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Клеменса фон Меттерниха, Франца Иосифа I, Наполеона III, Ж. Жореса, Ж. Клемансо, Б. Дизраэли, У. Гладстона, О. фон Бисмарка, Вильгельма I, Вильгельма II, Д. Гарибальди, К. Кавура, Эммануила II, Николая II, королевы Виктории, Николая I, Александра II, Авраама Линкольна, У. Гранта, Р. Ли, А.Тьера по предложенным критериям (М)

5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Клеменса фон Меттерниха, Франца Иосифа I, Наполеона III, Ж. Жореса, Ж. Клемансо, Б. Дизраэли, У. Гладстона, О. фон Бисмарка, Вильгельма I, Вильгельма II, Д. Гарибальди, К. Кавура, Эммануила II, Николая II, королевы Виктории, Николая I, Александра II, Авраама Линкольна, У. Гранта, Р. Ли, А.Тьера по самостоятельно выбранным критериям (М)

6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты,

извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории стран Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв., представленную в явном виде

6. С помощью информации из адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории стран Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв. с данными исторической карты (М)

6. Давать оценку событиям истории стран Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв. на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М)


7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях, явлениях и процессах, связанных с историей стран Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв. (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях, явлениях и процессах истории стран Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв. (М)

7. Выявлять проблемы исследования истории стран Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв., используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М)

8. Различать основные типы исторических источников по истории стран Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв.: письменные, вещественные, аудиовизуальные

8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории стран Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв.

8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события, явления и процессы истории стран Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв.

9. Представлять информацию о событиях и процессах истории стран Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв. в форме простого плана, таблицы, схемы (М)

9. Систематизировать информацию из различных источников о событиях, процессах и явлениях истории стран Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв. и представлять эту информацию в форме презентации/инфографики/сложного плана (М)

9. Использовать полученные знания и умения для разработки по собственному замыслу и публичного представления проектных/исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории стран Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв. (М)

* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

  1. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина https://www.pushkinmuseum.art/media/virtual/index.php?lang=ru

  2. Фонд содействия сохранению культурных, исторических и духовных ценностей имени Императора Николая II https://museyfondn2.ru/

  3. Виртуальный Русский музей https://rusmuseumvrm.ru/index.php

  4. Государственный Эрмитаж https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama?lng=ru

Цифровые ресурсы МЭШ


  1. Сценарий урока «Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1217592

ID 1217592

  1. Сценарий урока «Великобритания и её доминионы»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/639473

ID 639473

  1. Сценарий урока «Реконструкция в США»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/443747

ID 443747

Оценочные процедуры


Контрольная работа по темам: «Начало индустриальной эпохи», «Страны Европы и США в первой половине XIX в.», «Азия, Африка и Латинская Америка в XIX – начале XX вв.», «Страны Европы и США во второй половине XIX – начале XX вв.».

Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Реконструкция Юга в США», «Деятельность Д. Гарибальди»), тесты «Гражданская война в США», «Образование Германской империи», устный ответ, терминологический диктант (не менее 7 ключевых понятий темы), диалог/полилог.