Файл: Программа учебного предмета история основное общее образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 198

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Тема

Индия и Китай в древности


Содержание темы

Древний Китай. Правление Цинь Шихуанди. Древняя Индия. Индийские варны. Культура Древнего Китая. Учение Конфуция. Религия и культура Древней Индии. Учение Будды.

Предметные и метапредметные (м) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

1. Объяснять смысл понятий «джунгли», «хлопчатник», «брахманы», «каста», «неприкасаемые», «буддизм», «индуизм», «империя», «конфуцианство», «шёлк», «компас», «Великая китайская стена»

1. Использовать понятия по теме «Индия и Китай в древности» при выполнении учебных заданий или решении практических задач

1. Использовать знание понятий по теме «Индия и Китай в древности» для понимания и анализа информации исторических текстов по истории Индии и Китая в древности

  1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека - жителя Древней Индии или Древнего Китая

  2. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимать эмоциональное воздействие искусства; осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении особенностей культуры Древней Индии и Древнего Китая

  3. Понимать ценности мирового искусства при изучении культуры и искусства Древней Индии и Древнего Китая

  4. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории Древней Индии и Древнего Китая

  5. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории Древней Индии и Древнего Китая

  6. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории Древней Индии и Древнего Китая

  7. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков исторических деятелей Древней Индии и Древнего Китая

2. Соотносить с эпохой Древнего мира события: объединение Китая при Цинь Шихуанди, распад империи Цинь, возникновение конфуцианства, возникновение буддизма, возникновение державы Ашоки в Индии, определять их длительность и последовательность

2. Синхронизировать и сравнивать события истории Индии и Китая в древности с событиями истории других стран Древнего Востока

2. Устанавливать взаимосвязь между историческими событиями в различных государствах Древнего Востока

3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основании делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях, процессах истории Индии и Китая в древности

3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях, процессах, связанных с историей Индии и Китая в древности, о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы

3. Выдвигать гипотезы о событиях, явлениях, процессах истории Индии и Китая в древности и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М)

4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории Индии и Китая в древности, достижениях культуры, представленную в явном виде, и использовать её для выполнения учебных заданий по образцу

4. Анализировать и использовать информацию из источников и литературы для формирования собственной позиции по отношению к событиям истории Индии и Китая в древности, аргументировать и защищать её (М)*

4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории Индии и Китая в древности (М)

5. Описывать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Будды, Ашоки, Конфуция, Цинь Шихуанди

5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Будды, Ашоки, Конфуция, Цинь Шихуанди по различным критериям (М)

5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Будды, Ашоки, Конфуция, Цинь Шихуанди по нескольким критериям (М)

6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты,

извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории Индии и Китая в древности, представленную в явном виде


6. С помощью адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории Индии и Китая в древности с данными исторической карты (М)

6. Давать оценку событиям истории Индии и Китая в древности на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М)

7. Под руководством учителя осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях, связанных с историей Индии и Китая в древности (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях, связанных с историей Индии и Китая в древности (М)

7. Выявлять проблемы исследования истории Индии и Китая в древности, используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М)

8. Различать основные типы исторических источников по истории Индии и Китая в древности: письменные, вещественные, визуальные

8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события истории Индии и Китая в древности

8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события истории Индии и Китая в древности

9. Использовать предложенную учителем информацию о событиях истории Индии и Китая в древности, о достижениях культуры Индии и Китая в древности и представлять её в форме простого плана, таблицы, схемы (М)

9. Использовать информацию из различных источников о событиях истории Индии и Китая в древности, о достижениях культуры Индии и Китая в древности и представлять её в форме презентации, инфографики, сложного плана (М)

9. Использовать полученные знания и умения для разработки и публичного представления по собственному замыслу проектно-исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории Индии и Китая в древности (М)

* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

  1. Государственный музей Востока https://www.orientmuseum.ru/

  2. Музей этнографии и антропологии им. Петра Великого https://www.kunstkamera.ru/

  3. Государственный Эрмитаж https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama?lng=ru

Цифровые ресурсы МЭШ


  1. Сценарий темы «Индия и Китай в древности»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2381217

ID 2381217

  1. Сценарий урока «Природа и люди Древней Индии»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/25671

ID 25671

  1. Сценарий урока «Первый властелин единого Китая»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/42600

ID 42600

Оценочные процедуры


Контрольная работа по темам «История как наука», «Первобытные собиратели и охотники», «Первобытные земледельцы и скотоводы», «Древний Египет», «Западная Азия в древности», «Индия и Китай в древности».

Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Боги Древней Индии», «Последствия объединения китайских царств первым императором в единое государство»), тест «Индия и Китай в древности», устный ответ, терминологический диктант (не менее 5 ключевых понятий темы).




Тема

Древнейшая Греция


Содержание темы

Боги и герои Древней Греции. Мифы Древней Греции. Государства Ахейской Греции. Минойская цивилизация. Поэмы Гомеры «Илиада» и «Одиссея». Территория, природа и население Древней Греции. Троянская война.

Предметные и метапредметные (м) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

1. Объяснять смысл понятий «миф», «Троянская война», «ахейцы», «троянцы», «греки», «лабиринт»

1. Использовать понятия по теме «Древнейшая Греция» при выполнении учебных заданий или решении практических задач

1. Использовать знание понятий по теме «Древнейшая Греция» для понимания и анализа информации исторических текстов по истории Древней Греции бронзового века

1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека - жителя Древней Греции эпохи бронзового века

2. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимать эмоциональное воздействие искусства; осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении особенностей культуры Древней Греции эпохи бронзового века

3. Понимать ценности мирового искусства при изучении культуры и искусства Древней Греции эпохи бронзового века

4. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории Древней Греции эпохи бронзового века

5. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории Древней Греции эпохи бронзового века

6. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории Древней Греции эпохи бронзового века

7. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков исторических деятелей Древней Греции эпохи бронзового века



2. Соотносить с эпохой Древнего мира события: Троянская война, гибель государств Ахейской Греции, определять их длительность и последовательность

2. Синхронизировать и сравнивать события истории Древней Греции эпохи бронзового века с событиями истории Древнего Востока

2. Устанавливать взаимосвязь между историческими событиями в различных государствах Древнейшей Греции, Древнего Востока во II — начале I тыс. до н. э.

3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основании делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях, процессах истории Древней Греции эпохи бронзового века, о религии и мифах древних греков

3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях, процессах, связанных с историей Древней Греции эпохи бронзового века, о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы

3. Выдвигать гипотезы о событиях, явлениях, процессах истории Древней Греции эпохи бронзового века и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М)

4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории Древней Греции эпохи бронзового века, о религии и мифах древних греков, представленную в явном виде, и использовать её для выполнения учебных заданий по образцу

4. Анализировать и использовать информацию из источников и литературы для формирования собственной позиции по отношению к событиям истории Древней Греции эпохи бронзового века, аргументировать и защищать её (М)*

4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории Древней Греции эпохи бронзового века (М)

5. Описывать по предложенному плану творчество Гомера, а также образы персонажей древнегреческой мифологии: Геракла, Ахиллеса, Гектора, Тесея, Агамемнона, Одиссея, Пенелопы

5. Давать оценку деятельности мифологических персонажей: Геракла, Ахиллеса, Гектора, Тесея, Агамемнона, Одиссея, Пенелопы по различным критериям (М)


5. Сравнивать деятельность мифологических персонажей: Геракла, Ахиллеса, Гектора, Тесея, Агамемнона, Одиссея, Пенелопы по нескольким критериям (М)

6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты,

извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории Древней Греции эпохи бронзового века, представленную в явном виде

6. С помощью адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории Древней Греции эпохи бронзового века с данными исторической карты (М)

6. Давать оценку событиям истории Древней Греции эпохи бронзового века на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М)

7. Под руководством учителя осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях, связанных с историей Древней Греции эпохи бронзового века (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях, связанных с историей Древней Греции эпохи бронзового века (М)

7. Выявлять проблемы исследования истории Древней Греции эпохи бронзового века, используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М)

8. Различать основные типы исторических источников по истории Древнейшей Греции: письменные, вещественные, визуальные

8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события истории Древнейшей Греции

8. Осуществлять поиск (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события истории Древнейшей Греции, самостоятельно проводить их атрибуцию

9. Использовать предложенную учителем информацию о событиях истории Древней Греции эпохи бронзового века, о религиозных представлениях древних греков и представлять её в форме простого плана, таблицы, схемы (М)

9. Использовать информацию из различных источников о событиях истории Древней Греции эпохи бронзового века, о религии древних греков и представлять её в форме презентации, инфографики, сложного плана (М)

9. Использовать полученные знания и умения для разработки и публичного представления по собственному замыслу проектно-исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории Древней Греции эпохи бронзового века (М)

* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

  1. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина https://www.pushkinmuseum.art/media/virtual/index.php?lang=ru

  2. Государственный Эрмитаж https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama?lng=ru

Цифровые ресурсы МЭШ


  1. Сценарий темы «Древнейшая Греция»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2312735

ID 2312735

  1. Сценарий урока «Греки и критяне»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/675893

ID 675893

  1. Сценарий урока «Микены и Троя»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/685852

ID 685852

Оценочные процедуры


Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Гибель цивилизации Минойского Крита», «Была ли на самом деле Троянская война?»), тест «Греки и критяне», устный ответ, терминологический диктант (не менее 5 ключевых понятий темы).




Тема

Полисы Греции


Содержание темы

Греческая колонизация. Древняя Спарта. Законы Ликурга. Зарождение демократии в Афинах. Реформы Клисфена. Реформы Солона. Олимпийские игры.

Предметные и метапредметные (м) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

1. Объяснять смысл понятий «полис», «колонии», «варвары», «атлет», «ипподром», «илоты», «демос», «ареопаг», «архонт», «демократия», «метрополия»

1. Использовать понятия по теме «Полисы Греции» при выполнении учебных заданий или решении практических задач

1. Использовать знание понятий по теме «Полисы Греции» для понимания и анализа информации исторических текстов по истории полисов Древней Греции

1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека - жителя полисов Древней Греции

2. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимать эмоциональное воздействие искусства; осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении особенностей культуры Древней Греции

3. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории Древней Греции

4. Понимать ценности мирового искусства при изучении культуры и искусства полисов Древней Греции

5. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории Древней Греции

6. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении полисов Древней Греции

7. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков исторических деятелей полисов Древней Греции



2. Соотносить с эпохой Древнего мира события: основание греческих колоний на берегах Средиземного и Черного морей, начало Олимпийских игр, установление законов Ликурга, реформа Солона в Афинах, определять их длительность и последовательность

2. Синхронизировать и сравнивать события истории полисов Древней Греции с событиями истории Древнего Востока

2. Устанавливать взаимосвязь между историческими событиями в различных государствах Древней Греции, Древнего Востока

3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основании делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях, процессах истории полисов Древней Греции

3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях, процессах, связанных с историей полисов Древней Греции, о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы

3. Выдвигать гипотезы о событиях, явлениях, процессах истории полисов Древней Греции и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М)

4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории полисов Древней Греции, представленную в явном виде, и использовать её для выполнения учебных заданий по образцу

4. Анализировать и использовать информацию из источников и литературы для формирования собственной позиции по отношению к событиям истории полисов Древней Греции, аргументировать и защищать её (М)*

4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории полисов Древней Греции (М)

5. Описывать по предложенному плану деятельность Солона

5. Давать оценку деятельности Солона (М)

5. Сравнивать деятельность Солона и других деятелей истории Древней Греции по нескольким критериям (М)

6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты,

извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории полисов Древней Греции, представленную в явном виде

6. С помощью адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории полисов Древней Греции с данными исторической карты (М)

6. Давать оценку событиям истории полисов Древней Греции на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М)

7. Под руководством учителя осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях, связанных с историей полисов Древней Греции (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях, связанных с историей полисов Древней Греции (М)

7. Выявлять проблемы исследования истории полисов Древней Греции, используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М)

8. Различать основные типы исторических источников по истории полисов Древней Греции: письменные, вещественные, визуальные

8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события истории полисов Древней Греции

8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события истории полисов Древней Греции

9. Использовать предложенную учителем информацию о событиях истории полисов Древней Греции и представлять её в форме простого плана, таблицы, схемы (М)

9. Использовать информацию из различных источников о событиях истории полисов Древней Греции и представлять её в форме презентации, инфографики, сложного плана (М)

9. Использовать полученные знания и умения для разработки и публичного представления по собственному замыслу проектно-исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории полисов Древней Греции (М)

* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

  1. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина https://www.pushkinmuseum.art/media/virtual/index.php?lang=ru

  2. Государственный исторический музей. Зал 5 https://shm.ru/

  3. Государственный Эрмитаж https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama?lng=ru

Цифровые ресурсы МЭШ


  1. Сценарий темы «Полисы Греции»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2292858

ID 2292858

  1. Сценарий урока «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1087259

ID 1087259

  1. Сценарий урока «Зарождение демократии в Афинах»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/1087277

ID 1087277

Оценочные процедуры


Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Афины и Спарта: черты сходства и различия», «Причины и последствия греческой колонизации»), тест «Полисы Греции», устный ответ, терминологический диктант (не менее 5 ключевых понятий темы).




Тема

Возвышение Афин


Содержание темы

Афинская демократия при Перикле. Греко – персидские войны. Битва при Платеях. Фермопильское сражение. Леонид. Марафонская битва. Мильтиад.

Предметные и метапредметные (м) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

1. Объяснять смысл понятий «стратег», «оратор», «вольноотпущенник», «Совет пятисот», «фаланга», «триера», «амфора», «пифос», «акрополь», «фронтон», «кариатиды», «стиль», «палестра», «гимнасий», «орхестра», «скена», «трагедия», «комедия»

1. Использовать понятия по теме «Возвышение Афин» при выполнении учебных заданий или решении практических задач

1. Использовать знание понятий по теме «Возвышение Афин» для интерпретации информации источников по истории Древней Греции V в. до н. э.

1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека – жителя Древней Греции V в. до н. э.

2. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимать эмоциональное воздействие искусства; осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении особенностей культуры Древней Греции V в. до н. э.

3. Понимать ценности мирового искусства при изучении культуры и искусства Древней Греции V в. до н. э.

4. Сформировать навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие при выполнении учебных заданий, связанных с изучением истории Древней Греции V в. до н. э.

5. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории Древней Греции V в. до н. э.

6. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории Древней Греции V в. до н. э.

7. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков исторических деятелей Древней Греции V в. до н. э.


2. Соотносить с эпохой Древнего мира события и процессы: деятельность Перикла, начало греко-персидских войн, завершение греко-персидских войн, Марафонское сражение, Саламинское сражение, определять их длительность и последовательность

2. Синхронизировать и сравнивать события истории Древней Греции V в. до н. э. с событиями истории Древнего Востока

2. Устанавливать взаимосвязь между историческими событиями в различных государствах Древней Греции, Древнего Востока

3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основании делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях, процессах истории Древней Греции V в. до н. э.

3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях, процессах, связанных с историей Древней Греции V в. до н. э., о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы

3. Выдвигать гипотезы о событиях, явлениях, процессах истории Древней Греции V в. до н. э. и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М)

4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории Древней Греции V в. до н. э., достижениях культуры, представленную в явном виде, и использовать её для выполнения учебных заданий по образцу

4. Анализировать и использовать информацию из источников и литературы для формирования собственной позиции по отношению к событиям истории Древней Греции V в. до н. э., аргументировать и защищать её (М)*

4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории Древней Греции V в. до н. э. (М)

5. Описывать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Фемистокла, Леонида, Мильтиада, Перикла, Ксеркса, творчество Фидия, Софокла, Аристофана

5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Фемистокла, Леонида, Мильтиада, Перикла, Ксеркса и творчества Фидия, Софокла, Аристофана (М)

5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Фемистокла, Леонида, Мильтиада, Перикла, Ксеркса и творчество Фидия, Софокла, Аристофана по нескольким критериям (М)

6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты,

извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории Древней Греции V в. до н. э., представленную в явном виде

6. С помощью адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории Древней Греции V в. до н. э. с данными исторической карты (М)

6. Давать оценку событиям истории Древней Греции V в. до н. э. на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М)

7. Под руководством учителя осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях, связанных с историей Древней Греции V в. до н. э. (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях, связанных с историей Древней Греции V в. до н. э. (М)

7. Выявлять проблемы исследования истории Древней Греции V в. до н. э., используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М)

8. Различать основные типы исторических источников по истории Древней Греции V в. до н. э.: письменные, вещественные, визуальные

8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события истории Древней Греции V в. до н. э.

8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события истории Древней Греции V в. до н. э.

9. Использовать предложенную учителем информацию о событиях истории Древней Греции V в. до н. э., о достижениях афинской культуры и представлять её в форме простого плана, таблицы, схемы (М)

9. Использовать информацию из различных источников о событиях истории Древней Греции V в. до н. э., о достижениях афинской культуры и представлять её в форме презентации, инфографики, сложного плана (М)

9. Использовать полученные знания и умения для разработки и публичного представления по собственному замыслу проектно-исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории и культуры Древней Греции V в. до н. э. (М)

* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

  1. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина https://www.pushkinmuseum.art/media/virtual/index.php?lang=ru

  2. Государственный Эрмитаж https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama?lng=ru

Цифровые ресурсы МЭШ


  1. Сценарий темы «Возвышение Афин»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2380474

ID 2380474

  1. Сценарий урока «Победа греков над персами в Марафонской битве»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/709857

ID 709857

  1. Сценарий урока «В городе богини Афины»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/10274

ID 1088626

Оценочные процедуры


Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «В чем причины победы греков в греко-персидских войнах?», «Культура древних Афин»), тест «В городе богини Афины», устный ответ, терминологический диктант (не менее 5 ключевых понятий темы).




Тема

Македонские завоевания


Содержание темы

Возвышение Македонии. Царь Филипп. Походы Александра Македонского. Битва при Гавгамелах. Битва при Иссе. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства. Культура эллинистического мира

Предметные и метапредметные (м) результаты

Личностные результаты

Начальный

Повышенный

Высокий

1. Объяснять смысл понятий «эллинизм», «эллинистические государства», «музей», «осадная башня», «пергамент»

1. Использовать понятия по теме «Македонские завоевания» при выполнении учебных заданий или решении практических задач

1. Использовать знание понятий по теме «Македонские завоевания» для понимания и анализа информации исторических текстов по истории Древней Греции IV в. до н. э. и эпохи эллинизма

1. Понимать роль различных социальных институтов в жизни человека в период македонских завоеваний

2. Уметь анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики при изучении истории Древней Греции IV в. до н. э.

3. Понимать ценности мирового искусства при изучении культуры и искусства эпохи эллинизма.

4. Уметь ориентироваться в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой при изучении истории Древней Греции IV в. до н. э.

5. Овладеть основными навыками исследовательской деятельности, сформировать установку на осмысление опыта, наблюдений, поступков исторических деятелей Древней Греции IV в. до н. э.

6. Понимать ценности мирового искусства при изучении культуры и искусства эпохи эллинизма

7. Сформировать восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству других народов, понимать эмоциональное воздействие искусства; осознавать важность художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения при изучении культуры и искусства эпохи эллинизма


2. Соотносить с эпохой Древнего мира события: реформа македонской армии при царе Филиппе, завоевание Македонией Греции, завоевательные походы Александра Македонского, распад империи Александра Македонского, образование эллинистических царств, битва при Херонее, битва при Иссе, битва при Гавгамелах, определять их длительность и последовательность

2. Синхронизировать и сравнивать события истории Древней Греции IV в. до н. э. и эпохи эллинизма с событиями истории Древнего Востока

2. Устанавливать взаимосвязь между историческими событиями в различных государствах Древней Греции, Древнего Востока IV в. до н. э. и эпохи эллинизма

3. Извлекать информацию из учебного текста и на её основании делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях, процессах истории Древней Греции IV в. до н. э. и эпохи эллинизма

3. Делать выводы о событиях, исторических деятелях, явлениях истории Древней Греции IV в. до н. э. и эпохи эллинизма, о причинах и последствиях исторических событий, используя информацию из исторических источников и литературы

3. Выдвигать гипотезы о событиях, явлениях, процессах истории Древней Греции IV в. до н. э., эпохи эллинизма и осуществлять их проверку на основе дополнительной информации из исторических источников и литературы (М)

4. Находить в учебных материалах информацию о событиях, процессах, явлениях истории Древней Греции IV в. до н. э. и эпохи эллинизма, достижениях эллинистической культуры, представленную в явном виде, и использовать её для выполнения учебных заданий по образцу

4. Анализировать и использовать информацию из источников и литературы для формирования собственной позиции по отношению к событиям истории Древней Греции IV в. до н. э. и эпохи эллинизма, к достижениям эллинистической культуры, аргументировать и защищать её (М)*

4. Подбирать аргументы для подтверждения/опровержения различных точек зрения на события, процессы, явления истории Древней Греции IV в. до н. э. и эпохи эллинизма (М)

5. Описывать по предложенному плану деятельность исторических личностей: Филиппа Македонского, Александра Македонского, Демосфена, Дария III

5. Давать оценку деятельности исторических личностей: Филиппа Македонского, Александра Македонского, Демосфена, Дария III по различным критериям (М)

5. Сравнивать деятельность исторических личностей: Филиппа Македонского, Александра Македонского, Демосфена, Дария III по нескольким критериям (М)

6. Распознавать по словесному описанию и показывать на исторической карте объекты,

извлекать из исторической карты и её легенды информацию о событиях истории Древней Греции IV в. до н. э. и эпохи эллинизма, представленную в явном виде

6. С помощью адаптированных исторических источников и учебных текстов выявлять взаимосвязь информации о событиях истории Древней Греции IV в. до н. э. и эпохи эллинизма с данными исторической карты (М)

6. Давать оценку событиям истории Древней Греции IV в. до н. э. и эпохи эллинизма на основе анализа данных исторической карты с привлечением информации исторических источников и литературы (М)

7. Под руководством учителя осуществлять поиск фактов для подтверждения заданной точки зрения о событиях, связанных с историей Древней Греции IV в. до н. э. и эпохи эллинизма (М)

7. Осуществлять поиск фактов для подтверждения или опровержения заданной точки зрения о событиях, связанных с историей Древней Греции IV в. до н. э. и эпохи эллинизма (М)

7. Выявлять проблемы исследования истории Древней Греции IV в. до н. э. и эпохи эллинизма, используя межпредметные связи, информацию исторических источников и литературы (М)

8. Различать основные типы исторических источников по истории Древней Греции IV в. до н. э. и эпохи эллинизма: письменные, вещественные, визуальные

8. Проводить атрибуцию предоставленных учителем исторических источников, характеризующих события истории Древней Греции IV в. до н. э. и эпохи эллинизма

8. Осуществлять поиск и проводить атрибуцию (неадаптированных) исторических источников, характеризующих события истории Древней Греции IV в. до н. э. и эпохи эллинизма

9. Использовать предложенную учителем информацию о событиях истории Древней Греции IV в. до н. э., эпохи эллинизма, о достижениях эллинистической культуры и представлять её в форме простого плана, таблицы, схемы (М)

9. Использовать информацию из различных источников о событиях истории Древней Греции IV в. до н. э., эпохи эллинизма, о достижениях эллинистической культуры и представлять её в форме презентации, инфографики, сложного плана (М)

9. Использовать полученные знания и умения для разработки и публичного представления по собственному замыслу проектно-исследовательских работ, посвященных событиям, процессам и явлениям истории Древней Греции IV в. до н. э. и эпохи эллинизма (М)

* (М) – метапредметные результаты. Курсивом выделены универсальные учебные действия

Социокультурные и научно-технические ресурсы города, страны

  1. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина https://www.pushkinmuseum.art/media/virtual/index.php?lang=ru

  2. Государственный Эрмитаж https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/panorama?lng=ru

Цифровые ресурсы МЭШ


  1. Сценарий темы «Македонские завоевания»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/2326755

ID 2326755

  1. Сценарий урока «Города Греции подчиняются Македонии»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/928109

ID 928109

  1. Сценарий урока «Поход Александра Македонского на Восток»: https://uchebnik.mos.ru/material_view/lesson_templates/636247

ID 636247

Оценочные процедуры


Рекомендуемые формы контроля: работа с картой, опрос, доклад, исследовательская работа, проект (например, «Эпоха Эллинизма», «Походы Александра Македонского»), тест «Македонские завоевания», устный ответ, терминологический диктант (не менее 5 ключевых понятий темы).