Файл: Теоретические основы формирования навыков самообслуживания детей в младшем дошкольном возрасте Понятие самообслуживание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические основы формирования навыков самообслуживания детей в младшем дошкольном возрасте………………..

1.1 Понятие «самообслуживание»………………………………………………...

1.2 Классификация навыков самообслуживания…………………………………

1.3. Методы и приемы организации работы по формированию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста…………………..

Глава 2. Работа по формированию навыков самообслуживания детей в младшей группе ДОУ………………………………………………………....... 

2.1. Методические рекомендации воспитателю по формированию навыков самообслуживания детей в младшей группе ДОУ……………………………..

2.2. Самоанализ работы по формированию навыков самообслуживания детей в младшем дошкольном возрасте…………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………

Приложение


Введение
Самообслуживание как один из видов трудовой деятельности играет основную роль в становлении у ребенка самостоятельности.
Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка. Именно с младшего дошкольного возраста начинают формироваться такие черты характера, как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. 
Разработанность темы. Исследования психологов доказывают, что в период младшего дошкольного возраста открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества (Александр Владимирович Запорожец, Александр Георгиевич Ковалев, Алексей Николаевич Леонтьев, Анна Александровна Люблинская, Сергей Леонидович Рубинштейн). 

Изучение проблемы самостоятельности в настоящее время ведется в различных аспектах. Исследуются сущность самостоятельности, ее природа (Григорий Алексеевич Балл, Павел Иванович Пидкасистый, Антонина Георгиевна Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности, условия и методы развития самостоятельности взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами.
Совокупный анализ исследований по данной проблеме позволяет выделить ряд ступеней в формировании навыков самообслуживания, характерные особенности проявления навыков самообслуживания детьми в разных видах деятельности и на разных возрастных этапах.
 В последние годы психологи и педагоги все чаще обращают внимание педагогов ДОУ и родителей на значимость проблемы развития, воспитания и обучения ребенка с рождения до трех лет. 

Сотрудничество и взаимодействие воспитателя с детьми является важным условием для развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста и формирования навыков самообслуживания.

Объект исследования: самообслуживание детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: организация рациональной обстановки для формирования навыков самообслуживания как средство самопознания детей младшего дошкольного возраста.

Цель работы - изучить формирование навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста.

Цель работы реализуется через следующие задачи:

1. определить специфику навыков самообслуживания детей младшего 
дошкольного возраста;

2. рассмотреть процесс воспитания навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста;

3. охарактеризовать методы и приемы формирования навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

В ходе работы использовались следующие методы:

  1. анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

  2. наблюдение за дошкольниками.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные педагогические условия, методы, и приёмы формирования навыков самообслуживания детей в младшем дошкольном возрасте могут быть реализованы педагогами в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений.

Глава 1. Теоретические основы формирования навыков самообслуживания детей в младшем дошкольном возрасте
1.1 Понятие «самообслуживание»

Самообслуживание – основной вид труда младшего дошкольника. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети, освобождаясь от опеки взрослых, становятся более равноправными членами семейного коллектива. Именно через самообслуживание ребёнок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним. Через него ребёнок узнаёт цену заботам о себе и постепенно приобретает умение действенно заботиться о своих близких. В процессе 

самообслуживания он узнаёт много нового о вещах, об их качествах и назначении. Последовательность процессов одевания, умывания, раздевания требуют работы памяти. Для точности выполнения действия необходимо внимание, сосредоточенность.

С помощью труда по самообслуживанию у детей воспитываются навыки и умения быть самостоятельными, опрятными, приводить в порядок личные вещи, игрушки. К труду по самообслуживанию дети приучаются с раннего детства. Значение самообслуживания состоит в жизненной необходимости. Навыки ежедневной повторяемости очень прочны. С самообслуживания начинается трудовое воспитание детей. Воспитание навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду. В младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности.

Повторяемость режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивает прочность навыков, создаёт предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживающему трудуТруд по самообслуживанию развивает у ребёнка ловкость, координацию движений, приучает к порядку, формирует самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. Оценивая воспитательное значение самообслуживания, надо особо отметить его жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребёнка.Программой воспитания и обучения в детском саду у детей четвертого года жизни предусматривается воспитание следующих навыков самообслуживания:

  • самостоятельно и аккуратно есть, хорошо пережёвывая пищу с закрытым ртом;

  • пользоваться ложкой, вилкой; без напоминания пользоваться салфеткой; 

  • самостоятельно мыть руки, засучивая рукава, мыть лицо, не разбрызгивая воду, пользоваться мылом, сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его в отведённое место, пользоваться личным полотенцем; самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности, аккуратно складывать и вешать одежду, замечать неполадки в костюме и исправлять их самостоятельно, либо обратившись за помощью к взрослому или товарищу;

  • убирать игрушки, книжки, строительный материал на определённое место.


Эти навыки могут быть сформированы, стать достаточно устойчивыми, если в семье созданы необходимые условия: выделены отдельная полка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков); постоянное и удобное место для полотенца, зубной щётки, мыла; сделана устойчивая подставка под ноги для умывания, даётся удобная для одевания одежда (легко застёгивающиеся пуговицы, шнурки с наконечниками для обуви и пр.). Но, конечно, только лишь условия, созданные взрослыми, не гарантируют овладения детьми навыками самообслуживания. Для этого необходимо правильное руководство действиями детей со стороны взрослых членов семьи, в дошкольном образовательном учреждении – со стороны воспитателя.
1.2 Классификация навыков самообслуживания

Изучение развития навыков самообслуживания у ребенка и соотношение этого развития с полом, возрастом и социальным происхождением имеют непосредственный педагогический интерес, так как лишь хорошо зная социально-трудовые умения данного коллектива, можно построить правильный план педагогической работы с ним и создать надлежащую обстановку для дальнейшего воспитания активности ребенка. Изучение развития навыков самообслуживания и определение их наличия в данный момент у ребенка или детского коллектива не менее важны для научной характерологии, ибо эти навыки в очень большой степени не только характеризуют ребенка или коллектив со стороны большей или меньшей физической силы, ловкости и координации движений, а также дают много указаний на прошлую жизнь исследуемого ребенка или детского коллектива, его интересы и его социальную ценность в борьбе за существование.

Подробно рассмотреть социально-бытовые навыки поможет данная классификация[2]:

1. Навыки по уходу за собой:

Умение надеть рубашку, штанишки, застегивать пуговицы, кнопки, вешать одежду, мыть лицо, шею, уши, вытирать нос платком, чистить зубы, причесывать волосы, пользоваться уборной.

2. Навыки, относящиеся к питанию:

Умение намазать хлеб маслом, налить чай, накрыть стол, убрать со стола, раздать пищу, есть ложкой, пить из чашки и т.д.

3. Элементарные движения:

Умение вытереть ноги при входе, сесть на стул, подниматься по лестнице и т.д.

4. Навыки, относящиеся к ручному труду:

Умение держать иглу, сделать узелок, пришить пуговицу, сшить для куклы, стирать для куклы и т.д.

5. Уход за помещением:

Умение открыть окно, дверь ключом, вытирать пыль, постлать постель, зажечь лампу, плиту, выключить свет.


Развитию всех вышеизложенных навыков самообслуживания способствует создание группы нового образца - группы социально-бытовой ориентации, которая даёт возможность прививать детям навыки бытового труда.

Специальные задачи социально-бытовой ориентации:

1. Обучать детей этике поведения во время приема пищи, при общении с людьми

2. Учить детей сервировать стол сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно, убирать посуду после приема пищи

3. Учить детей мыть посуду под контролем воспитателя

4. Обучить детей отдельным операциям при уборке помещения (вытирание пыли, чистка ковра пылесосом)

5. Научить пользоваться бытовыми приборами: магнитофоном, пылесосом

6. Учить детей уходу за комнатными растениями (правильный полив).

7. Развивать гигиенические навыки: умение правильно умываться и мыть руки, чистить зубы, пользоваться салфетками (полотенцем), туалетной бумагой

8. Содержать в порядке свою одежду и обувь

9. Развивать умение работать, учить подчиняться общим требованиям, выполнять словесные инструкции педагога

10. Активизировать познавательный интерес

11. Обучать детей сюжетно-ролевым играм. Учить детей играть по правилам

12. Активизировать речь через практическую деятельность, обогащать словарь детей, развивать связную речь

13. Развивать коммуникативные навыки: учить детей вежливому обращению со сверстниками и со взрослыми в ролевых играх и коммуникативных тренингах и бытовых - ситуациях. Учить детей правильно воспринимать и различать эмоции, мимику, жесты человека: радость, горе, гнев, недовольство, удивление

14. Совершенствовать мелкую моторику, координацию движений руки и глаза.

15. Развивать внимание, зрительную, слуховую и механическую память (разучивание стихов)

16. Совершенствовать мелкую моторику, координацию движений руки и глаза.

17. Развивать внимание, зрительную, слуховую и механическую память (разучивание стихов)

18. Совершенствовать мелкую моторику, координацию движений руки и глаза.

19. Развивать внимание, зрительную, слуховую и механическую память. (разучивание стихов)

20. Развивать наглядно - действенное мышление

21. Развивать элементарные математические представления: счет до 5, знание основных цветов, геометрических фигур(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), понятия: много, мало, большие - маленькие, большой - маленький, средний, длинный - короткий. Учить различать и называть времена года, время суток: утро, день, вечер, ночь