Файл: Теоретические основы формирования навыков самообслуживания детей в младшем дошкольном возрасте Понятие самообслуживание.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 177

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ненавязчивый контроль за деятельностью детей позволяет увидеть их успехи и неудачи. При допущенной ошибке воспитатель может дополнительно показать то, что не получается, в чем ребенок затрудняется. В разных ситуациях помощь также будет различной. Даже действуя за ребенка, важно дать ему понять, что и он работает, что и он что-то может. Ребенку нужно дать возможность поупражняться   в   действии,    усвоить         его.
        Полезно поддерживать мельчайшие проблески  сотрудничества со сверстниками, нужно трудиться над развитием сопереживания, эмоциональной отзывчивости, учить оказывать и принимать помощь. Также необходимо при формировании  у детей навыков самообслуживания проводить беседы с родителями, предупреждая чрезмерную опеку к своим чадам с их стороны.

Для успешной работы в  формировании навыков самообслуживания всё имеет большое значение -   удобная одежда с  обувью у  детей, соблюдение  режима, планомерная совместная  систематическая работа воспитателя и родителей.
        Педагогу и родителям важно поддерживать ребенка, замечать самые мельчайшие его         успехи. Здесь очень важны будут мимика и интонация, взгляды и жесты, слова одобрения и ласка, добрая улыбка, ласковый спокойный голос, чуткое и заботливое отношение к детям. Получая в поддержку положительные эмоции ребенок постарается преодолеть трудности, неуверенность в себе.

Хорошо использовать наблюдения за поведением окружающих взрослых, старших дошкольников, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произведений, просмотры кукольных спектаклей.
        Таким образом, происходит постепенное приучение детей к самостоятельности. Сначала работа выполняется вместе со взрослым, потом ребенок начинает сам выполнять отдельные действия. И только потом выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.

Воспитатель развивает у детей приемы взаимопомощи, учит их, как обратиться за помощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу. Например, дает такие поручения: помоги снять рубашку, вывернуть рукава, застегнуть пуговицы сзади на платье, развязать узелок ленты, подскажи, как правильно повесить одежду на стул и         т.д. 
        Воспитательное значение самообслуживания жизненно необходимо. И в силу ежедневного повторения самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
        Простота и однообразие действий, повтор деятельности приводит к снижению интереса в труде по самообслуживанию. Поэтому необходимо увлекать их разнообразием этого труда, создав определенную эмоциональную атмосферу. Так навыки самообслуживания превращаются в привычки. 



2.2. Самоанализ работы по формированию навыков самообслуживания детей в младшем дошкольном возрасте

В данном параграфе я хочу описать свою работу по формированию навыков самообслуживания детей в младшем дошкольном возрасте МДОУ детский сад «Солнышко».

Воспитание навыков самообслуживания начинала с первого дня пребывания детей в группе. С младшим воспитателем заранее оговаривали свои требования к малышам. В одевании и раздевании дети первоначально проявляют большую беспомощность. Уже впервые дни начала знакомить малышей с последовательностью раздевания перед сном одевания после сна, что в первую очередь снять или надеть, куда положить. Я учила их самостоятельно снимать сандалии, шорты, колготы и т.д., а после сна натягивать вещи. Бывало такое, что лучше самой одеть ребенка, чем ждать пока он сделает это сам. Но я не спешила прийти ему помощь. В процессе одевания были использованы мотивирующие моменты, чтобы создать эмоциональный настрой, например: кукла Катя уже оделась и ждет детей. Малыши любят, когда с ними разговаривают во время одевания, например? Ульяна, какая красивая у тебя кофта, кто тe6e её связал? И девочка охотно натягивает кофту. Если ребенок надел вещь сам - нужно обязательно его похвалить, и он начнет еще больше стараться. Малыши очень чувствительны к доброму отношению к себе взрослых. Кроме этого я использовала в работе стихи и потешки, которые читала детям и процессе одевания, например: «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька», также знакомила их с этим процессом при рассматривании картинок, дидактических игр, дидактических упражнений. Учила детей самостоятельно раздеваться и аккуратно складывать на стульчик свои вещи. Учила помогать друг другу. Навыки самообслуживания закрепляли во время дидактических игр («Одень Катю на прогулку» и др.), и игр на развитие мелкой моторики: пристегивание, шнуровка. 

Сложно было научить детей правильно мыть руки и пользоваться полотенцем. Я старалась вызвать у детей чувство брезгливости к грязи, приучала их мыть руки перед едой и по мере необходимости. Малыши не боялись воды, но ручки мыть не умели: подставят руки под струю и держат. На основе дидактических игр, игровых упражнений, обыгранных на кукле мне легче строить свою работу дальше. Я объяснила детям, что сначала нужно намочить руки, намылить их мылом (сделать пенку), а затем смыть водой из-под крана. В процессе умывания также использовала потешки «Водичка-водичка...», и др. Полученные навыки закрепляли, рассматривая сюжетные картины и в дидактических играх «Научим Катю умываться», «Купание кукол» и др.



 Я учила детей причесываться перед зеркалом, хвалила их за аккуратность и умение обслуживать себя: «Посмотрите, какая Даша красивая», Навык закрепляли в дидактическом упражнении: «Причешем куклу Машу» и др.

Во время кормления следила, чтобы дети правильно сидели за столом, обращала внимание на то, как чисто на столах. Напоминала, что надо есть аккуратно, не проливать, наклоняться над тарелкой.  Первое время приходилось учить некоторых детей пить из чашки, держать ложку в правой руке, подносить ее ко рту, откусывать и жевать хлеб. Я ежедневно следила за тем, кто из детей и как выполняет мои указания. Если ребёнок забывал какое-либо требование, то я в начале завтрака, обеда подходила к ребёнку, напоминала, как правильно держать ложку, сколько брать пищи. Учила вытирать рот бумажной салфеткой. К концу года дети были приучены пользоваться бумажными салфетками, говорить «спасибо» после еды. Самостоятельно есть ложкой и пить из чашки. Навык культурного поведения за столом закрепляли с помощью игр и игрушек. 

Постепенно дети овладевали основными навыками самообслуживания. Но на этом работа не заканчивается, требования к малышам усложняются. Правило: нужно добиваться от ребёнка, чтобы он самостоятельно сделал то, что может. Мы не только учим детей умываться, одеваться и есть, но и приучаем к посильному труду. Малыши учатся прибирать игрушки, помогают поливать цветы и выполняют несложные поручения. [См. Приложение №1]

 Таким образом, разнообразие методов и приёмов позволили сформировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Наблюдается позитивная динамика

При работе с родителями:

Чтобы достичь результатов в этой работе я стала обращаться к непосредственной помощи родителей.

- создавала заинтересованность родителей: беседы о том, почему мы уделяем много внимания формированию навыков самообслуживания; обсуждение изменений в поведении, собственное ощущение ребенка во время обучения; сравнение и оценка умений ребенка на начальном этапе, в середине и в конце обучения (с привлечением фотоматериалов);

- вела дискуссии содержательной стороны понятия "навыки самообслуживания", необходимости специальной работы в этом направлении, знакомство родителей с программой.

Консультации:

«8 шагов к горшку».

«Формирование у ребенка культурно- гигиенических навыков в детском саду и дома».

« Как прививать малышам полезные привычки и навыки самообслуживания».


« Приучаем к порядку ребенка от двух до пяти».

« Памятка для родителей».

« Как развить у ребенка навыки самообслуживания»

Выступление на родительском собрании:

На родительском собрании затронула вопрос о необходимости воспитания навыков самообслуживания, рассказала о значении положительных привычек в жизни ребёнка, познакомила с нашими требованиями. 

Родители в конце учебного года заполняли опросные листы, выявляющих уровень сформированности каждого навыка их ребенка

Выводы по 2 главе:

Таким образом, постепенное приучение детей к самостоятельности в процессе самообслуживания практически выражается в том, что сначала работу, которая для ребёнка представляет известную трудность, он делает вместе с взрослым, вникая в объяснение. Потом он начинает сам выполнять отдельные действия. И наконец, выполняет работу полностью, хотя и под контролем взрослых.

Самообслуживание позволяет закреплять у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

Результат самоанализа работы по формированию навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста показал, что проводимые мероприятия дали положительный результат и в группе стало меньше детей с несформированными навыками самообслуживания.

Заключение

Таким образом, наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей навыков самообслуживания. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими. Самообслуживание – труд направленный на удовлетворение личных потребностей у маленьких детей, связанный с процессом одевания, раздевания, приёма пищи и с соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытьё рук, пользование носовым платком и т.п.)

Формирование у ребенка навыков самообслуживания способствует процессу социализации ребенка, т.е. вхождению его в общество, в котором он будет достаточно самостоятелен, и поэтому будет чувствовать себя полноценным его членом. У дошкольника развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Именно поэтому организация в рамках дошкольного учреждения формирования навыков самообслуживания так важна в общем процессе обучения и воспитания детей.


Организация самообслуживания и его воспитательные результаты зависят от правильного педагогического руководства и взаимодействия с семьёй. Организуя труд детей, обучая их навыкам самообслуживания, важно не подавить стремление к самостоятельности, это великое «завоевание» трехлетнего ребенка – важный фактор в формировании его трудолюбия.
Труд по самообслуживанию имеет большие воспитательные возможности. В процессе самообслуживания у ребёнка воспитываются стремление к аккуратности, привычка к опрятности, чистоте и порядку, самостоятельность, умение и желание прилагать усилия для достижения результатов. Труд детей по самообслуживанию различен, но содержание и методы руководства их деятельностью должны всегда предусматривать формирование навыков и на их основе — воспитание самостоятельности, деловитости, культуры деятельности, культуры поведения в окружении сверстников, дисциплинированности. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.

Изучив проблему необходимости обучения детей самообслуживанию, начиная с раннего возраста мы можем сделать следующие выводы:

* с детьми нужно вести постоянную работу;

* целесообразно общаться и узнавать мнение ребенка, помогать ему, обучать с помощью показа.

Изучая опыт работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, мне стало известно, что в этом помогают разные игровые приёмы и методы. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, и т. д. продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. А человеческие отношения маленький ребёнок воплощает, прежде всего, в игре. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течении всей его последующей жизни. Формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки, мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка, при этом педагог должен набраться большого терпения и понимания.

Список литературы:

  1. Блонский П.П. Психология младшего дошкольника. Воронеж: МОДЭК, 2015. 564 с.

  2. Буре Р.С. Воспитатель и дети. М.: Просвещение, 2011. 342 с.

  3. Волчкова В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. М.: Учитель, 2012. 652 с.

  4. Волоков В.С. Детская психология: Логические схемы. М.: Владом, 2011. 423 с.

  5. Выготский, Л.С. Детская психология. М.: ВЛАДОС, 2013. 435 с.

  6. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста. М.: ВЛАДОС, 2011. 354 с.

  7. Голицина Н.С Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. М.: Скрипторий, 2014. 534 с.

  8. Гурина И.В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. СПБ.: Акцидент, 2015. 465 с.

  9. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ. М.: Сфера, 2011. 356 с.

  10. Ипатова Ю. Волшебный колпак повара // Дошкольное образование. 2012. № 11. С 35-39.

  11. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2011. 330 с.

  12. Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. М.: ТЦ СФЕРА, 2013. 80 с.

  13. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника. М.: ВЛАДОС, 2011. 143 с.

  14. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2012. 467 с.

  15. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. М: Айрис-пресс, 2013. 12 с.

  16. Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? М.: Прометей, 2013. 64 с.

  17. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. М.: Теревинф, 2014. 157 с.

  18. Нечаева Г.В. Воспитание дошкольника в труде. М.: Просвещение, 2011. 153 с.

  19. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М.: ВЛАДОС, 2012. 170 с.

  20. Пономаренко А.Н. Развитие ребенка третьего-четвертого года жизни // Педагогика. 2012. №28. С.24-29.

  21. Смирнова Е.О. Психология ребенка от рождения до 7 лет. М.: Просвещение, 2011. 534 с.

  22. Теленчи В.Н. Гигиенические основы воспитания. М.: Просвещение, 2013. 280 с.

  23. Шаграева О.А. Детская психология. М.: Прометей, 2012. 243 с.

  24. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М.: Владос, 2013. 423 с.

  25. Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов / Под ред. Н.В.Федина. М.: Просвещение, 2011. 423 с.