Файл: Тема Формирование у младших дошкольников самостоятельности в процессе самообслуживания. Цель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Формирование у младших дошкольников самостоятельности в процессе самообслуживания.
Цель: формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через формирование навыков самообслуживания
Задачи:
1. Повышение уровня самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
2. Активизация взаимодействия с родителями по формированию самостоятельности.
3. Совершенствование развивающей среды с целью создания условия для развития самостоятельности.
4. Формировать навыки самообслуживания с использованием карт-схем, алгоритмов.
Ожидаемый результат:
- увеличение количества детей, которые одеваются/раздеваются самостоятельно до 100%,
- сформированность умения поддерживать опрятный внешний вид, совершенствование культурно-гигиенических навыков, сформированность отчётливых представлений о предметах одежды и обуви, а также их назначении и способах использования, правилах обращения с предметами для детского самообслуживания.
1 этап проекта. Подготовительный. Срок- сентябрь.
Есть множество похожих определений самостоятельности. Мне ближе такое определение:
самостоятельность - умение действовать в соответствии со своими взглядами при соответствии их определенным правилам и нормам общества.
С самостоятельностью неразрывно связано еще одно понятие – инициатива. Инициатива – это толчок, первый шаг в каком-либо деле, предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям, руководящая роль в действиях, умение действовать по внутреннему побуждению.
Последовательность работы мы определили в соответствии с последовательностью формирования этих качеств:
1. «Я хочу» - мотивационный компонент - важно заинтересовать детей выполнять те или иные действия,
2. «Я умею» - операционный компонент – на этом этапе важно дать понятие, как и что делать,
3. «Я делаю» - деятельностный компонент – отработка, автоматизация действий.
Стремление к самостоятельности - одно из ценных свойств психики ребёнка - проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ребёнка выполнить то или иное действие самостоятельно. Надо принять за правило: никогда не делать за ребёнка то, что он может сделать сам, а каждое, даже небольшое достижение поддерживать. Ребёнок постоянно нуждается в одобрении, совете. Это помогает формированию уверенности в своих силах. Становления самостоятельности проходит в несколько этапов:
1. Ребёнок действует рядом со взрослым, внимательно следит за его движениями, прислушивается к его объясненьям, старательно подражает во всём.
2. Появление первых элементов планирования - ребёнок совершает ряд действий в определённой последовательности.
3. Овладение способностью соотносить результат с намеченной целью.
Формирование навыков самообслуживания у своих детей осуществляем в двух формах:
- индивидуальной (отрабатываются отдельные операции с конкретными детьми);
- групповой (при сборе на прогулку, подготовке к приему пищи и т.д.).
Методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста можно разделить на две группы:
| Цель | Методы | |
I группа методов | Обеспечить создание у детей практического опыта общественного поведения | 1. Показ действия. 2.Пример взрослого или других детей (деятельность подражания). 3.Метод приучения (систематические упражнения). 4.Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой - одеть куклу, умыть и т.д.) | |
II группа методов | Формирование эмоционального отношения к процессу самообслуживания | 1.Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек. 2.Рассматривание иллюстраций, картин («Дети умываются», «Дети обедают» и т.д.). 3.Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?») | |
| | | |
Метод показа
Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через
некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение. Например: мы практикуем то, что детки у которых лучше получается что-то делать – показывают остальным.
Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию. Например: если ребенок затрудняется в порядке одевания, то мы просим его обратить внимание на схему одевания, подумать и выбрать правильное решение, т.е. не директивная помощь.
Игровой метод. Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ним. У нас создана картотека игр, направленных на формирование КГН и Навыков самообслуживания. (игры Вымой ручки, мыльные перчатки, делаем прическу, оденем куклу)
Художественная литература. Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.
Формы работы с детьми, родителями в 2021-2022 учебном году
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | Наблюдение за действиями взрослого; Рассматривание иллюстраций по самообслуживанию. | Консультация: «Как приучить ребенка к горшку?» Памятка: «Порядок одевания и раздевания». |
Октябрь | Рассматривание картинок «как Игры с куклами Ч.Х.Л. А. Барто "Девочка чумазая" | Консультация «Режим дня». |
Ноябрь | Просмотр видео фильма «Учим малышей умываться» Ч.Х.Л. И. Муравейка "Я сама", рассказы Л. Вороньковой "Маша- растеряша" | Просьба к родителям посмотреть вместе с детьми мультфильм «Мойдодыр». Буклет «Я – САМ». |
Декабрь | Игра: « Я умею одеваться » Пальчиковая гимнастика Игра: «Что зачем» Ч.Х.Л. «Кто скорей допьет», «Маша обедает» С. Капутикян и многие другие… | Беседа: «Приучаем детей правильному поведению за столом». Консультация «Что из предметов должен иметь ребёнок дома для развития культурно – гигиенических навыков» |
Январь | Дидактическая игра: «Перемешанные картинки» Ч.Х.Л. К. Авдеенко «Квакушины уши». Игра: «Мы едим» Рассматривание картинок «правило пользования столовыми приборами» | Помощь родителей в создании игры лото. Памятка: «Навыки опрятной еды» Изготовление родителями дидактических пособий «Волшебные застежки» - укрепить связи между детским садом и семьей. |
Февраль | Занятие: «Водичка, водичка…» Просмотр фильма-сказки «Чуня» Игровая ситуация «мы готовимся к обеду» Беседа: «Чистота-залог здоровья» | КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Как приучить ребёнка убирать за собой игрушки КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Чистим зубы чисто-чисто |
Март | Развивающая игра Лото «Одежда» Рассматривание иллюстраций по теме «Что умеют дети делать самостоятельно» Чхл К. Чуковский «Мойдодыр». С.Р.И. «Накормим Машу». | Консультация для родителей «Как одеть ребенка весной» Анкета для родителей «Навыки самообслуживания у детей» Консультация: «Как приучить ребёнка к аккуратности?» |
Апрель | Игры детей в кукольном уголке с предметами гигиенического ухода. Дидактическая игра «Чашки – ложки» Чтение стихотворения Н. Найденова « Наши полотенца». Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке. | Консультация для родителей : «Как привить самостоятельность» Просьба к родителям почитать детям: Г. Зайцев «Дружи с водой» Консультация «Освоение КГН посредством игры и игровых упражнений» |
Май | Рассматривание мультфильма «Малыш и Карлсон» «Гуси – лебеди». Развивающая игра Лото «УРОКИ МОЙДОДЫРА» | Анкетирование: «Роль семьи в формировании навыков самообслуживания» Консультация «Что из предметов должен иметь ребёнок дома для развития культурно – гигиенических навыков» Памятка: «Навыки опрятной еды» Родительское собрание. |