Файл: Тема Формирование у младших дошкольников самостоятельности в процессе самообслуживания. Цель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: Формирование у младших дошкольников самостоятельности в процессе самообслуживания.

Цель: формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через формирование навыков самообслуживания

Задачи:
1. Повышение уровня самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.

2. Активизация взаимодействия с родителями по формированию самостоятельности.

3. Совершенствование развивающей среды с целью создания условия для развития самостоятельности.

4. Формировать навыки самообслуживания с использованием карт-схем, алгоритмов.
Ожидаемый результат:

- увеличение количества детей, которые одеваются/раздеваются самостоятельно до 100%,

- сформированность умения поддерживать опрятный внешний вид, совершенствование культурно-гигиенических навыков, сформированность отчётливых представлений о предметах одежды и обуви, а также их назначении и способах использования, правилах обращения с предметами для детского самообслуживания.

1 этап проекта. Подготовительный. Срок- сентябрь.

Есть множество похожих определений самостоятельности. Мне ближе такое определение:

самостоятельность - умение действовать в соответствии со своими взглядами при соответствии их определенным правилам и нормам общества.

С самостоятельностью неразрывно связано еще одно понятие – инициатива. Инициатива – это толчок, первый шаг в каком-либо деле, предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям, руководящая роль в действиях, умение действовать по внутреннему побуждению.

Последовательность работы мы определили в соответствии с последовательностью формирования этих качеств:

1. «Я хочу» - мотивационный компонент - важно заинтересовать детей выполнять те или иные действия,

2. «Я умею» - операционный компонент – на этом этапе важно дать понятие, как и что делать,

3. «Я делаю» - деятельностный компонент – отработка, автоматизация действий.

Стремление к самостоятельности - одно из ценных свойств психики ребёнка - проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ребёнка выполнить то или иное действие самостоятельно. Надо принять за правило: никогда не делать за ребёнка то, что он может сделать сам, а каждое, даже небольшое достижение поддерживать. Ребёнок постоянно нуждается в одобрении, совете. Это помогает формированию уверенности в своих силах. Становления самостоятельности проходит в несколько этапов:


1. Ребёнок действует рядом со взрослым, внимательно следит за его движениями, прислушивается к его объясненьям, старательно подражает во всём.

2. Появление первых элементов планирования - ребёнок совершает ряд действий в определённой последовательности.

3. Овладение способностью соотносить результат с намеченной целью.

Формирование навыков самообслуживания у своих детей осуществляем в двух формах:

- индивидуальной (отрабатываются отдельные операции с конкретными детьми);

- групповой (при сборе на прогулку, подготовке к приему пищи и т.д.).

Методы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста можно разделить на две группы:





Цель

Методы




I группа методов

Обеспечить создание у детей практического опыта общественного поведения

1. Показ действия.

2.Пример взрослого или других детей (деятельность подражания).

3.Метод приучения (систематические упражнения).

4.Метод игры (даёт возможность самостоятельно, свободно использовать полученные знания, навыки в процессе игры с куклой - одеть куклу, умыть и т.д.)




II группа методов

Формирование эмоционального отношения к процессу самообслуживания

1.Использование литературных произведений, малых форм фольклорного жанра: песенок, потешек.

2.Рассматривание иллюстраций, картин («Дети умываются», «Дети обедают» и т.д.).

3.Вопросы к детям, побуждающие к решению проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?»)

















Метод показа

Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того, чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, есть, нужно, прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через

некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение. Например: мы практикуем то, что детки у которых лучше получается что-то делать – показывают остальным.

Метод общего напоминания используется тогда, когда налицо закреплённые навыки выполнения какой-либо задачи по самообслуживанию. Например: если ребенок затрудняется в порядке одевания, то мы просим его обратить внимание на схему одевания, подумать и выбрать правильное решение, т.е. не директивная помощь.

Игровой метод. Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ним. У нас создана картотека игр, направленных на формирование КГН и Навыков самообслуживания. (игры Вымой ручки, мыльные перчатки, делаем прическу, оденем куклу)

Художественная литература. Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки.
Формы работы с детьми, родителями в 2021-2022 учебном году


Месяц


Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Наблюдение за действиями взрослого;

Рассматривание иллюстраций по самообслуживанию.

Консультация: «Как приучить ребенка к горшку?»

Памятка: «Порядок одевания и раздевания».

Октябрь

Рассматривание картинок «как

Игры с куклами

Ч.Х.Л. А. Барто "Девочка чумазая"

Консультация «Режим дня».

Ноябрь

Просмотр видео фильма «Учим малышей умываться»

Ч.Х.Л. И. Муравейка "Я сама",
рассказы Л. Вороньковой "Маша- растеряша"


Просьба к родителям посмотреть вместе с детьми мультфильм «Мойдодыр».

Буклет «Я – САМ».

Декабрь

Игра: « Я умею одеваться »

Пальчиковая гимнастика

Игра: «Что зачем»
Ч.Х.Л. «Кто скорей допьет»,
«Маша


обедает» С. Капутикян и многие другие…

Беседа: «Приучаем детей правильному поведению за столом».

Консультация «Что из предметов должен иметь ребёнок дома для развития культурно – гигиенических навыков»

Январь

Дидактическая игра: «Перемешанные картинки» Ч.Х.Л. К. Авдеенко «Квакушины уши».
Игра: «Мы едим»

Рассматривание картинок «правило пользования столовыми приборами»

Помощь родителей в создании игры лото.
Памятка: «Навыки опрятной еды»


Изготовление родителями дидактических пособий «Волшебные застежки» - укрепить связи между детским садом и семьей.

Февраль

Занятие: «Водичка, водичка…»

Просмотр фильма-сказки «Чуня»

Игровая ситуация «мы готовимся к обеду»

Беседа: «Чистота-залог здоровья»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как приучить ребёнка убирать за собой игрушки

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Чистим зубы чисто-чисто

Март

Развивающая игра Лото «Одежда»
Рассматривание иллюстраций по теме «Что умеют дети делать самостоятельно»


Чхл К. Чуковский «Мойдодыр».

С.Р.И. «Накормим Машу».

Консультация для родителей «Как одеть ребенка весной»

Анкета для родителей

«Навыки самообслуживания у детей»

Консультация: «Как приучить ребёнка к аккуратности?»


Апрель

Игры детей в кукольном уголке с предметами гигиенического ухода.

Дидактическая игра «Чашки – ложки»
Чтение стихотворения Н. Найденова « Наши полотенца».


Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке.


Консультация для родителей : «Как привить самостоятельность»

Просьба к родителям почитать детям: Г. Зайцев «Дружи с водой»
Консультация «Освоение КГН посредством игры и игровых упражнений»



Май

Рассматривание мультфильма «Малыш и Карлсон»
«Гуси – лебеди».
Развивающая игра Лото «УРОКИ МОЙДОДЫРА»


Анкетирование: «Роль семьи в формировании навыков самообслуживания»
Консультация «Что из предметов должен иметь ребёнок дома для развития культурно – гигиенических навыков»
Памятка: «Навыки опрятной еды»
Родительское собрание.