ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Институт права
(наименование института полностью)
Кафедра /департамент /центр1_______________________________________________
(наименование кафедры/департамента/центраполностью)
40.03.01 Юриспруденция
(код и наименование направления подготовки, специальности)
Гражданско-правовой
(направленность (профиль) / специализация)
Практическое задание № 1
по учебному курсу «История государства и права 2»
(наименование учебного курса)
Студент | Писчаскина Е. С. | |
| (И.О. Фамилия) | |
Группа | ЮРбд-1802а | |
| | |
Преподаватель | Жильцов С. В. | |
| (И.О. Фамилия) | |
Тольятти 2023
Введение
Царствование императора Александра II вошло в историю России как эпоха великих реформ. Они затронули разные сферы жизни общества и государства. Особое значение имела земская реформа 1864 года, которая привела к созданию новой системы местного самоуправления.
Авторы реформы считали, что с волостными, уездными и губернскими делами хорошо знакомы только жители региона, а не присланные из столицы чиновники. При разработке реформы также принимались во внимание интересы дворянства — землевладельцев. Министр внутренних дел Ланской считали, что дворян надо как-то вознаградить за отмену крепостного права. Поэтому они стали играть ведущую роль в местном управлении. В пользу дворян земствах был установлен высокий имущественный ценз. Через девять лет после смерти Александра II, в 1890 году, появился еще и сословный избирательный ценз.
«Земская реформа, — писал В. И. Ленин, — была одной из тех уступок, которые отбила у самодержавного правительства волна общественного возбуждения и революционного натиска». Проект Земской реформы разрабатывался с 1859 комиссией при министерстве внутренних дел (председатель Н. А. Милютин, с 1861 — П. А. Валуев). Подписанное царём «Положение» о земских учреждениях отразило различные интересы дворянских группировок.
реформ» Александра 2-го проект Сперанского был взят за основу нового проекта реформ, однако в него были внесены существенные изменения. Но главная идея реформы — отдать управление регионами в руки самих регионов — осталась.
Содержание земской реформы
Земская и городская реформы должны были создать на местах органы местного самоуправления. «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1864 г. создавало такие учреждения, как земские управы, земское собрание. В состав этих учреждений могли входить граждане любого сословия из местного населения.
Для того чтобы упростить процесс выбора членов совета и сделать его более систематизированным, были созданы курии — особые разряды, на которые делились все граждане, желающие участвовать в выборах. Курии разделялись по имущественному, национальному и другим признакам. Всего существовало три курии: курия уездных землевладельцев, курия городских избирателей и курия от сельских обществ. Основная идея создания подобного разделения была в том, чтобы в органы местного самоуправления могли в равных частях попасть представители всех сословий. К сожалению, на практике все было сложнее.
Формально реформа предполагала, что в выборах мог участвовать человек любого сословия, однако было одно ограничение — право выбора регулировалось имущественным цензом. В результате в местные органы попадали представители высшего дворянского сословия, которые обладали значительным имуществом, а не крестьяне, у которых ничего не было.
Исполнительными органами при земских собраниях были местные управы. Земства и управы, однако, не получили всех тех прав, которые предполагала реформа. На деле они занимались решением не серьезных вопросов
, а хозяйственных и бытовых дел уездов — строительством дорог, школ, больниц, внешним обустройством, заботой о скоте и т.д. Земства занимались также сбором налогов и средств на местные нужды.
Власть местных органов самоуправления была достаточно ограниченной, они подчинялись губернаторам, министрам и императору, так как дворянство боялось слишком большой самостоятельности регионов. Впрочем, положительный эффект все равно был достигнут, земства стали появляться по всей стране.
Самым главным законодательным актом, связанным с реформой, стало Положение о губернских и земских учреждениях от 1 января 1864 года. В губерниях и уездах Российской империи появились земские собрания и управы. Они были выборными и всесословными. Избирателей разделили на три курии:
- землевладельцы и владельцы предприятий. Фактически дворянство и буржуазия;
- городские жители;
- выборные представители от сельских обывателей.
Особенности земств
Реформа проводилась постепенно на территории всей Российской империи. К 1879 году земства появились в 34 губерниях европейской части и на краткий период до 1882 года у донского казачества. В национальных регионах России земства стали появляться поздно, в 1911 году в западных губерниях и в 1913 году в Оренбуржье и на нижней Волге, где жили калмыки и казахи. Позже всего земства появились в азиатской части России, в 1917 году при Временном правительстве. Они прекратили свое существование в годы Гражданской войны.
В губернскую или уездную земскую управу входило 6 человек. Они работали круглый год. Назначало их земское собрание, которое созывалось раз в год или чаще. Их деятельность находилась под контролем министра внутренних дел и губернатора. Часть решений земской реформы власти пересмотрели в 1890 году при императоре Александре III.
Заключение
Несмотря на недостатки земской реформы, она все же оказала значительное влияние на экономику. Создание земств было активно поддержано гражданами и сторонниками конституционного строя, которые воспринимали эту реформу как зарождение демократического строя.
Земства помогли регионам значительно улучшить свою экономику, избежать многих проблем с управлением,
существовавших со старой системой, а также освободили высшие государственные органы от решения мелких проблем.
Итак, Земская реформа считается одной из самых неудачных реформ Александра 2-го, так как она было непоследовательной и во многом несостоятельной, охватывала лишь некоторые стороны местного самоуправления, однако свои плоды она все же принесла.
1 Оставить нужное