Файл: Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа Цель технологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технология продуктивного чтения

как образовательная технология деятельностного типа

Цель технологии:  организовать  развитие  читательской компетенции школьника;  сформировать   грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, который  знает книги , умеет их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1.      Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
2.      Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
3.      Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей; 
4.       Приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с  теоретико-литературными понятиями.   

Технология  продуктивного чтения  включает в себя 3 этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения.
- Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
- Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
- Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения. 
-Первичное чтение текста.
-Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
-Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). 
-Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
-Перечитывание текста.
-Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

-Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 
-Беседа по содержанию текста.
-Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
-Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. 
Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
-Смысловая  беседа по тексту.
-Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение  читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
-Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 
-Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 
- Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). 
   Как добиться наивысшей продуктивности самостоятельного чтения на уроке, как сделать так, чтобы за минимум отведённого времени добиться наиболее эффективного результата? 
    Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. На уроке ребятам представляется целый комплекс учебных задач, сочетающих в себе приёмы всех уровней.
Почему описываемая техника называется активно-продуктивной? Главное её преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.
Технологические приёмы:

 1) Метод «Удивляй!»
 Ничто так не привлекает внимания и стимулирует работу ума, как удивительное. Следовательно, учитель должен найти такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.
Например, на уроке литературы в 5 классе мы знакомимся с  литературным понятием «сказка». Сначала выясняю, что ученики знают о данном понятии. Затем загадочным голосом сообщаю: « Слово «сказка» в нынешнем значении, как утверждают учёные, существует недолго. Памятники письменности свидетельствуют о том, что в Древней Руси употреблялось другое слово для обозначения сказок – «баснь», «байка», от глагола «баять», а сказочников называли «бахарями». Сегодня слово «байка» в значении «сказка» употребляется в украинском и польском языках».


2) «Подумай – ответь».
a) В начале урока задаю  загадку, (сообщаю  удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Такое «вхождение в урок» окажется эффективнее, чем традиционно-школьное: «А теперь мы будем изучать новую тему…»
Например, урок литературы в 6 классе  по теме «М.Ю.Лермонтов. Вольнолюбивые мотивы в  стихотворении   «Тучи».  Загадка: они бывают грозовыми, темными, даже черного цвета, есть низкие, снежные, белые или серого, свинцового цветов, это  «вольнолюбивые странники”.                                Б)В начале урока объявляю, что разговор наш пойдёт о стихах, вот только имя автора ребятам придётся угадать самим. Ученикам были предложены  несколько  стихотворений, естественно, без указания имени поэта.

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
3) «Задай вопрос». 
С чего начинается осмысление учеником учебного материала?
- Когда он задает себе вопросы: «Что это…?», «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.
4) «Составь задание для товарища».
Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи.  
5)  «Пометки на полях». (Этот приём применяю на уроках литературы в 8 классе).
Ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления.
Изучение новой темы начинается с учебно-мозгового штурма, с приемов активизации внимания. Сначала дети работают индивидуально.
1. После  «открытия»  урока  предлагаю   учащимся вспомнить, что они знают по данной теме, сделать пометки у себя в рабочих тетрадях. Учитывая современные условия информационной перенасыщенности, учащиеся, как правило, что-то знали, что-то слышали или видели по объявленной проблеме. Понятно, что информация может быть неполная, неточная, даже искажённая. Наша цель – актуализация знаний.
2. На следующем  уроке  предлагаю работу в паре – обменяться информацией из дополнительных достоверных источников, дополнить друг друга.

3. При изучении нового литературного произведения , внимательно изучая текст, ученики  карандашом оставляют  пометки на полях: описание героев, подготовка к анализу произведения, написанию сочинения.
4. Значками обозначить  те фрагменты, которые содержат новую для учащихся информацию.
К примеру:«- » – «знал», «+» – «узнал новое».
Затем  подвожу  итоги, что они узнали нового. Спрашиваю: «  А  что  хотели бы еще узнать по данной теме»?
Дети формулируют вопросы.
После изучения текста ученикам предлагаю  составить табличку:



 Знал

Узнал


Хочу узнать





 


 



Акцентирую  внимание на последнюю колонку «Хочу узнать», даю  указания справочных изданий, где дети могли бы найти ответы на интересующие их вопросы.  На стадии рефлексии ученики озвучивают таблицы. Основой для беседы с классом  становятся  вопросы:
- Какие идеи подтвердились?
- Что оказалось новым?
- Какие позиции не совпали?
- Что хотели бы узнать о …..?

6) . «Верные и неверные утверждения». 
(Суть этого приёма заключается в том, что обучающиеся до чтения текста отвечают на вопросы, предложенные в таблице (« Согласны ли вы или нет с данными утверждениями»). Если согласны, то поставьте « +», если не согласны, то поставьте «-». Среди утверждений есть как верные, так и неверные. Далее ребята самостоятельно читают текст, после чего вновь обращаются к таблице и заполняют вторую колонку, сверяя её с первой). 

Например, урок литературы в 5 классе по теме «Волшебная сказка «Царевна-лягушка»:

- Главные герои— Иван-царевич и Василиса Премудрая. 

- Сказка «Царевна-лягушка» — это  бытовая  сказка .

- Героиня названа Василисой Премудрой, так как она всегда находит решение — в хоть какой, даже самой сложной, ситуации — и при всем этом сохраняет спокойствие и трезвость рассудка, к тому же успокаивает окружающих (Ивана-царевича).
7.   «Составление кластера» (Особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия).
Например, Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль», урок литературы в 7 классе.


Литературный портрет Митрофанушки.

(Дворянин, его имя означает «матерью данный», избалованный, капризный, эгоистичный, не способный любить, корыстный, хитрый, ленивый, любит поесть, не любит трудиться, трусливый, полный невежда («Не хочу учиться, а хочу жениться!»).

8.   «Синквейн» -  приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.

Слово синквейн происходит от франзузского слова «пять».Синквейн-это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Правила написания синквейна.

1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;

2 строка- два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка- три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4 строка- фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое  отношение к теме;

5 строка- слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.

Например, урок литературы в  8 классе по теме «Н.В.Гоголь. «Шинель. Образ «маленького человека» в литературе» .  

Акакий Акакиевич.

Скромный и бедный.

Жил, купил, работал.

Повесть о жизни «маленького человека».

Смерть.

          Эмоциональные переживания, связанные с ситуацией успеха, способствуют положительному самоопределению к дальнейшей учебной деятельности. А чтобы этого добиться, стараюсь  обдуманно подходить к каждому этапу на уроке, продумывать задания так, чтобы дети смогли самостоятельно или с помощью учителя получить новое знание, и чтобы оно не прошло мимо, а зафиксировалось в его сознании.

Сложности при  использовании  данной технологии на уроках литературы возникают  у детей с низким уровнем интеллектуального развития, слабым эмоционально – волевым развитием.

       Таким образом, технология продуктивного чтения – это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Это технология, позволяющая реализовать деятельностный подход в обучении.