Файл: Контрольные вопросы по теме семинарского занятия 1 На пути к индустриальному обществу xix в в мировой и российской истории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

История России

Группа
Студент


Москва 20
Ответы на контрольные вопросы по теме семинарского занятия №1 «На пути к индустриальному обществу: XIX в. в мировой и российской истории» 
Отмена крепостного права в России: предпосылки, подготовка, ход и последствия реформы. Её влияние на российский вариант модернизации государства и общества.
162 года назад, 3 марта 1861 года, император Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права. Согласно документу, крестьянам присваивались гражданские права — свобода вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на своё имя. Однако реакция крепостных на «Крестьянскую реформу» оказалась неоднозначной. 
Подготовительный материал по проведению крестьянской реформы в России был собран еще в правление Николая I. Однако помещики активно противодействовали упразднению крепостного права.
Александр Николаевич, вступивший на российский престол в 1855 году, поручил работу над крестьянским вопросом крупным помещикам-крепостникам. Именно это, как свидетельствуют историки, повлияло на то, что в итоге крепостное право было отменено.
В 1857 году для подготовки крестьянской реформы был учрежден Секретный комитет. В сентябре 1860 года выработанный проект реформы был обсужден депутатами, присланными дворянскими комитетами, а затем передан в высшие государственные органы. В середине февраля 1861 года «Положение об освобождении крестьян» было рассмотрено и одобрено Государственным советом.

(19 февраля) 3 марта 1861 года Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Однако, данный документ вызвал неоднозначную реакцию во всех слоях населения.
Хотя крестьянству даровалась юридическая свобода, но земля объявлялась помещичьей собственностью. За отведённые наделы крестьяне переходили в положение «обязанных» — несли в пользу помещиков повинности, которые практически не отличались от прежних, крепостных. Чтобы действительно получить свободу, крестьяне должны были «выкупить» себя вместе с семьей, однако выкупная стоимость земли превышала рыночную более чем в 2 раза, а в некоторых случаях доходила и до пятикратной стоимости. 

Также происходило и перераспределение земель, когда помещики при помощи «отрезков» (20% земель, не подлежащих выкупу) забирали у крестьянства необходимые им земли и вынуждали крестьян арендовать эти участки на выгодных помещикам условиях. 
Поэтому бывшие крепостные остались недовольны реформой. По стране прокатились крестьянские бунты с требованиями освобождения с землёй. За один только 1861 год было зафиксировано свыше тысячи восстаний крестьян, тогда как за весь период с с 1855 по 1860 годы было менее пятисот восстаний.
Для подавления наиболее крупных выступлений в Казанской и Пензенской губерниях пришлось использовать правительственные войска.
Несмотря на это, крестьянская реформа 1861 года имела важное историческое значение и дала старт другим важнейшим преобразованиям, направленным на создание в России гражданского общества.

  

Задача 1 (Ответ):

В корне восстания декабристов лежит заграничный поход русской армии 1813-1814 годов, когда множество дворян-офицеров смогло увидеть жизнь в европейских государствах. Это повлекло за собой создание в России сообществ офицеров, желающих отменить крепостное право и изменить государственный строй на конституционную монархию - например, Союз Спасения, Союз Благоденствия, а позже - Северное и Южное общества.

Идеальным моментом для действия стало междуцарствие 1825-ого года, когда было неясно, кто из братьев Александра I примет престол - Николай или Константин. Декабристы хотели силой привести к власти Константина, а затем отменить крепостной право и утвердить конституцию.

По своим целям и имело сильнейший резонанс в российском обществе, значительно повлиявший на общественно-политическую жизнь последовавшей за ним эпохи правления Николая I


Задача 2 (Ответ):

Крестьяне получили по реформе 1861 года земли меньше, чем они имели при крепостном праве. Размер надела был везде неодинаков. Крестьянин всю жизнь хотел работать на хорошей земле, но при этом, чтобы ее было много. Это стало одной из причин недовольства крестьян отменой крепостного права.

Помещики при наделении крестьян землей лишили их хороших лугов, удобных пастбищ или прогона скота. Они отводили надел в таком месте, что помещичья земля подходила к самому крестьянскому двору, так что даже курицу некуда было выпустить. Данный показатель тоже не прошел бесследно. Это вызывало недовольство крестьян.

За полученную в надел землю крестьяне должны были нести в пользу помещика повинности: барщину или оброк. Это носило название Временнообязанные крестьяне. Выкуп составлял большой размер и поэтому многие крестьяне не могли «выкупаться». Это вызывало недовольство у многих крестьян . Также, помещики давали землю крестьянам так, как удобно было им самим; так, чтобы вся земля крестьянина не была в сосредоточена в одном месте, а была разбросана. Это еще один фактор недовольства крестьян. Земли у крестьян стало меньше, чем было до реформы



Задача 3 (Ответ):

Да, с этим можно согласиться. Реформы имеют и положительные, и отрицательные последствия. Главным же плюсом реформ является мощный культурный подъем гражданского общества в России. Реформы дали толчок к развитию капитализма, свободного

труде. Лишение помещиков монополии на крестьянский труд, активизация рынка труда способствовало преодолению экономического кризиса. Развитие просвещения, медицины, промышленности, внедрение самоуправления проходило благодаря земской реформе.

Реформы дали больше положительного, нежели отрицательного, поскольку «взбодрили» общество, дали новый импульс к развитию разных сфер. Военная реформа привела к тому, что Россия вела успешные действия во время русско-турецкой войны 1877-1878 гт. Развитию науки способствовали реформы в сфере высшего образования. Снижение цензуры и

либеральный характер реформ привели к тому, что оппозиция начала проявлять себя более активно: именно при Александре II появляются первые революционные организации, которые пытались противодействовать самодержавию, из которых потом вышли те организации, которые будут участвовать в русских революциях

 Задание 1 (Ответ):

1. Что значит «аграрная страна»? 
Ответ: Аграрная страна - в которой большую часть стоимости всей производимой продукции даёт сельское хозяйство.
2. Что значит «индустриальная страна»? 
Ответ: Индустриальная страна - в которой вклад машинного производства и сферы услуг в экономику гораздо больше, чем первичный сектор экономики, например, сельское хозяйство.
3. Зачем необходимо перемещение людей и материальных ресурсов из сельского хозяйства в промышленность? – объясните.
Ответ: Характерной чертой промышленной революции является стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии, т. е. переход от мануфактуры к фабрике, а также утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства, т. е. формирование двух новых классов капиталистического общества – промышленной буржуазии и наемных рабочих (пролетариата).
4. Что такое «податная политика», причем здесь крестьяне? 
Ответ: Податная политика в отношении крестьянства в пореформенный период (подушная модель обложения).  Подушная подать, основной прямой налог в России 18-19 вв. Введён Петром I в 1724 взамен подворного обложения (система обложения населения России прямыми налогами, взимавшимися со двора, т. е. с семейного хозяйства).  Облагалось всё мужское население податных сословий (все разряды крестьян, посадские люди и купцы). Введению подушной подати предшествовали переписи населения и определялись суммой, необходимой для содержания армии.
5. Почему продажа того, что было необходимо для личного и производственного потребления крестьян является негативным фактором в развитии экономики? 
Ответ: Натуральное хозяйство, как замкнутая система организационно-экономических хозяйственных отношений экономически не выгодна. В отличие от натурального производства – товарное хозяйство открывает широкий простор для действия всеобщего экономического закона разделения труда. В соответствии с этим законом экономика прогрессирует вследствие все большей качественной дифференциации трудовой деятельности.
6. Каким образом экспорт сельскохозяйственной продукции поддерживал развитие промышленности?
Ответ: Экспорт сельскохозяйственной продукции превращался во внушительный источник дохода. Кроме того, рост производительности труда и увеличение производимого продукта в сельском хозяйстве стали движущей силой развития промышленности


Задание 2 (Ответ):


1. О каких реформах идет речь? 

1
Ответ: В тексте идет речь о реформах проведенных Александром Вторым в 1860 и 1870 года, а именно:



Отмена крепостного права (1861)



Финансовая реформа (1863)



Реформа высшего образования (1863)



Земская реформа (1864)



Судебная реформа (1864)



Цензурная реформа (1865)



Реформа городского самоуправления (1870)



Реформа среднего образования (1871)



Военная реформа (1874)

2. Почему эти реформы привели к трансформации власти? 
Ответ: Реформы, проведенные Александром Вторым коснулись абсолютно всех сфер деятельности государства, а так же абсолютно всех слоев населения, отсюда и вытекает полная трансформация государства.
3. Как связаны реформы и Крымская война? 
Ответ: После неудачной Крымской войны Россия потеряла право покровительства над христианскими подданными Турции. Объявляя особым манифестом о заключении мира, император Александр II заканчивал этот манифест определенным пожеланием внутреннего обновления России: «Да утверждается и совершенствуется ее внутреннее благоустройство; правда и милость да царствуют в судах ее; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности»... В этих словах заключалось как бы обещание внутренних реформ, необходимость которых чувствовалась одинаково как правительством, так и обществом.
4. Что такое «децентрализация верховной власти»? 
Ответ: Децентрализация верховной власти — процесс перераспределения, рассеивания функций, сил власти от центрального местоположения или управляющего органа.
5. Почему это противоречит самодержавию? 
Ответ: Самодержавие основывается на централизации власти в руках верховного правителя (Царя, Императора) при этом децентрализация верховной власти является разрушительным фактором при вышеуказанной форме правления.
6. В чем автор видит главное противоречие реформ?
Ответ: Автор видит противоречие в том, что реформы Александра Второго проведенные в годы его правления подразумевают отсутствие самодержавной власти и преобразование внутренней политики в целом, так же Александр Второй пытался провести реформу самодержавия на закате своего правления направленную на расширение уже существующего Государственного совета (включавшего в основном крупных вельмож и чиновников) и создание «Общей комиссии» (съезда) с возможным участием представителей от земств, но в основном формировавшейся «по назначению» правительства, однако не успел воплотить ее в жизнь


Задание 3 (Ответ):


1. О каком противостоянии города и деревни идет речь? 
Ответ: Город и деревня противостоят друг другу прежде всего не как два типа населенных мест, но как два принципа организации социальной жизни, а переход от «сельских» общества и человека к «городским» образует один из главных векторов движения общества к новому качественному состоянию.
2.Что такое «патриархальность» и почему современный город не сочетается с этим явлением? 
Ответ: Современный город плохо сочетается с остатками О, он по сути враждебен всякой патриархальности и потому постоянно порождает и воспитывает все новых и новых агентов модернизации.
3.Почему фигура «инициативной личности» так важна для современного общества? 
Ответ: Городская свобода – это особый способ существования человека в системе социальной регуляции городской жизнедеятельности, которая порождает и делает массовым новый тип личности – человека, несравненно более универсального и более инициативного, чем прежде
4. Почему современной личности тесно в рамках традиционного общества? 
Ответ: Такому человеку становится тесно в рамках традиционных «сельских» правил
5. Что такое урбанизация? 
Ответ: урбанизация это Исторический процесс увеличения количества городов и сосредоточения в них политической, экономической и культурной жизни государства.
6. Какие проблемы могут возникнуть в обществе в результате ускоренной урбанизации?
Ответ: Урбанизация, таким образом, несет с собой очень большие перемены, а потому становится одним из источников конфликта внутри общества, особенно если протекает стремительно, не оставляя времени на постепенное освоение связанных с ней социальных нововведений



Контрольные вопросы по теме семинарского занятия No2 «Послевоенный мир в условиях холодной войны (1946 – 1964 гг.)» 
Создание социалистического лагеря СЭВ и ОВД. Изменения в теории и практике советской внешней политики.

После Второй мировой войны в мире сложилась ситуация противодействия двух лагерей – капиталистического во главе с США и социалистического с СССР – двухполюсный мир.

В 1949 году создаётся блок НАТО, направленный против СССР, американское руководство развертывает гонку ядерных вооружений, по истечению срока секретности обнаруживаются документы, в которых США планировало нанести ядерный удар по городам СССР.