Файл: Б. М. Теплов о соотношении способности и успешности деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 466

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание

Введение

1. Характеристика способностей

1.1 Сущность понятия "способности"

1.2 Теории способностей

1.3 Западная традиция изучения способностей

1.4 Френология

1.5 Концепция способностей Ф. Гальтона и В. Вундта

1.6. Способности как врожденные

1.7 Способности как приобретенное

1.8 Б.М. Теплов о соотношении способности и успешности деятельности

2. Показатели и критерии развития способностей

2.1 Индивидуальные различия по способностям

3. Способности и задатки и развитие способностей

Заключение

Глоссарий

Введение

Общая психология - наука теоретическая, она является базой для изучения специальных разделов. Основным источником является эксперимент, имеющий место при изучении, имеющий место при изучении конкретных проявлений психики. Психологические эксперименты многообразны и проводятся с использованием различных методик. Вид эксперимента зависит от цели: это может быть тестирование, наблюдение, интервью и т. д. Методика проведения эксперимента также определяется, исходя из конкретной задачи. Существуют методы тестирования каждой составляющей психики, например: тесты, определяющие темперамент, характер, тип личности и др.

Методики разрабатываются с применением математических данных, поэтому они отличаются высокой точностью и доказуемостью посредством математических уравнений. Психологические исследования нашли применение во многих областях общественной жизни: психология востребования в бизнесе - это реклама, торговля и др; - в медицине - сегодня почти в каждой клинике есть штатный психолог, а то и не один; в образовании; в вооруженных силах; в судебной системе и органов внутренних дел. Также психологические знания применяются в социологии, в частности для создания функциональных моделей общественного поведения и способов контроля за жизнедеятельностью общества.

Таким образом, общую психологию можно назвать "матерью" огромного множества разделов, ставших в последнее время чуть ли не самостоятельными дисциплинами. Общая психология является всеобъемлющей социальной дисциплиной, призванной находить способы, обеспечивающие полноценное развитие и функционирование личности в обществе и общества в целом. "Господь Бог изощрен, но не злонамерен", - говорил А. Эйнштейн. - Человеку дано очень многое для здоровья и полноценной жизни на земле, но взять это многое он может лишь своим умом и трудом.

1. Характеристика способностей

1.1 Сущность понятия "способности"

Способности - индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие эффективность освоения и выполнения деятельности. Способности обеспечивают эффективность (продуктивность) скорость, легкость и прочность в приобретении навыков. Виды Способностей: одаренность, талант, гениальность. Шадриков: Способность - свойство функциональных систем. Борис Михайлович Теплов: Способность - по своему существу есть понятие динамическое. Способность существует только в движении, только в развитии. Способность не может возникнуть не соответствующей конкретной деятельности. Он выделил: общие (индивидуальные, которые обеспечивают эффективность освоения многих видов деятельности, интеллектуальные) ; специальные (индивидуальные особенности, которые обеспечивают эффективность освоения одного вида деятельности).

Способность, считается, формируется прижизненно, а врожденными являются задатки. Способности - индивидуальные психические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Б. М. Теплов - 3 основных признака понятия "Способность":

) индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

) индивидуальные особенности, которые имеют к успешности выполнения какой либо деятельности или многих деятельностей;

) понятие "Способность" не сводится к тем знаниям. Навыкам или умениям, которые уже выработанные у данного человека.

способность задаток френология

От способностей зависит быстрота и легкость приобретения знаний, умений, навыков. Способности не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития.
1.2 Теории способностей
Отечественная теория способностей создавалась трудами многих видных психологов, среди которых должны быть упомянуты имена Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева, В. А. , Э. А. Голубевой. Теплов, определяя содержание понятия "способность", сформулировал три ее признака, которые лежат в основе многих работ по изучению способностей.

Во-первых, под способностями подразумевается индивидуально - психологические особенности, отличающие одного человека от другого".

Во-вторых, они "имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей"

В-третьих, способности "не сводятся к наличным навыкам, к мнениям или знаниям", но "могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков"



Поскольку способности - это психологические особенности человека, они не могут быть врожденными, а представляют собой продукт развития человека, они не могут быть врожденными, а представляют собой продукт развития и формирования в процессе какой-либо теоретической или практической деятельности, выполняемой человеком. Но в их основе лежат врожденные анатомо-физиологические особенности, называемые задатками.
3 Западная традиция изучения способностей
Сходные представления о способностях высказывают и зарубежные психологи. Они связывают их достижения в разных видах деятельности, рассматривают как основу достижений, но не считают способности и достижения тождественными характеристиками человека. "Способность - это понятие которое служит для описания, упорядочивания возможностей, определяющих достижение человека".

Способности предшествуют навыкам, являются условиями их приобретения в процессе обучения, частных упражнений, тренировки. Одно и тоже достижение может быть обусловлено у разных людей не одинаковыми, а разными способностями. Достижения в деятельности зависят не только от способностей, но и от личностных особенностей человека, например психического состояния и пр. Дж. Стейк, Г. Элисон в своих экспериментальных работах пришли к выводу о том, что результаты обучения лишь частично связаны со способностями учащихся; есть факторы, от способностей не зависящие.

И так, на современном этапе способности стали трактоваться как индивидуально-психологические особенности, не сводимые к знаниям и умениям, но имеющие отношение к успешности выполнению деятельности и формирующиеся в ней. Понимание способности как наследственно обусловленной характеристики человека, не зависящей от условий окружающей среду, ушло в прошлое.
1.4 Френология
Учение, созданное Галлеем и доказывавшее связь между известными душевными функциями и психическими особенностями животных и человека, с одной стороны, и наружной формой их черепа с другой. Головной мозг есть исключительный орган всех духовных, психических функций животных и человека; он не представляет единого аппарата, но состоит из ряда отдельных нервных механизмов, заведующих отдельными душевными функциями и душевными влечениями. Френология - выдвинутое Ф. Галлем учение о связи психических особенностей человека или животного с наружной формой черепа. Основная идея: кора мозга (-> мозг головной: кора) состоит из ряда центров, и в каждом локализовала определенная способность. При сильном развитии этой способности соответственный центр тоже очень развит, что отражается на конфигурации черепа, позволяя составить с помощью специальных измерений френологическую карту, отражающую: "шишки способностей" к музыке, поэзии, живописи; "бугры" честолюбия, скупости, храбрости и пр. По буграм и впадинам или впадинам, ощупываемым на черепе, можно судить о характере, способностях, влечениях животных и человека.

1.5 Концепция способностей Ф. Гальтона и В. Вундта
В работе Исследований человеческих способностей, изданной в 1883г. , Ф. Гальтон впервые предложил термин евгеника для обозначения теории наследственности, здоровья человека и путей улучшения человеческого рода. Для классификации людей по их природным дарованиям Ф. Гальтон вводит различные степени их общей талантливости и специальных способностей (ниже или выше среднего уровня). Ф. Гальтон вычленяет в образовательном и воспитательном процессах необходимость метода, который возбуждает любознательность и самостоятельность творческого поиска. Трудами Ф. Гальтона начинается изучение одаренности, выполненное в концепции измерительного подхода. Способность обнаруживается в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, настолько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать различные способности, в тоже время одна и таже способность может быть условием успешности различных видов деятельности. Гальтон предлагал поощрять браки между талантливыми людьми: "Раз мы не можем сомневаться в том, что передача таланта происходит как со стороны матери, так и отца, то насколько потомство было бы улучшено, если бы, предположим, выдающиеся женщины обычно выходили замуж за выдающихся мужчин, поколение за поколением". Главным аргументом в пользу наследственности таланта он считал наличие семей с высокой плотностью выдающихся людей.

По мнению В. Вундта, наша способность к осознанию не является постоянной и зависит от характера воспринимаемого материала. Если мы воспринимаем набор случайных элементов, объем сознания и внимания совпадают. Границей сознания становится граница внимания (внимание = сознание).
1.6. Способности как врожденные
Врожденные обусловлены природной, физической сущностью человека и во многом схожи с аналогичными способностями у животных. Это способности к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии, способности к восприятию, работа памяти.

Таким образом, способности связаны с врожденной продуктивностью мозга, динамикой всей нервной системы. Они зависят от лабильности (скорости возникновения и прекращения) баланса и силы процессов возбуждения и торможения нервной системы, то есть от ее способности длительно выдерживать, не
обнаруживая запредельного торможения, интенсивные и часто повторяющиеся нагрузки и к тормозным процессам, к расслаблению. Наличие или отсутствие способностей предопределяется генетическими, природными, физическими причинами. Но их развитие столь же существенно зависит и от социальных условий: реализация задатков, развитие способностей - это социально обусловленный процесс. Ряд исследований, например исследование детей-близнецов, воспитанных в разных социальных условиях, показывают, что влияние среды на психическое развитие является более существенным, чем влияние генов.

7 Способности как приобретенное
Приобретенные способности порождены прежде всего принадлежностью человека к обществу, социальной среде. Это интеллектуальные способности, точность и тонкость движения рук, речь, способность к нравственному сопереживанию.

Приобретенные способности, в свою очередь, делятся на ряд подвидов. В соответствии с выделением сфер и видов человеческой деятельности выделяются музыкальные, математические, лингвистические, технические, художественные, научные и другие способности.

Наряду с названной классификаций, способности также делятся по направленности:

Репродуктивные (обеспечивают высокое умение усваивать информацию, приобретать навыки и умения) и

Креативные (творческие). Социальное окружение, атмосфера, в которой растет и воспитывается ребенок, может оказать на развитие его способностей значительное воздействие. Среди благоприятных факторов внешней среды, влияющих на развитие способностей, следует назвать:

·деятельность опытных, выдающихся педагогов;

·особенности той или иной культуры;

·особенности воспитания.

В тоже время, обедненная среда, создающая дефицит впечатлений, оказывает отрицательное влияние на развитие способностей.

На основе рассмотренных точек зрения можно сделать вывод, что факторы среды и факторы наследственности играют важную роль в формировании и развитии способностей.

Иногда факторы среды могут полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие наследственных факторов.

1.8 Б.М. Теплов о соотношении способности и успешности деятельности