Файл: Практическое задание 1 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание №1

1. Управленческая деятельность очень специфична и по своему процессу. Ее суть — организация деятельности других людей, т. е. «деятельность по организации деятельностей» (деятельность «второго порядка»). Это свойство вообще рассматривается в теории как основное — атрибутивное для управленческой деятельности. Она поэтому обозначается понятием метадеятельности.

По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может быть различной. Поэтому инвариантная система управленческих функций является еще одной из основных ее характеристик.
2. Предметом изучения науки менеджмента являются отношения, которые представляют собой сложный комплекс устойчивых взаимосвязей и взаимодействий людей и коллективов в процессе управленческого воздействия. Эти связи отражают совместный труд участников управления и производства.
3. Менеджмент — теория управления производством, трансформированная в теорию управления деятельностным поведением людей.

К основным понятиям менеджмента относят:

Система — совокупность взаимосвязанных элементов, обладающая иными свойствами, чем каждый элемент в отдельности. Основная задача системы — изменять и преломлять внешнюю среду под себя.

Управление — целенаправленное воздействие на коллективы людей в процессе производства.

Социально-экономическая система — такая система, основным элементом которой являются коллективы людей, основными связями между элементами являются экономические связи и отношения, труд — основа их функционирования. Они создаются искусственно.

Категории менеджмента — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессе управления организацией.

К основным категориям менеджмента относят:

- объекты и субъекты менеджмента. Объекты менеджмента разделяются по функциональным областям, т.е. финансы, персонал, сбыт, снабжение, производство, инновации и др. По виду объекта — операция, процесс, система. По уровню иерархии — организация в целом, цех, участок, рабочее место. Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Как правило можно выделить 3 основных уровня: высший, средний и низший. Субъекты менеджмента — руководители разного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенной сфере деятельности организации. Категории менеджмента распространяются на руководителей организаций, руководителей структурных звеньев и профцентров, руководителей определенных видов работ, администраторов.


- виды менеджмента — специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач. По принципу объекта различают общий и функциональный менеджмент. Общий (генеральный) менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных единиц, профцентров. Функциональный (специальный) менеджмент заключается в управлении определенной сферой деятельности организации, ее звеньев, направлений (финансы, персонал, инновации, производство, экология, снабжение, маркетинг). По содержанию различают:

(1) Нормативный менеджмент — предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации на рынке, формирование общих стратегических намерений. 

(2) Стратегический менеджмент — предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирования потенциала успеха организации, обеспечение стратегического контроля за реализацией плана. 

(3) Оперативный менеджмент — предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития фирмы.

- функции менеджмента — определяют устойчивый состав специфичных видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий и объектов их приложения. Различают — общие (формирование целей, направление, организация, контроль), технологические (решения и коммуникации) и социально-психологические (делегирование и мотивация) функции менеджмента.

- методы менеджмента — система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. К методам относятся: экономические, организационно-распределительные, социально-психологические).

- принципы менеджмента — общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. К числу важнейших относят принципы:

- целостности (системное свойство);

- иерархической упорядоченности;

целевой направленности развития;

- научной обоснованности и оптимальности;

- сочетание централизации и децентрализации;

- демократизации.
4. Термин «управление» несколько шире термина «менеджмент», так как применяется к различным видам человеческой деятельности, например управление автомобилем и иными белее сложными техническими системами. Термин «менеджмент» означает управление социально-экономическими процессами на уровне организации – управление хозяйственной деятельностью и личностью, персоналом. Можно выделить следующие черты, отличающие «менеджмент» от «управления»:



1. Менеджмент применяется, прежде всего, в экономической сфере, а управление – во всех сферах жизнедеятельности.

2. Менеджмент оперирует экономическими методами управления, тогда как, управление использует более широкий спектр методов.

3. Менеджмент предполагает наиболее «мягкие» взаимоотношения между субъектом и объектом.

5. Система управленческой деятельности состоит из трех элементов: работник, ситуация, процесс.

Целью конкретного управленческого процесса является изменение, или наоборот, сохранение управленческой ситуации, т.е. такой совокупности обстоятельств, которая может (в будущем) положительно или отрицательно повлиять на бизнес-систему.
6. Стратегический (комплексное планирование)

Инновационный (определение основных направлений научно-технического производства путем внедрения новых технологий)

Производственный (система взаимосвязанных элементов, характеризующих производство, его организацию и техническое обслуживание)

Финансовый (управление финансово-хозяйственной деятельности организации)

Кадровый (управление персоналом)

Организационный (управление процессами, создание организациями)
7. Менеджмент как наука, возникшая на базе практического опыта управления, опирается на всю сумму знаний об управлении, накопленных человечеством, и содержит концепции, теории, принципы, способы и формы управления. Ее основные задачи:


- объяснение природы управленческого труда;


- установление причинно-следственных связей в этой области;


- выявление факторов и условий эффективности совместного труда;


- разработка методов эффективного оперативного управления;


- прогнозирование событий, разработка методов стратегического управления и политиками организации.

В то же время имеются основания рассматривать менеджмент как искусство:
- организации – сложные социально-технические системы;


- люди, работающие в них, – главный фактор эффективности их функционирования;


- практически научиться управлению можно лишь через опыт, которым в совершенстве владеют люди, имеющие соответствующий талант;


- при принятии управленческих решений менеджер, как правило, не имеет полного объема информации, необходимой для этого;



- никто и никогда не может гарантировать менеджеру правильность принятых решений, которые будут реализовываться в будущем, поскольку предусмотреть это «будущее» смертным просто не дано.


Науку и искусство управления, то есть умение использовать научные принципы и методы управления в зависимости от особенностей людей и конкретных ситуаций;

8. То есть, чем лучше осуществляется процесс управления производственной деятельность хозяйствующих субъектов, тем эффективнее развивается мировая экономика и осуществляются отношения между государствами.
9. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

В системном подходе подчеркивается то, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, нет единого, «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в определенной ситуации является тот, который наиболее соответствует данной ситуации.

Количественный подход можно рассчитать большое число вариантов решения задачи и выбрать наилучший). Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями
10. Вся деятельность организации рассматривается как набор процессов. Для того чтобы управлять, необходимо управлять процессами. Он стал одним из ключевых элементов улучшения качества.
11. Системный подход представляет собой универсальный метод исследования, основанный на восприятии исследуемого объекта как нечто целого, состоящего из взаимосвязанных частей и являющегося одновременно частью системы более высокого порядка. Он позволяет строить многофакторные модели, характерные для социально-экономических систем, к которым относятся организации. Предназначение системного подхода заключается в том,

что он формирует системное мышление, необходимое руководителям организаций, и повышает эффективность принимаемых решений.

12. Выбор наиболее эффективных методов управления в зависимости от конкретной ситуации. Так как на организацию оказывают влияние множество различных внешних и внутренних факторов, то наиболее эффективным способом управления в конкретной ситуации будет тот, который обеспечит оптимальный результат работы всей организации. Главным моментом подхода является ситуация, т.е. конкретные обстоятельства, которые оказывают значительное влияние на организацию в данное конкретное время. Так как существуют множество таких факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, то отсутствует лучший единый способ управления деятельностью организации. Самым эффективным является тот метод управления, который более всего соответствует сложившейся ситуации. Следует определять значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности организации.

Системный подход к управлению не дает ответа на вопрос о том, почему предприятия со сходным строением и в одной и той же внешней среде (например, работающие в одной отрасли и реализующие свою продукцию на одних и тех же рынках), значительно отличаются в отношении результата функционирования.

Эту проблему пытается решить ситуационный подход посредством увязывания различных приемов и концепций с конкретными ситуациями функционирования предприятия для достижения своих целей. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы, культура организации. Именно вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения проблемы гибкости и адаптивности к внешней среде.
13. Основные условия возникновения и развития менеджмента как науки и практики управления:
- объективные изменения в самом управлении под влиянием разных факторов развития производства, общества, человека
- развитие управленческой мысли
- общее развитие науки, определяющее методологию осмысления исторических фактов на каждом этапе развития
- структурирование исторических тенденций как потребностей развития будущего
К факторам возникновения менеджмента можно отнести: 
- рыночные отношения; 
- индустриальный способ организации производства; 
- появление акционерной собственности.