ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
О роли первого фактора кратко и ёмко изложил известный историк менеджмента Д. Рен: "Возникновение и совершенствование рыночной экономики вызвало к жизни потребность в более творческих управляющих, лучше информированных о том, как наилучшим образом управлять организациями.
14. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
ПОДХОДЫ НА ОСНОВЕ ВЫДЕЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ
В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа). Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ. Следует понять, что школы пересекаются в вопросах теории и практики, и что в рамках одной организации вы найдете элементы всех этих подходов.
15. Менеджер – наемный работник. Управляющий – управление всей организаций, отвечает за всю хозяйственную деятельность, следит за всеми процессами. Менеджер – координирует деятельность людей. В подчинении – люди. Должен эффективно повлиять на людей для достижения целей организации.
Менеджер умеет ставить цели и определять задачи, умеет оценивать риски, распределять ресурсы, при этом он обладает административно-хозяйственной самостоятельностью. Также представители этой профессии должны уметь хорошо работать с персоналом, потому что своих целей они могут достичь только при помощи других людей. Особенности этой должности заключаются в том, что менеджеру приходится работать в условиях высокой изменчивости среды.
16. Основные принципы школы научного управления:
• разработка оптимальных методов осуществления работы на базе изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;
• абсолютное следование разработанным стандартам;
• подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места, где они могут дать наибольшую пользу;
• оплата по результатам труда;
• выделение управленческих функций в отдельную сферу профессиональной деятельности;
• под держание дружеских отношений между рабочими и менеджерами.
Вклад школы научного управления в теорию менеджмента:
• использование научного анализа для изучения трудового процесса и определения лучших способов выполнения задачи;
• отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач и обеспечение их обучения;
• обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач;
• важность справедливого материального стимулирования работников для повышения производительности;
• отделение планирования и организационной деятельности от самой работы.
17. Основной вклад представителей административной школы в теорию менеджмента состоит в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Они сформулировали систематизированную теорию управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности.
18. (1930-1950гг) Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук (Мери Паркер Фаллет и Элон Мэйо)
1.Применение приёмов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворённости и производительности.
2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
Школа человеческих отношений (1930-1950)
Особенности:
- Движение за человеческие отношения зародились в ответ на неспособность со стороны представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации.
- Наибольший вклад в развитие школы внесли два учёных (Мери Паркер Фаллет и Элон Мэйо)
- Эксперименты Э. Мэйо открыли новое направление в теории управления. Он обнаружил, что чётко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей.
- Более поздние исследования, проведённые А.Маслоу и др. психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей по Маслоу, являются в основном не экономические сила, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, исследователи полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень удовлетворённости должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приёмы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия начальников консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.
19. Восточная модель менеджмента
На образование восточной модели менеджмента большое значение оказали религиозные течения. Ключевая роль принадлежит таким категориям, как уважение и взаимное понимание. Сотрудники в организации подбираются тщательным образом, согласно их уровню образования, и между ними устанавливаются доверительные отношения. Ориентируется на групповой форме организации трудовой деятельности. Применяется также механизм ответственности коллектива, при данном механизме у сотрудников ответственность распределена в равной степени между собой за осуществление принимаемых решений. Сотрудники активно вовлекаются в решение разнообразных проблем, как экономических, так и технологических, на добровольной основе.
Компании активным образом используют собственный капитал. Характерен низкий уровень дивидендов, по причине вкладывания финансов в перспективные научные разработки и исследования.
Западная модель менеджмента
Для западных менеджеров предпочтительными являются деловые вопросы, которые у них стоят на первом месте. В основном представители западной модели менеджмента основываются на практических сторонах вопроса, где подразумевается индивидуальная ответственность за результаты рабочей деятельности, а не коллективизм. Не приветствуются неформальные отношения между сотрудниками, исключительно рабочие отношения. В отношении управления производством все полномочия принадлежат только руководящему звену компании, а сотрудники только выполняют соответствующие директивы. Западная модель менеджмента не идеализирована, так как жёсткая конкуренция на рынке труда требует от каждого работника организации максимальной ответственности и отдачи. В таблице 1 приведена сравнительная характеристика моделей менеджмента.
Таблица 1 – Сравнительная характеристика моделей менеджмента
Параметры | Восточная модель | Западная модель |
Стратегия | Нет жесткого детерминированного курса | Присутствует фиксированный курс |
Ключевая цель | В максимальной степени соответствует коллективным интересам | Увеличение капитала компании, увеличение эффективности |
Ключевой приоритет | Сотрудники | Финансовые показатели организации |
Межфирменная взаимная помощь | Распространена широко | Встречается редко |
Организация управления | Делается основная ставка на группу, преобладает психологический подход | Делается основная ставка на отдельного индивида, преобладает технократический подход |
Уровень открытости компании для общества | В наименьшей степени высокий уровень | Высокий уровень |
Основное качество менеджера | Координация действий сотрудников | Профессионализм |
Отношения менеджера с сотрудниками | Неформальные и личные отношения | Формальные отношения |
Система оплаты трудовой деятельности | Исходя из результатов работы трудового коллектива | Согласно индивидуальному результату сотрудников |
Система найма | На долгосрочной основе | Краткосрочная |
20. Особенностью теоретических и методологических изысканий российских ученых того периода является использование методов научного познания для наблюдения и анализа явлений, установления причинной связи между ними и формирования принципов управления. Наука отражала объективный процесс укрупнения и усложнения производства, что вызывало потребность в специально подготовленных управляющих (или менеджерах), нанимаемых собственниками для управленческой деятельности. Многие исследователи были приверженцами капиталистического пути развития экономики России, связанного с ростом крупных предприятий и формированием монополий.
Развитие организационно-управленческой мысли в России конца XIX века с ее идеями "культурного государства" подтолкнуло исследование национальной культуры, нравов, обычаев и экономического поведения работников, их менталитета, которые легли в основу формирования таких областей науки управления, как организационная культура, человеческие ресурсы, мотивация, управление персоналом (В. Ключевский, С. Соловьев, Н. Бердяев).
Плюсы:
1. Стабильная экономика (отсутствие экономических кризисов, ярко выраженной инфляции).
2. Уверенность в будущем.
3. Гарантии всем минимума жизненных благ.
4. Нет проблемы трудоустройства.
5. Возможность мобилизовать достаточное количество ресурсов для быстрого решения острых проблем.
Минусы:
1. Медленное внедрение новых технологий.
2. Нет экономических стимулов к эффективной работе, т.к. преобладает уравнительный подход к оплате труда.
3. Формируются безынициативные работники.
4. Ресурсы используются неэффективно.
5. Экономика становится дефицитной. Относительно низкий уровень жизни.
В развитии отечественного управления советского и постсоветского времени можно выделить отдельные этапы: 1. 20-е гг. -- период активного поиска и утверждения методов и принципов управления социалистическими предприятиями. Издается много литературы в области рационализации труда и управления (П. М. Керженцев, А. К. Гастев, О. А. Ерманский, П. А. Богданов и др.). 2. 30--60-е гг. -- становление и укрепление административно-командной системы управления, которая оправдала себя в военное время и привела к бюрократизму на других этапах своего развития. 3. 70--80-е гг. -- застойный период, характеризуется расцветом бюрократического стиля управления. 4. Апрель 85-го (начало перестройки) -- 90-е гг. -- попытка проведения реформы управления в рамках социалистической системы по следующим направлениям: -- перераспределение функций центральных органов управления и подведомственных организаций в пользу последних; -- предоставление самостоятельности предприятиям: переход к самоокупаемости, самофинансированию, самоуправлению; -- переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления; -- совершенствование организационных структур управления;
-- оптимальное сочетание отраслевого и территориального управления; -- активизация человеческого фактора.