Файл: Практическое задание 1 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О роли первого фактора кратко и ёмко изложил известный историк менеджмента Д. Рен: "Возникновение и совершенствование рыночной экономики вызвало к жизни потребность в более творческих управляющих, лучше информированных о том, как наилучшим образом управлять организациями.
14. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
ПОДХОДЫ НА ОСНОВЕ ВЫДЕЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ
В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа). Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ. Следует понять, что школы пересекаются в вопросах теории и практики, и что в рамках одной организации вы найдете элементы всех этих подходов.
15. Менеджер – наемный работник. Управляющий – управление всей организаций, отвечает за всю хозяйственную деятельность, следит за всеми процессами. Менеджер – координирует деятельность людей. В подчинении – люди. Должен эффективно повлиять на людей для достижения целей организации.


Менеджер умеет ставить цели и определять задачи, умеет оценивать риски, распределять ресурсы, при этом он обладает административно-хозяйственной самостоятельностью. Также представители этой профессии должны уметь хорошо работать с персоналом, потому что своих целей они могут достичь только при помощи других людей. Особенности этой должности заключаются в том, что менеджеру приходится работать в условиях высокой изменчивости среды.
16. Основные принципы школы научного управления:

• разработка оптимальных методов осуществления работы на базе изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;

• абсолютное следование разработанным стандартам;

• подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места, где они могут дать наибольшую пользу;

• оплата по результатам труда;

• выделение управленческих функций в отдельную сферу профессиональной деятельности;

• под держание дружеских отношений между рабочими и менеджерами.

Вклад школы научного управления в теорию менеджмента:

• использование научного анализа для изучения трудового процесса и определения лучших способов выполнения задачи;

• отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач и обеспечение их обучения;

• обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач;

• важность справедливого материального стимулирования работников для повышения производительности;

• отделение планирования и организационной деятельности от самой работы.

17. Основной вклад представителей административной школы в теорию менеджмента состоит в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Они сформулировали систематизированную теорию управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности.

18. (1930-1950гг) Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук (Мери Паркер Фаллет и Элон Мэйо)

1.Применение приёмов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворённости и производительности.

2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.

Школа человеческих отношений (1930-1950)

Особенности:

- Движение за человеческие отношения зародились в ответ на неспособность со стороны представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации.



- Наибольший вклад в развитие школы внесли два учёных (Мери Паркер Фаллет и Элон Мэйо)

- Эксперименты Э. Мэйо открыли новое направление в теории управления. Он обнаружил, что чётко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей.

- Более поздние исследования, проведённые А.Маслоу и др. психологами, помогли понять причины этого явления. Мотивами поступков людей по Маслоу, являются в основном не экономические сила, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, исследователи полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то уровень удовлетворённости должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приёмы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия начальников консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.

19. Восточная модель менеджмента

На образование восточной модели менеджмента большое значение оказали религиозные течения. Ключевая роль принадлежит таким категориям, как уважение и взаимное понимание. Сотрудники в организации подбираются тщательным образом, согласно их уровню образования, и между ними устанавливаются доверительные отношения. Ориентируется на групповой форме организации трудовой деятельности. Применяется также механизм ответственности коллектива, при данном механизме у сотрудников ответственность распределена в равной степени между собой за осуществление принимаемых решений. Сотрудники активно вовлекаются в решение разнообразных проблем, как экономических, так и технологических, на добровольной основе.

Компании активным образом используют собственный капитал. Характерен низкий уровень дивидендов, по причине вкладывания финансов в перспективные научные разработки и исследования.

Западная модель менеджмента

Для западных менеджеров предпочтительными являются деловые вопросы, которые у них стоят на первом месте. В основном представители западной модели менеджмента основываются на практических сторонах вопроса, где подразумевается индивидуальная ответственность за результаты рабочей деятельности, а не коллективизм. Не приветствуются неформальные отношения между сотрудниками, исключительно рабочие отношения. В отношении управления производством все полномочия принадлежат только руководящему звену компании, а сотрудники только выполняют соответствующие директивы. Западная модель менеджмента не идеализирована, так как жёсткая конкуренция на рынке труда требует от каждого работника организации максимальной ответственности и отдачи. В таблице 1 приведена сравнительная характеристика моделей менеджмента.

Таблица 1 – Сравнительная характеристика моделей менеджмента

Параметры

Восточная модель

Западная модель

Стратегия

Нет жесткого детерминированного курса

Присутствует фиксированный курс

Ключевая цель

В максимальной степени соответствует коллективным интересам

Увеличение капитала компании, увеличение эффективности

Ключевой приоритет

Сотрудники

Финансовые показатели организации

Межфирменная взаимная помощь

Распространена широко

Встречается редко

Организация управления

Делается основная ставка на группу, преобладает психологический подход

Делается основная ставка на отдельного индивида, преобладает технократический подход

Уровень открытости компании для общества

В наименьшей степени высокий уровень

Высокий уровень

Основное качество менеджера

Координация действий сотрудников

Профессионализм

Отношения менеджера с сотрудниками

Неформальные и личные отношения

Формальные отношения

Система оплаты трудовой деятельности

Исходя из результатов работы трудового коллектива

Согласно индивидуальному результату сотрудников

Система найма

На долгосрочной основе

Краткосрочная



20. Особенностью теоретических и методологических изысканий российских ученых того периода является использование методов научного познания для наблюдения и анализа явлений, установления причинной связи между ними и формирования принципов управления. Наука отражала объективный процесс укрупнения и усложнения производства, что вызывало потребность в специально подготовленных управляющих (или менеджерах), нанимаемых собственниками для управленческой деятельности. Многие исследователи были приверженцами капиталистического пути развития экономики России, связанного с ростом крупных предприятий и формированием монополий.


Развитие организационно-управленческой мысли в России конца XIX века с ее идеями "культурного государства" подтолкнуло исследование национальной культуры, нравов, обычаев и экономического поведения работников, их менталитета, которые легли в основу формирования таких областей науки управления, как организационная культура, человеческие ресурсы, мотивация, управление персоналом (В. Ключевский, С. Соловьев, Н. Бердяев).
Плюсы:

1. Стабильная экономика (отсутствие экономических кризисов, ярко выраженной инфляции).

2. Уверенность в будущем.

3. Гарантии всем минимума жизненных благ.

4. Нет проблемы трудоустройства.

5. Возможность мобилизовать достаточное количество ресурсов для быстрого решения острых проблем.
Минусы:

1. Медленное внедрение новых технологий.

2. Нет экономических стимулов к эффективной работе, т.к. преобладает уравнительный подход к оплате труда.

3. Формируются безынициативные работники.

4. Ресурсы используются неэффективно.

5. Экономика становится дефицитной. Относительно низкий уровень жизни.
В развитии отечественного управления советского и постсоветского времени можно выделить отдельные этапы: 1. 20-е гг. -- период активного поиска и утверждения методов и принципов управления социалистическими предприятиями. Издается много литературы в области рационализации труда и управления (П. М. Керженцев, А. К. Гастев, О. А. Ерманский, П. А. Богданов и др.). 2. 30--60-е гг. -- становление и укрепление административно-командной системы управления, которая оправдала себя в военное время и привела к бюрократизму на других этапах своего развития. 3. 70--80-е гг. -- застойный период, характеризуется расцветом бюрократического стиля управления. 4. Апрель 85-го (начало перестройки) -- 90-е гг. -- попытка проведения реформы управления в рамках социалистической системы по следующим направлениям: -- перераспределение функций центральных органов управления и подведомственных организаций в пользу последних; -- предоставление самостоятельности предприятиям: переход к самоокупаемости, самофинансированию, самоуправлению; -- переход от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления; -- совершенствование организационных структур управления;

-- оптимальное сочетание отраслевого и территориального управления; -- активизация человеческого фактора.