Файл: Доклад О состоянии и об охране окружающей среды Республики Ингушетия в 2020 году.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 340
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Правительство Республики Ингушетия
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия
Государственный доклад
«О состоянии и об охране окружающей среды
Республики Ингушетия в 2020 году»
Магас 2021 год.
|
Содержание | 2 |
Предисловие | 3 |
Введение | 4 |
Глава I. Общие сведения. | 5 |
Глава II. Атмосферный воздух. | 7 |
Глава III. Радиационная обстановка | 10 |
Глава IV. Климатические особенности года. | 21 |
Глава V. Водные ресурсы | 40 |
Глава VI. Почвы и земельные ресурсы. | 56 |
Глава VII. Недра. | 63 |
Глава VIII. Особо охраняемые природные территории | 81 |
Глава IX. Объекты животного мира. | 86 |
Глава X. Охотничьи ресурсы. | 91 |
Глава XI. Лесные ресурсы. | 101 |
Глава XII. Воздействие отдельных видов экономической деятельности на состояние окружающей среды. | 106 |
Глава XIII. Отходы. | 110 |
Глава XIV. Государственное управление в области охраны окружающей среды. | 112 |
Заключение | 118 |
Предисловие
|
Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Республики Ингушетия в 2020 году» подготовлен во исполнение Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.2012 № 966 «О подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды». В представленном Докладе изложена информация об экологической ситуации на территории Республики Ингушетия в 2020 году. Министерство природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия выражает благодарность территориальным органам федеральных органов государственной власти, министерствам и ведомствам Республики Ингушетия за предоставление информации.
Данный доклад подготовлен в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке ежегодного доклада о состоянии и об охране окружающей среды подготовленными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Содержание данного документа позволяет получить информацию не только по результатам 2020 года, но также и о динамике, тенденциях развития освещаемых процессов за ряд лет. Доклад представляет результаты труда многих людей по сохранению природы Республики Ингушетия, обеспечению экологической безопасности и развития уровня экологической культуры населения. Всем им хочется выразить особую благодарность за их нелегкий труд на этом общественно значимом поприще. Отдельное спасибо членам редакционной коллегии и всем сотрудникам, принимавшим непосредственное участие в подготовке материалов и издании Доклада.
Министр природных ресурсов и экологии
Республики Ингушетия Евлоев М.М.
Введение.
|
Доклад состоит из предисловия, введения, 14 глав, заключения, сведений о составителях и источниках информации, включенной в Доклад.
В первой части представлены общие сведения. Во второй части атмосферный воздух. В третьей части проведен анализ радиационной обстановки Республики Ингушетия. Четвертая часть посвящена климатическим особенностям года.
В пятой и шестой частях рассказывается о водных ресурсах, почвах и земельных ресурсах. В седьмой и восьмой частях собрана информация о недрах и особо охраняемых природных территориях. В девятой, десятой и одиннадцатой главах описаны объекты животного мира, охотничьи и лесные ресурсы. В двенадцатой главе описано. воздействие отдельных видов экономической деятельности на состояние окружающей среды. В тринадцатой и четырнадцатой главах представлена информация об отходах и о государственном управлении в области охраны окружающей среды
В заключении представлены материалы и основные рекомендации по дальнейшей деятельности и путей решения проблем охраны окружающей среды и рационального природопользования в Республике Ингушетия.
Электронная версия Государственного доклада размещена в сети интернет на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия:www.minprirodyri.ru, что в свою очередь обеспечивает возможность доступа к материалам доклада любому заинтересованному пользователю.
I. Общие сведения.
Республика Ингушетия расположена на Северном Кавказе и граничит на западе и северо-западе с Республикой Северная Осетия, на северо-востоке и востоке с Чеченской Республикой (субъекты Российской Федерации) и на юге по Главному Кавказскому хребту с Грузией. Площадь территории Республики Ингушетия составляет 3 620 км2 (362 тыс. га) и ограничена следующими координатами: 44°30? и 45°15? восточной долготы и 42°40? и 43°37? северной широты. Столицей Республики Ингушетия является город Магас. Наиболее крупные города и населенные пункты – в западной части республики г. Назрань, бывшая столица Ингушетии, он же – районный центр. Кроме того, на территории Республики расположены г. Малгобек (на северо-западе), являющийся также районным центром, г. Сунжа (на востоке) – районный центр наиболее крупного района республики и п. Джайрах (на юге) - районный центр самого южного административного района. Населенные пункты располагаются, главным образом, по долинам рек Камбилеевка, Армхи, Асса, Ачалучка, Сунжа.
Население республики занято, в основном, сельскохозяйственным производством.
Промышленность развита в северной равнинной части республики и представляет собой в основном предприятия легкой и пищевой, деревообрабатывающей промышленности, а также предприятия по добыче, переработке, транспортировке и хранению нефти. Имеются карьеры по добыче песка строительного, песчаника, глин кирпичных. Основным направлением в сельскохозяйственном производстве является животноводство.
В горной части республики значительная часть населения занята в лесной промышленности. На территории Республики Ингушетия с севера на юг выделяются следующие орографические единицы: Терский хребет, Алханчуртская долина, Сунженский хребет, Сунженская долина, Черные горы, северный склон Кавказского хребта.
Гидрографическая сеть в пределах рассматриваемой территории имеет очень широкое развитие. Она представлена реками (с запада на восток) Шондон, впадающей в рр. Армхи, Асса и Фортанга – притоками р. Сунжи, берущими начало с ледников Главного Кавказского хребта. Севернее Предгорий в широтном направлении протекают реки Камбилеевка (на границе с Республикой Северная Осетия) и р. Сунжа. Своеобразное положение занимает р. Ачалучка, питающаяся минеральным источником в районе с. Средние Ачалуки, русло ее используется для сброса воды из Алханчуртского канала. Гидрографическая сеть относится к бассейну р. Терека. Климат описываемой территории умеренно-континентальный. Зима малоснежная, с умеренными морозами, лето дождливое.
Население
Численность населения | |||||||||
1926[2] | 1931[3] | 1959[4] | 1970[5] | 1979[6] | 1987[7] | 1989[8] | 1990[9] | 1991[9] | 1992[9] |
75 133 | ↗81 900 | ↗710 424 | ↗1 064 471 | ↗1 153 450 | ↗1 235 000 | ↗1 275 513 | ↘189 340 | ↗192 642 | ↗194 105 |
1993[9] | 1994[9] | 1995[9] | 1996[9] | 1997[9] | 1998[9] | 1999[9] | 2000[9] | 2001[9] | 2002[10] |
↗195 821 | ↘194 171 | ↗263 092 | ↗282 342 | ↗291 209 | ↗296 294 | ↗301 745 | ↗340 028 | ↗445 443 | ↗467 294 |
2003[9] | 2004[9] | 2005[9] | 2006[9] | 2007[9] | 2008[9] | 2009[9] | 2010[11] | 2011[12] | 2012[13] |
↗468 773 | ↗475 645 | ↗481 565 | ↗486 970 | ↗492 669 | ↗499 502 | ↗508 090 | ↘412 529 | ↗414 524 | ↗430 495 |
2013[14] | 2014[15] | 2015[16] | 2016[17] | 2017[18] | 2018[19] | 2019[20] | 2020[1] | | |
↗442 255 | ↗453 010 | ↗463 893 | ↗472 776 | ↗480 474 | ↗488 043 | ↗497 393 | ↗507 061 | | |
Примечание. 1936−1944 и 1957−1989 годов — данные по Чечено-Ингушетии
Примечание. 1936−1944 и 1957−1989 годов — данные по Чечено-Ингушетии
Численность населения республики, по данным Росстата, составляет 497 393 чел. (2019).
Плотность населения — 134,52 чел./км2 (2018). Городское население — 60 %, или свыше 250 тысяч жителей; сельское — 40 %.
В Ингушетии самый высокий уровень рождаемости среди субъектов Российской Федерации; так, в 1992 году население республики составляло 211 тысяч человек, в 1998 году — 313 тысяч, в 2002 году — 467 тысяч, в 2009 году — 532 тысячи человек.
II. Атмосферный воздух.
На территории Республики Ингушетия отсутствуют крупные промышленные объекты, осуществляющие негативное воздействие на атмосферный воздух.
В Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора отчетность по форме № 2-ТП (воздух) за 2020 год поступила по 67 объектам НВОС с общим объемом выбросов 1774 тонн.
Всего на территории Республики Ингушетия поставлено на учет и подпадают под федеральный государственный экологический надзор 25 объектов 1 категории, эксплуатируемые следующими юридическими лицами: ОАО «РН Ингушнефть» - 22 объекта; «Старт-Плюс» - 1 объект; ООО «Интэко» - 1 объект; ООО «Роспетрол Эко» - 1 объект. Из 25 объектов 1 категории только 22 объекта эксплуатируемые ОАО «РН Ингушнефть» соответствуют пункту 4 указаний по заполнению формы № 2-ТП (воздух) – приложение к приказу Росстата от 08.11.2018 № 661.
По всем объектам, эксплуатируемым ОАО «РН Ингушнефть» всего выброшено в атмосферу 1655 тонн веществ из общего объема выброшенных в атмосферу веществ согласно сводной информации по форме 2-ТП (воздух) за 2020 год.
Атмосферный воздух населенных мест
Региональный информационный фонд социально-гигиенического мониторинга содержит результаты контроля атмосферного воздуха в 2020 году в местах интенсивного движения автотранспорта и в зоне жилой застройки по показателям: диоксид азота, оксид углерода, диоксид серы, углеводороды. Всего в 2020 году на территориях городских и сельских поселений Республики Ингушетия было отобрано и проанализировано 36 проб атмосферного воздуха. По результатам лабораторных исследований пробы атмосферного воздуха на территории республики с содержанием загрязняющих веществ, превышающим предельно допустимые концентрации не регистрировались. Как и в предыдущие годы, в Республике Ингушетия наибольший вклад в формирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух вносят транспорт, сельское хозяйство, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, предприятия стройиндустрии, предприятия добычи и переработки нефти. Стационарные источники - предприятия стройиндустрии по производству строительных материалов, цемента - являются источниками загрязнения атмосферы различной пылью. Основными технологическими процессами этих производств является процессы измельчения и термическая обработка шихт, полуфабрикатов и продуктов в потоках горячих газов, что связано с выбросами пыли в атмосферный воздух. Особенно высокая концентрация загрязняющих веществ от автотранспорта отмечается в городах, районных центрах и других населенных пунктах, вдоль дорог с интенсивным движением автотранспорта. Основными ингредиентами, выбрасываемыми в воздух, являются: оксид углерода, оксид азота, диоксиды азота, бенз(а)пирен, аммиак, взвешенные вещества. Согласно проведенному анализу в республике за период с 2018 по 2020 гг. выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников остается на уровне предыдущих годов. (таблица 1) (рис.1).
Таблица 1
Результаты лабораторных исследований атмосферного воздуха
на территории Республики Ингушетия 2018– 2020 гг.
| 2018 год | 2019 год | 2020 год | |||||||
| кол-во исследованных проб | из них с превышением ПДК | кол-во исследованных проб | из них с превышением ПДК | кол-во исследованных проб | из них с превышением ПДК | ||||
абс. | % | абс | % | абс. | % | |||||
Всего | 103 | 0 | 0 | 196 | 0 | 0 | 36 | 0 | 0 |
Результаты лабораторных исследований атмосферного воздуха территории Республики Ингушетия 2018– 2020 гг.
Загрязнению атмосферного воздуха способствуют: низкое качество дорог, их низкая пропускная способность, не соответствующая быстрым темпам роста автотранспортного парка, недостаточное строительство наземных и подземных путепроводов и др. Загрязнение атмосферного воздуха оксидами азота и серы, углерод оксидом, взвешенными веществами, формальдегидом и другими веществами, оказывающими раздражающее действие на дыхательные пути, относится к фактору риска возникновения астмы и хронических заболеваний органов дыхания с астматическим компонентом. Повышенные уровни оксида углерода способствуют увеличению распространенности среди населения, особенно старших возрастных групп, заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и других заболеваний.
Для снижения воздействия выбросов от автотранспорта на загрязнение атмосферного воздуха необходимо: рациональное распределение транспортных потоков по их интенсивности, составу, времени и направлению движения, повышение уровня технического состояния автотранспорта, ужесточение контроля технического осмотра транспортных средств.
Задачи по решению проблемы загрязнения атмосферного воздуха.
Для решения проблемы загрязнения атмосферного воздуха на территории Республики Ингушетия необходимо выполнение следующих мероприятий, обеспечивающих нормальные условия жизнедеятельности населения:
-
Снижение выбросов от автотранспорта: внедрение каталитических нейтрализаторов, сажеуловителей, внедрение в городах стандарта топлива «Евро». Контроль и регулирование загрязнения, снижение пиков загрязнения атмосферного воздуха; -
обеспечение регулярной влажной уборки улично-дорожной сети города; -
усиление контроля за реализуемым на территории республики качеством автомобильного топлива, в том числе этилированного бензина, а также техническим состоянием иногороднего транспорта, использующего бензин с присадками свинца; -
усиление контроля, обеспечение рациональной системы дорожного движения в городах и строительство объездных дорог, усовершенствование автотранспортных средств в целях сокращения объема выбрасываемых ими вредных веществ; -
организация санитарно-защитных зон от предприятий всех форм собственности; -
вывод транспортных организаций за пределы селитебных зон населенных пунктов; не допускать размещения гаражей, автостоянок с отступлениями от санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; -
органам местного самоуправления отводить участки для строительства многоярусных паркингов и гаражей с учетом требований норм санитарного законодательства; -
разработка единых проектов СЗЗ для групп промышленных предприятий, отселение жителей; -
устройство лесозащитных полос вдоль автомагистралей, особенно в свете расширения трассы федерального значения ФАД «Кавказ» и ожидаемого увеличения потока автотранспорта; -
активное внедрение средств механизации для орошения дорожного полотна и прилегающей территории в теплое время года, особенно с учетом увеличения потока автотранспорта; -
организация дорожного движения вне территории жилой застройки, строительство альтернативных автодорог; -
устройство паркингов для большегрузных машин или перегрузочных площадок с целью ограничения движения большегрузных автомобилей на территории жилой застройки; -
ограничение движения по автодорогам некоторых видов транспорта в определенные часы; -
улучшение качества топлива (Евро-4,5) на топливозаправочных комплексах на территории республики
III. Радиационная обстановка
Анализ радиационной обстановки в Республике Ингушетия.
В соответствии с Федеральным Законом «О радиационной безопасности населения» №3-ФЗ от 9 января 1996г. в Республике Ингушетия в рамках единой государственной системы контроля и учёта индивидуальных доз облучения (ЕСКИД) осуществляется контроль и учёт индивидуальных доз облучения населения от всех источников ионизирующего излучения, к которым относятся: природные и медицинские источники, техногенные источники в условиях нормальной эксплуатации и источники облучения, являющиеся следствием прошлых радиационных аварий. Постоянный и эффективный контроль всех этих параметров является одной из важнейших задач в проблеме обеспечения радиационной безопасности населения Республики Ингушетия.
Радиационная обстановка в Республике Ингушетия за последние годы существенно не изменилась, остается стабильной, в целом удовлетворительной, и радиационный фактор не являлся ведущим фактором вредного воздействия на здоровье населения.
Для постоянного и эффективного наблюдения за радиационной обстановкой в Российской Федерации внедрена единая система информационного обеспечения радиационной безопасности населения, включающая радиационно-гигиеническую паспортизацию и Единую государственную систему учета доз облучения населения России (ЕСКИД).
Информация, полученная в ходе радиационно-гигиенической паспортизации территорий, дает достоверное представление о состоянии радиационной безопасности на территории Республики Ингушетия, позволяет проанализировать вклад различных предприятий в радиационную ситуацию на территории, представить структуру облучения и оценить дозы облучения населения, провести сравнительную оценку радиационной безопасности по районам, выявить наиболее острые проблемы обеспечения радиационной безопасности, наметить пути их решения, оценить радиационные риски для здоровья населения отдельных районов и республики в целом.
Данные об индивидуальных дозах облучения персонала и организаций
, поднадзорных Управлению Роспотребнадзора по Республике Ингушетия, формируются на основе ежегодных сведений форм государственного статистического наблюдения № 1-ДОЗ «Сведения о дозах облучения лиц из персонала в условиях нормальной эксплуатации техногенных источников ионизирующего излучения» и № 2-ДОЗ «Сведения о дозах облучения лиц из персонала в условиях радиационной аварии или планируемого повышения облучения, а также лиц из населения, подвергшегося аварийному облучению». Годовые дозы облучения персонала не превышают 20 мЗ в/год, что соответствует установленным пределам доз.
На территории Республике Ингушетия нет радиационных объектов 1 и 2 категории потенциальной радиационной опасности, отнесенным к особо радиационно-ядрено-опасным. Все радиационные объекты республики относятся к 4 категории.
В Республике Ингушетия находятся 17 объектов, использующих источники ионизирующего излучения, из них 15 объектов являются лечебно-профилактическими учреждениями и 2 досмотровые установки. В сравнении с предыдущими годами отмечается улучшение ситуации, связанной с обеспечением радиационной безопасности, как персонала, так и населения, при проведении медицинских рентгенологических процедур.
Во всех организациях, использующих в своей деятельности источники радиации, составлены радиационно-гигиенические паспорта по состоянию на 2020 год. Охват паспортизацией 100%. Дозы от техногенного облучения населения, в том числе персонала невелики. Охват индивидуальным дозиметрическим контролем персонала группы А составляет 100%. Случаев превышения основных дозовых пределов среди персонала за последние годы не зарегистрировано. Средняя годовая индивидуальная доза облучения персонала группы А в 2020 году составила 0,38 мЗв, а группы Б 0,36 мЗв.
Динамика изменения годовых эффективных доз облучения персонала группы А и группы Б за период 2018-2020 гг. представлена в таблице 1.
Динамика изменения годовых эффективных доз облучения персонала (Таблица 1)
Год | Численность персонала | Средняя индивидуальная доза, мЗв/год | Коллективная доза, чел*Зв/год |
2018 | 146 | 0,37 | 0.0552 |
2019 | 141 | 0.38 | 0.0538 |
| 144 | 0.38 | 0.0548 |