Файл: Истоки логики греческое чудо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Этому миру противостоит материя, нечто хаотическое и бесформенное, в которой отражаются идеи. Благодаря их отражению это "небытие" становится миром чувственных вещей. В материальном изменчивом мире отражаются вечные неизменные идеи, которые являются прообразами всех существующих в нем вещей. Эти вещи суть только "тени" идей.

Платон развил обширную преподавательскую и литературную деятельность, в которой значительное место было отведено вопросам теории познания и логики. Истину и знание, по Платону, следует искать не в данных чувственного восприятия, не в ощущениях, а в чистой деятельности духа. Лишь тот метод исследования, по учению Платона, является строго научным и ведет к истине, в котором оперируют с чистыми понятиями.4


5. Логика Аристотеля.


Основателем логики принято считать крупнейшего древнегреческого философа и ученого-энциклопедиста Аристотеля. Он воспринимает логику не как самостоятельное философское учение, а скорее как необходимый инструмент всех наук и философии в частности.

Если говорить кратко, то Аристотелевская логика изучает:
1) основные виды бытия, которые подпадают под отдельные понятия и определения;
2) соединения и разделения этих видов бытия, которые выражаются в суждении;
3) способы, которыми ум при посредстве рассуждений может перейти от истины известной к истине неизвестной.

Следует, однако, учитывать, что ранее и довольно развернутое и системати­ческое изложение логических проблем фактически дал более ран­ний древнегреческий философ и естествоиспытатель Демокрит (460 — примерно 370 г. до н. э.). Среди его многочисленных трудов был и обширный трактат в трех книгах «О логическом, или О ка­нонах» (от греч. kanon — предписание, правило).

Здесь не только были раскрыты сущность познания, его основные формы и крите­рии истины, но и показана огромная роль логических рассужде­ний в познании, дана классификация суждений, подвергнуты ре­шительной критике некоторые виды выводного знания и предпри­нята попытка разработать индуктивную логику — логику опытного знания. Этот трактат Демокрита был широко использован Аристотелем в его разработке грандиозной системы логики. А от нее непосред­ственно ведет начало современная логика.

Аристотелю принадлежит ряд трактатов по логике, объединен­ных позднее под названием «Органон» (от греч. organon — орудие, инструмент). Все логические трактаты Аристотеля - это собрание его лекций, которые в разное время читал он своим ученикам. Именно ученики дали общее название этим произведениям - "Органон", что в переводе с древнегреческого означает "орудие".


В богатом творческом наследии Аристотеля принципы логики играют очень важную роль. Законы мышления он трактовал как законы природы, имеющие всеобщий характер. Аристотель доказал, что в мышлении есть такие принципы, имеющих общечеловеческое значение и поэтому их следует соблюдать, ища истину в процессе научных исследований.

О любом предмете нельзя утверждать и отрицать одно и то же. Необходимым условием истинных высказываний он считал однозначность и постоянство содержания каждого слова в рамках определенного рассуждения.

Аристотель тщательно исследовал в традиционной логике три закона:
- закон тождества,

- закон противоречия,

- закон исключенного третьего.

Между законами он устанавливал определенную взаимосвязь. Закон достаточного основания не был так тщательно сформулирован и закончен.

Закон тождества сформулирован Аристотелем в труде "Первая Аналитика". В этом законе отражены требование определенности мысли. Закон противоречия формулируется Аристотелем в таком виде: «Невозможно, чтобы спорные утверждения были одновременно истинны в отношении одного и того же предмета». Такая формулировка закона исключает возможность противоречия в мышлении. Аристотель не признавал противоречия ни в онтологическом, ни в гносеологическом аспектах. Значительное внимание Аристотель уделил закону исключенного третьего: «Между членами противоречия нет ничего».5

Значительное место в логическом наследии Аристотеля занимает учение о формах мышления. Суждением он называл высказывание о наличии или отсутствии чего-то в чем-то. В языковом контексте суждения всегда является истинным или ложным высказываниям. Термины "истина" и "ложь", по мнению Аристотеля, не могут применяться к ощущениям, восприятию и интуиции ума. Однако не каждое предложение он считал суждением. В вопросительных и побудительных предложениях не содержится значение истинности или ложности, следовательно, они не являются суждениями.

B фокусе логических размышлений Аристотеля отмечена и теория выводного знания — дедуктивных умозаключений и доказательства. Она разра­ботана с такой глубиной и тщательностью, что прошла сквозь тол­щу столетий и в основном сохранила свое значение до наших дней Логическое учение Аристотеля замечательно тем, что в заро­дыше оно содержит, по существу, все позднейшие разделы, на­правления и типы логики — индуктивной, символической, диа­лектической.



Правда, сам Аристотель называл созданную им науку не логикой, а прежде всего аналитикой, хотя и употреблял термин «логическое». Крупнейшим достижением в области логики Аристотель считал открытие силлогизма, т.е. рассуждение, в котором при утверждении любого из него необходимо вытекает несколько отличное от того, что утверждается, и именно вследствие того, что это есть. Такое отличное не требует никакого постороннего срока, чтобы следовать из имеющихся суждений с необходимостью. Аристотель подает и более узкое определение силлогизма как умозаключения, в котором один из терминов должен содержаться в утвердительном предпосылки и один должен быть взят в полном объеме, поскольку без общего предпосылки корректный силлогизм невозможен.

Будучи гигантским обобщением предшествующей практики мышления, логика Аристотеля оказала мощное влияние на ее пос­ледующее развитие, и прежде всего на научное познание. Так, под сильным впечатлением от этой науки написаны знаменитые «На­чала» Евклида. В них подведен величе­ственный итог развития греческой математики за предшествую­щие три столетия и впервые с такой силой проявился на практике дедуктивный метод построения научной теории.

Логика Аристотеля значительно повлияла также на развитие ораторского искусства, особенно судебных речей. Так, один из те­оретиков риторики Гермагор около середины II в. до н. э. разрабо­тал знаменитую «систему нахождения», которая явилась высшим достижением риторической теории эпохи эллинизма. Все многооб­разие судебных «казусов» (случаев) сведено в ней к единой схеме видов и разновидностей («статутов»), которой пользовались орато­ры в речах.

6. Развитие логики как науки учениками и последователями Аристотеля.

Рассмотрим ряд направлений в области логики, которые развивались после Аристотеля. Его ученики Теофраст и Евдем Родосский продолжали исследования своего учителя. Теофраст внес некоторые уточнения в трактовку операций отрицания и квантификации. Он подчеркивал, что не равнодушен, где ставить возражения: перед глаголом или существительным. Если поставить частицу "не" перед существительным, а не глаголом, такие суждения не являются отрицательными.

Основы пропозиционной логики, или логики высказываний заложено логической школой стоиков. Ее основателем был Зенон из Китиона, а наибольший вклад в эту область логики сделал Хризипп.


Стоикам принадлежит концепция аксиоматического построения теории, а также осмысление и систематизация несиллогистических и релятивных умозаключений. По мнению стоиков, соблюдение правил формальной логики гарантирует лишь корректность вывода выводу из предпосылок, а не действительную истинность заключения. Логическое учение стоиков было новаторским по сравнению с подходами Аристотеля и его учеников.

Существенный вклад в разработку логической проблематики осуществили мыслители школы, основателем которой был Эпикур из Афин. Он считал, что мышление является воспоминанием о прошлом опыте. Эпикур использует индуктивный подход к объяснению возникновения логических форм: «Все мысли рождаются из чувств, благодаря совпадению, соответствия, сходства и синтеза».

После долгого периода упадка логической науки в Ш-1V ст. н.э. возникает мистико-идеалистическая философия неоплатонизма. Логические исследования сводятся к комментариям положений Аристотеля. Самым талантливым комментатором аристотелевских работ был Порфирий..

Значительный вклад в категориальный аппарат логики сделал М. Т. Цицерон. Он ввел ряд терминов, важных для развития логики: "evidente" - отчетливое представление, "varietas" - разнообразие, "differentia" - разница, "notio" - понятие, "propositio" - посылка силлогизма, "partitio" - разделение целого на части , "disparatus" - противоречивый, "complementum" - дополнения и др.


Вывод

В своем развитии логика прошла длительный период развития. Важнейшее обстоятельство, способствовавшее выделе­нию логики в самостоятельную отрасль знания, носило ярко выраженный практический характер, поскольку логика в то время разрабатывалась в тесной связи с запросами оратор­ского искусства, то есть как часть практической риторики. Искусство публичной речи, умение вести полемику, убеж­дать людей ценилось у древних греков исключительно высо­ко и стало предметом специального анализа в школах, так на­зываемых софистов. Такие навыки предполагают не только умение красиво говорить, но и владение сложными механизмами мышления и, прежде всего, различными спосо­бами построения умозаключений, доказательств, опроверже­ний, то есть того, что и составляет основное содержание ло­гики.

Таким образом, как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в IV в. до н.э. и поистине явилась «греческим чудом». Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348—322 гг. до н.э.). В своих логических трудах, получивших общее название «Органон» (греч. «орудия познания»), Аристотель сформулировал основные законы мышления: тождества, противоречия и исключенного третьего, описал важнейшие логические операции, разработал теорию понятия и суждения, обстоятельно исследовал дедуктивное (силлогистическое) умозаключение. Аристотелевское учение о силлогизме составило основу одного из направлений современной математической логики — логики предикатов.6


В настоящее время логика представляет собой весьма разветвленную и многоплановую науку, результаты и мето­ды которой активно используются во многих областях теоре­тического познания, в том числе и непосредственно связан­ных с рядом современных направлений практической дея­тельности. Она находит применение в философии, юриспруденции, математи­ке, психологии, кибернетике, лингвистике и др.

Список Литературы

  1. Абачиев С. К. Логика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт. 2019. 402 с.

  2. Агапов Е. П. Логика. Учебное пособие для бакалавров. 3-е издание. М.: Дашков и К. 2021. 160 с.

  3. Асмус В. Ф. Учебник логики. М.: Ленанд. 2021. 392 с.

  4. Гладкий А. В. Введение в современную логику. М: Едиториал УРСС, 2020. 346 с.

  5. Гусев Д. А. Логика. Учебное пособие. М: Прометей, 2015. 300 с.

  6. Гусев Д. А. Популярная логика и занимательные задачи. Учебное пособие. М: Прометей, 2015. 406 с.

  7. Демидов И.В. Логика. Учебник для бакалавров. 9-е изд. М: Дашков и К, 2020. 346 с.

  8. Дюк В. А. Логический анализ данных. М.: Лань. 2020. 80 с.

  9. Зиновьев А. А. Комплексная логика. М: Ленанд, 2015. 206 с.

  10. Ивин А. А. Логика. Учебник и практикум. М: Юрайт, 2018. 388 с.

  11. Ивлев Ю. В. Логика. Краткий курс. Учебное пособие. М: Проспект, 2021. 144 с.

  12. Ивлев Ю. В. Логика. Учебник. М.: Проспект. 2020. 304 с.

  13. Краткий курс по логике. Учебное пособие. М: Окей-книга, 2016. 128 с.

  14. Кузнецов В. Г., Егоров Ю. Д. Логика. Основы рассуждения и научного анализа. Учебное пособие. М: Инфра-М, 2018. 290 с.

  15. Логика / Отв. ред. Малюкова О.В. М: Проспект, 2021. 320 с.

  16. Минто В. Индуктивная и дедуктивная логика. М: КомКнига, 2015. 252 с.

  17. Михалкин Н. В. Основы логики. Учебник и практикум. М.: Юрайт. 2019. 366 с.

  18. Морис Коэн, Эрнст Нагель. Введение в логику и научный метод. М: ИД "Социум", 2017. 520 с.

  19. Руденко А. М. Логика. Учебное пособие. М: Феникс, 2018. 251 с.

  20. Скорубский В. И., Поляков В. И., Зыков А. Г. Математическая логика. Учебник и практикум. М: Юрайт, 2017. 212 с.

  21. Старченко А. А., Кириллов В. И. Логика. Учебник для бакалавров. М.: Проспект. 2021. 240 с.

  22. Хоменко И. В. Основы логики. Учебник и практикум. М: Юрайт, 2017. 328 с.

  23. Челпанов Г. И. Учебник логики. М.: Ленанд. 2021. 264 с.

  24. Яшин Б. Л. Логика. Учебник для учащихся высших и средних учебных заведений. М: Директмедиа Паблишинг, 2020. 420 с.




1 Гусев Д. А. Логика. Учебное пособие. М: Прометей, 2015. 300 с.


2 Михалкин Н. В. Основы логики. Учебник и практикум. М.: Юрайт. 2019. 366 с.


3 Морис Коэн, Эрнст Нагель. Введение в логику и научный метод. М: ИД "Социум", 2017. 520 с.