Файл: Лекция 1. Философия Древней Индии Проверил к филос н., доцент, доцент кафедры философии и теологии Резник С. В.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(Н И У « Б е л Г У » )

Кафедра философии и теологии

Лекция №1.

Философия Древней Индии

Проверил:

к. филос. н., доцент,

доцент кафедры философии

и теологии Резник С. В.

Выполнила:

студентка группы 02022201

Пензева Елена Александровна

Белгород, 2023

План:

  1. Общие сведения об Древне Индийской Философии.

  2. Периодизация древне индийской философской мысли.

Зачатки философского мышления связаны с вторжением скотоводческих времён Ариев с северо-запада. Они покорили оседлое население древней Индии, что привело к разложению общественного строя и функционирования государственности и классового общества в рамках варно - кастового строя. После разработалось несколько точных философских систем. В их фундаменте лежат, прежде всего, сакральные тексты – веды. Веды - это сборники древне индийских религиозных текстов. Философской частью вед является их завершающая часть, которая называется упанишад.

Развитие делится на три этапа: ведический (охватывает 1500 – 1600 г. до н. э.), эпический (охватывает 600 – 200 г. до н.э.): в это время создаются два великих эпоса – эпические поэмы (Махапрахад), появляются философские школы, которые делятся на две группы. Это ортодоксальные школы , носящие название Астика, признавали ведов. Признаком консолидации индуизма можно считать оформление 6 ортодоксальных философских систем.

К неортодоксальным школам, которые отрицатели или ,как их ещё называли ,– настика, отрицали влияние вед, отрицали их понимание как священных текстов, первой такой школой являлся Буддизм, его основоположником является Тситхарха (известный как Будда), это более развитое в философском отношении учение Древней Индии, которое видело освобождение души от страданий в просветлении и достижении Нирваны (на санскрите переводится как угасание). Буддизм - это практическая философия, тк она отдает предпочтение поступкам и действиям, а не рассуждениям и теориям. В Буддизме считается главным указать путь, который ведёт к спасению человека, его избавление от нескончаемых страданий, а размышление о бытие являются второстепенными, с точки зрения учения.


Следующей школой настики является Джайнизм. Данное учение исходило из того, что тело человека является темницей для бессмертной души, если душа стремится к благу, то тело тянет к греху. Путь избавления от тирании тела, это аскетизм и ахимса, то бишь, не насилие. Джайнизм, как и Буддизм, явился реакцией на ритуализм и отвлечённую умозрительность брахманизма. Он отвергает веды и в отличие от ортодоксальных систем он открыл доступ к себе как мужчинам, так и женщинам, также независимо от своего сословия. Сохранил индуистское учение о реинкарнации воздаяние за совершаемые при жизни поступки. Целью в жизни в Джайнизме считается освобождение от перерождения, которое выполняют аскеты, соблюдающие строгие правила, в частности, строгое предписание соблюдения ахимсы, т.е. непричинения вреда всем живим существам.

Джайны делятся на монахов, аскетов и мирян, которые занимаются торгово-расточительской деятельностью. Соблюдение этого не даёт им права заниматься земледелием, поскольку вспашка земель может повлечь за собой убийство живых существ.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(Н И У « Б е л Г У » )

Кафедра философии и теологии

Лекция №2.

Путь освобождения от страданий Буддизма и Йоги

Проверил:

к. филос. н., доцент,

доцент кафедры философии

и теологии Резник С. В.

Выполнила:

студентка группы 02022201

Пензева Елена Александровна

Белгород, 2023

В концепциях буддизма и йоги всё начинается с разговора о том, что, во-первых, во всех школах или, так называемых, даршанах, древние идеи были нацелены на поиск путей, которые ведут к освобождению от сансары, т.е., круговорота рождений смертей, обрекающих не только человека, но и любое живое существо на страдания. Во-вторых, рассматриваемые школы Буддизма и Йоги являются школами, относящимися к разным направлениям древнеиндийской философской мысли. Можно сказать, что данные школы представляют собой два противоборствующих лагеря - Йога является одной из шести ортодоксальных систем брахманизма.



Буддизм представляет противоположное направление древнеиндийской философской мысли, именуемое «настика», что на санскрите, те, кто считает, что нет собственно философской проблематики, они разделяют мировоззренческие позиции представителей обоих направлений.

Возникли многочисленные школы, которые детально разработали теорию и практику освобождения человека, оформленные в концепциях нирваны и самадхи. Обе традиции использовали схожие системы физических упражнений и медитативных практик. Принципиальные различия касались решения проблемы слияния и мироздания. Классическая йога, часто именуемая «сакхья йога», предстает как действенная практически ориентированная система моральных канонов и принципов, на которых строится вся практика йоги и идеология духовного освобождения. Чтобы составить общее представление об этическом кодексе йоги, прежде всего, необходимо понять ее отношение к следующим традиционным этическим вопросам и проблемам, это вопросы: добра и зла, морального долга, а также проблемы счастья и страдания.

Самое высшее - это счастье абсолютного освобождения. Таким образом, высшее благо, высший моральный долг и высшее счастье классической йоги связывается с духовным освобождением сознания человека.

Понятия «нияма», как правило, в переводе с санскрита - соблюдение религиозных , т.е. духовных предписаний, она также включает пять аспектов: чистоту, удовлетворенность, подвижничество, самообучение и преданность высшему началу.

Классическая йога, именуемая «мокша», как и в других ортодоксальных направлениях, заключается в освобождении индивидуального «я». Для того, чтобы понять суть концепции освобождения в буддизме, следует обратиться к базовым идеям, буддийской философии, которые характерны для всех его направлений.

Буддизм утверждает, что нет такой формы жизни, которая не была бы подвержена страданиям абсолютно, а удовольствие весьма относительно. В благородной истине причиной является влечение, желание, привязанность жизни в самом широком смысле. Учение о карме является доктринальным стержнем буддизма. Карма может быть переведена как «дела» или «действие». Таким образом, карма - это действие, причем обязательно имеющее следствие, результат - общая энергия действий, совершенных при жизни, также приносят свой плод, то есть она определяет необходимость следующего рождения; характер, который определяется характером совершенных действий умершего - только человек способен порождать кар-мы и быть таким образом ответственным за свои поступки.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(Н И У « Б е л Г У » )

Кафедра философии и теологии

Лекция №3.

Трудные вопросы китайской философии

Проверил:

к. филос. н., доцент,

доцент кафедры философии

и теологии Резник С. В.

Выполнила:

студентка группы 02022201

Пензева Елена Александровна

Белгород, 2023

«Только истинна, обладающей Жень, может ненавидеть людей»

(Конфуций.)

Для многих это выражение непонятно. Тут можно выделить две стороны. Первая - человечность, гуманность, они находятся на одной стороне, в другой стороне находятся отрицательные качества (ненависть, нелюбовь, злость).

Можно встретить различные характеристики этого понятия. Встречаются такие противоположные качества, как одинокая-всеохватывающая, постоянная-изменяемая, непознаваемая-познаваемая, не имеет имя - имеет имя и обозначение. Как их соотнести?

В концепции даосизма используются 2два понятия «Дао». Изначальное Дао, которое нельзя назвать - непознаваемое, неизменяемое, называется небытие. Оно вечно и неизменно. С него начинается всё развитие мира, и в какой-то момент это небытие порождает бытие.

Другое Дао – бытие, которое развивается вместе с миром, познаваемым и его правлением развития является природа, человек.

По сути в концепции существует два Дао – небытие и бытие. С точки зрения даосизма, все возникающие вещи со временем разрушаются и прекращают свое существование, и тогда они снова возвращаются в первые Дао.

Двум видам Дао соответствуют два вида знания. Знание о Дао, как о небытии, носит мистический оттенок, состоит в молчании. Если мы берем Дао как основной закон развития мира, то можно сказать, что это Дао доступно не всем, а только тем, кто достигнул определенной мудрости, кто видит за хаосом порядок, тем, кто видит гармонию мира.

«Белая лошадь – это не лошадь». Лошадь – термин для обозначения формы или класса объекта. Белая – признак формы, который обозначает цвет, когда обозначается признак какого-то объекта и сам объект, и мы уже не можем сказать, что объект остался прежним. Признак определяет определённый объект. Лошадь – обозначает большой класс объектов, но когда мы добавляем какой-то отдельный признак, то весь класс объектов резко сужается до определенных.


Можно сделать вывод, что «белая лошадь» неравно просто «лошади», т.к. у первой есть определённый признак, отличающий ее от второй.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(Н И У « Б е л Г У » )

Кафедра философии и теологии

Лекция №4.

Концепции «недеяния» и «благородного мужа» в даосизме и конфуцианстве

Проверил:

к. филос. н., доцент,

доцент кафедры философии

и теологии Резник С. В.

Выполнила:

студентка группы 02022201

Пензева Елена Александровна

Белгород, 2023

Первая концепция - это концепция благородного мужа в конфуцианстве. Вторая концепция - это концепция не гения или недеяния. В даосизме упоминали о том, что этическая проблематика является центральной в концепции Конфуция, и как раз главное место в его этике занимает теория или ,опять же, концепция благородного.

Благородный человек должен обладать следующими нравственными качествами: во-первых, это качество «жень - шень» - это гуманность, совокупность каких-то нравственных норм, качеств конкретного человека., моральное отношение человека к другим людям. Конфуций говорил: «Как ты хочешь, чтобы поступали с тобой – поступай с другими».

Вторым качеством, которым должен обладать благородный муж, по Конфуцию является – «ciao ciao», переводится как «сыновья почтительность». Включает в себя все качества, которыми должен обладать человек в его взаимоотношениях в семье, со старшими, с его начальниками, с подчиненными. Причем государство, с точки зрения Конфуция, считалось большой семьей, и император понимается как отец, а чиновники как старшие братья.

Третьим качеством в концепции благородного мужа является этикет, который заключается в норме совместного проживания различных людей, это является конкретным воплощением идей жизни, регулирует данные нормы этикета и проживания.

Четвертым качеством в концепции благородного мужа является долг и справедливость. По мнению Конфуция – человек (благородный муж) должен, в первую очередь, исполнять свой долг, причем он не должен заботиться о том, что принесет выполнение того или иного действия, то есть получит ли он какую-то выгоду, совершая это действие, или будет какая-то польза от этого действия, ценность. Она заключается в самом действии, именно поэтому и является ценным и последним качеством в концепции благородного мужа. Чаще всего благородный муж сравнивается с низким человеком, и в качестве таких противоположностей их качеств приводят пример: благородный муж думает в первую очередь о других, а низкий человек в первую очередь думает о себе, о своей выгоде. Благородному мужу можно доверить великие дела, а низкому человеку - ничего нельзя доверить; благородный муж может пожертвовать собой ради государства, близких людей, а низкий человек в лучшем случае закончит свою жизнь самоубийством ; благородный муж живет в согласии с другими людьми, но не следует за ними, низкий