Файл: 1 введение в культурологию.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Тема 1 : ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ


ОГЛАВЛЕНИЕ


Стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..3

  1. Понятие и сущность культуры……………………………….3

  2. Подходы к изучению культуры………………………………5

  3. Основные элементы культуры……………………………….8

  4. Формы и разновидности культуры………………………….13

  5. Культурная динамика…………………………………………15

  6. Роль культуры в жизни общества……………………………16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….20


ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………..21


Введение
«Культура» – столь же важное для социологии понятие, как «гравитация для физики и «эволюция» для биологии, потому что в ней отображаются все стороны жизни общества. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой – совокупность результатов их деятельности.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях.

Для социологического анализа в культуре следует выделить две основные части – культурную статику и культурную динамику.

Первая описывает культуру в покое, вторая – в движении.

К культурной статике мы отнесем внутреннее строение культуры – совокупность базисных элементов, или черт, и формы культуры – конфигурации, характерные сочетания таких элементов.

К динамике отнесем те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение.

Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество изменений.



  1. Понятие и сущность культуры


Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее обрабатывание. Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В дальнейшем слово «культура» получило обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. При таком подходе культура престает как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной природой, как весь созданный человеком мир.


В социологии под культурой подразумевают, во-первых, определенную сферу общества, получившую институциональное закрепление. В любой стране существуют министерства культуры с аппаратом чиновников, учебные заведения различного уровня, готовящие специалистов по культуре, журналы, клубы, театры, музеи и т.д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей.

Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации. Здесь следует упомянуть , например, элитарную культуру, русскую культуру, зарубежную, культуру молодежи и др.

В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений. В связи с этим мы употребляем такие выражения « культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении опрятно прибранное. «Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда культуру противопоставляем бескультурью – отсутствию культуры.

Для социологов выражение «отсутствие культуры» бессмысленно. Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.

Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

Выделяют два основных вида культуры: материальную и духовную. Разделение культуры на материальную и духовную соответствует двум основным видам производства: материальному и духовному. Классификация культуры может проводится и по особенностям поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни ( культура труда, быта, политическая культура), по способу жизнедеятельности отдельного индивида ( личная культура), социальной группы ( культура класса) и т.д.

Материальная культура представлена материальными предметами в виде сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и т.д. Иначе говоря, это часть общей системы культуры, включающая все сферу материальной деятельности и ее результаты.

Нематериальная (духовная) культура включает в себя знания, верования, убеждения, ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.



Не всякие материальные или духовные продукты, созданные людьми, становятся частью культуры, а только те, которые приняты членами общества или его частью, и закреплены в их сознании ( например, с помощь. Записи на бумаге, фиксации в камне, в виде навыков, обрядов и т.п.). Усвоенный таким образом продукт может быть передан другим людям, последующим поколениям как нечто для них ценное, почитаемое ( культурное наследие).

Культура воплощает в практической деятельности людей – производственной, бытовой, политической, художественной, научной, учебной и т.д., поэтому культурное содержание можно выделить в сфере любой целенаправленной социальной деятельности человека. Это многообразие проявлений культуры обусловливает многозначность ее определений.

В социологии культура рассматривается в ее социальном аспекте, т.е. с точки зрения процессов и результатов социальных взаимодействий. Под культурой с социологии понимается совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. Поэтому при социологическом анализе культура рассматривается в том ее аспекте, который связан с регулированием отношений между людьми, как система идеалов, ценностей, норм и образцов поведения. Любой предмет, действие или явлений (будь то храм или лозунг, корабль или рукопожатие и т.п.) обретают социокультурный смысл только тогда, когда они значат нечто для людей, т.е. направляют их действия, поведение, восприятие в определенное русло.
2. Подходы к изучению культуры
Слово “культура” латинского происхождения, первоначально обозначало “обработку”, “возделывание” чего-либо, т.е. вмешательство человека в естественные процессы. Определение культуры как искусственного мира, созданного человеком в противовес миру естественному, миру природы.

Таким образом, культура – это совокупность созданных человеком в ходе его истории материальных и духовных ценностей и деятельность на основе этих ценностей  формы культуры: материальная, духовная и т. д.

В понятие “культура” различные исторические эпохи вкладывали самый разный смысл. Древние греки – воспитанность (этим они выделялись от диких варваров), средневековый человек – личное совершенствование, Возрождение – гуманизм, просветители – разумность.

Современная культурология определила понятие “культуры” как форму и способ человеческой самореализации через стремление вскрыть и утвердить смысл своей жизни и соотнести его со смыслом сущего в целом. В это определение включается вся человеческая деятельность в духовных и материальных формах, все общение и мышление человека.


Т.о. культура предстает как смысловой мир. Каждое время решает свои вопросы, но есть коренные мировоззренческие:

  • как существует этот мир?

  • каково место человека в этом мире?

  • как велика сила и бессилие человека? и др., решая которые, человечество преобразует окружающий мир, наделяя его собственными смыслами и превращая в мир культуры.

Смысловой мир передается из поколения в поколение и закрепляется культурой в знаково-символической системе (при помощи знака и символа).

Структура культуры может быть представлена через ядро и ее периферийные слои.


Периферия: наука, менталитет, мораль, художественная

культура и т. д.

Ядро – это система ценностей, выработанных в реальной истории определенным социальным обществом.
Ядро культуры выполняет роль социального ДНК, хранящего информацию о ведущих ценностях эпохи. Ядро стабильно, но в переломные эпохи может изменяться – это смена доминирующих ценностей.
Периферию культуры составляют структуры, в которых реализуются основные ценностные установки культуры.
КУЛЬТУРА



Специализированный уровень Обыденный уровень

(уровень элитарной культуры - (уровень массовой культуры-

культуры избранных культуры массового воспроизво-

дстваимассового потребления)


Кумулятивный (уровень накопления):

Здесь сосредотачивается профессиональный, социокультурный опыт; накапливаются культурные ценности.


Трансляционный

(уровень передачи информации через каналы связи):

1. Образовательные учреждения.

  1. Средства массовой информации.

3. Учреждения культуры


Культура многофункциональна и многогранна.
Функции культуры:

  • преобразующая (освоение, преобразование окружающего мира, т.к. человеку присуще стремление к творчеству);

  • познавательная (концентрируется лучший социальный опыт, что создает условия и возможности для освоения и познания мира);

  • трансляционная (функция передачи, исторической преемственности. Культура выполняет роль социальной памяти и выступает единственным механизмом передачи опыта);

  • регулятивная (регулирует различные виды общественной и личной деятельности, опираясь на право и мораль);

  • ценностная (культура представляет из себя систему ценностей и формирует у человека соответствующее времени определенные ценностные потребности и ориентации; по их уровню, качеству судят о степени культурности того или иного человека);

  • коммуникативная (процесс обмена информацией между людьми).


А также эстетическая, воспитательная, духовно-нравственная и т. п., при этом каждый элемент культуры выполняет различные функции.
3. Основные элементы культуры
В многообразии сущностных проявлений культуры как формы или типа развития общества можно выделить общие компоненты, показатели, в которых отражается содержание, к таким основным компонентам культуры обычно относят ценности, язык, верования, нормы.

Язык – это понятийный, знакоково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Говорить об общении с помощью языка можно только в том случае, если каждому звуку придается специальное, только ему свойственное значение. Например, понятие «есть» может быть представлено комбинацией разных звуков (можно сравнить русское «есть», английское - eat , немецкое essen и т.д.). Члены сообщества должны прийти к соглашению относительно того, что определенный набор звуков соответствует понятию «есть» , и тогда это слово входит в состав языка. Таким образом, в слове содержится то или иное понятие. Благодаря понятиям человек структурирует и воспринимает окружающий мир. Изучение слов языка обеспечивает –взаимопонимание людей, тем самым язык служит важнейшим средством коммуникации (общения), а также хранения и передачи (трансляции) информации из поколения в поколение. Тем самым общий язык поддерживает сплоченность общества.

Определяющим элементом культуры является ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством общества (группы) убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, и основных средств их достижения.

Ценность – это свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям общественного субъекта ( человека, группы людей, общества); понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личный смысл для человека определенных явлений действительности.

В социологии часто употребляется категория «социальная ценность», т.е. компонент социальной системы, наделяемый особым значением в индивидуальном или общественном сознании.

По существу это субъективный символ, имеющий для каждого человека различное значение.

В ходе социальных взаимодействий социальные субъекты оценивают предметы, социальные явления и процессы с точки зрения их соответствия или несоответствия своим потребностям, с точки зрения того, что для них значимо, а что – нет, что полезно, а что – вредно, что допустимо, а что – недопустимо и т.п.