ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Однако ценности не единственный регулятор человеческого поведения. Социальные нормы, в отличие от ценностей, достаточно конкретно предписывают, какие поступки, какие действия должны совершать люди в тех или иных социальных ситуациях, как и что они должны делать (или не делать) в своих социальных связях и отношениях с другими людьми. Присущие социальной норме эталонный характер, схематизм и типичность поведения имеют большое практическое значение, позволяя предвидеть в знакомой ситуации действия других людей.
Таким образом, ценностно-нормативное содержание культуры выступает в качестве регулятора человеческого поведения.
В рамках той или иной культуры ценности представляют не произвольную комбинацию, а целостную, иерархически построенную систему, признаваемую большинством общества и реализуемую в его жизнедеятельности. Индивид усваивает выработанные в обществе (общности) ценности и нормы. Тем самым культура формирует личность, выполняя образовательную и воспитательную функции. Общее представление о том, в каком направлении двигаться, к каким ориентирам (ценностям) стремиться, как действовать правильно, а как – неправильно, имеет определяющее значение для реализации совместной и целенаправленной деятельности. В этом случае система ценностей и норм, а шире говоря, культуры, выполняет интегративную функцию, обеспечивая целостность сообщества.
И наконец, поскольку в культуре аккумулируется исторический опыт общности, группы, общества, то она воплощает также функцию ретранслятора, передающего этот опыт последующим поколениям. Благодаря этой функции каждое последующее поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее. Молодое поколение добавляет новые знания к уже накопленному богатству.
Для понимания места и роли культуры в жизни общества большое значение имеет уяснение взаимодействия культуры с различными сферами общественной жизни. Культура, пронизывая весь социум, взаимодействует со всеми общественными явлениями, в том числе и с экономикой, которая играет базисную роль в социальном прогрессе, в социальных изменениях. В основе общественного прогресса – поступательного восходящего развития – лежит развитие производительных сил. Их основные элементы: средства труда, предметы труда и сами труженики – составные части культуры.
Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.
Определяющим элементом культуры является ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством общества (группы) убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться, и основных средств их достижения.
Ценность – это свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям общественного субъекта ( человека, группы людей, общества); понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личный смысл для человека определенных явлений действительности.
Существенным компонентом культуры выступают социальные нормы. Понятие «норма» в широком смысле слова обозначает правило или руководящее начало. Социальные нормы - правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых ожидается от члена любой социальной группы или общности и поддерживается с помощью санкций.
Так, для рукопожатия мы протягиваем правую руку; в библиотеке не разговариваем и не шумим; в дни государственных праздников вывешиваем (поднимаем) флаги и т.д. Осуществляя эти действия, мы придерживаемся общепринятых норм. Наша культура определяет такое поведение как правильное, т.е. соответствующее социальным нормам.
Социокультурные нормы возникли в процессе исторического развития общества как результат выражения практических потребностей его членов на конкретном историческом этапе, для упорядочения общественных отношений на разных уровнях социальной жизни.
Существующие в обществе нормы можно классифицировать по разным основаниям, в частности, по сфере их действия (политические, экономические и т.п.) и, что особенно важно, по содержанию ( обычаи, нравы, правовые нормы).
Обычаи – это унаследованные стереотипные способы поведения, которые воспроизводятся в определенных общностях или социальных группах и являются привычкой для их членов. В любом обществе насчитываются сотни и тысячи общепринятых образцов поведения
Нравственные нормы (нравы) представляют собой систему взглядов о правильном и неправильном поведении, основанных на принятых в обществе представлениях о добре и зле, о должном или непозволительном.
Все обычаи, существующие в обществе, можно разделить на две группы: во-первых, те образцы поведения, которым рекомендуется следовать в соответствии с правилами хорошего тона и вежливости, а во-вторых, те образцы поведения, которым должны следовать во взаимодействиях в другими людьми ибо они затрагивают жизненно важные интересы членов общества, обеспечивая безопасность и социальный порядок, само существование социальной общности как целостности.
Особой формой нравов является табу – абсолютный запрет, накладываемый на какое-нибудь слово, предмет, действие. Табу были широко распространены в традиционных, простых обществах, но и в современных обществах они также существуют ( например, на кровосмешение, каннибализм и др.).
Важным элементом культуры, регулирующим поведение людей, являются правовые нормы. Правовая норма – это стандартизированная норма поведения, формально одобренная обществом и выступающая в виде законов, постановлений, распоряжений и других актов, принимаемых юридически уполномоченными государственными органами. Люди подчиняются нравственным нормам автоматически или потому, что считают это правильным. При такой форме подчинения у некоторых людей возникает искушение нарушить нравственные нормы. Таких индивидов можно подчинить существующим нормам путем угрозы узаконенного наказания за их нарушения. Правовые нормы – это формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, установленных законами, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами ( такими, например, как милиция, суд и т.д.). В современном обществе закон становится важнейшим средством регулирования многих видов поведения во всех сферах жизни общества.
Анализ социальных взаимодействий показывает, что, во-первых, общественная жизнь имеет групповой характер, во-вторых, взаимопонимание людей во взаимодействиях обеспечивается благодаря наличию общей системы ценностей и норм. Ценностно-смысловое значение отношений между людьми обозначают термином «культура», тогда как сами отношения, конкретную форму – термином «социальная система». В любой конкретной ситуации социального взаимодействия, т.е. в любом месте, где есть человеческий коллектив, можно отметить обязательную взаимосвязь социального и культурного аспектов человеческого поведения.
Заключение
Анализ социальных взаимодействий показывает, что, во-первых, общественная жизнь имеет групповой характер, во-вторых, взаимопонимание людей во взаимодействиях обеспечивается благодаря наличию общей системы ценностей и норм. Ценностно-смысловое значение отношений между людьми обозначают термином «культура», тогда как сами отношения, конкретную форму – термином «социальная система». В любой конкретной ситуации социального взаимодействия, т.е. в любом месте, где есть человеческий коллектив, можно отметить обязательную взаимосвязь социального и культурного аспектов человеческого поведения.
Реальность культуры – не только в том, что она составляет форму бытия общества, но и в том, что она преодолевает отчуждение и становится формой духовного саморазвития индивида, источником и механизмом его развития. Каждый шаг приобщения к культуре во всех ее формах и разновидностях окупается для человека постижением новых все более глубоких смыслов бытия. Культурное развитие – это движение к полноте жизни, реализация возможностей, заложенных в человеке.
Список используемых источников
-
Колесин И.Д. Подходы к изучению социокультурных процессов.// Социс, 2009, № 1. -
Кравченко А.И. Введение в социологию: Учебное пособие.- М.:Новая школа,2005. -
Кравченко А.И. Социология : Учебник для студентов вузов.- Екатеринбург-Москва,2009. -
Основы социологии: уч.пособие под ред. проф. М.В.Прокопова.-М., 2008. -
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М., 2008