Файл: Нравственное воспитание на уроках изобразительного искусства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 4

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»
Ставропольский филиал

Кафедра психолого-педагогического и естественнонаучного образования

ДОКЛАД

по дисциплине

«Методика обучения продуктивным видам деятельности»
на тему:
«Нравственное воспитание на уроках изобразительного искусства»

Выполнила: Федина Ирина Андреевна студентка 3 курса КОФф69-БПФ1801


Ставрополь 2021 г.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

Уникальность и значимость образовательной области «Искусство», в том, что предметы, изобразительное искусство и музыка, направлены непосредственно на духовно-нравственное развитие ученика.

          И вся деятельность учителя изобразительного искусства подчинена, прежде всего воспитанию духовно-нравственной, культурной и толерантной личности. На уроках изобразительного искусства дети учатся рисовать, лепить,  писать красками, конструировать. Но не только. Еще есть умение видеть в окружающей жизни то, что не замечают, не видят другие.  Умение вглядываться в жизнь  - самое главное умение!

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.


Талантливое художественное произведение побуждает нас думать, анализировать жизнь, строить догадки, что-то представлять, воображать, искать отзвук своим чувствам, переживанию, настроению, проникать в замысел автора, в мир его чувств, мыслей. Первые попытки приобщения к этому у обучающихся происходят на уроках изобразительного искусства по программе Б.Неменского. Начиная с 1-го класса и до 8-го, эта программа помогает в изучении курса истории искусства. Она построена на тех принципах, что самая квалифицированная научно-техническая подготовка без соответствующего нравственно-эстетического развития не может не привести к профессиональной узости, прагматизму и нравственному цинизму.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность - ребенок выступает в роли художника и деятельность по восприятию искусства -ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры- имеют творческий характер

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.



Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы.

Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Например, дети изучают великие, вечные темы искусства в 4-ом классе:

1.«Материнство».Дети рассматривают произведения изобразительного искусства: икону  «Владимирская Богоматерь», «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, «Мать и дитя» Пикассо и т. п. Задание: нарисовать маму с собой. Главное не сходство, а чувства.

2. «Мудрость старости». Перед детьми предстают автопортреты великих художников Леонардо да Винчи, Эль Греко, а нарисовать предлагается портрет близкого пожилого человека

3. «Сопереживание». Картины: «Старик и мальчик» Пикассо, «Возвращение блудного сына» Рембранта не оставляют равнодушными ни одного из ребят. И задание особое: найти и придумать сюжет о том кто страдает рядом, услышать его боль и выразить в рисунке.

В 7 классе - «Иллюстрации к Библии».

  Самая высокая цель в искусстве это помочь людям понимать друг друга. Уметь чувствовать чужие радости и страдания, ощущать их как свои собственные – именно это делает человека по- настоящему Человеком.

Через изображения библейских сюжетов можно выразить самые сложные человеческие чувства.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

Этой задаче в программе отводится много тем, в каждом классе.

         Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается представление о мире, о красоте человека.

         В 2-ом классе:

1. «Сказочная птица. Изображение и фантазия». Зрительный ряд: Слайды реальных и фантастических птиц в русской деревянной и  каменной резьбе. Зачитываются литературные отрывки: А.Пушкина «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», П Ершова «Конек-Горбунок»


2. «Человек и его украшения». Слайды с произведениями художников Н.Рерих, Н.Аргунов «Портрет крестьянки», Д,Левицкий «Портрет дочери», иллюстрации детских книг И.Билибина, фотографии русской одежды, оружия, кружев.

Работают над заданием: украсить кокошник, украсить богатырские доспехи.

В 3-ем классе в 1-ой четверти  дети знакомятся с Богородской игрушкой, матрешкой, дымковской и филимоновской игрушками, хохломой, гжелью, павлопасадским платком.

         В  4-ом классе все 1-ое полугодие посвящено народному искусству и культуре нашей родины. 1-я четверть -  «Истоки родного искусства», 2-ая четверть - «Древние города нашей земли»  

 В 5-ом классе также  все 1-ое полугодие посвящено культуре и искусству  нашей страны. 1-я четверть -  «Древние корни народного искусства», 2-ая четверть - «Связь времен в народном искусстве»

 В 7 классе в 3-ей четверти по теме Историческая картина», дети работают над проектами: «Картины о русской истории».

В 4-ой четверти – тема Великой Отечественной войны – главная тема. Отношение к Великой Отечественной войне наполнено не только чувством победы, но и чувством утрат.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
С 1-ого по 7-ой  класс изучается жанр пейзажа.

И.Левитан. «Над вечным покоем».И Шишкин. «Полдень». В.Борисов- Мусатов «Куст орешника». И. Грабарь «Февральская лазурь». Ф Васильев «Мокрый луг» - это произведения которые дети должны знать обязательно.

«Человек с его духовным миром всегда является основным предметом искусства. Человек – это огромный мир, большой и сложный, и к наиболее глубокому, полному и яркому раскрытию его всегда стремились настоящие великие художники всех времен и народов». Н.В.Томский.

         С 1-ого по 8 –ой класс ребята рисуют образ человека. Главная задача – это уметь находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека.

Таким образом, особая роль искусства в эстетическом и духовно-нравственном воспитании заключается в способности произведений изобразительного искусства максимально приблизить к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, руководимая опытным и любящим наставником, формируется личность ребенка.