Файл: О цвете, часть первая упражнения по колористике Контрасты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О цвете, часть первая: упражнения по колористике




1. Контрасты.
Это первая часть упражнений, которую средовая группа выполняла дома.
На основе простых рапортных композиций (каждый придумывает сам, важно наличие хотя бы двух слоёв и разный масштаб объектов) исследуются основные виды цветовых констрастов. У цвета две основные насторойки — светлота и насыщенность. Максимальной насыщенности цвет достигает в своём спектральном виде — как в 
цветовом круге. На цветовом же круге хорошо видно, какие цвета являются «дополнительными», это три главные пары — красный/зелёный, оранжевый/синий, жёлтый/фиолетовый.

На каждый из контрастов выполнялось два примера:
- выбранный цвет (в моём случае оранжевый) + дополнительный к нему, противоположный по цветовому кругу (в моём случае синий)
- выбранный цвет + следующий по кругу за дополнительным, менее контрастный (в моём случае это зелёный).

Все упражнения выполняются на плотной бумаге (ватман или акварельная) темперой (она наиболее удобна — гуашь выбеляется, акрил не кроющий). Сами композиции небольшие (15-20см), чтобы не красить долго, но при этом достаточного размера для аккуратного исполнения.
Перед началом работы полезно сделать уменьшенные варианты композиций, в которых можно быстро понять цветовые решения. Когда цвет определён, нужно замешать его достаточное количество, чтобы выкрасить им всю необходимую площадь (сделать колер).

Вкратце суть упражнений с моими институтскими примерами:

1. Светлотный контраст.



Самый базовый и простой вариант, контраст не по хроматическим качествам, а по светлотным — тёмное и светлое. Один цвет максимально выбеляется (не теряя при этом узнаваемой цветности), другой максимально затемняется. Третий цвет — где-то между ними по светлоте.

2. Хроматический контраст.



Контраст непосредственно по цвету — каждый из цветов берётся в полную силу яркости. Третий цвет — близкий к одному или к другому.

3. Контраст насыщенности.



Один цвет берётся в полную силу насыщенности, другой — с сильно пониженной насыщенностью (за счёт высветления или утемнения). Лучше сделать так, чтобы насыщенного было меньше по площади, чем не насыщенного — эффект будет нагляднее.

4. Контраст оттенков.



Работа с очень сближенными по светлоте цветами с пониженной насыщенностью. В идеале сделать картинки, которые будут невоспроизводимы в чёрно-белом варианте, настолько там будет всё близко. Работаем с помощью белого и/или чёрного.

5. Симультанный контраст.



Большие массы закрашиваются одним из цветов в полную силу насыщенности и близким ему (тоже холодным или тоже тёплым). А малые детали выкрашиваются совершенно ахроматичным серым (чёрный+белый). Если серый расположен на большом цветовом поле, наш глаз наделяет его качествами дополнительного цвета (на красном поле серый станет зеленоватым, на синем — оранжево-охристым).

6. Тёпло-холодный контраст.



Оба цвета доводятся с помощью разбела до максимально близкой светлоты, но при этом при этом с сохранением максимально возможной насыщенности. Если это получается как нужно, цвета начинают «светиться» отностительно друг друга.

Пример домашней работы одного из участников, Натальи Ушаковой:










2. Анализ поведения выбранного цвета в разных условиях.
Вторая часть упражнений, которые группа выполняла уже на занятиях, об этом в следующих частях рассказа.

Основная задача — использовать те или иные цветовые контрасты (а даже часто комплекс контрастов) для выполнения конкретной задачи. Если первая часть упражнений скорее общееобразовательная, то эта — совершенно практическая, этими приёмами можно пользоваться при создании произведения, если есть необходимость его «сконструировать», а не идти только от чутья.

Упражнения выполнялись на основе одной и той же несложной замкнутой геометрической композиции. Требования те же — два-три слоя и разный масштаб объектов. Нужно чтобы объекты пересекались, так больше цветов будет взаимодействовать друг с другом. В начале работы один из крупных элементов всех четырёх композиций выкрашивается одним цветом, в моём случае это оранжевый треугольник, он везде одинаков (на скане этого ощущения сложно добиться). Остальные цвета выбираются исходя из задачи.

1. Активность по насыщенности и светлоте.



Элементы композиции выкрашиваются так, чтобы главный объект (и, возможно, несколько мелких форм за компанию) был насыщеннее всего остального и был контрастен к среде по светлоте.

2. Сближенность по светлоте.



Все объекты стараются стать однородными по светлоте, чтобы изображение было бы невоспроизводимо в чёрно-белом варианте (как в контрасте оттенков).

3. Отступание.



Главный объект максимально сливается со средой, как по цвету, так и по светлоте, выглядит отдалённым. А некоторые объекты становятся «раздражителями» — выглядят более чёткими и близкими благодаря контрасту по светлоте и контрасту хроматическому.

4. Приближение.



Всё то же самое, только наоборот — главный объект (возможно с группой других) всеми силами «выталкивается» вперёд с помощью светлотного и хроматического контраста, другие отдаляются к фону.



Эти упражнения доступны каждому для самостоятельно выполнения. Очень рекомендую этот опыт, он сильно обогащает представление о работе с цветом и прокачивает чисто технические навыки — смешение нужного цвета, аккуратность работы кистью.