Файл: Разработка методики обучения учащихся основной школы решению текстовых задач.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разработка методики обучения учащихся основной школы решению текстовых задач



Цель формирующего этапа эксперимента – обучить учащихся решать задачи арифметическим, алгебраическим и геометрическим методом.

Задачи исследования:

  1. Проведение формирующей работы;

  2. Реализация контрольного этапа эксперимента.

Формы организации учебной работы:лекции, практикумы по решению задач,   индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная работа.

Развитию математического интереса способствуют математические игры (дидактическая, ролевая).

Для повышения заинтересованности учеников, их познавательной активности, совершенствования навыков умения решать текстовые задачи, предлагается внедрение на занятия игровых моментов и упражнений. Проводить занятия предлагается в соответствии со следующим планом-графиком (Приложение Б).

План-график включает в себя 6 занятий, количество часов – 12.

Вся работа по обучению учащихся навыкам решения текстовых задач включает в себя три этапа:

  1. Вводное занятие.

 На вводном занятии рекомендуется:

- объяснить учащимся цели данных занятий;

- поставить необходимые задачи;

- рассказать кратко о том, что будет изучаться, выяснить всевозможное применение задач в жизнедеятельности человека (с помощью учащихся);

- объяснить, каким образом будут подводиться итоги изучения и оцениваться работа учащихся.

II. Основной этап, включающий себя непосредственное проведение уроков, решения тестовых задач арифметическим, алгебраическим и геометрическим методами.

III. Заключительный этап, включающий в себя подведение итогов, повторное выявление у учащихся уровня сформированности навыков решения текстовых задач тремя методами.

Изложение материала может осуществляться с использованием традиционных словесных и наглядных методов: лекция, рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов, чертежей, схем, таблиц.

При проведении занятий существенное значение имеет проведение исследовательских работ, выполнение учениками индивидуальных заданий, подготовка рефератов, сообщений, проектный метод. Разнообразие дидактического материала дает возможность применять дифференцированный подход в обучении, что в свою очередь позволит привлечь к факультативным занятиям не только учащихся, уверенно чувствующих себя на уроках, но и учащихся, имеющих нестандартный образ мышления, но не являющихся лидерами на учебных занятиях.


В рамках пятого урока детям были предоставлены и образцы решения задач. Проверяя себя, ученики сравнивают своё решение с образцом. В случае если решение не совпадает с образцом, ученик возвращается к решению задачи и ищет ошибку.

Учащимся, затрудняющихся в выборе арифметических действий, с помощью которых решается задача, вместее с условием задачи даю карточку, где записана схема решения задачи.

Схематический образец решения задачи на карточке помогает ученику спланировать последовательность своих действий по ходу решения задачи, способствует формированию самоконтроля на этапе выбора арифметических действий, которыми решается задача.

Следующее задание в рамках урока состояло в следующем: «Внимательно прочти задачу и выбери правильное решение».

Выбор правильного (подходящего) вопроса к данному условию способствует формированию логического мышления и самоконтроля на этапе анализа условия задачи.

Ученик рассуждает, сверяет результаты совершаемых в уме действий, с представленными на карточке вариантами решения задач и делает свой выбор. Выбор соответствующей записи для каждой задачи и оценка их решения активизируют действие самоконтроля, а также способствуют развитию самостоятельности мыслительной деятельности учащихся. Безошибочное выполнение задания становится основанием для вывода о достаточно развитом самоконтроле, о сформированности актуального контроля на уровне произвольного внимания.

При проведении занятий целесообразно учитывать индивидуальные особенности учащихся и использовать разноуровневые задания с учетом учебной программы по математике. На занятиях используется соответствующий наглядный материал, возможности новых информационных технологий, технических средств обучения.

Индивидуальные задания содержат материал, связанный с анализом и решением одной и той же задачи. Однако сложность анализа, количество связей, которые необходимо установить для решения - разняться на всех трех уровнях сложности.

Каждый ученик работает с таким заданием индивидуально, после чего проверка правильности решения и разбор задачи производится всем классом под руководством учителя, что позволяет участвовать в полном анализе задачи не только ученикам с высоким уровнем навыка решения задач, но и тем, кто выполнял задание, адаптированное для низкого уровня.



Для того чтобы организовать разноуровневую работу над задачей в одно и то же время, отведённое на уроке, использовались индивидуальные карточки-задания, которые готовились заранее в трёх вариантах (для трёх уровней). Уровень на карточке не указывается, а различие вариантов обозначается кружками разного цвета (зелёный, синий, красный). Сначала ребёнку даётся карточка зелёного цвета. Правильное выполнение заданий в этой карточке позволяет ему подняться на следующую ступеньку трудности, т.е. - синюю карточку.

Возможны и другие варианты работы. В рамках формирующей работы сначала работали с учащимися одного из уровней, а в это время другие работали самостоятельно.

Использовался и другой вид работы – учащимся предлагались задачи с возрастающей трудностью, которые они решали последовательно – от простого к сложному.

Так была организована работа в группах. Дети делились по способностям в решении задач и решали задание, адаптированное под уровень каждой группы, коллективно. Альтернативно, такие группы могут состоять из детей с разными уровнями, и в таком случае, очевидно, более успевающие дети берут на себя роль наставников. Учитель должен грамотно организовать и руководить процессом работы в группах.

Далее приведем пример такого адаптированного задания, построенного на задаче на встречное движение:

От двух остановок, расстояние между которыми 123км, отправились одновременно навстречу друг другу по реке два велосипедиста. Скорость первого - 17 км/ч, второго - 24 км/ч. Каково будет расстояние между двумя велосипедистами через 2 ч после старта?

Для начала, разберем адаптацию задания для низкого уровня.

Перед ребенком находится чертеж к задаче. Первое задание - рассмотреть и внимательно изучить его. Затем нужно приступить к выполнению пошагового плана решения такой задачи по чертежу.

- обозначить цветом часть отрезка, обозначающую расстояние, которое преодолел первый велосипедист за 2 часа;

- найти это расстояние;

- обозначить другим цветом часть отрезка, обозначающую расстояние, которое преодолел второй велосипедист за 2 часа;

- найти это расстояние;

- обратить внимание на только что выделенные цветами отрезки, обозначающие расстояние, пройденное двумя велосипедистами за 2 часа, вычислить это расстояние.


- еще раз прочесть вопрос и выделить на чертеже тот отрезок, который обозначает искомое, вычислить это расстояние.

Так ребенок подводится к ответу. Важным является то, что, проходя через все шаги решения, ребенок видит структуру задачи и учится выделять важные элементы и находить между ними связи.

Теперь разберем адаптацию задания для среднего уровня.

Перед ребенком находится чертеж к задаче. Первое задание - самостоятельно закончить неполный чертеж к задаче и обозначить все данные на нем, а так же искомое.

Дальше перед учеником предстает схема рассуждений в примерно следующем виде:


Как вычислить общую скорость (скорость сближения) двух велосипедистов?


Сколько километров успели преодолеть велосипедисты за 2 часа?


Каково расстояние, которое не успели преодолеть велосипедисты за два часа?

Ответив на все наводящие вопросы, ученик уже должен понимать, как решается такая задача. Затем от учащегося требуется выполнить запись решения сначала по действиям, а затем и одним выражением. В качестве дополнительного задания можно попросить ученика попытаться найти другой способ решения.

Наконец, разберем адаптацию задания для высокого уровня.

Чертеж ребенок должен выполнить самостоятельно. На его основе ребенок должен составить план решения задачи безотносительно конкретных числовых значений. Затем, задачей ученика становится найти наиболее рациональный способ решения задачи и решить ее как по действиям, так и выражением. В качестве дополнительного задания можно дать вопрос повышенной сложности. Например, какое расстояние будет между велосипедистами через 4 часа?

В таком методе составления задач вычислительные действия отделены от схемы и от плана решения задачи. Это позволяет развить у учащихся навык планирования хода решения задач, развивать логическое мышление, не привязываясь при этом к конкретным числам. Так же такой подход позволяет успевающим ученикам видеть концепцию построения плана решения и видеть дальнейшие шаги в решении, что сильно расширяет возможности анализа и повышает готовность к ознакомлению с более сложными задачами.

Подготовка таких адаптированных материалов позволит так же снизить организационную нагрузку на учителя в течение урока, поскольку индивидуальные задания выдаются уже готовыми, в печатной форме. Пока большая часть детей работает самостоятельно, у педагога появляется время


для оказания индивидуальной помощи тем детям, которые испытывают наибольшие трудности.

Приведенные методы способствуют более четкой организации учебного процесса, являются инструментом для реализации индивидуального подхода и эффективно помогают учащимся осваивать навыки решения текстовых задач.

Итоговый контроль по этому блоку можно провести в виде фронтальной беседы, написания «математического сочинения».

На последующих уроках проводится работа по закреплению умения решать задачи рассмотренных видов. В процессе закрепления, как и на этапе ознакомления, полезно предлагать различные задания и упражнения творческого характера. Например, при обучении решению задач на встречное движение, когда объекты двигаются с разными скоростями, можно задать такие вопросы:

- «Могли ли два гонщика (самолета, пешехода и т. п.) встретиться посередине пути?»;

- «Что нужно изменить в задаче, чтобы это произошло?»;

- «Что произойдет с пройденным расстоянием, если представить, что объекты продолжат свое движение после встречи?»;

- «Что произойдет с расстоянием между объектами, если представить, что они продолжат свое движение после встречи?», и пр.

Итак, важно научить школьников общим приемам работы над задачей: анализировать задачу без посторонней помощи, самостоятельно устанавливать связи, используя при этом графическую запись (чертежи, иллюстрации), составлять оптимальный план решения, выполнять решение, проверять правильность решения. Необходимо оценить эффективность методики обучения школьников решению текстовых задач.