Файл: Контрольная работа на тему Модели организационного поведения по учебной дисциплине Организационная психология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Частное учреждение образовательная организация высшего образования
"Омская гуманитарная академия"
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему: Модели организационного поведения
по учебной дисциплине: Организационная психология
Выполнила: Турсунходжаева. Д.Х
Направление подготовки:
Психология,
Форма обучения: заочная
Оценка:
____________________________
____________________________
Подпись Фамилия И.О.
“____”________________20___ г.
Омск2023
Содержание
Введение
Модели организационного поведения
Заключение
Список литературы
Введение
Управление организацией - это, прежде всего, управление людьми. Искусство управления поведением людей становится в современном обществе решающим условием, обеспечивающим конкурентоспособность предприятий и организаций, стабильность их развития, а так же одним из путей усовершенствования государственной системы. Человеческий ресурс, по своим свойствам, существенно отличается от любых других ресурсов используемых организациями, и поэтому требует особых методов управления. Научные основы организационного поведения и их применение на практике путем управления персоналом организаций превращаются в важное направление в области менеджмента. Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления зависят от:
-
типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная). -
размеров организации, от сферы ее деятельности, от управленческой структуры (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления). -
функции внутри организации.
Все виды управленческой деятельности можно сгруппировать в четыре основные функции:
1) планирование, заключающееся в выборе целей и плана действий по их достижению;
2) функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними;
3) руководство, состоящее в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей;
4) контроль, заключающийся в соотнесении реально достигнутых результатов с теми, которые были запланированы.
История развития отношений к персоналу в организации включает разные подходы, научные школы и направления.
Модели организационного поведения
Поведение – извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой.
Источником поведения являются потребности живых существ. Поведение осуществляется как единство психических (побудительных), регулирующих, отражательных звеньев и исполнительных внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определенных объектов, а также преобразующих их. Поведение человека, в отличие от поведения животного, всегда общественно обусловлено и приобретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, производственной и социальной деятельности.
Реальное трудовое поведение включает в себя несколько форм. Правильная классификация которых, позволяет определить адекватные способы коррекции поведения и повысить обоснованность его прогнозирования.
Целевые формы поведения обусловлены стремлением работника к определенной значимой для него цели. Если эти цели связаны с трудовыми обязанностями, функциями, исполняемыми на рабочем месте , то они называются «функциональным трудовым поведением», определяют содержание труда.
Если цели связаны со стремлением к достижению определенного уровня благосостояния и качества жизни, то их определяют как, целевое экономическое поведение. Выделяется несколько форм такого поведения:
-
«максимум доходов ценой минимума усилий». -
«минимум доходов при минимуме усилий». -
«максимум при максимуме труда».
Организационное поведения, с этой точки зрения выступает как самостоятельный подвид целевого поведения, которое связывают с реакцией сотрудников на применение различных видов стимулирования, нормативные акты, административные указания и пр. обеспечивающие достижение целей организации.
Можно выделить три категории поведения работников:
-
работники с инновационным поведением, они постоянно ищут пути к улучшению в содержании, организации, условий труда и часто эти пути носят инновационный характер. Такие работники обеспечивают прогресс и будущее организации. -
Работники с адапционно-приспособительным поведением, которое часто проявляется при перемене места работы или коллектива. Такое поведение способно исказить восприятие этого человека другими работниками, оно накладывает определенный отпечаток на поведение человека. -
Церемониально-субординационная составляющая поведения проявляется в организациях с устойчивой структурой, она составляет правила этикета, манеру общения между сотрудниками и начальством. В конечном счете, отражает культуру организации и ее структурные особенности.
Основой моделей организационного поведения можно считать две управленческие теории, которые разработал и обосновал Д. Макгрегор. Теория «Х» и теория «У» по вопросу о поведении человека могут быть представлены следующим образом:
Теория Х | Теория Y |
• Типичный индивид негативно относится к труду и по мере возможности постарается избежать участия в работе; | • Труд также естественен для человека, как игра или отдых; |
• Типичный индивид не склонен принимать на себя ответственность, неамбициозен и, прежде всего, нуждается в безопасности; | • Человек отнюдь не является прирожденным лентяем. Его негативное отношение к труду – результат приобретенного опыта; |
• Участие людей в процессе труда осуществляется только под принуждением, под контролем менеджмента. | • Решая поставленные задачи, работники будут самостоятельно регулировать свою деятельность и контролировать трудовой процесс • Заложенный в человеке потенциал позволяет сотрудникам в надлежащих условиях не только принимать на себя, но и искать дополнительную ответственность. Они обладают воображением, изобретательностью и творческими способностями, которые могут быть использованы в трудовом процессе |
В соответствии с логикой теории основная роль менеджмента состоит в принуждении к труду и контроле за действиями работников. | В соответствии с логикой теории основная роль менеджмента заключается в развитии потенциальных способностей работников и в оказании им помощи в их применении для решения общих задач |
Существует четыре модели организационного поведения: авторитарная, опекунская, поддерживающая и коллегиальная, основные черты которых представлены в таблице :
| Авторитарная | Опекунская | Поддерживающая | Коллегиальная |
Базис модели | Власть | Экономические ресурсы | Руководство | Партнерство |
Ориентация менеджмента | Полномочия | Деньги | Поддержка | Работа в команде |
Ориентация работников | Подчинение | Безопасность и льготы | Выполнение рабочих заданий | Ответственное поведение |
Психологический результат для работника | Зависимость от непосредственного начальника | Зависимость от организации | Участие в управлении | Само-дисциплина |
Удовлетворение потребностей работника | В существовании | В безопасности | В статусе и признании | В самореализации |
Участие работников в процессе труда | Минимальное | Пассивное сотрудничество | Пробужденные стимулы | Умеренный энтузиазм |
Поскольку каждая организация уникальна, методы организационного поведения в ее отделах и филиалах могут различаться. Выбор модели организационного поведения определяется множеством факторов. Превалирующая философия и цели организации, ее личных качеств управляющего состава влияет на выбор модели поведения.
Анализ моделей организационного поведения позволяет сделать следующие выводы:
-
развитие и смена моделей носят эволюционный характер; -
они во многом определяются превалирующими потребностями работников; -
в настоящее время отмечается тенденция к применению новых моделей; -
эффективность модели во многом зависит от конкретной ситуации; -
модели могут модифицироваться и развиваться в различных направлениях.
Основной вывод, следующий из анализа моделей организационного поведения: задача менеджеров состоит не только в идентификации используемых в организации поведенческих моделей, но и в осознании современных требований и проявлении управленческой гибкости в случае изменений внешних условий и появлений новых потребностей.
поведение работник управленческий организационный
Заключение
Организационное поведение как наука носит междисциплинарный характер. Она включает элементы теорий, методы, принципы и модели, заимствованные из различных дисциплин. Организационное поведение - это область, в которой в настоящее время идет процесс формирования и развития теоретических основ.
Модели организационного поведения основаны на двух управленческих теориях разработанных Д. Макгрегор. Теория «Х» - человек изначально не любит работать и будет избегать работы. - поскольку человек не любит работать, его следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием, чтобы заставить работать для достижения целей организации. - средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он предпочитает избегать ответственности, у него мало честолюбия, ему нужна безопасность. Теория «У» - работа для человека так же естественна, как игра. - внешний контроль - не единственное средство объединения усилий для достижения целей организации. Человек может осуществить самоуправление и самоконтроль, служа целям, которым он привержен; приверженность формируется как результат наград, связанных с достижением целей. - средний человек стремится к ответственности, его желание избежать ответственности, как правило, результат прошлого разочарования и вызвано плохим руководством сверху. Средний человек наделен высоким уровнем воображения и изобретательности, которые редко используются в современной жизни, что ведет к разочарованию человека и превращает в противника организации. Таким образом, теория «Х» воплощает чисто авторитарный стиль управления, теория «У» является демократическим стилем управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе.
Список литературы
-
Айдаркина, Е. Е. Теория и практика управления : учебное пособие / Е. Е. Айдаркина ; Южный федеральный университет. — Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2020. — 164 с. -
Барышев, А. В. Основы разработки управленческого решения : учебное пособие / А.В. Барышев. – Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. – 164 с. -
Генкин, Б. М. Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика) : монография / Б. М. Генкин. — 2-е изд., испр. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020. — 352 с. -
Кочеткова, А. И. Организационное поведение и организационное моделирование в 3 ч. Часть 1. Основы, сущность и модели : учебник и практикум для вузов / А. И. Кочеткова, П. Н. Кочетков. — 6-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 249 с
5.Мкртычян, Г. А. Организационное поведение : учебник и практикум для вузов / Г. А. Мкртычян. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 237 н
Allbest.ru