Файл: Контрольная работа на тему Вклад ученых в развитие психологии как науки по учебной дисциплине Основы самоорганизации и саморазвития студента.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Частное учреждение образовательная организация высшего образования
"Омская гуманитарная академия"
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему: Вклад ученых в развитие психологии как науки
по учебной дисциплине: Основы самоорганизации и саморазвития студента
Выполнил(а):
Отабек Мурод угли Камбаралиев
Направление подготовки:
Экономика
Оценка:
____________________________
____________________________
Подпись Фамилия И.О.
“____”________________20___ г.
Омск, 2023
Введение
Психология - это наука о самом сложном, что пока известно человечеству, т.к. носителем психики является головной мозг, самый сложный по строению и закономерностям деятельности орган и механизм. Изучение мира субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, является непростым делом и существенно отличается от научного познания предметов и явлений в неживой природе.
Как и в любой другой науке, в психологии главной целью научного познания является поиск объективной истины (соответствие знаний о мире – самому объективному миру), которая подтверждается практикой. В результате научного познания появляется объективное (не зависимое от конкретного субъекта) знание о мире психических явлений, установление законов функционирования и развития психики – общих устойчивых связей между психическими явлениями, между причиной и следствием. Это позволяет прогнозировать явления объективной реальности и управлять ими.
Как и любая другая наука, общая психология имеет свои объект и предмет, методологию и систему специальных методов познания, теорию, а также особый язык описания и объяснения изучаемых явлений (специальные категории, термины, понятия);
Объект науки – это та сторона действительности, на изучение которой направлена данная наука. Часто объект фиксируется в самом названии науки. Объектом психологии является психика («душа» как считали древние мыслители) как субъективная реальность объективного мира в форме мыслей, переживаний, представлений, чувств, побуждений, желаний и прочих психических явлений.
Предмет науки – это та сторона или стороны объекта науки, каким он представлен в ней; если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с ней и закрепляется в ее понятийной системе.
Предмет не фиксирует всех сторон объекта, хотя может при этом включать то, что в объекте отсутствует, в определенном смысле развитие науки есть развитие предмета. Предмет психологии – это специфика формирования, развития и проявления психических феноменов. Современная психология – живая, становящаяся, развивающаяся область знания и практики, в которой нет единой парадигмы (главенствующей теоретической и практической системы, определяющей науку в целом) и поэтому психология является поли предметной наукой.
Методология – это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования и средствах деятельности. Методология психологии может быть общая, специальная, частная и основывается на диалектико-материалистическом подходе к пониманию окружающей действительности и психики.
Методы исследования – это пути исследования, вытекающие из общих теоретических представлений о сущности изучаемого явления; это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверную информацию, которая используется для построения научных теорий и проверки их истинности. В психологии существуют организационные, теоретические, эмпирические, интерпретационные, методы обработки данных и другие научные методы исследования.
Теория– это совокупность взглядов, система основных идей, представляющих собой результат научного познания, исследования и осмысления практики жизни, позволяющие строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
Категории– это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Они образованы как результат обобщения развития познания и практики. В психологии как науке используются философские, общенаучные и общепсихологические категории.
1. Этапы развития психологии
Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.
1-й этап — психология как наука о душе.
Такое определение психологии было дано более 2 000 лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Первые
представления о психике имели анимистическийхарактер, наделявший каждый предмет душой. В одушевленности видели причину развития явлений и движения. Аристотель распространил понятие психического на все органические процессы, выделяя растительную, животную и разумную души.
Позже сложились две противоположные точки зрения на психику – материалистическая (Демокрит) и идеалистическая (Платон). Демокрит считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов, только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей и в отличие от последней идеальна. Познание мира - это не взаимодействие психики с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека.
2-й этап — психология как наука о сознании.
Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. В XVII веке были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Р.Декарт считал, что животные не обладают душой и их поведение является рефлексом на воздействие извне. По его мнению, человек обладает сознанием и в процессе мышления устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Д.Локк утверждал, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств, выдвинул принцип атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов (ощущений) и на их основе сформированы через ассоциации более сложные образования.
В XVII веке английские ученые Т. Гоббс, Д. Гартли развили детерминистское представление об ассоциациях, лежащих в основе функционирования психики, а французские исследователи П. Гольбах и К. Гельвеций разработали чрезвычайно важную идею о социальном опосредовании психики человека.
3-й этап — психология как наука о поведении.
Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). Мотивы, вызывающие поступки не учитывались.
Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли разработки метод условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики. В начале XX века основатель бихевиоризма американский психолог Д Уотсон указал на несостоятельность декарто-локковской
концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.
4-й этап (современный) — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения. Для этого этапа характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека. Российская психологическая наука придерживается диалектико-материалистического взгляда на происхождение психики.
Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком. Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов, а также практическое применение получаемых знаний.
2. Задачи и структура психологии как науки
Изучение объективных закономерностей функционирования и проявления психических явлений и процессов:
-
Качественное изучение психических явлений; -
Анализ формирования и развития психических явлений; -
Изучение физиологических механизмов психических явлений; -
Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей.
Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования и проявления психических явлений и процессов как результата отражения воздействий объективной действительности.
Психология ставит перед собой и ряд других задач:
-
Изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. -
Анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей. -
Исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития. -
Содействовать планомерному внедрению научных психологических знаний в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных сферах деятельности).
Общая психология имеет внутреннюю структуру, в которой можно выделить два основных блока – психология психических процессов (познавательные, эмоциональные, волевые) и психология личности, которые в свою очередь подразделяются на более частные подструктуры:
Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств, предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.
Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.
Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.
Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что отражал, делал и переживал человек.
Воображение - это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.
Мышление – это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.
Речь – процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.
Эмоции и чувства – это переживание человеком своего отношения ко всему, что он познает и делает, к тому, что его окружает.
Воля – это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизировать все свои силы на достижение поставленных целей.
Направленность личности – это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели жизни и деятельности.
Темперамент – это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов.
Характер – это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях: к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе.
Способности – Это психическое свойство личности, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.
Кроме этого, предметом общей психологии являются психические образования, т.е. все то, что связано с результатами освоения человеком окружающей действительности и совершенствования им своего внутреннего мира (знаний, навыков, умений, профессионального мастерства и т.д.), а также психические состояния, т.е. пассивность, активность, рабочий настрой, депрессии, удовлетворенность и неудовлетворенность.