Файл: Самоанализ урока учителя в контексте требований фгос.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самоанализ урока учителя в контексте требований ФГОС.
«Каждый урок должен быть для наставника задачей,
которую он должен выполнять, обдумывая это заранее:
на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть,
сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг»
К. Д. Ушинский
При переходе на новые стандарты, учитель может испытывать затруднения в ходе конструирования урока, при создании моделей уроков разного типа в соответствии с основными идеями ФГОС. Не вызывает сомнений, что совершенствование мастерства учителя и учебного процесса в целом во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Самоанализ может позволить выявить причины недостаточной эффективности при решении тех или иных учебно-воспитательных задач, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса.
Учитель, не владеющий навыками осмысления своих профессиональный действий, не умеющий мысленно оглянуться и восстановить ход проведенного урока, не сможет в полной мере соответствовать идеологии стандартов второго поколения.
Самоанализ урока дает возможность:
-
правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке; -
развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей; -
формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда; -
формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
Учитель может использовать следующие критерии самоанализа урока.
Схема самоанализа урока по ФГОС
Класс___________
Предмет_________
Тема урока_________________________________________________________
(Вывод о степени её соответствия стандарту, учебной программе и учебно-тематическому планированию)
№ п/п | Этапы анализа | Пояснения | ||||||||||||||||||||||
1. | Место данного урока в теме. | Как этот урок связан с предыдущим. | ||||||||||||||||||||||
Как урок работает на последующие уроки. | ||||||||||||||||||||||||
2. | Особенности обучающихся, которые преподаватель учитывал при подготовке к уроку. | Краткая психолого-педагогическая характеристика класса: количество слабоуспевающих, сильных учащихся и т.д. | ||||||||||||||||||||||
3. | Соответствие целей теме и типу урока. | Соответствует цели урока, не соответствует цели урока. | ||||||||||||||||||||||
Цель урока определяется учителем, цель урока согласуется в обсуждении с учеником, оформляются несколько целей урока. (учителем для себя, учеником для себя). | ||||||||||||||||||||||||
Соответствует типу урока, не соответствует типу урока.
| ||||||||||||||||||||||||
4. | Содержание урока в соответствии с поставленной целью. | Соответствует, не соответствует. | ||||||||||||||||||||||
Учитель (умеет, недостаточно умеет, не умеет) отбирать содержание учебного материала согласно поставленным целям и результатам обучения. | ||||||||||||||||||||||||
5. | Организационное начало урока | Количество времени, затраченное на организационное начало урока. | ||||||||||||||||||||||
Количество присутствующих на уроке ___________ из ____________ человек. | ||||||||||||||||||||||||
Готовность учащихся к уроку | ||||||||||||||||||||||||
Подготовленность классного помещения. | ||||||||||||||||||||||||
6. | Мотивация Каким образом происходит обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности | 1 уровень Эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным материалом) 2 уровень Эмоциональная, содержательная (интересные формы, нестандартный урок и др.) 3 уровень Эмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознаёт, насколько важен для него учебный материал). | ||||||||||||||||||||||
7. | Структура урока | Структура урока соответствует его типу, целевому назначению. Структура урока не соответствует его типу, целевому назначению. | ||||||||||||||||||||||
Логичны ли связи между этапами. | ||||||||||||||||||||||||
Соразмерность этапов урока выдержана, не выдержана. | ||||||||||||||||||||||||
8. | Методы обучения, выбранные для объяснения нового материала. | Соответствие методов обучения цели урока. | ||||||||||||||||||||||
Какие методы обучения применялись на уроке:
| ||||||||||||||||||||||||
9. | Формы обучения, выбранные учителем | Формы обучения, выбранные учителем: рассказ, беседа, самостоятельная работа, пересказ, лекция, тест, конференция, лабораторная работа, соревнование, контрольная работа, путешествие, семинар, зачёт, экскурсия, анализ работы учащихся, консультация, проверка домашнего задания и т.д. | ||||||||||||||||||||||
10. | Средства обучения, выбранные учителем. | Средства обучения, выбранные учителем: учебные книги, справочники, словари, тетради с печатной основой, таблицы, чертежи, схемы, карты, картины, муляжи, модели, ТСО, спец.оборудование, индивидуальные карточки, дидактический материал и т.д. | ||||||||||||||||||||||
11. | Отражение на уроке основных дидактических принципов | Дидактические принципы, используемые на уроке: - научности; -последовательности и систематичности; - доступности; - прочности; - сознательности и активности; - наглядности; - связи теории и практики; - учета возрастных особенностей и индивидуальных особенностей; - принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; -принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности; - другие. | ||||||||||||||||||||||
12. | Педагогические технологии, применяемые на уроке | Педагогические технологии, применяемые на уроке:
Другие технологии. | ||||||||||||||||||||||
13. | Как учитель стимулирует интерес к учению. | Учитель стимулирует интерес: через познавательную книгу, учебную дискуссию, занимательные элементы, межпредметную связь, практическую направленность, соревнование и т.д. | ||||||||||||||||||||||
14. | Какие именно личностные результаты и УУД формируются в процессе урока | 1. Личностные (нравственно-оценочные). Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор. 2. Регулятивные (организационные). Умения организовывать свою деятельность. 3. Познавательные (интеллектуальные). Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире. 4. Коммуникативные (коммуникативные). Умения общаться, взаимодействовать с людьми. | ||||||||||||||||||||||
15. | Проверка усвоения учебного материала. | Проверялось интуитивно-визуально, выборочно, содержательно. | ||||||||||||||||||||||
Применялись: пересказ изложенного, тест, ответы на вопросы, самоконтроль, самостоятельная работа, взаимоконтроль. | ||||||||||||||||||||||||
Проверки учебного материала не было. | ||||||||||||||||||||||||
16. | Работа с классом | Применение диалоговых форм общения. | ||||||||||||||||||||||
Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся. | ||||||||||||||||||||||||
Осуществление обратной связи: ученик – учитель. - Обратная связь на уровне контроля (учитель спрашивает – ученик отвечает). - Инициатива исходит от учителя (ставит проблему и т.п), но ученики могут выбрать способы и формы обратной связи. - Постоянное «субъект/субъектное» взаимодействие между учителями и учащимися. (Обратная связь как особая образовательная среда (оценки обсуждаются совместно с учащимися). Рефлексия, самооценка не только результата, но и деятельности). | ||||||||||||||||||||||||
Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы | ||||||||||||||||||||||||
Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности. | ||||||||||||||||||||||||
Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию. | ||||||||||||||||||||||||
Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. | ||||||||||||||||||||||||
Формирование навыков самоконтроля и самооценки. | ||||||||||||||||||||||||
| | Характер учебных заданий Репродуктивный (выполнение по образцу); Репродуктивный с включением самостоятельной работы Поисковый, творческий (должно быть не больше половины) Система оценивания достижений учащихся - Самооценка учащихся на основе словесной характеристики; - Включение учащихся в обсуждение ответа; - Выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку. | ||||||||||||||||||||||
Выставлено отметок ________ , из них «5» _____ , «4» _____ , «3» ____ , «2» _____ . | ||||||||||||||||||||||||
Активность класса (активны все, активна группа учащихся, большая часть класса пассивна) | ||||||||||||||||||||||||
Уровень усвоения знаний 1 уровень – информация дана в готовом виде 2 уровень – применяется знания по образцу 3 уровень – творческое применение знаний | ||||||||||||||||||||||||
(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная) | ||||||||||||||||||||||||
17. | Психологические основы урока | Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи. | ||||||||||||||||||||||
Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. | ||||||||||||||||||||||||
Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока. | ||||||||||||||||||||||||
Наличие физкультминутки. | ||||||||||||||||||||||||
18. | Результативность урока | Результативность соответствует типу урока.
| ||||||||||||||||||||||
2. Результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем. - Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с учениками. - Результаты урока совпадают с субъективными целями учеников и результатами контрольного среза. | ||||||||||||||||||||||||
19. | Домашнее задание | 1. Объяснено и задано до звонка; задано своевременно, но не объяснено; задано после звонка; не задано. | ||||||||||||||||||||||
Оптимальный объем | ||||||||||||||||||||||||
Доступность инструктажа | ||||||||||||||||||||||||
Дифференциация, представление права выбора. | ||||||||||||||||||||||||
Задания, подобные классным. Объем не более 25-30 % от классной работы | ||||||||||||||||||||||||
| | Контекстные задания, для решения которых необходима информация (мотивирующие на более сложные задания). | ||||||||||||||||||||||
20. | Подведение итогов деятельности | Учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили. | ||||||||||||||||||||||
Учитель организует рефлексию: - ученики высказываются по поводу результата урока; - ученики оценивают результат и процесс деятельности; - ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъектное значение результатов деятельности. | ||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов не осуществляется ни в каком виде. | ||||||||||||||||||||||||
21. | Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя. |