Файл: Почему умерла классическая психология сознания.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эссе



Почему «умерла» классическая психология сознания 3

Список литературы 10


Почему «умерла» классическая психология сознания


Понятие сознания в психологии заложила основы научной психологии как самостоятельной дисциплины. Бернштейн приводит яркий пример такого слияния субъекта с миром. По определению Вундта, сознание в психологии заключается в том, что мы находим в себе определенные психические состояния. Речь здесь идет о применении кибернетического понятия обратная связь к биологии.

Над проблемой сознания бились и бьются множество философов, психологов, биологов и специалистов смежных направлений. Появляются все новые и новые данные, как со стороны нейро- и психологических наук, так и со стороны философии. Строятся различные теории, рождаются множество внутри- и междисциплинарных споров.

Биологически ориентированные мыслители, как правило, стремятся объяснить сознание с точки зрения эволюционного развития, а также исследуя особенности работы головного мозга, философы анализируют субъективные качества сознания, часто отождествляя сознание с психикой и исследуя место сознания в мире, психологи сосредоточились на исследованиях неосознаваемых когнитивных возможностей психики и таким путем пытаются прийти к большему пониманию сознания и его адекватному естественнонаучному теоретическому описанию1.

Многие предполагают, что появление и функционирование сознания тем или иным образом связано с языком и речью. Находятся даже ученые, пытающиеся объяснить сознание руководствуясь звучанием самого понятия. Опять же, нет единого мнения о том, что такое сознание, как оно возникло и для чего нужно, не только среди мыслителей разных специальностей, но и среди специалистов одной отрасли. Недаром известный Санкт-Петербургский ученый М.В. Аллахвердов, «Сократ» современной академической психологии, с большим скепсисом отзывается об имеющихся на сегодняшний день научных теориях сознания.

Данное понятие широко используется в различных областях нашей жизни. В этическом плане мы можем говорить об уровне сознания какого-либо человека, об осознанной или неосознанной жизни.

Сознание в психологии условно подразделим на уровни сознания и кратко обозначим психологические качества - это семь психологических уровней:


1. Мышление словами (инстинкты и приобретённые рефлексы).

2. Мышление фразами (эмоции, переживания).

3. Мышление образами (рассудок, логическая цепочка осознания).

4. Мышление понятиями и блок понятиями (психология сознания, культура).

5. Импульсивное мышление внутренним содержанием мысли (творчество, наука).

6. Мышление мгновениями времени (фазовое пространство, перво форма).

7. Огненное мышление (огненный монолог, всё во всём).

Каждый уровень сознания предлагаем подразделить по двум психологическим принципам – это внутренний и внешний уровень сознания. Внутреннее сознание усматривается звучанием чувств, внешнее сознание строит психологическую цепочку осознания. Разумеется, и тот и другой уровень имеют множество оттенков, правил, ветвей, но прежде предлагают найти точки соприкосновения и объединить эти уровни сознания в единый механизм для осознания2.

Заметим, что уровни сознания не значит его деление, а только более быстрая или медленная скорость осознания, как классы в школе.

Расстройства сознания могут случиться вследствие таких причин:

  • травма головного мозга;

  • новообразования;

  • сосудистая патология;

  • дисметаболические расстройства при сахарном диабете, уремии, микседеме, печеночной и почечной коме;

  • интоксикации алкоголем, фосфорорганическими или наркотическими веществами и лекарственными препаратами3.

Нарушение сознания может быть связано с резким падением артериального давления при острой кровопотере, во время резкого подъема с кровати при пребывании в горизонтальном положении на протяжении продолжительного времени, особенно в душном помещении. В случае боли, страха, эмоционального потрясения, кашля, акта дефекации или мочеиспускания также могут наступить нарушения сознания. Их вызывают и острые сосудистые расстройства, которые развиваются вследствие инфаркта миокарда, тромбоэмболии легочной артерии и нарушениях ритма сердечной деятельности.

В психологической литературе можно встретить противопоставление сознания и бессознательного, в биологически ориентированной литературе место бессознательного часто занимает понятие «мозг». При всем при этом, нет четко сформулированного естественно-научного понятия сознания. Такую ситуацию метко отражает фраза М. Мамардашвили: «Сознание есть нечто такое, о чем как люди знаем все, а как ученые не знаем ничего».



Чаще всего, в философской литературе, сознание понимается феноменологически, речь идет о квалиа, о субъективном опыте, о том, что всем нам непосредственно (интуитивно) известно - это «трудная проблема сознания», как ее теперь именуют в современной аналитической философии. Тогда как «легкая проблема сознания» остается в области эмпирической психологии.

На данный момент имеется множество философских теорий или, вернее сказать, точек зрения на решение проблемы сознание-мозг. Даже краткое описание большинства из них займет увесистую монографию. Разнообразие мнений простирается от крайнего физикализма, сводящего психическое к физическому и к поведенческим проявлениям, до субстанционального дуализма и спиритуализма, относящего сознание к особой духовной субстанции. Некоторые мыслители сходятся в том, что данная проблема либо неверно поставлена, либо вообще неразрешима.

В поздних опытах пропали и расстояния между словами. Личность прежде всего должна научиться управлять своим социальным поведением. Как отмечалось выше, представление о сознании как предмете психологии и об ассоциации как основном объяснительном принципе его работы вполне сформировалось. По мере того как мы продвигаемся вперед и пробуждаемся к осознанию души в себе и в предметах, нам становится ясно, что сознание присутствует и в растениях, и в металле, и в атоме, и в электричестве - в любом предмете физической природы мы обнаружим даже, что оно ни в каком отношении не является низшей или более ограниченной формой по сравнению с ментальной наоборот, во многих.

Благодаря сознанию, человек может узнать, что значит быть внимательным или быть невнимательным. Из структуры сознания должны быть выводимы важнейшие функции и свойства. В связи с этим говорить о личности в бихевиоризме можно лишь условно4.

Если интроспективный психолог ищет причину изменения состояний сознания внутри самого сознания, то для представителей деятельного подхода и физиологии активности ключ к изменению состояний сознания в самом движении деятельности, ее развитии, ее автоматизации и дезавтоматизации.

Существует мнение, что психический и нейродинамический процесс, это единый процесс, познаваемый с разных сторон (внешней и внутренней) и описывающийся либо категориями психологии, либо физиологии, в зависимости от того, о какой стороне идет речь.


В литературе, есть много заслуживающих внимания работ, касающихся разбираемой темы. Хотелось бы отметить работы философа проф. Д. И. Дубровского, разрабатывающего информационный подход к проблеме сознания и мозга, а также психолога В. М. Аллахвердова, стоящего на позициях радикального когнитивизма, и с этих позиций разрабатывающего естественно-научный психологический подход в изучении проблем сознания и бессознательного.

Методы психологии сознания. Это самый простой метод единения двух принципов – внешнего и внутреннего принципов психологии сознания. Написано много различной литературы, практик, призывающих и рассказывающих о психологии развития сознания, но то, что кажется важным, не всегда таковым является.

Психология сознания - первое прочтение, просмотр любой информации беглое, без попытки понять и дать характеристику, как наблюдать за облаками, плывущими в небе. Второе, после некоторой паузы, вдумчивое прочтение или просмотр. В первом случае - это психологическое освоение, во втором случае - это сознание в психологическом режиме5.

При таком методе освоения, рано или поздно, Рассудок (внешний принцип) передаёт полномочия чувство знанию (внутреннему принципу), и это основная цель нашего эксперимента на данный момент времени.

Следует отметить ещё одну важную деталь. Человек по структуре своего строения захватывает сразу не только психологию сознания человеческого, но и все уровни сознания в психологии животного, растительного и минерального царств. Ошибка многих учений заключается в том, что прежде они делят сознание на части и пытаются развивать психологию этих частей.

Сознание в психологии – это бесконечная непрерывная субстанция осознания, и разделить её на части, даже виртуально, просто невозможно, как невозможно разделить воду, например, но можно изменить, как целое, свойства сознания методом информационного форматирования или психологического воздействия.

Есть образ, который наглядно иллюстрирует разделение сознания между альтернативными классическими реальностями: это шоры, которые надеваются на лошадь, чтобы она не могла смотреть в сторону и сохраняла направление движения. Точно так же сознание надевает на себя шоры, ставит «перегородки» между различными классическими реальностями. Это делается для того, чтобы каждая классическая компонента сознания видела лишь одну из этих реальностей и принимала решения в соответствии с информацией, идущей лишь из одного классического (а значит, относительно стабильного и предсказуемого, то есть пригодного для жизни) мира. Наличие перегородок целесообразно с точки зрения существования жизни.


Без этих перегородок сознанию представал бы весь квантовый мир, в котором, из-за его непредсказуемости, нельзя было бы выработать стратегии выживания. Поэтому перегородки между классическими реальностями так же полезны для сознания, как шоры для лошади. Однако лошадь, на которую надели шоры, все же может, отклонив голову, взглянуть в сторону, поскольку реальность существует не только впереди нее. Так же и индивидуальное сознание (компонента сознания), хотя оно живет в некоторой определенной классической реальности, может, несмотря на перегородки, заглянуть в другие реальности, в другие эвереттовские миры, потому что согласно концепции Эверетта эти миры реально существуют. Вот если бы «других» реальностей вообще не было (если бы они исчезли в результате редукции), тогда заглядывать было бы просто некуда.

Таким образом, приведенное рассуждение не доказывает возможности заглянуть в другие реальности, но приводит к выводу о подобной возможности, которая в рамках (расширенной) концепции Эверетта не запрещена. Если такая возможность действительно существует и если человек может ее реализовать, то он оказывается способен не только мысленно представить (что, конечно, всегда возможно), но также непосредственно воспринять некую «другую реальность», в которой он тоже мог бы оказаться. Наличие такой возможности полезно для сознания, особенно если оно действительно может влиять на вероятности альтернатив. Ведь прежде чем выбрать предпочтительный эвереттовский мир, стоит ознакомиться со всеми или, по крайней мере, с некоторыми из них.

Итак, каждое индивидуальное сознание должно постоянно видеть лишь одну классическую реальность, или эвереттовский мир (иначе жизнь невозможна), но иногда оно должно заглядывать и в другие реальности, то есть выходить в квантовый мир (это позволяет критически оценить ту реальность, в которой оно находится, и выбрать ту, которую оно предпочитает)6.

Можно даже качественно охарактеризовать то состояние сознания, в котором возможен контакт с другими реальностями. Заглянуть в другие альтернативы (или, что то же, выйти в квантовый мир) удастся лишь в том случае, если перегородки между альтернативами исчезают или становятся проницаемыми. Согласно рассматриваемой концепции появление перегородок (разделение альтернатив) – это не что иное, как осознавание, то есть появление сознания