Файл: Самозанятость. Преимущества и недостатки, выявленные в ходе эксперимента по.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самозанятость.
Преимущества и недостатки, выявленные в ходе эксперимента по
введению налога на профессиональный доход в 2018-2020 г.г.
Автор:
Макаров Евгений Иванович - заместитель председателя Федерации
независимых профсоюзов России, научный руководитель Центра
мониторинга и анализа социально-трудовых конфликтов СПГУП,
руководитель авторского коллектива научно-исследовательской работы
«Самозанятость в Российской Федерации. Социально-экономические и
юридико-правовые аспекты по итогам 2019-2021 г.г.»
Исследование проведено при финансовой поддержке МОТ.
Содержание данной публикации не обязательно отражает официальную позицию или
мнение МОТ.
Санкт-Петербург, ноябрь 2021 г.
Оглавление
1.
Введение ......................................................................................................... 2 2.
Самозанятые в фокусе внимания .................................................................. 3 3.
Профессиональные интересы самозанятых .................................................. 4 4.
Первые финансовые результаты эксперимента ........................................... 5 5.
Чем недовольны самозанятые и почему они протестуют? .......................... 6 6.
Достоинства и недостатки самозанятости .................................................... 6 7.
Перспективы самозанятых ............................................................................ 8 8.
Экономическое положение самозанятых и их влияние на рынок труда .... 9 9.
Сложившееся правовое положение самозанятых ...................................... 10 10.
Самозанятость за рубежом ....................................................................... 12 11.
Что могут сделать органы власти, политики и профсоюзы для поддержки самозанятых? ................................................................................... 15

1. Введение
В сентябре 2021 года авторский коллектив учёных и специалистов- практиков Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов
(г. Санкт-Петербург) и Академии труда и социальных отношений (г. Москва) завершил исследовательскую работу по теме: «Самозанятость в Российской
Федерации. Социально-экономические и юридико-правовые аспекты по итогам 2019-2021 г.г.». Презентация результатов состоялась в ходе VI
Международной конференции «Социально-трудовые конфликты в России и в мире», проходившей в СПГУП 1 октября 2021 года, и вызвала оживлённый интерес участников. В ходе последовавшей дискуссии была высказана мысль о необходимости выпуска краткого изложения основных результатов исследования в популярной форме.
Представление о самозанятости, как о перспективной и современной форме экономической самостоятельности граждан в последнее время часто фигурирует в публицистике и исследованиях, однако оно лишено объёмности и, как правило, не основано на комплексном подходе. Анализу социально-экономических аспектов самозанятости в ходе эксперимента по введению специального налога на профессиональный доход, начавшемуся в
2018 году, посвящена упомянутая исследовательская работа и нижеприведённая её сокращённая версия.
Настоящая брошюра адресована в первую очередь участникам рынка труда: работникам и работодателям и нацелена на дополнение информационного пространства, сложившегося вокруг этого многогранного феномена трудовой реальности. Выбор самозанятости в качестве основной формы трудовой деятельности должен происходить исходя из понимания её преимуществ и недостатков, трезвой оценки перспектив реализации собственного трудового потенциала начинающим работником и, тем более, уже состоявшимся профессионалом. Поэтому приведённые здесь рассуждения помогут тем, кто задумывается о начале или продолжении своего трудового пути. Профсоюзная аудитория также нуждается в многостороннем взгляде на самозанятость, так как растущий по численности отряд экономически активных, самостоятельно создающих рабочие места людей, нуждается в защите и поддержке не меньше, чем работники традиционных форм занятости. Не исключено, что сокращённый вариант исследования побудит обратиться к его полному тексту тех представителей государственных и муниципальных органов законодательной и исполнительной власти, кто имеет отношение к решению вопросов

регулирования трудовых отношений.
Полный текст научно- исследовательской работы опубликован на сайте проекта «Социально- трудовые конфликты.
Мониторинг.
Анализ.
Прогноз»
(http://industrialconflicts.ru/) в разделе Аналитика и публикации/Результаты научных исследований, а также запланирован к выпуску отдельной книгой в издаваемой Санкт-Петербургским гуманитарным университетом серии
«Социально-трудовые конфликты».
2. Самозанятые в фокусе внимания
О самозанятых заговорили осенью 2018 года после того, как в
Государственной Думе увидел свет законопроект о профессиональном доходе. Федеральный Закон №422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" был подписан и вступил в силу 27.11.2018, но было бы неверным рассматривать это событие вне более широкого контекста, касающегося нестандартных форм занятости. Публикации и исследования на эту тему появились значительно раньше и связаны они с попытками, во-первых - описать эти новые явления трудовой жизни, а во- вторых - найти способы обеспечения достойных условий труда и защиты прав и интересов работников даже если они трудятся вне традиционного рынка труда.
Современный мир труда оказался в зоне турбулентных изменений в силу многих причин. Глубокие изменения в науке, технике и технологиях принесли не только снижение масштабов тяжёлого физического труда, перенос рутинных операций на плечи автоматов и роботов, они позволили многократно увеличить рост производительности труда и, вместе с тем, привели к развитию непостоянных и временных форм занятости, расширению занятости на условиях неполного рабочего времени, появлению заёмного труда, а также к росту самозанятости. Нестандартные формы труда всё шире распространяются с развитием информационных технологий и новых коммуникаций. Особенно выпукло они проявились в условиях пандемии COVID-19, когда работники по доброй воле или под нажимом обстоятельств работают удалённо. Тем более важно вовремя установить правила и создать механизмы регулирования, обеспечивающие недискриминационные условия труда для тех, кто по тем или иным причинам не смог встроиться в регулярный рынок труда и получить те преференции, которые сформированы совместными усилиями государства, организаций работников и работодателей за последние два века.

Самозанятые интересны государству по многим причинам. Прежде всего, самозанятые производят продукцию и услуги и тем самым участвуют в создании валового национального продукта. Во-вторых, самозанятые могут быть источником поступлений средств в казну через налогообложение. В- третьих, самозанятые сами создают рабочие места и не требуют от государства капитальных вложений. Они не являются безработными и не претендуют на соответствующие пособия. В-четвёртых, самозанятые, вероятно, могут обеспечивать доход не только для себя, но и для членов своей семьи, придавая самозанятости социальную функцию. Можно продолжить этот перечень интересных для государства сторон самозанятости, при одном условии - её носители должны быть выведены из тени и их труд легализован.
3. Профессиональные интересы самозанятых
Список профессий, с которыми чаще всего ассоциируется самозанятость не слишком велик: парикмахер, водитель, репетитор, фотограф, няня (и ещё десяток традиционных видов деятельности), он непрерывно пополняется новыми: бизнес-консультант, графический дизайнер, фитнес-тренер, разработчик программного обеспечения и др. Очевидно, что составить полный, исчерпывающий список профессий самозанятых невозможно уже потому, что он постоянно будет видоизменяться и на смену извозчикам придут водители, а работа машинистки будет заменена на труд транскриптора.
Эти профессии нельзя назвать редкими, напротив, некоторые из них массовые, они встречаются в любой стране и, за небольшим исключением, существуют многие годы, а в некоторых случаях - не одно столетие.
Действительно, труд на семейном предприятии, работа ремесленника, труд на сельскохозяйственном поприще или в составе артели – все эти и другие виды деятельности существовали в доиндустриальную эпоху, начиная примерно с XII века, существуют и сейчас. Так что, рассматривая самозанятость как часть нестандартных форм труда, нужно твёрдо помнить, что этот феномен имеет давние исторические корни и его с полным основанием можно отнести к наиболее архаичным формам занятости, знакомым человечеству ещё со времён глубокой старины.
Количество легализованных самозанятых в отечественной экономике довольно велико и по приблизительным оценкам составляет в России около
3% всего занятого работоспособного населения (3 млн. человек по данным налоговых органов РФ на октябрь 2021 года), при существующей динамике количество официально регистрируемых самозанятых в ближайшие годы

вырастет до 7% рынка труда и достигнет 5 млн. человек. В некоторых странах самозанятые составляют заметную часть рынка труда (Индия – 41% или 450 млн. чел. в 2020 году), в США уровень самозанятости в сельскохозяйственном секторе в 2003 году составил 41,8% (951 000 чел.) от общего числа занятых в этой отрасли. И в нашей экономике не стоит забывать о большой группе самозанятых на сельскохозяйственных сезонных работах, или в фермерских хозяйствах, где они, как правило, не проходят регистрацию.
С учётом заметного количества самозанятых, а также их значения в отраслях экономики, важно на уровне законодательных и исполнительных органов власти, а также в среде самозанятых, понимать какой вклад в социальное и экономическое развитие общества могут внести эти люди, на свой страх и риск решившие самостоятельно искать себе работу и выполнять её за вознаграждение.
4. Первые финансовые результаты эксперимента
Нетрудно заметить, что законопроект, о котором уже упоминалось, касался налогообложения доходов самозанятых. После вступления в силу
27.11.2018 Федерального закона №422-ФЗ самозанятые в очередной раз стали экономической реальностью и вызвали с одной стороны воодушевление среди тех, кто хотел бы самостоятельно заниматься своей профессиональной деятельностью на легальной основе, а с другой, - вызвал споры и критику, так как породил несколько важных и острых вопросов, касающихся защиты социальных интересов самозанятых. Нужно заметить, что в отношении самозанятых и ранее 2018 года не было правового вакуума.
Отдельные нормативные акты регулировали деятельность индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, оценщиков, арбитражных управляющих и других лиц, работавших по гражданско-правовым договорам.

Каковы же первые финансовые результаты этого эксперимента?
Государство с помощью налога на профессиональный доход в размере от 4 до 6% (в зависимости от категории заказчика, для которого выполняется работа - физического или юридического лица) к концу 2020 года собрало 4,5 млрд. рублей налога от 220 млрд. рублей профессионального дохода.
Фактическая эффективная ставка налога составила 2,05%, против ожидаемых
5%. С учётом обстоятельств, связанных с мерами поддержки населения в связи с пандемией, можно считать, что эксперимент в части собираемости налога идёт удовлетворительно. Такая же оценка может быть дана и в организационной части эксперимента - активность со стороны самозанятых по регистрации через мобильное приложение "Мой налог" сохраняется.


Однако столь массовый «вывод из тени» самозанятых привёл к обострению проблем, касающихся социальных гарантий самозанятым и высветил недостатки их положения по сравнению с работниками по найму.

5. Чем недовольны самозанятые и почему они протестуют?
Почему самозанятые время от времени устраивают акции протеста, чем они не довольны и, если смотреть шире, насколько эта форма занятости выгодна и перспективна, можно ли опереться на самозанятость при планировании собственного будущего и выборе жизненного пути?
Для ответов на эти вопросы необходим комплексный подход. Нужно рассматривать самозанятость не только с позиции размеров дохода или налогообложения, но и с других сторон, важных для индивидуальной личности, занимающейся профессиональным трудом, таких как: уровень социальных гарантий, который установлен для самозанятых; их правовой статус в случае возникновения конфликтных и спорных ситуаций; достижимая для них степень профессиональной квалификации и самореализации; их социальный статус и др. Нужно рассмотреть и такие важные аспекты как достижимый технический и технологический уровень труда самозанятых и их вклад в развитие общества.
Если рассмотреть причины, по которым протестуют самозанятые, то станет ясно, что 153 конфликта с участием самозанятых (по данным Научно- мониторингового центра «Трудовые конфликты» СПГУП), происходившие в период эксперимента в 2018-2020 г.г., возникли не на пустом месте и тесно связаны с вопросами, которые сформулированы выше. С учётом того, что основная масса конфликтов в этот период была сосредоточена в отраслях пассажирских и грузовых перевозок, сфере услуг, общественного питания и доставки, можно выделить наиболее часто встречающиеся причины недовольства самозанятых: низкий размер оплаты труда, ухудшение условий труда, рост цен на топливо, необоснованные штрафы (актуальны для самозанятых на транспорте), к этому перечню нужно добавить причины, по которым самозанятые обращаются в суды, где чаще всего они пытаются защищать свои права на социальное, медицинское и пенсионное обеспечение.
6. Достоинства и недостатки самозанятости
Не вдаваясь в подробное описание всех особенностей правового и экономического положения самозанятых, сформулируем основные достоинства и недостатки этой формы занятости.
К достоинствам можно отнести низкую ставку налогообложения дохода самозанятого. В соответствии с Законом №422-ФЗ, самозанятые уплачивают

налог на доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также на доход от использования имущества. Общение с налоговыми органами для самозанятых предельно упрощено через использование мобильного приложения «Мой налог», ставка установлена в размере
4 процентов в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам и 6 процентов в отношении доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. Процедура и сроки уплаты налога, особенности исчисления налоговой базы и условия налогового вычета изложены в этом же законе, что упрощает оперирование этим статусом.
По сравнению со ставкой налогообложения, действующей для наёмных работников (НДФЛ), которая в подавляющем большинстве случаев составляет 13% от дохода, налогообложение самозанятых представляется весьма выгодным. Дальнейшее разбирательство показывает, что самозанятые освобождены от уплаты взносов в ряд фондов: пенсионный, социального страхования и, частично, обязательного медицинского страхования, что должно заметно повысить уровень получаемого ими дохода по сравнению с наёмными работниками, уплачивающими в совокупности около 30% заработанного в виде взносов в эти фонды.
Кроме финансовой стороны самозанятые к преимуществам этой формы трудовых отношений относят свободу планирования своей деятельности, отсутствие строгих регламентов и распорядков, свойственных для средних и крупных предприятий, а также возможность самостоятельно выбирать место работы. Возможность свободного распоряжения своим временем позволяет самозанятым больше внимания уделять семейным делам, личностному развитию.
Недостатки самозанятости являются следствием преимуществ.
Освобождение от внесения платежей в социальные фонды влечёт за собой невозможность получения трудовой пенсии, невозможность получения пособия по временной трудоспособности в случае болезни, невозможность получения пособия по беременности и родам. Отсутствие трудовых отношений с работодателем означает отсутствие учёта трудового стажа, отсутствие ежегодного оплачиваемого отпуска. Самозанятый, прекративший свою трудовую деятельность по независящим от него обстоятельствам не может воспользоваться механизмами защиты от безработицы для уволенных наёмных работников. Часть из перечисленных недостатков может быть устранена, например предоставлением права самозанятым права