Файл: Самозанятость. Преимущества и недостатки, выявленные в ходе эксперимента по.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
добровольного перечисления взносов в пенсионный фонд, фонд социального страхования. Могут быть административно отрегулированы вопросы определения трудового стажа и некоторые другие. Но наряду с очевидными, весьма чувствительными недостатками, имеются и иные, регулирование которых представляется ресурсно неисполнимым, например: решение вопросов охраны труда, особенно если труд самозанятого проходит в опасных и вредных условиях. В серьёзную проблему превращается признание профессиональной квалификации самозанятого, ведь на предприятиях и в организациях существует целая система присвоения и периодического подтверждения квалификационных категорий.
Профессиональная квалификация любого работника, это не только соответствие определённым требованиям, подразумевающим наличие знаний и навыков, профессиональный статус важен с экономической и с социальной точек зрения. Отсутствие официально подтверждённой профессиональной квалификации заметно снижает возможности самозанятых на рынке труда и препятствует реализации одной из важнейших ценностных установок свойственных человеку в системе трудовых отношений - профессиональной идентификации, возможности профессионального роста и формированию профессиональной репутации.
Как видно «цена», которую платит самозанятый за преимущества этой формы занятости в настоящее время довольно высока, по сравнению с
«ценой», уплачиваемой наёмным работником или индивидуальным предпринимателем. Ниже будет сказано о финансовой стороне этой «цены».
7. Перспективы самозанятых
Важно отметить, что самозанятость, в большинстве стран мира исключающая применение труда наёмных работников и оставляющая возможность лишь совместного труда независимых работников, накладывает ограничения на содержание труда самозанятых и, соответственно, сферы приложения их усилий. Выпуск технологически сложной продукции и услуг подразумевает наличие производственных отношений, построенных на чёткой иерархии, либо обусловливает включённость в технологические процессы, требующие участия десятков, сотен, а иногда и тысяч участников, обладающих разнообразными профессиональными компетенциями.
Отношения между работниками при этом построены таким образом, что все участники связаны обязанностью выпуска общего результата труда, являющегося суммой его отдельных частей. Самозанятость, по существу, несовместима с иерархическими системами организации труда и сложными наукоёмкими технологическими процессами, в которых применяется

сложное дорогостоящее оборудование. В условиях усложнения технологий и продуктов, самозанятые выпадают из перспективы занять какое-то значимое место в экономике исключая, пожалуй, сферу услуг.
По мере разворачивания эксперимента, о котором говорилось выше, некоторые работники, занятые на условиях трудового договора, столкнулись с давлением со стороны работодателей, побуждающему к переходу из статуса наёмных в статус самозанятых. Однако схема отношений работодатель – работник в статусе самозанятого незаконна, это прямо указано в законодательстве. Более того, в силу несовместимости самозанятости с многоуровневыми иерархическими системами организации производства, такие действия работодателя постепенно закроют для него путь на выпуск технически и технологически сложной продукции, но в краткосрочном плане она может показаться выгодной.
8. Экономическое положение самозанятых и их влияние на рынок труда
Стимулируя вывод самозанятых из тени, важно понимать какое влияние они способны оказывать на рынок труда и насколько это влияние соответствует интересам общества.
Несложные расчёты показывают, что в ходе эксперимента в 2019 году средний ежемесячный доход самозанятых после уплаты налога по вычисленной эффективной налоговой ставке в размере 2,05% составил 17631 рубль. Объём выручки индивидуальных предпринимателей за аналогичный период, согласно данным Росстата, составил 205,72 тысяч рублей на человека в месяц. В то же время средняя начисленная заработная плата наёмных работников в целом по Российской Федерации, по данным Росстата, составила 47867 рублей, а за вычетом налога на доходы физических лиц — не менее чем 41644 рублей, то есть более чем в 2,3 раза выше среднего чистого дохода плательщика налога на профессиональный доход. Т.е. в сложившихся условиях, даже принимая во внимание освобождение самозанятых от платежей в социальные фонды, по ежемесячному доходу они находятся на самой нижней ступени рынка труда.
Это говорит о многом. Во-первых, можно сделать вывод, о том, что существующий спрос на продукцию и услуги самозанятых ограничен покупательной способностью населения и, что закономерно, неготовностью индивидуальных предпринимателей и юридических лиц оплачивать их труд на условиях, сходных с наёмными работниками. Во-вторых, вышедшие из тени и зарегистрированные самозанятые, находятся в крайне неустойчивом экономическом положении.
Низкий уровень доходов, отсутствие
вовлеченности в системы обязательного социального страхования, осуществление трудовой деятельности за рамками нормальной продолжительности рабочего времени, предусмотренного для наемных работников, прямо указывает на дискриминационное положение самозанятых по сравнению с наемными работниками. В-третьих, рост количества зарегистрированных самозанятых в долгосрочном плане может вызвать макроэкономическую нестабильность на региональном и, возможно, на федеральном уровнях ввиду того, что при столь низком уровне доходов и отсутствии платежей от самозанятых во «внебюджетные фонды» они, тем не менее, будут претендовать на социальное пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и другие социальные выплаты, гарантированные для работников наёмного труда. В случае удовлетворения таких претензий, выплаты фактически будут производится из средств, перечисленных в эти фонды наёмными работниками, уменьшая их без пополнения.
Нетрудно заметить, что с учётом изложенных ограничений и недостатков, самозанятые на рынке труда оказываются в конкуренции с людьми, работающими нелегально. Эти две категории работников оказываются в тесной взаимосвязи, так как нелегальная занятость определяет уровень стоимости товаров и услуг именно в тех сферах, где самозанятые могли бы проявить себя. Данное обстоятельство, как в прочем и другие, неизбежно будет сдерживать рост доходов самозанятых.
Там где происходит пересечение с наёмным трудом, влияние самозанятых на организованный рынок труда ведёт к его неизбежной хаотизации и неоправданному демпингу.
9. Сложившееся правовое положение самозанятых
В различных действующих в Российской Федерации нормативно- правовых актах в формулировку «самозанятые граждане» вкладывается разное содержание. В некоторых случаях индивидуальные предприниматели оказываются в ряду самозанятых, в других (Закон Российской Федерации от
19 апреля 1991 года № 1032-I «О занятости населения в Российской
Федерации») понятие
«самозанятость» отсутствует.
Пенсионное законодательство относит к самозанятым индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и других лиц, занятых частной практикой, а также членов крестьянских (фермерских) хозяйств.
Самозанятые граждане не подлежат регистрации в Фонде социального страхования в качестве страхователей, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивающих за

себя страховые взносы. В Налоговом кодексе понятие «самозанятые граждане» отсутствует, хотя в различных подзаконных актах налоговые органы применяют термин «самозанятость» и дают разъяснения по налоговым вопросам.
Существует еще одна правовая коллизия, заключающаяся в путанице между двумя категориями граждан, – самозанятыми и физическими лицами, выполняющими работу или оказывающими услуги на основании гражданско- правового договора. В действующем законодательстве эти категории граждан отделены друг от друга. В Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Законе о пенсионном страховании и Законе о медицинском страховании физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг или договора авторского заказа, являются отдельной категорией граждан, обособленной от самозанятых.
Анализ сущностных особенностей правовых норм трудовых и гражданско-правовых отношений показывает, что в настоящее время деятельность самозанятых осуществляется в рамках гражданско-правовых отношений на основании договоров на поставку товара, выполнение работ
(подряда), оказание услуг, а действие трудового законодательства на данную категорию граждан не распространяется.
Как следствие, коллизии и противоречия возникают при рассмотрении дел, касающихся самозанятых в судах, включая Конституционный суд.
Правительством Российской Федерации неоднократно подчёркивалось, что все нормативно-правовые акты, выпущенные в отношении самозанятых в ходе подготовки и проведения эксперимента, относятся лишь к налоговому режиму и не затрагивают другие аспекты труда самозанятых. Однако принятие Закона № 422 не устранило правовой вакуум, существующий в отношении понимания самостоятельной занятости, а лишь усугубило его, создав недопустимую в системе правовых норм ситуацию дуализма.
Отсутствие формального определения и законодательной классификации видов самостоятельной занятости приводит к тому, что «самозанятость» не рассматривается судами как цельное явление.
Правовая неопределённость в отношении самозанятости обусловлена отсутствием чёткой государственной политики в сфере самозанятости и нормативного закрепления таких её характеристик как: степень зависимости от заказчика, степень риска в деятельности, наличие специальных требований к осуществлению деятельности, уровень доходов и др., — с

набором прав и обязанностей. Фактически в российском законодательстве, а также на практике, применяется различное толкование термина
«самозанятость», что значительно затрудняет определение правового положения самозанятых, их прав, обязанностей и гарантий данной категории трудящихся.
Очевидно, что развивающееся государство, декларирующее в качестве одной из фундаментальных целей – обеспечение высокого уровня благосостояния граждан, легализацию труда во всех формах занятости, не может оставить самозанятых в столь уязвимом правовом, экономическом и социальном положении.
10.
Самозанятость за рубежом
Учитывая, что феномен самозанятости оказался в фокусе внимания российского общества сравнительно недавно - эксперимент начался в 2018 году, целесообразно изучить опыт других стран, имеющих более значительный опыт. Важно отметить, что на международном уровне под самозанятостью понимается классификация по статусу занятости
Международной организации труда, одобренная XIII Международной конференцией статистиков МОТ (пересмотрена решением XX конференции в
2018 году), которая разделяет работников на работников по найму и
«самозанятых». В этом документе под самозанятыми понимаются те, кто самостоятельно или в кооперации с одним или несколькими партнёрами осуществляют деятельность за вознаграждение, которое напрямую зависит от прибыли с проданных товаров и услуг.
Согласно оценкам Всемирного банка, доля «самозанятых» в общемировом количестве занятых непрерывно снижается с 55,9% в 1991 году до 46,5% в
2019. Относительно высокая доля самозанятых в общемировой статистике характеризует в большей степени не современные тенденции в самозанятости, основанные на цифровизации экономики, а сохранение традиционных экономических отношений в менее развитых странах, где основным источником заработка для значительной части населения остаётся доход от собственного хозяйства или мелкого ремесленничества. Для сравнения, в странах ОЭСР доля самозанятых в 2019 году составила 16,3%, а в африканских странах южнее Сахары — 75%. В странах ЕС и США доля самозанятых, оценённая статистическими методами, в 2019 году была ещё ниже — 15,2% и 6,1% соответственно. Поэтому законодательство, направленное на регулирование самозанятости в различных странах, также различается в зависимости от уровня экономического и социального развития, определяющего «качество» самозанятости, в том числе степень
проникновения новых («нестандартных») форм занятости, связанных с цифровой трансформацией экономики.
Термин «самозанятость» в США в правовом отношении имеет исключительно налоговое толкование. Для того, чтобы определить, может ли лицо считаться самозанятым, налоговая служба США применяет тест из 20 критериев. Главный вопрос, на который дают ответ критерии — кто определяет правила работы: в то время как наёмный работник должен подчиняться своему руководству, независимые исполнители устанавливают собственные правила рабочего распорядка. Ставка налога для самозанятых обычно составляет 15,3%. Первая часть — 12,4% приходятся на обязательное социальное страхование (страхование по старости, на случай потери кормильца и инвалидности) и применяется не более чем к фиксированной величине налогооблагаемой базы за год (в настоящее время составляет 142,8 тыс. долл.). Вторая часть — 2,9% уплачивается на нужды обязательного медицинского страхования, при этом, если самостоятельно проживающий самозанятый заработал более 200 тыс. долл. в год, ставка налога на медицинское страхование увеличивается на 0,9%.
Законодательное определение «самозанятого» в Европейском союзе присутствует как на уровне этого международного объединения, так и в законодательстве государств-членов. Директива 2010/41/EU о применении принципа равенства мужчин и женщин, занимающихся независимой трудовой деятельностью, прямо указывает на то, что самозанятый — это человек, «занимающийся приносящей доход деятельностью за свой счёт и в свою пользу в соответствии с условиями, установленными национальным законодательством».
Как и в случае с США, краеугольным камнем определения является самостоятельность в принятии решений, связанных с профессиональной деятельностью, в отличие от работника, который находится в подчинённом положении и зависит от работодателя. Однако полномочия по окончательному определению самозанятости сохранены на национальном уровне. Некоторые страны (к примеру, Испания и Италия) различают статус самозанятого и зависимого самозанятого, второй отличается тем, что осуществляет деятельность только по заказу одного клиента. В других
(Бельгия) отдельно выделяются самозанятые, которые при этом являются наёмными работниками.
В Германии понятие самозанятости (корректнее: самостоятельности) присутствует во множестве отраслей права: трудового, права на социальную защиту, торгового и налогового. В рамках трудового права самостоятельным занятым считается тот, кто независим как в порядке осуществления своей

деятельности (в том числе в установлении времени, длительности и места осуществления деятельности). К лицам, имеющим право самостоятельно устанавливать порядок работы, в немецком трудовом законодательстве относятся также свободные (наёмные) работники. При этом если у исполнителя сохраняется возможность привлекать к исполнению третьих лиц или же стороны договариваются, что во время выполнения условий договора исполнитель может продолжать осуществлять иную профессиональную и экономическую деятельность, это уже свидетельствует о полной независимости в осуществлении деятельности (самозанятости). С точки зрения налогового законодательства самозанятость в Германии практически приравнивается к предпринимательству, что означает потенциально большую налоговую нагрузку, чем для наёмных работников. Ставка подоходного налога для самозанятых в Германии меняется прогрессивно, и составляет по состоянию на 2021 год от 14% при доходе начиная с 9744 евро за год до 45% при доходе на сумму свыше 274613 евро. Доходы меньше 9744 евро в год налогом не облагаются. При этом также сохраняется необходимость перечислять НДС по ставке в 19%, для некоторых видов добавленной стоимости ставка снижена до 7%. Освобождаются от НДС лишь те, чей оборот в текущем году не превысил 50 тыс. евро, а в предыдущем составил меньше 17,5 тыс. евро.
Заметим, что в странах, ранее входивших в состав СССР нормативно- правовое регулирование деятельности самозанятых определяется сложившимися в них социально-экономическими укладами и соответствующей им структурой экономики. Эти приграничные страны, не имевшие в прошлом опыта правового регулирования деятельности самозанятых в рыночных условиях, к настоящему времени пришли к необходимости законодательного обеспечения этой формы трудовых отношений с различной степенью детализации. Общим для норм регулирования является ограничение на оборот некоторых групп товаров
(подакцизных и т.п.), выделенное налоговое регулирование предусматривающее, как правило, экономические стимулы для легализации труда самозанятых, в большинстве случаев для самозанятых установлено ограничение на применение наёмного труда.
Как видно, в зарубежных странах сложились собственные взгляды на регулирование труда самозанятых и их налогообложение. Несмотря на различную юридическую терминологию, общим является отсутствие у самозанятых работодателя, самостоятельность в принятии решений, связанных с профессиональной деятельностью, а общей идеей регулирования