Файл: Психологизм в романе Достоевского Преступление и наказание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа» «Яктылык» углубленным изучением отдельных предметов»

Городского округа «Caмара»

Тема: «Психологизм в романе Достоевского – Преступление и наказание»

Предмет: литература

Выполнила: Низамова Алсу Гусмановна

ученица 10 Б класса

Руководитель: Абдрахимова Магдания Миндхатовна

учитель русского и литературы

Оценка:

Члены комиссии:

Самара 2022

ПАСПОРТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИТОГОВОГО ПРОЕКТА

Название

Проекта:

«Психологизм в романе Достоевского-Преступление и наказание»

Цель:

Выявить психологизм в романе «Преступление и наказание»

Задачи :


1.Проанализировать мотив поступков Раскольникова.

2.Сравнить образы Раскольникова и Разумихина.

3. Показать роль Петербурга в романе.


Актуальность:


В «Преступлении и наказании» мы встречаем проблемы, актуальные и для нашего времени. Роман не просто рассказывает нам о судьбах героев, он обличает самые гнусные пороки общества, помогает понять, что есть нравственность и духовность, что они ценны в мире. Именно это делает роман актуальным. Он, как напутствие каждому новому поколению, каждый переосмыслит свою жизнь, примет что-то новое и важное для себя.

Содержание:


Введение………………………………...............................3

Цель……………………………………...............................3

Задачи……………………………………………………....4

Актуальность………………………………………………4

Глава1: Психологизм в романе ………………………......5

Глава2: Родион Раскольников ………………………..…..8

Глава3: Сравнение Раскольникова и Разумихина ……..10

Глава4: Желтый Петербург………………………………12

Заключение………………………………………………..14

Список литературы…………………………………….....15

Продукт:

Мультимедийная презентация



1

Содержание

Введение………………………………...................................................................3


Цель……………………………………...................................................................3

Задачи……………………………………………………………………………...4

Актуальность……………………………………………………………………...4

Глава1: Психологизм в романе…………………………………………………..5

Глава2: Родион Раскольников..……..…………………………………………....8

Глава3: Сравнение Раскольникова и Разумихина …………………………….10

Глава4: Желтый Петербург……………………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы……………………................................................................15

2

Введение

«Психологизм-это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы». Роман Достоевского Преступление и наказание является социально-психологическим и социально-философским. В нём повествуется о студенте совершившем преступление и о его внутренних переживаниях и терзаниях.

Цель

Выявить психологизм в романе «Преступление и наказание»

3

Задачи проекта

1. Проанализировать мотив поступков Раскольникова

2. Сравнить образы Раскольникова и Разумихина

3. Показать роль Петербурга в романе.

Актуальность

В «Преступлении и наказании» мы встречаем проблемы, актуальные и для нашего времени. Роман не просто рассказывает нам о судьбах героев, он обличает самые гнусные пороки общества, помогает понять, что есть нравственность и духовность, что они ценны в мире. Именно это делает роман актуальным. Он, как напутствие каждому новому поколению, каждый переосмыслит свою жизнь, примет что-то новое и важное для себя.

4

Глава 1. Психологизм в романе

Фёдор Михайлович проникает в самые глубинные пласты человеческой психики, в возбуждённом состоянии у героев Достоевского обнажается вся неисчерпаемая сложность натуры, её бесконечная противоречивость. Это происходит как во сне так на яву.

Создав теорию о «людях-гениях» и «муравейнике», герой вступает в спор с самим собой. Его действительно волнует вопрос, что он представляет собой. «Кто я - тварь дрожащая или право имею?» Гуляя по городу, сидя дома, разговаривая с окружающими его людьми, Раскольников все больше уверяется в правоте своей теории, в праве «гениев» на кровь «по совести».

Толкая своего героя на убийство, Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его “среда заела”. Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования “сверхлюдей”, то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенному человеку, той “дрожащей твари”, о которой размышляет Раскольников.



Что же собственно представляет из себя эта теория? По замыслам Раскольникова, есть люди, которым дозволено все. Люди, стоящие выше общества, толпы. Люди, которым дозволено даже убить. И вот Раскольников решает переступить черту, которая отделяет этих "великих" людей от толпы. Этой самой чертой становится убийство, убийство дряхлой, мелочной старушонки – ростовщицы.

Соответственно, и само преступление Родиона Раскольникова понимается писателем гораздо глубже. Смысл его не только в том, что Раскольников

5

убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет. По мнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог. Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему. Он сам начинает создавать для себя определенную систему ценностей. А это значит, что он разрешает себе все и постепенно начинает терять все лучшие качества, попирая общепринятые моральные нормы. Автор не сомневается: это преступление не только его героя, но и многих людей этой эпохи. “

Казалось бы, писатель выражает мысль о том, что за любое преступление человек должен нести наказание. Эта мысль действительно выражается в произведении, однако речь идет не столько об официальном наказании, сколько о моральном наказании. И именно моральному наказанию посвящено большинство частей «Преступления и наказания».

Но еще больше он думает уже после того, как совершает преступление. Ф.М. Достоевскому важно было показать внутренние переживания и терзания человека, который совершил преступление. Мысли Раскольникова, которые порой противоречат друг другу, являются важным смысловым компонентом романа. Наказание Раскольникова – не постоянные допросы, не арест и не каторга, а душевные терзания, которые заставляют главного героя признать себя «тварью дрожащей», а не «право имеющим», а затем и вовсе осознать ошибочность собственной теории.

Ф.М. Достоевский ставил перед собой цель показать сложный внутренний мир человека. Раскольников не так прост, как кажется; его образ неоднозначен, так как он имеет и отрицательные, и положительные черты. И данное сочетание различных качеств помогает продемонстрировать психологизм.


6

При этом криминальная история стала для автора не только темой, но и поводом для размышлений о социальных обстоятельствах, толкающих человека на преступления, а также возможностью показать, какие сложные «химические» процессы происходят в душах людей.

7

Глава 2. Родион Раскольников

Раскольников — студент, сознательно оградивший себя от нормальной жизни, от людей, и в его комнате-могиле все способствует приглушению чувств и лихорадочной работе мысли. Начиная с первых страниц романа, Достоевский готовит своего героя к роковому шагу.

Совершив убийство, которое полностью должно было быть оправданным “теорией”, Раскольников чувствует себя отделенным от матери, сестры, не может найти в себе силы общаться с ними на равных. Почему? Дело в том, что сам Раскольников осознает себя преступником, человеком, который не имеет больше права на нормальную жизнь. Но это порождает еще одно преступление: Раскольников фактически убивает свою мать. Преступление никогда не совершается лишь однажды, оно всегда влечет за собой новые преступления. Не случайно, задумав одно убийство, Раскольников сразу совершает два. Точнее, даже три: он “вынужден” убить беременную Лизавету.

Несмотря на жестокость своей теории, которую он создал в своем воображении, он был отзывчивым и душевным человеком. Чем мог, он. помогал семье Мармеладовых. Уязвленная гордость героя мешала ему жить спокойно. Он слишком высоко ценил себя и не мог понять, почему умный и образованный человек должен давать грошовые уроки, чтобы сводить еле-еле концы с концами. И это, конечно, сыграло большую роль в развитии его душевного конфликта.

Боль о человеке» — это основное чувство писателя, протестующего против социальных устоев жизни, против положения, «когда человеку некуда идти», когда человек задавлен бедностью и нищетой. Теснота, удушливая скученность людей, ютящихся на аршине пространства, усугубляется духовным одиночеством человека в толпе. Люди относятся друг к другу с

8

недоверием, с подозрением; их объединяет лишь любопытство к несчастьям ближних.

В такой атмосфере развертывается потрясающая драма жизни «униженных и оскорбленных», жизни на каких-то позорных для человека условиях. Так, добро Сонечки по отношению к ближним требует зла по отношению к себе. Родная сестра Раскольникова Дуня готова выйти за циничного дельца Лужина только для того, чтобы помочь брату, дать ему возможность


закончить университет. Значит, в обществе того времени, несмотря на

ужасающие условия жизни, люди способны сохранить благородство, любовь, сострадание, великодушие.

Проводником философии Достоевского в романе "Преступление и наказание" является Соня Мармеладова, вся жизнь которой -самопожертвование. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть.

Помимо традиционных способов проникновения во внутренний мир героя— портрет, пейзаж, речь, писатель использует и совершенно новые приемы, тем самым, оставляя героя наедине с самим собой, с его совестью и свободой действий. Также важную роль сыграли сны Раскольникова. Ему снились сны до преступления и после. Самый последний сон разрушил его теорию о «сверхчеловеке»

9

Глава 3. Сравнение Раскольникова и Разумихина

В романе есть множество моральных двойников Родиона Раскольникова. В какой-то мере его двойником выступает Разумихин. Этот образ не идеален, но приближен к таковому. Образ Разумихина во многом оттеняет образ главного героя.

Сравнивая Раскольникова и Разумихина, можно найти как сходное, так и различное. Они оба молодые студенты, которые были вынуждены прервать обучение из-за нехватки средств. Но если Раскольников морально разбит и начинает строить теории о справедливости, то Разумихин мыслит более рационально. Он ищет всяческие подработки, лишь бы накопить денег на учебу.

Разумихин, как физически, так и морально более сильный человек, чем Раскольников. Главный герой считает себя непризнанным гением, тогда как его друг Разумихин – практичный простой человек.

Внешне Раскольников – привлекательный, интеллигентный юноша. Разумихин – высокий тощий, хотя и сильный молодой человек с трактирными привычками. Родион считает, что заслуживает большего, чем имеет. Разумихин ставит достижимые цели и понемногу идет к ним. Его мечта – это издательская деятельность.

В романе противопоставляется философия небольших, но практических дел Разумихина философии одного «большого» дела Раскольникова. Понятно, что автор на стороне Разумихина. Ведь теория Раскольникова привела к совершению преступления, которое нельзя оправдать, как бы ни старался преступник.

10

Раскольникова можно назвать эгоистом, тогда как Разумихин способен на самоотверженные поступки ради близких людей. Разумихин неплохо разбирается в людях. Он сразу определяет, что Лужин – человек гнилой, а вот убийца Раскольников еще имеет небольшой шанс на «реставрацию» души.