ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мотивация к обучению
Мотивация учебной деятельности была и останется актуальным вопросом всех времен и народов. Государство - это не статическое явление, в его деятельности происходят перемены, проводятся различные реформы и т.д. Соответственно, каждое экономическое или политическое изменение, в свою, очередь, оказывает влияние не только на страну в целом, но и на каждого гражданина страны. Таким образом, возникает необходимость в людях другой формации, с иным взглядом на положение вещей, умеющих эффективно работать и приносить пользу своей стране. Т.е. поступает государственный заказ на воспитание и обучение такого гражданина своей страны, который смог бы не только успешно адаптироваться к изменяющимся условиям, но и стать в ней успешной личностью. Вот на этом этапе особенно актуальной становится учебная мотивация. Ведь для того, чтобы воспитать и обучить личность нового поколения, одних знаний и навыков учителя бывает недостаточной. Необходимо так замотивировать личность, чтобы она сама захотела усваивать новые знания, новый опыт. Еще более важно перевести внешнюю мотивацию (когда личность будет хорошо учиться не только для того, чтобы стать социально желаемой, ожидать награды или похвалы за успеваемость), во внутреннюю мотивацию, чтобы обучаемый сам бы стремился к знаниям, понимая важность и необходимость обучения, прежде всего, для себя самого, для своего будущего. Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения связаны с демотивированностью основной массы школьников и студентов. Позитивное или негативное их отношение к учебной деятельности в целом определяется иерархией мотивов. Формирование иерархии мотивов также относится к области психологии и педагогики, поэтому учителя и преподаватели могу успешно влиять на выстраивание необходимой внутренней иерахии мотивов, при этом формируя позитивную деятельность учащихся, необходимую для успешного освоения учебной деятельности. Все эти вопросы, ставшие наиболее актуальными в настоящее время, не имеют пока достаточного обеспечения для их практического решения. Однако быстрое развитие научно - технического прогресса требует уже сейчас повышения качества обучения, формирования у школьников и студентов приёмов и способов самостоятельного приобретения знаний. Всё это необходимо для изменения содержания обучения, смысл которого должен заключатся в том, чтобы дать учащимся не только определённую сумму знаний, но и вооружить их способами добывания этих знаний для решения возникающих перед ними проблем. Актуальность данного исследования в том, что в современных условиях деятельности человека значительно возрастает роль его способности самостоятельно принимать решения и организовывать усилия для выполнения этих решений. Повышение активности людей представляет собой, в том числе, и психологическую проблему, которая решает вопросы о мотивации, её закономерностях, механизмах, условиях проявления, изменения, формирования. Учебная деятельность является своеобразной по своим целям и задачам, содержанию, внешним и внутренним условиям, средствам, проявлениям мотивации. Однако обоснованной системы средств по повышению уровня мотивации учебной деятельности пока не существует. Предстоит ещё многое сделать в теоретическом и экспериментальном аспекте, чтобы знания о потребностях, мотивах и, в целом, мотивационной сфере человека довести до уровня их практического использования. Состояние современного образования не удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня и вызывает необходимость повышения мотивации учебной деятельности. Поэтому перспективным представляется изучение структуры мотивации, использовании мотивационных резервов, т.к. эффективность учебной деятельности находится в зависимости от уровня развития мотивации. Среди всех видов мотивации наиболее важными являются внутренние мотивы, т. е. мотивы, непосредственно связанные с внутренней необходимостью самой учебной деятельности
«Мотивация - это совокупность процессов, обеспечивающих возникновение побуждений к достижению цели деятельности». Таким образом, понятие мотивации в отечественной психологии неотделимо от проблемы деятельности. «Деятельность - это специфически человеческий вид активности, направленный на преобразование окружающего мира и самого себя». Характеристиками деятельности выступают: 1. активность; 2. постановка цели; 3. продуктивность и результативность;
Сила мотивации может зависеть: от физиологических факторов (недостаток веществ в организме); от психологических факторов (степени приближения к цели (эффект «конечного порыва»), понимания смысла, свободы действий, интенсивности эмоций). Сила мотивации влияет на эффективность деятельности. Но влияние имеет не прямой характер. Для эффективного выполнения деятельности сила мотивация должна быть оптимальной. Рассмотрим закон Йеркса-Додсона о наличии оптимума мотивации: . Для достижения оптимальной скорости обучения с увеличением трудности задачи интенсивность поощрения или наказания должна уменьшаться. Следовательно, при более сложной задаче более оптимальным является более низкий уровень мотивации (см. Рисунок А.1). . При повышении мотивации до определенного уровня растет и качество деятельности, но дальнейшее повышение мотивации, после достижения плато, приводит к снижению продуктивности. Соотношение мотивации и качества деятельности в данном случае выражается колоколообразным графиком (см. Рисунок Б.2). Х. Хекхаузен выделяет два вида мотивации - экстринсивную и интринсивную. Экстринсивная мотивация обусловлена внешними условиями: обстоятельствами (актуальные условия, оказывающие влияние на эффективность деятельности), либо какими - то внешними факторами, влияющими на принятие решения (вознаграждение). Но обстоятельства, условия и ситуация приобретают значение для мотивации только тогда, когда становятся значимыми для человека. Поэтому внешние факторы должны трансформироваться во внутренние факторы. Интринсивная мотивация - это внутренняя мотивация, связанная с личностными диспозициями (потребностями, установками, интересами, влечениями, желаниями). В зарубежной психологии проблемы мотивации рассматриваются в зависимости от научного направления. 1. Так, в психоанализе З.Фрейд предпринял попытку свести все формы человеческого поведения к врожденным инстинктам: инстинкт жизни, инстинкт смерти. Данные инстинкты формируют влечение человека, которые сопровождаются состоянием напряжения и требуют разрядки. Разрядка может происходить в асоциальных действиях - агрессивное, половое поведение. Либо, благодаря защитным механизмам личности (сублимация) человек может удовлетворять возникающие желания в социально приемлемых формах деятельности (выбор профессии хирурга, художника). В индивидуальной психологии А.Адлера движущими силами поведения и развития личности являются чувство неполноценности и необходимость компенсации дефекта, что выражается в стремлении человека к власти и превосходству. Нормальная личность с хорошо развитым социальным интересом хорошо компенсирована. Невротическая личность характеризуется увеличивающимся чувством неполноценности, неразвитым социальным интересом и преувеличенным стремлением к достижению превосходства. К. Юнг в аналитической психологии, сохраняя деление психики на сознательное и бессознательное, развивает учение о двух системах бессознательного - личном и коллективном бессознательном. Личное бессознательное - это поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, забытые травматические впечатления. Личное бессознательное зависит от личной истории индивида. Его содержание может пробуждаться в снах и фантазиях. Коллективное бессознательное - это сверхличная бессознательная психика, включающая инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо, и архетипы. Архетип - это праформа поведения и мышления, система установок и реакций, которые направляют жизнь человека. . У. МакДуголл в своей «гормической концепции» считал, что движущей силой поведения, в том числе и социального, является особая врожденная энергия (горме). Он пытался объяснить поведение человека ограниченным набором инстинктов: инстинкт изобретательства, строительства, любопытства, бегства, стадности, драчливости, репродуктивный, отвращения, самоунижения, самоутверждения. По У. МакДуголлу, инстинкты человека являются общими для всех людей и заданы от рождения. . В бихевиоризме мотивация изучалась в зависимости от школы: так, в радикальном бихевиоризме Дж.Уотсона, Б.Ф. Скиннера основным условием поведения является реактивность организма, т.е. способность отвечать специфическим образом на раздражители. Мотивация понимается как состояние, функция которого состоит в снижении порога реактивности организма на некоторые раздражители. Они не признавали явление внутренней мотивации. Представитель необихевиоризма Э.Толмен впервые разделил понятие научение и мотивация. Для того, чтобы выученное проявилось в поведении, необходима соответствующая мотивация, к которой Э. Толмен относит «влечение» (драйв) и «нужность цели». В теории социального научения А.Бандура первопричиной начала поведения считает информацию, которую человек получает путем викарного, социального научения. . Представитель гештальтпсихологии К. Левин создал динамическую теорию мотивации, в которой побуждение человека связывается с взаимодействием квазипотребностей и «психологического поля». Квазипотребность - это некая напряженная система (намерение), которая возникает в определенной ситуации и стремится к разрядке (удовлетворению), обеспечивая деятельность человека. Левин не придавал значения содержанию потребности, определяющим для него являлся динамический аспект, т.е. существующая напряженность. «Валентность предмета, взаимодействуя в квазипотребностями, формирует человеческое поведение». . В когнитивной теории мотивации достижения Д. Макклелланда, Д. Аткинсона, мотив достижения - это устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности. Были выделены два вида мотивации: стремление к успеху и стремление избежать неудачи. Мотив стремления к успеху понимается как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении результата. Мотив избегания - как склонность отвечать переживанием стыда и унижения за неудачу. В теории когнитивного диссонанса Л. Фестингер считал, что мотивацию поведения обеспечивают противоречивые знаниям об одном и том же предмете. Человек стремится устранить возникающее при столкновении с противоречиями чувство дискомфорта за счет изменения существующих знаний или социальных установок. Диссонанс переживается как неприятное, дискомфортное состояние, которое побуждает активность, направленную на устранение несоответствия.