Файл: Билет 11 Политика, её роль в жизни общества. Политическая власть. Основы конституционного строя в пмр.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Смешанная республика характеризуется сочетанием различных элементов. В ней как институты государственной власти одновременно присутствуют и президент с реальными полномочиями, и правительство, и парламент. Властные функции в различных пропорциях разделены между ними (Российская Федерация).
В зависимости от формы государственного устройствавыделяют
• унитарные государства (ПМР)
• федерации (США)
• конфедерации (ЕС)
1) унитарное государство – государство, административные части которого (края, провинции) не обладают суверенитетом (ПМР).
2) федеративное государство – государство, административные части которого обладают суверенитетом в той или иной мере (РФ).
3) конфедерация – союз суверенных государств, заключённый для достижения общих целей (Европейский союз).
Главный отличительный признак того или иного политического режима – характер отношений, складывающихся между народом и властью, личностью и обществом. На основании этого признака выделяют три основных типа политических режимов:
• демократический
• тоталитарный
• авторитарный
Тоталитарный режим – это способ реализации политической власти, при котором властные структуры устанавливают тотальный (всеобъемлющий) контроль над личностью и обществом, подчиняя всё господствующей элите, государственной власти и официальной идеологии
Фашистская Италия, гитлеровская Германии, сталинский Советский Союз – примеры тоталитарных режимов XX в.
Авторитарный режим – это форма политического режима, при которой государственная власть сосредоточена в руках отдельных граждан или групп граждан, которые, прежде всего, заботятся о сохранении своих руководящих позиций на как можно более долгий период времени и об устранении всякой конкурентной борьбы за власть.
Испания Франко, Португалия Салазара, Аргентина Перрона – примеры авторитарных режимов XX в.
Отличие тоталитарного от авторитарного режима. Примеры!
Демократический режим — политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. Демократический режим основывается на принципах народовластия, свободы и равноправия граждан. В условиях этого режима народ осуществляет власть как непосредственно, так и через образуемые им органы представительной власти. Родиной демократии считается Древняя Греция. Современные страны – ПМР, Россия, Франция и т.д.
ПМР:
- форма правления - Президентская республика;
- политический режим - Демократический режим;
- форма государственного устройства - Унитарные государство
2. Тесты.
1. Какая социальная группа выделена по демографическому признаку?
1) наёмные работники
2) молодёжь
3) преподаватели физики
4) тираспольчане
2. Каким примером может быть проиллюстрировано влияние природных факторов на развитие общества?
1) строительство дамбы, защищающей город от наводнений
2) начало промышленного переворота
3) создание музея-заповедника известного поэта
4) формирование демократических режимов в европейских странах
3. В условиях рынка цены на товары
1) определяются спросом и предложением
2) устанавливаются государством
3) определяются центральным банком
4) устанавливаются крупными производителями
4. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политические партии объединяют людей с близкими взглядами на социальные проблемы.
Б. Демократическому режиму присуща многопартийность.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения о Президенте ПМР?
А. Президент ПМР является главой государства.
Б. Президент ПМР избирается всенародным голосованием.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Работа с документом.
Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность.
Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т.д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.
На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус. (…)
Социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется.
(По Н. Смелзеру)
1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
2. Как автор характеризует социализацию? От чего, по его мнению, зависят методы социализации? Что автор называет социальными нормами? Какой вид социальных норм представлен в законах? Примеры какого другого вида социальных норм приведены автором?
3.1. План:
1. Качества личности, влияющие на методы социализации: США и2. Индия.
2. Культурные ценности – основа социальных норм.
3. Культурные идеалы определенного общества.
4. Социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс.
3.2.
Социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. В законах – формальные нормы. Неформальные (моральные) –должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам.
БИЛЕТ № 13.
1.Правовое государство. Становление ПМР как правового государства.
Правовое государство — форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.
Признаки правового государства:
-
главенство права и закона во всех сферах жизни общества; -
равенство всех перед законом; -
разделение властей на три ветви; -
реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность. -
признание прав и свобод человека высшей ценностью; -
взаимная ответственность личности и государства; -
политический и идеологический плюрализм; -
стабильность законности и правопорядка в обществе.
Примеры:
1) Верховенство права (ни один государственный орган, ни один человек, ни одно должностное лицо, никакой коллектив лиц, никакие государственные и общественные организации не освобождаются от обязанности подчиняться закону). Закон суров, но это закон! – с почтением говорили древние римляне, имея в виду принцип абсолютного господства закона в обществе.
2) Незыблемость прав и свобод человека (права человека – главный естественный ограничитель государственной власти).
3) Разделение властей. Власть в правовом государстве делится на законодательную, исполнительную и судебную. Главная задача разделения властей – исключить монополизацию власти, то есть захват, сосредоточение её в одних руках.
Ветвь власти | Органы власти | Основные функции |
Законодательная (Представительная – избирается всем народом и защищает его интересы) | Парламент – Верховный Совет и Советы городских и сельских депутатов | Создание законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека |
Исполнительная (назначается) | Правительство | Исполнение законов, управление государственной собственностью |
Судебная (самостоятельная и независимая) | Конституционный суд, Верховный суд, Высший Арбитражный суд Суды первой инстанции | Защита права путем осуществления правосудия (рассмотрения гражданских, уголовных, административных и иных дел в судебных заседаниях на основе строгого соблюдения Конституции и законов) |
Распад СССР в начале 90-х годов вызвал цепную реакцию территориальных изменений в Европе, которые осуществлялись в одних случаях сравнительно спокойно (Чехословакия), в других - с использованием насилия и вооруженной борьбы. На территории бывшего Советского Союза в это время создается множество государственных образований, неподконтрольных властям «новых» республик: Нагорно-Карабахская Республика, Южная Осетия, Чеченская Республика Ичкерия, Приднестровская Молдавская Республика, Республика Абхазия; не ослабевают усилия по укреплению автономии и расширению ее до уровня независимости в Татарстане, Гагаузии, Крыму, Башкортостане, Уральской республике, Карелии, Горном Бадахшане и др. Формирование непризнанной государственности сопровождалось чаще всего вспышками насилия, кровопролитными конфликтами, разного рода блокадами - финансовыми, экономическими, политическими, информационными, постоянным расширением участников этих конфликтов, втягиванием в них все новых и новых «заинтересованных сторон» и т. д.
В Уставе ООН закреплен основополагающий принцип равноправия народов - право народа на самоопределение: дружественные отношения между нациями должны развиваться на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов.
С провозглашением 2 сентября 1990 г. Приднестровской Молдавской Республики и началось становление правового государства. Само провозглашение ПМР было в полном соответствии с нормами международного права и в самой демократической форме – путем всенародного референдума.
Референдум — голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения: законопроектам, действующим законам и др.
Основные принципы и нормы формирования правового государства заложены в Конституции ПМР. В статье 1 ПМР провозглашается демократическим правовым государством, где единственным источником власти признается народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно (референдум и свободные выборы), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Причем органы государственной власти и управления, местного самоуправления, должностные лица и граждане, общественные объединения должны подчиняться и соблюдать Конституцию и законы ПМР. Это означает, что и человек, и все общественные организации, и само государство в ПМР должны неукоснительно соблюдать прав (правовые законы). В этом есть выражение одного из важнейших признаков правового государства.