Файл: Конспект открытого внеурочного занятия по теме Животный мир России 4 класс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МБОУ « Иванчиковская СОШ»
Конспект
открытого внеурочного занятия
по теме
« Животный мир России»
4 класс
Подготовила: учитель начальных классов
Шилина Татьяна Викторовна
Цель:
1.Ознакомить обучающихся с особенностями представителей животного мира России;
2. Формировать знания о взаимоотношениях организмов, воздействия человека на природу.
3. Способствовать развитию логического мышления, эстетическому восприятию природы, активизировать творческую самостоятельную деятельность обучающихся.
Формируемые УУД
Личностные УУД:
Оценивать роль животных в жизни людей, относиться к природе своей страны, как к великой ценности.
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы совместно с учителем.
Познавательные УУД:
Дать представление о происхождении праздника «День защиты животных»
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма проведения : экскурсия.
Оформление кабинета: на доске помещена тема урока, иллюстрации по данной теме, высказывания великих людей об отношении к природе и животным.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Животные России», фото- и видео- материалы, выставка книг по данной теме ,журналы о животных.
Ход занятия.
-
Вступление (приглашение на экскурсию в русский лес). -
Настрой на занятие. Викторина о животных. -
Краткая информация об особенностях животных наших лесов. -
Кроссворд «Животные леса». -
Знакомство с правилами поведения в лесу. История праздника Международный День защиты животных (4 октября). Красная книга России. -
Итог: Нужно ли стремиться к сохранению животного мира на шей страны?
Содержание.
До начала мероприятия класс необходимо поделить на группы, чтобы обеспечить групповую работу и дать возможность детям работать сообща. Все вопросы и задания необходимо давать по группам.
(Видео «Лес»)
Учитель:
Из всех земных сокровищ и чудес
Нежней всего люблю дремучий лес.
Не то люблю, что ягоды дарит,
А то, что он о тайнах говорит,
И шум лесной и шепот тишины –
Загадочными знаками полны,
Кусты, деревья, травы и цветы
Хранят в лесу разгадку красоты,
А красота для всех земных людей-
Учитель жизни до заката дней.
Игорь Кобзев
Наша природа создала множество различных творений. Животные и растения занимают в ней особое место. И сегодня мы с вами отправимся в наш русский лес, чтобы узнать его тайны и поближе познакомиться с его обитателями. Вы согласны?
Слайд 1 Заставка. Но сначала давайте проверим, какие знания о животных вы уже получили.
Загадки о животных.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.(Лось)
Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
Называется плотина.(Бобры)
Летом сер, зимою бел,
По характеру несмел.
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку. (Заяц)
У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост -
Я коварна и хитра.
Глубоко моя нора. (Лиса)
Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну (Волк)
Родственник домашней киске,
Этот зверь не робкий.
Бродит хищник уссурийский
По таежной тропке. (Тигр)
Из берлоги слышен храп -
Спит хозяин, косолап.
Всю округу замело,
Но ему во сне тепло. (Медведь)
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Еж)
Все изрыл — и луг, и сад —
Землеройный аппарат,
В темноте в часы прогулки
Рыл под полем переулки. (Крот)
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами — кисти-рожки. (Рысь)
Учитель:
Какие вы молодцы! А теперь я постараюсь рассказать вам интересные и новые подробности о таких, казалось бы, известных животных. Будьте внимательны и запоминайте всё, о чём пойдёт речь.
Слайд 2 Белка. Оказывается белка отличный строитель! Как она ловко устраивает свое гнездо, которое, кстати, называют — гайно! Зверек сплетает гнездышко из тонких веточек, ловко работая передними лапками. Делает она это очень аккуратно. Сначала складывает прутик к прутику, а затем плотно прижимает их друг к другу. После этого хлопотунья загибает концы прутиков и сплетает их в большой шар с боковыми отверстиями для входа. Гайно, как правило, для безопасности имеет два таких отверстия. К зиме белочка утепляет гнездо мягкой шерстью, пухом, листьями и перьями птиц. В таком гнездышке даже в стужу тепло. Морозные дни зверек любит проводить в своём гнезде. Она, как одеялом, укрывается своим пушистым хвостом и сладко спит. А ещё белки всегда «усыновляют» чужих малышей, оставшихся без родителей.
Слайд 3. Лиса. Про какого лесного зверька говорят: «Кого угодно проведет»? Ну, конечно, о лисе! От природы у нее довольно короткие, тонкие, даже изящные лапки, не приспособленные к длительному бегу. Поэтому лиса и вынуждена брать добычу благодаря своей хитрости и специальным уловкам. Плутовка легко обманывает доверчивых птиц, зверей и даже людей. Зимой чаще всего лисичка охотится на мышей-полёвок. Как интересно она это делает! Если рыжая хитрунья, почувствует мышиный запах, в каком- то месте, то очень тихо подкрадывается к нему, а затем подпрыгивает и бьет о землю своими лапками. Услышав громкие звуки, и не понимая, в чём дело, напуганные мыши, с великим ужасом выскакивают из норки. А плутовке только это и надо! Мышам очень трудно спастись от ловкой лисы и ее острых зубов. Есть еще одна уловка — лиса может часами лежать перед норкой своей жертвы, ловко прикинувшись мёртвой. Мыши, поверив в то, что лиса мёртвая, теряют бдительность и легко попадаются на эту хитрость.
Слайд 4. Волк. Как родители проявляют заботу о маленьких волчатах? Даже не верится, что волки – заботливые родители! Количество рожденных волчат, может быть от 5 до 8, но бывает и 12. Поэтому одной матери с таким выводком трудно справиться. Волк всегда помогает волчице воспитывать малышей. Он ходит на охоту, приносит добычу для всей семьи. Волчица же зорко следит за детьми, при малейших признаках опасности переносит их в другое место, более надёжное и спокойное. Иногда растить и кормить волчат помогают молодые волки. В волчьей стае могут быть ясли, нянечками в которых «работают» годовалые волки. Они играют с малышами и учат их охотиться.
Слайд 5. Медведь. Чем и как питается медведь? Да, практически, всем. Из растений любит: орехи, желуди, грибы, малину, чернику, голубику, бруснику, ягоды рябины и калины. Не откажется от птенцов, маленьких зверюшек, муравьев и, конечно, рыбы. А, уж если очень голоден, то может напасть даже на лося. Интересно медведь охотится за муравьями. Засунет свой язык в муравейник и ждёт, когда муравьи облепят его. Всех скопом и проглатывает. Топтыгин заядлый рыболов и может сидеть часами на берегу речки. Как только мишка заметит рыбу, ловко и метко бьёт ее сильной лапой, вытаскивает из воды и пирует. А как же мед? Найдёт сластена в дупле дерева пчелиное поселение, запустит в него свою лапу, вытащит сладкие соты и весь мёд съест. Пчелиные укусы медведю совершенно нипочём. От острых жал разозленных насекомых мишку спасает толстая шуба.
Слайд 6. Кабан. Для чего диким свиньям грязь? Нередко человека, который быстро пачкается, ходит в грязной одежде и не любит мыться, называют свинкой. Ну, зачем же незаслуженно обижать животное? Что касается свиней, то они наоборот очень любят ходить в баню. Только баня у них не обычная. Найдет дикая свинья купальню – канавку с болотной водой, удобно уляжется и нежится. Мыльную пену ей заменяет жижа. Мочалку – пучки травы и мха. Принимай такую грязевую ванну хоть каждый день! Так зверь и поступает. А это лишний раз говорит о стремлении диких кабанов к чистоте. Тем более что грязевые ванны спасают их от паразитов-насекомых. Высыхающая грязь вбирает в себя всех паразитов и губит их. Пройдет время, и процедура купания повторяется.
Слайд 7. Куница. Интересно, но сложно наблюдать за куницей Дело в том, что зверек не строит постоянного жилища, а передвигается по лесу, прячась, каждый раз в новом убежище. Днём она спит, а ночью обследует свой большой охотничий участок. За ночь все свои угодья она не успевает обойти, и засыпает там, где застал её рассвет. Ей годится для ночлега и непролазный бурелом, и старое дупло, и уютное белочкино гнездо. А хозяйку его она съест, если застанет дома. Мышь, заяц и глухарь тоже недаром боятся её когтей. Любит куница лакомиться лесными ягодами и мёдом диких пчёл, ест личинок жуков, пчёл и шмелей. Нечасто куница спускается на землю: ей больше нравится прыгать с дерева на дерево.
Слайд 8. Дятел. Стучит и стучит себе дятел по дереву, а когда же он успевает есть? Летом птичка питается в основном насекомыми. При этом главными инструментами добычи пропитания становят клюв и язык. Клюв дятла –
настоящее орудие для того, чтобы долбить твердую древесину. Выдолбив в коре небольшое отверстие, дятел просовывает в него язык, который тоже необычный. Он способен высовываться изо рта на 12 см. Таким языком удобно доставать насекомых из-под коры и узких отверстий. И сам пообедает и дерево полечит.
Слайд 9. Заяц. Поговорка «дрожит, как заячий хвост» весьма далека от истины. Пушистый комочек шерсти на хвосте ушастого подрагивает вовсе не от страха. Это хитрый стратегический маневр, который шахматист назвал бы гамбитом (пожертвовать малым, чтобы получить преимущество).
Подрагивающий хвостик отвлекает внимание преследователя, который норовит цапнуть бегуна лапой именно за эту белую метку. Однако вместе с кожей мех хвоста легко отделяется, помогая зайцу выиграть столь важные для спасения минуты.
Слайд 10. Белый медведь. Самый крупный наземный хищник вовсе не тигр, а белый медведь. В среднем он весит около 500 килограммов, а крупные экземпляры тянут на все 800! Причем половина массы тела приходится на подкожный жир, который словно теплый тулуп греет мишку в лютые арктические морозы. Даже когда термометр показывает -60 градусов, зверю не холодно. А еще жир помогает белому медведю плавать, удерживая его в воде, точно спасательный жилет.
Слайд 11. Тигр. Тигр — крупнейший представитель семейства кошачьих. Его величие и грозный вид восхищают каждого, кто хоть раз видел его вживую. Самое активное время у тигров – утро и вечер. День они тратят на отдых. Тигры не боятся воды и прекрасно плавают, в жаркий день обязательно устраивают водные процедуры. На переданных лапах у него пять пальцев, на задних только четыре. Полоски у тигра имеются не только на шерсти, но и на коже. Если ему полностью сбрить шерсть, то со временем она отрастет в точности, повторяя сбритый рисунок. Тигр так велик и силен, что любой зверь может стать для него добычей. Единственный, кто может дать ему отпор, - бурый медведь. Но это случается редко – тигр и медведь предпочитают не встречаться, придерживаясь разных участков леса.
Слайд 12. Барсук. Барсуки живут большими семьями. В маленькой норе всем не уместиться. Вот и приходится умным зверькам строить подземные норы-дворцы. Подземные жилища барсуков превращаются в сложные лабиринты, у которых появляется много «комнат» разного назначения: спальни, гостиные, кладовые. Барсука в лесу встретить удаётся не часто. День он проводит в норе, а кормиться выходит только ночью, в темноте. Не спеша, вперевалку двигается барсук в поисках пищи – крупных жуков, лягушек, выпавших из гнезда птенцов, ягод. А к рассвету снова спешит он к норе. Барсук в ней в полной безопасности. Одна беда – весной, когда сходит снег. Нору может затопить талыми водами. Поэтому барсук копает её всегда на холме. В этой норе проводит он всю зиму, впадая, как медведь, в долгую спячку.