Файл: Законодательное регулирование экономической деятельности. М. Н. Аширова к э. н., доцент кафедры этиП.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Южно-Российский
институт управления
1
Тема 1. Часть 2.
Сфера производства.
Законодательное регулирование
экономической деятельности
.
М.Н. Аширова
к.э.н., доцент кафедры ЭТиП
Южно-Российский
институт управления
2
План лекции:
1.
Законодательное регулирование экономической деятельности
2.
Сфера производства:
• Понятие производства и
его основные элементы.
Факторы производства.
• Структура потребностей, их иерархия.
• Стадии общественного производства.
• Простое и расширенное производство. Особенности современного производства.
• Ограниченность ресурсов и эффективность производства.
Административно-правовое институциональное обеспечение рыночной экономики направлено на реализацию государственной политики в этой сфере, положений и требований, закрепленных в
Конституции Российской Федерации, в федеральных законах отраслевого, комплексного и функционального характера, на дальнейшее укрепление единства экономического пространства и режима законности.
Государство - важнейший экономический субъект рыночных отношений, регулятор функционирования экономической системы.
Правовое государственное регулирование - это форма государственного регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права.
Еще раз:
Предпринимательство
– это такая система хозяйствования, при которой главным ее субъектом является предприниматель как движущая сила, посредник. Он рационально соединяет материальные и людские ресурсы, организует процесс воспроизводства и управляет им на основе предпринимательского риска, экономической ответственности и за конечный результат – получение прибыли.
Предпринимательская деятельность
– это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения 6 работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке
(абз. 3, п. 1, ст. 2 ГК РФ)
Виды НПА
в зависимости от юридической силы:
1. Нормативно-правовые акты федерального уровня:
а) Конституция РФ – закрепляет основополагающие начала предпринимательского права; обладает высшей юридической силой. Содержит нормы предпринимательского права (ст. 8, 34);
Правовыми предпосылками государственного регулирования экономики являются в первую очередь нормы Конституции РФ:
➢
о социальном государстве (ст. 7);
➢
о гарантиях единого экономического пространства, поддержке конкуренции, защите различных форм собственности (ст. 8);
➢
о запрете монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст. 34) и т.д.
Свободное предпринимательство, свободный обмен товарами и услугами, свободная продажа собственного интеллекта и рабочих рук требуют регулирования.
Конституция фактически говорит о двух типах собственности:
➢
частной (индивидуальной и коллективной)
➢
публичной, т.е. государственной (федеральной и принадлежащей субъектам РФ) и муниципальной.
б) Гражданский кодекс РФ – содержит определение предпринимательской деятельности, нормы о правовом статусе ее субъектов, правовом режиме их имущества, об обязательствах, возникающих из договоров. Гражданский кодекс РФ объединяет общие нормы частного права и специальные нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность; «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему
Кодексу» (п. 23 ГК); в) федеральные законы (законы РФ) определяющие:
− состояние рынка (ФЗ «О рынке ценных бумаг»);
− правовое положение субъектов предпринимательской деятельности
(ФЗ «Об акционерных обществах»);
− регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности
(ФЗ «О рекламе»);
− содержащие требования к порядку осуществления предпринимательской деятельности (ФЗ «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности»);
− иные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность (ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)»);
Кодексу» (п. 23 ГК); в) федеральные законы (законы РФ) определяющие:
− состояние рынка (ФЗ «О рынке ценных бумаг»);
− правовое положение субъектов предпринимательской деятельности
(ФЗ «Об акционерных обществах»);
− регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности
(ФЗ «О рекламе»);
− содержащие требования к порядку осуществления предпринимательской деятельности (ФЗ «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности»);
− иные законы, регулирующие предпринимательскую деятельность (ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)»);
И другие Федеральные законы:
• Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
• Федеральный закон "О естественных монополиях"
• Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"
• 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации"
• основы ценовой политики
• патентное законодательство
г) подзаконные нормативно-правовые акты:
− указы Президента РФ (не должны противоречить законам);
− постановления Правительства РФ (принятые на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ);
− акты федеральных органов исполнительной власти (издаются в случаях и пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами (п. 7ст.3
ГК))
2. Нормативно-правовые акты органов власти и управления
субъектов РФ
(изданные в пределах их компетенции): а) акты органов законодательной власти; б) акты органов исполнительной власти.
3. Нормативно-правовые акты
органов местного самоуправления
(изданные в пределах их компетенции). В случае противоречия между названными актами действует акт, обладающий большей юридической силой.
−
− указы Президента РФ (не должны противоречить законам);
− постановления Правительства РФ (принятые на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ);
− акты федеральных органов исполнительной власти (издаются в случаях и пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами (п. 7ст.3
ГК))
2. Нормативно-правовые акты органов власти и управления
субъектов РФ
(изданные в пределах их компетенции): а) акты органов законодательной власти; б) акты органов исполнительной власти.
3. Нормативно-правовые акты
органов местного самоуправления
(изданные в пределах их компетенции). В случае противоречия между названными актами действует акт, обладающий большей юридической силой.
−
Локальные акты
– принимаются органами управления коммерческой организации в целях регулирования своей деятельности и обязательны для исполнения в организации (уставы юридических лиц и т. д.).
Нормы международного права
(ст. 2, 5, 6 ФЗ «О международных договорах
Российской Федерации») применяются к предпринимательским отношениям непосредственно, если для их применения не требуется издание внутригосударственного акта. Если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством, применяются правила международного договора.
− Конвенция ООН о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом 1956 г.;
−
Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.;
− Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях 1988 г.;
− Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);
− Евразийская патентная конвенция 1994 г. и др.
Обычаи делового оборота – сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (ст.5 ГК)
Государство участвует в экономической жизни в большей или меньшей степени в зависимости от ряда
факторов:
➢
от выбранной модели развития общества,
➢
политического устройства,
➢
сложившихся традиций,
➢
внешних факторов.
Экономическая деятельность государства в целом проявляется в следующих
функциях:
1) определение правовой базы, способствующей нормальному ходу экономического развития;
2) ограничение монополистической деятельности и защита конкуренции;
3) перераспределение доходов и богатства;
4) стабилизация экономики;
5) перераспределение ресурсов.
Доходы и богатство государство перераспределяет потому, что рыночная система порождает значительное неравенство в их первичном распределении. Государство использует системы налогообложения, трансфертов, регулирования заработной платы, цен для выравнивания доходов граждан (домашних хозяйств).
Действия государства по стабилизации экономики включают контроль за уровнем занятости и инфляции, вызываемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также меры по стимулированию экономического роста.
Перераспределение экономических ресурсов вызываются несовершенством рыночной системы в двух ситуациях:
1) отклонениях равновесного объема производства некоторых товаров от их оптимального объема;
2) отказ рынка от выделения ресурсов или их недостаточное выделение для производства общественных товаров, благ и услуг.
Для выравнивания издержек перелива государство проводит регулирующие меры, затрагивающие предложение:
1) законодательное ограничение деятельности или требование привести ее к условиям, исключающим вредное воздействие; соблюдение норм и стандартов такой деятельности вызовет увеличение издержек и приведет к соответствию равновесного и оптимального объемов производства;
2) введение специальных налогов, равных или близких к издержкам перелива, что повысит общие издержки субъекта хозяйствования и обеспечит состояние равновесия.
В обоих случаях чрезмерное выделение ресурсов на продукт или услугу будет устранено.
Южно-Российский
институт управления
13
В
обыденном сознании
экономика
и
производство – тождественные понятия.
Однако в экономической теории они имеют
различное
содержание,
более того
–
субординированы: производство - это только
часть экономики.
Южно-Российский
институт управления
14
Экономика по самому своему устройству носит
социальный характер, будучи особой сферой жизни
общества, тогда как производство может быть сведено исключительно к технологии, поскольку для ее функционирования социальные связи не обязательны (например, хозяйство Робинзона).
Южно-Российский
институт управления
15
Понятие производство имеет двойственную трактовку:
1)
оно обозначает особую, самостоятельную, исходную и главную фазу в пофазной характеристике экономики (в этом случае его называют собственно производство или производством в узком
смысле слова);
2)
оно имеет контекст общественного производства или
производства в широком смысле слова (тождественного с объемом понятия экономика); в этом случае распределение, обмен и потребление уже включены в систему производства как его неотъемлемые составные части,
необходимо сопутствующие общественному движению результата общественного производства и опосредующие это движение.
Южно-Российский
институт управления
16
Ресурсы производства - это совокупность тех природных,
социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей.
В экономической теории ресурсы принято делить на четыре
группы:
1)
природные
2)
материальные;
3)
трудовые;
4)
финансовые.
Южно-Российский
институт управления
17
Наряду с
понятием "ресурсы производства"
экономическая теория оперирует также понятием "факторы производства".
«Факторы производства" - экономическая категория,
обозначающая уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы;
следовательно,
"ресурсы производства" - понятие более широкое, чем "факторы производства". Иными словами, факторы производства - это производящие ресурсы.
Южно-Российский
институт управления
18
В рамках марксистской полит экономии
двух основных факторов производства: рабочей силы (или личного фактора производства) и средств производства
(или вещественного фактора производства).
Рабочая сила – это способность к труду, совокупность физических и духовных способностей человека, которые используются им в процессе производства жизненных благ.
Процесс
труда
предполагает
три
простые
момента:
1)
сам труд
2)
предмет труда
3)
средства труда
Южно-Российский
институт управления
19
Предметы труда и средства труда в совокупности составляют средства производства.
Средства производства и рабочая сила в своей совокупности, в диалектическом единстве и взаимодействии составляют производительные
силы общества
Южно-Российский
институт управления
20
Южно-Российский
институт управления
21
В классической полит экономии выделяют три основных
фактора
производства
(первоначально выделенных
Жаном
Батистом Сэем):
1)
земля ;
2)
капитал;
3)
труд
Южно-Российский
институт управления
22 1)
земля - как фактор производства имеет троякое значение:
- в широком смысле она означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы;
- в ряде отраслей "земля" есть объект хозяйствования, когда она одновременно выступает и "предметом труда", и "средством труда";
- в пределах всей экономики "земля" может выступить как объект собственности;
2)
капитал - так называют материальные и финансовые ресурсы в системе факторов производства;
3)
труд - та часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства (иногда используют и такой термин, как "экономически-активное население", который охватывает только трудоспособных, занятых в производстве).