Файл: Особенности формирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1. Теоретические основы формирования логических универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе и анализ литературных произведений как средство их формирования

    1. Особенности формирования логических универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе

На данный момент работа по формированию логических универсальных учебных действий у младших школьников должна носить системный характер к чему призывает нас федеральный государственный образовательный стандарт системно – деятельностным походом, об этом говорили ученые Е. В. Веселовская, Е. Е. Останина, А. А. Столяр, Л. М. Фридман и др.

Ю. С. Марикова В своей научной статье «Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации групповой работы» говорит: « …исследования 21 психологов позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса формированию логических познавательных универсальных учебных действий зависит от способа организации специальной развивающей работа» [38].

Развитие проблемы формирования логических учебных действий у детей младшего школьного возраста получила в работах П.Я. Гальперина. Его теория поэтапного (планомерно-поэтапного) формирования умственных действий и понятий сыграла значительную роль в понимании мышления как процесса, происходящего на разном уровне «свёрнутости» [14]. Также П.Я. Гальперин разработал теорию формирования и развития интеллектуальных операций. В основу данной теории было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями [14]. Процесс переноса внешнего действия вовнутрь, по П.Я. Гальперину, совершается поэтапно, проходя строго определенные стадии [16, с. 24]. На каждом из этапов действие выполняется изначально в развернутой форме, но постепенно «свертывается» (сокращается).

Формирование логических универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте имеет психолого-педагогические особенности. В первую очередь, они связаны с особенностями мышления детей этого возраста. Основываясь на возрастных особенностях умственного развития младших школьников, рассмотрим особенности формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.


Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Более подробно мы сегодня остановимся именно на познавательных логических УУД. Значимость  формирования  данных  действий  заключается  в  том,  что  именно  младший  школьный  возраст  является  сензитивным  периодом  для  формирования логического мышления.  Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических универсальных действий такими как:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепочки рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Исходя из определения логики как науки, изучающей формы и законы правильного объективного мышления. Развитие логических УУД направлено на выработку привычки думать. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.   

В урочной деятельности для развития логических УУД можно использовать разнообразные упражнения, которые не только приносят пользу в развитии учащихся, но и позволяют сделать учебный процесс интересным, разнообразным.

Любой учебный предмет в зависимости от организации учебной деятельности учащихся и от содержания программы по-разному раскрывает определенные потенциалы для формирования УУД.

Курс литературного чтения является одним из важнейших предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком [14]. Главной целью обучения литературному чтению в начальной школе считается сформировать читательскую компетентность младшего школьника, способствовать осознанию обучающими себя как грамотного читателя, способного к применению читательской деятельности как средства самообразования [22, c. 38].



В учебниках по чтению содержатся задания, направленные на формирование логических операций [35, c. 270] анализа содержания и языкового оформления изучаемых произведений; установление причинно-следственных связей; сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сравнение произведений по жанру и по виду (познавательного и художественного); обобщение; классификация. Учащиеся должны уметь обосновывать свои суждения, отвечая на вопросы, предлагаемые либо учителем, либо на вопросы, данные в учебники, например: «Обоснуй свое мнение», «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Подтверди словами из текста» и т.п. В результате этого дети составляют модели, схемы, планы, заполняют таблицы.

Формирование логических универсальных учебных действий необходимо начинать с младшего школьного возраста. Так как именно в этом возрасте ученики должны научиться выделять понятие, под которое требуется подвести данный объект. Так же немало важно установить, при 28 каких условиях данный объект может относиться к данному понятию. Познавательное логическое универсальные учебные действия «подведение под понятие, выведение следствий» формируется у младших школьников в процессе обучения постепенно. С 6-7 лет формируются абстрактные понятия о временных отношениях, причине и следствии, пространстве, количестве, мере и т.д. По наблюдениям М.Н. Шардакова, на первой ступени изучения предметных понятий обучающихся обычно выделяют функциональные признаки предметов, т. е. признаки, связанные с назначением предмета, например: «корова – она дает молоко, лошадь – на ней ездят». На второй ступени усвоения предметных понятий обучающиеся просто перечисляют известные им признаки и свойства, не отличая существенные от несущественных, общие от частных. Например: «огурец – плод, он растет в огороде, зеленый, в нем много воды, вкусный, внутри у него семечки». На третьей, высшей ступени овладения предметными понятиями обучающиеся выделяют общие, существенные признаки и свойства у ряда единичных предметов, синтезируют и обобщают их [Цит. по: 26, с. 58].

Ученики начальной школы, испытывают трудности в подведение под одно понятие, им не хватает примеров подобного характера заданий, не происходит интеграции между учебными дисциплинами. Умение увидеть основное понятие, под которое необходимо подвести все известные части, необходимы такие умения как: анализ, синтез, более часто применимо в средних и старших классах.


Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что обучающиеся начальной школы не всегда готовы устанавливать причинно-следственные связи. Часто для обучающихся, это действие представляет собой сложный, интегративный процесс познания действительности. Данный процесс возможен посредством построения рассуждений и умозаключений, основанных на выполнении ряда логических операций (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение). А так как мы уже выявили закономерность что есть ряд причин почему ребенок не может овладеть вышеперечисленными умениями, то причинно – следственные связи устанавливать гораздо тяжелее, а порой и совсем недоступно. Умение найти причину происходящего это большое и важное умение, которое необходимо в будущем обучении и профессиональном становлении. Не один медицинский работник или представитель органов власти не моет обойтись без этого умения. А закладывается и развивается оно в школьные годы.

Существуют специальные методические приемы для формирования логических действий на уроках литературного чтения [9]:

«Приведи свой пример»

Прием удивление. Учителю необходимо найти такой угол зрения на изучаемый материал, при котором обыкновенное становится удивительным. В данном случае речь идет о постановке проблемы на уроке, а точнее, о создании ситуации противоречия и ее осознании учениками.

«Дать себе помочь». Учитель максимально использует ситуацию, в которой ученики бы помогали ему. Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение).

Опрос «по цепочке». Учитель жестом или словами прерывает рассказ одного ученика и предлагает продолжить его другому. Вследствие этого приема учащиеся научатся слушать друг друга и высказывать свои мысли и суждения.

Опрос-итог – в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие рефлексию.

Игры-тренинги. Эти игры позволяют тренировать аналитическое мышление, формировать умение выделять общие признаки путем сравнения. Примерами данных игр-тренингов могут быть - «Мои друзья», «Теремок», «Я возьму тебя с собой…», «Витрина». [24]

Прием «Точка зрения» . Этот прием используется, чтобы научить детей смотреть на мир глазами других людей.


Театрализация, т.е. разыгрывание сценок на учебную тему и др.

Е.В. Новичкова в своей статье «Повышение эффективности уроков литературного чтения пишет, что на уроках литературного чтения можно использовать ТРИЗ-технологии, которые могут способствовать успешному формированию познавательных УУД [26]:

Модель «Элемент — имя признака — значение признака» для

рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений.

«Составление плана/раскадровка» для составления простого и развёрнутого плана прочитанного произведения. При чтении сказки дети карандашом, фломастером или красками, чем их будет удобно, рисуют «мультик» – схематичное изображение событий, происходящих в сказке. Таким образом, на основе обобщённого восприятия, дети могут увидеть и понять логику сюжета. Можно применять упражнения: «Раньше – Позже», «Что потерялось», «Всё в сказке перепуталось». Алгоритм работы 1. Прочитай текст. 2. Раздели его на части. 3. Составь раскадровку. Новый кадр рисуем тогда, когда меняется место действия, появляется герой либо резко меняется его настроение. 4. Обсуждаем каждый кадр: – Что делает этот герой? – Зачем он это делает? – Что получает в результате? 5. Составляем пословицы по модели: Кто… (характер), тот… (результат). Кто… (действие), тот… (результат). Кто… (цель), тот… (результат). 6. Выбираем ключевые кадры и определяем мораль: – Какие кадры для вас самые важные? – Какая пословица для вас самая важная? На одно и то же люди смотрят по-разному, поэтому мораль может быть у каждого своя. 7. Составляем пословицы по первому и последнему кадрам. 8. К каким кадрам подходит главная пословица? (Несколько вариантов.) 9. Подберите замену данной пословице. (Подбор знакомых пословиц.) [37, с. 311]

«Загадалки» - закодированный или таинственный текст, о каком-нибудь из героев этого произведения. За основу берётся модель: «кто-то сделал что-то, и получилось это», «кто-то был каким-то, и случилось что-то». За основу берётся модель: «кто-то сделал что-то, и получилось это», «кто-то был каким-то, и случилось что-то». Разгадывать загадалки можно с помощью игры «Да — нет». Затем учащиеся сами закодируют всем известных героев.

Методика «5 вопросов герою». Дети продумывают, что они могут спросить у героя. Методика предназначена для полного чувствования характера героя, его поступков и последствий этих поступков.[26]

Все выше перечисленные приемы могут быть использованы на уроках литературного чтения.