Файл: Законом рф от 21 февраля 1992 года 23951 О недрах.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.
Наша планета обладает огромным количеством природных ресурсов, среди которых именно недра обладают наибольшим количеством весьма ценных свойств и занимают особое место. В недрах нходится огромнонколичество полезных ископаемых,а ни, в свою очередь, являются основой любого промышленного производства. Пока человечество находилось в начальной стадии технического развитии его воздействие на земную кору было настолько незначительно, что его можно было не принимать во внимание, но по мере роста технической вооруженности человек все больше проникает в недра Земли. При этом такая деятельность человека помимо серьезных изменений в ландшафте планеты, вносит настолько масштабные изменения в верхнюю часть земной коры, что по масштабам и последствиям их можно сопоставить с геологическими процессами

Нерациональное, не комплексное использование ресурсов недр может обернуться значитель­ными неблагоприятными последствиями и для окружающей среды, и для эко­номики страны, зачастую такие последствия могут быть даже губительными. Для избежания таких случев необходимы определенные ограничения, закрепленные законодательно, то есть в каждой стране должны быть юридические акты, регулирующие процесс недропользования в интересах ныне живущего и будущего поколений.
Понятие недропользования, принципы, формы.
В нашей стране недропользование регулируется Законом РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», он же и определяет принципы и формы недропользования.

В преамбуле Закона «О недрах» раскрывается само понятие «недра» и что включает в себя понятие «пользование недрами». Т.е. согласно этому закону, пользоваться недрами – это проводить геологическое изучение недр; использовать и охранять недра; регулировать использование отходов добычи минерально-природных ресурсов; использовать минеральные, подземные и иные воды для собственных нужд пользователя недр.

Нормативное определение недропользования закреплено в Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 8.645-2008, утвержденном Приказом Ростехрегулирования от 15 октября 2008 года № 259-ст: «Недропользование - выполнение работ в рамках лицензии на право геологического изучения недр, добычи минерально-сырьевых ресурсов, а также использования и захоронения отходов производства, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых».


Т.е. исходя из данного определения можно сказать, что законодатель помимо указания на виды конкретной деятельности по использованию минерально-сырьевых ресурсов, содержит обязательство о наличии лицензии на право осуществления таких видов деятельности.

Основные принципы недропользования предусмотрены в другом законодательном акте в главном законе страны - Конституции РФ:

  1. ст. 9 Конституции РФ говорит об использовании природных ресурсов в качестве основы жизнедеятельности народов, проживающих на определённой территории, и, что эти ресурсы могут находиться в различных формах собственности (частной, государственной, муниципальной). Но ст. 36 Конституции, предусматривает свободное использование ресурсов, только в том случае, когда это не наносит ущерба природе и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Важно, что законодательством предусмотрена передача недр исключительно в государственную собственность. Этот принцип распространяется только на природные и иные ресурсы, добытые из недр.

  2. В ст. 58 Конституции установлен принцип бережного отношения к природным богатствам, который предусматривает обязательную охрану недр и природных ресурсов, а также восстановление их естественного состояния.

  3. Принцип совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам законодательства о недрах, а также владения, пользования и распоряжения недрами закреплен в ст. 72 Конституции РФ.

Наравне с базовыми принципами недропользования законодательство Российской Федерации содержит иные принципы, имеющие как общий, так и более конкретный характер применения:

  • Законодательное установление условий пользования полезных природных свойств недр. Такие условия помимо установленного целевого назначения использования недр содержат ограничения по добыче ресурсов (в виде квот и лимитов), а также закрепляют стандарты, нормы и правила конкретных видов недропользования.

  • платность недропользования. Так как природные ресурсы добываются из недр, являющихся государственной собственностью и национальным богатством, принцип платности позволяет компенсировать ущерб, возникающий в результате использования недр, финансировать затраты на восстановление запасов природных ресурсов.

  • недропользование осуществляется только на основании специального разрешения – лицензии (ст. 11 Закона «О недрах»). Лицензия подтверждает право её владельца на использование недр с определенной целью, в ограниченный срок и в пределах утвержденных границ. Предметом деятельности в рамках выданной лицензии на недропользование являются работы по геологическому изучению недр, разработки месторождений минерально-сырьевых ресурсов, а также иные сопутствующие виды работ. Законодательство допускает возможность выдачи одному лицу одновременно нескольких лицензий на пользование недрами.

  • мониторинг, учёт и контроль за использованием недр. Уполномоченные государственные органы обязаны вести единый баланс запасов минерально-сырьевых ресурсов, кадастр месторождений и других геологических объектов, относящихся к недрам. Пользователи недр обязаны вести учет добычи природных ресурсов по установленным законодательством правилам. Также государство осуществляет контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр, безопасностью ведения работ по использованию недр.


В Российской Федерации предусмотрены две договорные формы недропользования:

  1. Заключение соглашения о разделе продукции между государством, одной стороны, и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, с другой;

  2. Заключение гражданского договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.

Федеральным законом от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» установлено, что данное соглашение является особой формой договора, согласно которому государство предоставляет юридическому лицу или предпринимателю на условиях возмездности и срочности исключительные права на поиск, разведку, добычу минерально-сырьевых ресурсов на конкретном участке недр, а также на ведение связанных с этих работ.

Такой договор включает в себя все обязательные условия, связанные с использованием участка недр, в том числе порядок раздела минерально-сырьевых ресурсов и произведенной продукции между сторонами.

Предметом заключения соглашения о разделе продукции могут являться только участки недр, определённые федеральным законодательством. Государство имеет право расторгнуть соглашения и изъять участок недр у владельца в случае нарушения условий предоставления этого участка, а также причинения ущерба недрам.

Раздел 4 главы 37 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность заключения договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ. Такие виды работ не связаны непосредственно с добычей природных ресурсов из недр и предусматривают комплекс мероприятий по разведке (обнаружению) запасов полезных ископаемых на подготовительной стадии заключения соглашения о разделе продукции. Условия выполнения данного вида работ соответствуют общим требованиям, предъявляемым к заключению договоров подряда.

Страхование ответственности за причинение вреда. Не­обходимость страхования ответственности за причинение вреда при недропользовании в Российской Федерации закреплена в двух Федеральных законах:

1. «О промышленной безопасности опасных производствен­ных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ.

2. «О соглашениях о разделе продукции» от 30 января 1995 г. № 225-ФЗ.

В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории | опасных производственных объектов относятся объекты, на ко­торых ведутся горные работы, работы по обогащению, а также работы в подземных условиях. Этим же Законом установлено, что:


• деятельность по проектированию, строительству, эксплуа­тации, расширению, реконструкции, техническому перевоо­ружению, консервации и ликвидации опасного производст­венного объекта может осуществляться на основании соответ­ствующей лицензии, выданной федеральным органом испол­нительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности или его территориальным орга­ном в соответствии с законодательством Российской Федера­ции. В лицензиях на эксплуатацию опасного производственкого объекта делается запись об обязательном наличии у зая­вителя на момент начала эксплуатации и на протяжении всего периода эксплуатации опасного производственного объекта договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

минимальный размер страховой суммы страхования ответ­ственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуще­ству других лиц и окружающей природной среде в случае ава­рии на опасном производственном объекте составляет для опасного производственного объекта, на котором ведутся гор­ные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях - одну тысячу мини­мальных размеров оплаты труда, установленных законода­тельством Российской Федерации на день заключения догово­ра страхования риска ответственности.

Порядок проведения страхования ответственности за причи­нение вреда в случае аварии на опасном производственном объекте в рамках Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определен Методическими рекомендациями по внедрению обязательного страхования ответ­ственности за причинение вреда при эксплуатации опасного про­изводственного объекта, утвержденными Министерством финан­сов России от 31.03.98 по согласованию с Министерством Россий­ской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) и доведенными до сведения письмом Госгортехнадзора России от 23 04.98 №01-17/116.

В статье 7 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» указано, что работы по соглашению выполняются при соблюдении ряда требований, одним из которых предусматрива­ются обязательства инвестора по страхованию ответственности по возмещению ущерба в случае аварий
, повлекших за собой вред­ное влияние на окружающую природную среду.

Таким образом, в двух законодательных актах, имеющих не­посредственное отношение к правовому регулированию недропользования, определено, что пользователь недр обязан застраховать риск гражданской ответственности за возможное причинение вреда при освоении ресурсов недр.

Кроме того, в 1992 г. Минприроды Российской Федерации и Российская государственная страховая компания утвердили «Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации». На основании этого Поло­жения страховая организация (страховщик) представляет страхо­вую защиту гражданской (имущественной) ответственности страхова­телям за ущерб, причиненный третьим лицам, в результате внезапного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окру­жающей природной среды на территории Российской Федерации.

В экологическом страховании объектом страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявле­нии страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского за­конодательства о возмещении ущерба за загрязнения земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования.

Страховым событием в этом случае является внезапное, не­преднамеренное нанесение ущерба окружающей природной среде в результате аварий, приведших к выбросу загрязняющих веществ в ат­мосферу, к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод.

Условия страхования экологической ответственности преду­сматривают установление предельных сумм выплат страхового возмещения (лимиты ответственности) и собственного участия страхователя в оплате убытков (франшиза).

Страховое возмещение выплачивается в размерах, предусмот­ренных действующим гражданским законодательством и опреде­ляемых в результате рассмотрения дел в судебном или другом пре­дусмотренном порядке, и включает в себя:

• компенсацию ущерба, вызванного повреждением и гибе­лью имущества;

• сумму убытков, связанную с ухудшением условий жизни и окружающей среды;

• расходы по очистке загрязненной территории и приведе­нию ее в состояние, соответствующее нормативам, при усло­вии, что на них дано предварительное согласие страховщика;

• расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового случая причинен вред или . по уменьшению ущерба, причиненного страховым случаем;