ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение.
Наша планета обладает огромным количеством природных ресурсов, среди которых именно недра обладают наибольшим количеством весьма ценных свойств и занимают особое место. В недрах нходится огромнонколичество полезных ископаемых,а ни, в свою очередь, являются основой любого промышленного производства. Пока человечество находилось в начальной стадии технического развитии его воздействие на земную кору было настолько незначительно, что его можно было не принимать во внимание, но по мере роста технической вооруженности человек все больше проникает в недра Земли. При этом такая деятельность человека помимо серьезных изменений в ландшафте планеты, вносит настолько масштабные изменения в верхнюю часть земной коры, что по масштабам и последствиям их можно сопоставить с геологическими процессами
Нерациональное, не комплексное использование ресурсов недр может обернуться значительными неблагоприятными последствиями и для окружающей среды, и для экономики страны, зачастую такие последствия могут быть даже губительными. Для избежания таких случев необходимы определенные ограничения, закрепленные законодательно, то есть в каждой стране должны быть юридические акты, регулирующие процесс недропользования в интересах ныне живущего и будущего поколений.
Понятие недропользования, принципы, формы.
В нашей стране недропользование регулируется Законом РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», он же и определяет принципы и формы недропользования.
В преамбуле Закона «О недрах» раскрывается само понятие «недра» и что включает в себя понятие «пользование недрами». Т.е. согласно этому закону, пользоваться недрами – это проводить геологическое изучение недр; использовать и охранять недра; регулировать использование отходов добычи минерально-природных ресурсов; использовать минеральные, подземные и иные воды для собственных нужд пользователя недр.
Нормативное определение недропользования закреплено в Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 8.645-2008, утвержденном Приказом Ростехрегулирования от 15 октября 2008 года № 259-ст: «Недропользование - выполнение работ в рамках лицензии на право геологического изучения недр, добычи минерально-сырьевых ресурсов, а также использования и захоронения отходов производства, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых».
Т.е. исходя из данного определения можно сказать, что законодатель помимо указания на виды конкретной деятельности по использованию минерально-сырьевых ресурсов, содержит обязательство о наличии лицензии на право осуществления таких видов деятельности.
Основные принципы недропользования предусмотрены в другом законодательном акте в главном законе страны - Конституции РФ:
-
ст. 9 Конституции РФ говорит об использовании природных ресурсов в качестве основы жизнедеятельности народов, проживающих на определённой территории, и, что эти ресурсы могут находиться в различных формах собственности (частной, государственной, муниципальной). Но ст. 36 Конституции, предусматривает свободное использование ресурсов, только в том случае, когда это не наносит ущерба природе и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Важно, что законодательством предусмотрена передача недр исключительно в государственную собственность. Этот принцип распространяется только на природные и иные ресурсы, добытые из недр. -
В ст. 58 Конституции установлен принцип бережного отношения к природным богатствам, который предусматривает обязательную охрану недр и природных ресурсов, а также восстановление их естественного состояния. -
Принцип совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам законодательства о недрах, а также владения, пользования и распоряжения недрами закреплен в ст. 72 Конституции РФ.
Наравне с базовыми принципами недропользования законодательство Российской Федерации содержит иные принципы, имеющие как общий, так и более конкретный характер применения:
-
Законодательное установление условий пользования полезных природных свойств недр. Такие условия помимо установленного целевого назначения использования недр содержат ограничения по добыче ресурсов (в виде квот и лимитов), а также закрепляют стандарты, нормы и правила конкретных видов недропользования. -
платность недропользования. Так как природные ресурсы добываются из недр, являющихся государственной собственностью и национальным богатством, принцип платности позволяет компенсировать ущерб, возникающий в результате использования недр, финансировать затраты на восстановление запасов природных ресурсов. -
недропользование осуществляется только на основании специального разрешения – лицензии (ст. 11 Закона «О недрах»). Лицензия подтверждает право её владельца на использование недр с определенной целью, в ограниченный срок и в пределах утвержденных границ. Предметом деятельности в рамках выданной лицензии на недропользование являются работы по геологическому изучению недр, разработки месторождений минерально-сырьевых ресурсов, а также иные сопутствующие виды работ. Законодательство допускает возможность выдачи одному лицу одновременно нескольких лицензий на пользование недрами. -
мониторинг, учёт и контроль за использованием недр. Уполномоченные государственные органы обязаны вести единый баланс запасов минерально-сырьевых ресурсов, кадастр месторождений и других геологических объектов, относящихся к недрам. Пользователи недр обязаны вести учет добычи природных ресурсов по установленным законодательством правилам. Также государство осуществляет контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр, безопасностью ведения работ по использованию недр.
В Российской Федерации предусмотрены две договорные формы недропользования:
-
Заключение соглашения о разделе продукции между государством, одной стороны, и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, с другой; -
Заключение гражданского договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.
Федеральным законом от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» установлено, что данное соглашение является особой формой договора, согласно которому государство предоставляет юридическому лицу или предпринимателю на условиях возмездности и срочности исключительные права на поиск, разведку, добычу минерально-сырьевых ресурсов на конкретном участке недр, а также на ведение связанных с этих работ.
Такой договор включает в себя все обязательные условия, связанные с использованием участка недр, в том числе порядок раздела минерально-сырьевых ресурсов и произведенной продукции между сторонами.
Предметом заключения соглашения о разделе продукции могут являться только участки недр, определённые федеральным законодательством. Государство имеет право расторгнуть соглашения и изъять участок недр у владельца в случае нарушения условий предоставления этого участка, а также причинения ущерба недрам.
Раздел 4 главы 37 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность заключения договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ. Такие виды работ не связаны непосредственно с добычей природных ресурсов из недр и предусматривают комплекс мероприятий по разведке (обнаружению) запасов полезных ископаемых на подготовительной стадии заключения соглашения о разделе продукции. Условия выполнения данного вида работ соответствуют общим требованиям, предъявляемым к заключению договоров подряда.
Страхование ответственности за причинение вреда. Необходимость страхования ответственности за причинение вреда при недропользовании в Российской Федерации закреплена в двух Федеральных законах:
1. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ.
2. «О соглашениях о разделе продукции» от 30 января 1995 г. № 225-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к категории | опасных производственных объектов относятся объекты, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению, а также работы в подземных условиях. Этим же Законом установлено, что:
• деятельность по проектированию, строительству, эксплуатации, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта может осуществляться на основании соответствующей лицензии, выданной федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности или его территориальным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации. В лицензиях на эксплуатацию опасного производственкого объекта делается запись об обязательном наличии у заявителя на момент начала эксплуатации и на протяжении всего периода эксплуатации опасного производственного объекта договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
минимальный размер страховой суммы страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте составляет для опасного производственного объекта, на котором ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях - одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на день заключения договора страхования риска ответственности.
Порядок проведения страхования ответственности за причинение вреда в случае аварии на опасном производственном объекте в рамках Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определен Методическими рекомендациями по внедрению обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, утвержденными Министерством финансов России от 31.03.98 по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) и доведенными до сведения письмом Госгортехнадзора России от 23 04.98 №01-17/116.
В статье 7 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» указано, что работы по соглашению выполняются при соблюдении ряда требований, одним из которых предусматриваются обязательства инвестора по страхованию ответственности по возмещению ущерба в случае аварий
, повлекших за собой вредное влияние на окружающую природную среду.
Таким образом, в двух законодательных актах, имеющих непосредственное отношение к правовому регулированию недропользования, определено, что пользователь недр обязан застраховать риск гражданской ответственности за возможное причинение вреда при освоении ресурсов недр.
Кроме того, в 1992 г. Минприроды Российской Федерации и Российская государственная страховая компания утвердили «Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации». На основании этого Положения страховая организация (страховщик) представляет страховую защиту гражданской (имущественной) ответственности страхователям за ущерб, причиненный третьим лицам, в результате внезапного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей природной среды на территории Российской Федерации.
В экологическом страховании объектом страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнения земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования.
Страховым событием в этом случае является внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей природной среде в результате аварий, приведших к выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод.
Условия страхования экологической ответственности предусматривают установление предельных сумм выплат страхового возмещения (лимиты ответственности) и собственного участия страхователя в оплате убытков (франшиза).
Страховое возмещение выплачивается в размерах, предусмотренных действующим гражданским законодательством и определяемых в результате рассмотрения дел в судебном или другом предусмотренном порядке, и включает в себя:
• компенсацию ущерба, вызванного повреждением и гибелью имущества;
• сумму убытков, связанную с ухудшением условий жизни и окружающей среды;
• расходы по очистке загрязненной территории и приведению ее в состояние, соответствующее нормативам, при условии, что на них дано предварительное согласие страховщика;
• расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового случая причинен вред или . по уменьшению ущерба, причиненного страховым случаем;