Файл: Т гражданской защиты и пожарной безопасности ямалоненецкого автономного округа государственное учреждение дополнительного профессионального образования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22 таблице 21 приложения к Федеральному закону РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ
«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Первичные средства пожаротушения в зданиях и сооружениях
Здания и сооружения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения лицами, уполномоченными владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями и сооружениями.
Номенклатура, количество и места размещения первичных средств пожаротушения устанавливаются в зависимости от вида горючего материала, объемно-планировочных решений здания, сооружения, параметров окружающей среды и мест размещения обслуживающего персонала.
Автоматические и автономные установки пожаротушения
Применение
автоматических
и
(или)
автономных
установок
пожаротушения должно обеспечивать достижение одной или нескольких из
следующих целей:
- Ликвидация пожара в помещении (здании) до возникновения критических значений опасных факторов пожара.
- Ликвидация пожара в помещении (здании) до наступления пределов огнестойкости строительных конструкций.
- Ликвидация пожара в помещении (здании) до причинения максимально допустимого ущерба защищаемому имуществу.
- Ликвидация пожара в помещении (здании) до наступления опасности разрушения технологических установок.
Тип автоматической и (или) автономной установки пожаротушения, вид огнетушащего вещества и способ его подачи в очаг пожара определяются в зависимости от вида горючего материала, объемно-планировочных решений здания, сооружения и параметров окружающей среды.
Нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации устанавливает СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты».
Нормы и правила проектирования автоматических установок водяного пожаротушения высотных стеллажных складов с одноярусным и многоярусным расположением оросителей устанавливает СП 241.1311500.2015 «Системы противопожарной защиты».
Источники противопожарного водоснабжения
Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются в соответствии со ст. 68, 90 и 99 Федерального закона
РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ.


23
Требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов и организаций устанавливает СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты».
Требования пожарной безопасности к системам внутреннего противопожарного водопровода устанавливает СП 10.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования Свод правил от 27.07.2020 N 10.13130.2020 Применяется с 27.01.2021. Заменяет СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты».
Первичные меры пожарной безопасности
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
- Реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
- Разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
- Разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
- Разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением.
- Установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия.
Обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.
Организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний.
Социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Проектирование
Необходимость в установке противопожарной защиты на любом объекте и здании не вызывает сомнений. Проектировка комплекса должна производиться под руководством специалистов, поскольку тщательно составленные проектные решения позволяют не беспокоиться о защите здания от возгорания.
Проектировка осуществляется в несколько стадий:


24
- Анализ объекта, изучение особенностей внутреннего обустройства помещения или здания в целом. Тщательное изучение пожарной нагрузки, степени устойчивости к действию повышенных температур и пр.
- Автоматический контроль и диспетчеризация комплекса противопожарной защиты, с учетом анализа существующих норм и правил.
-
Проведение необходимых расчетов для размещения системы противопожарной защиты.
Составление схемы, размещение оборудования на чертежах.
Составление пояснительной записки, сметы на выполнение работ.
Проверка
Согласно ГОСТ Р 57974-2017 проверку работоспособности систем противопожарной защиты организует собственник объекта защиты или лицо, владеющее им на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании (руководитель).
Цели проверки систем противопожарной защиты:
- подтверждение соответствия (несоответствия) работоспособности систем
ППЗ;
- возможность продления сроков эксплуатации систем ППЗ.
Требования вышеуказанного ГОСТа распространяются на организацию
проведения проверки работоспособности следующих систем ППЗ:
- автоматических установок пожаротушения;
- автономных установок пожаротушения;
- автономных устройств пожаротушения;
- автоматической пожарной сигнализации;
- систем оповещения и управления эвакуацией;
- систем противодымной защиты;
- внутренних противопожарных водопроводов.
Важно!!! Систематическая и качественно выполненная проверка работоспособности систем противопожарной защиты позволит повысить их надежность и вероятность недопущения превышения значений допустимого риска на объектах защиты.
Периодичность и сроки
Все тот же ГОСТ Р 57974-2017 устанавливает следующую периодичность
проведения проверки работоспособности систем ППЗ с использованием методов
инструментального контроля:
- проверка работоспособности систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией проводится не реже
1 раза в квартал;
- проверка работоспособности систем противодымной защиты, автономных установок
(устройств) пожаротушения и автоматических установок пожаротушения, а также внутреннего противопожарного водопровода проводится не реже 1 раза в полгода.
Напомним, что на основании письма МЧС России от 19.03.2018 № 91-1080-
19 ГОСТ Р 57974-2017 применяется исключительно на добровольной основе и

25 неисполнение требований этого стандарта не может квалифицироваться надзорными органами МЧС России как нарушение обязательных требований.
Порядок организации
Приказом руководителя утверждается график проведения плановых проверок работоспособности систем ППЗ, с учетом периодичности, установленной ГОСТ Р 57974-2017.
Внеплановые проверки работоспособности систем ППЗ осуществляются по мере необходимости.
Руководитель организует проведение проверки работоспособности систем
ППЗ с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации или на договорной основе, с привлечением юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, обладающих необходимой компетенцией, подтвержденной в системе добровольной сертификации, зарегистрированной в
Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (далее – экспертная организация).
Результаты подтверждения соответствия систем ППЗ показателям работоспособности экспертная организация оформляет в форме сертификата соответствия (далее – сертификат), либо актом о наличии неисправностей в системах.
При подтверждении соответствия систем
ППЗ показателям работоспособности с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации, результаты оформляются актом проверки.
В случае выявления в ходе проведения проверки работоспособности систем
ППЗ их неисправностей, либо механических повреждений, руководитель обязан принять меры по их устранению, путем привлечения организаций, осуществляющих деятельность по монтажу, ремонту и техническому обслуживанию систем ППЗ.
Результаты проверки работоспособности систем ППЗ, выполненные экспертной организацией, могут направляться для мониторинга и учета в реестре в секретариат технического комитета по стандартизации “Производственные услуги” (далее – ТК 001), созданный в соответствии с Федеральным законом “О стандартизации в Российской Федерации”.
Проверка работоспособности систем ППЗ проводится с использованием аттестованного испытательного оборудования и поверенных средств измерений по методикам, изложенным в межгосударственных, национальных стандартах, стандартах организаций, а также в технической документации предприятий- изготовителей.
Методики проверки работоспособности систем ППЗ, изложенные в технической документации и/или стандарте организации предприятия- изготовителя, представляются на техническую экспертизу в секретариат ТК 001.
На основании результатов экспертизы ТК 001 готовит заключение, которое направляет разработчику методики.
Акт проверки
В соответствии Правил противопожарного режима в Российской
Федерации, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем


26 и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода- изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.
Для проведения проверок по работоспособности систем противопожарной защиты лицензия МЧС России не требуется. Форма акта проверки систем противопожарной защиты установлена приказом МЧС России от 28.05.2012 № 292 (приложение № 19
Обслуживание
Целью техобслуживания является поддержание пожарной автоматики в исправном и работоспособном состоянии на весь срок эксплуатации. В противном случае можно считать, что деньги на установку системы были потрачены зря: в нужный момент она не сработает, объекту будет нанесен материальный ущерб, а саму систему все равно придется менять. Чтобы этого не произошло необходимо обеспечить решение следующих задач:
- контроль над техническим состоянием противопожарного оборудования;
- проверка соответствия параметров пожарной автоматики указанным в проекте и технической документации;
- своевременная ликвидация последствий неблагоприятных климатических или производственных условий;
- выявление причин ложных срабатываний и устранение их;
- проведение технического освидетельствования с целью определения пригодности оборудования к дальнейшей эксплуатации и необходимость его замены.
Важно!!! Техническому обслуживанию подлежат все составляющие противопожарной защиты.
Стоит отметить, что для каждой отдельного элемента системы пожарной безопасности предусмотрен определенный регламент проведения технического обслуживания (ТО). Однако в общем случае в рамках ТО предусмотрены:
- внешний осмотр в целях определения технического состояния системы и ее отдельных элементов;
- проверка работоспособности, а точнее – определение технического состояния системы и ее отдельных узлов путем контроля выполнения всех свойственных им функций с применением инструментальных методов;
- профилактические работы, или работы планово-предупредительного характера, для поддерживания установок в работоспособном состоянии. В частности, очистка наружных поверхностей элементов системы, проверка технического состояния их внутренних поверхностей, очистка, притирка, смазка, подпайка, замена или восстановление неисправных элементов системы.
5.
Назначение систем оповещения и управление эвакуацией людей при
пожаре (СОУЭ).
Классификация, основные требования, состав оборудования
Система оповещения и управления эвакуацией - одна из наиболее важных
составляющих системы безопасности. Основное назначение системы


27
оповещения - это предупреждение находящихся в здании людей о пожаре или
другой чрезвычайной ситуации, а также координация их действий при
осуществлении эвакуации. СОУЭ представляет собой комплекс организационных
мероприятий и технических средств, предназначенных для решения этих задач.
Система оповещения и условия ее применения должны удовлетворять требованиям, изложенным в ряде нормативных документов, среди которых основополагающими являются: "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности "Федеральный закон № 123-Ф3", ГОСТ Р 53325-2009 "Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний", Свод правил СП.3.131.30.2009 "Системы противопожарной защиты. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности".
Рисунок 7 – Характеристики типов СОУЭ.
Вступившие в силу новые нормативные документы значительно повысили уровень требований в области пожарной безопасности, однако в них не рассматривается вопрос сопряжения пожарных систем оповещения и управления эвакуацией с системой оповещения гражданской обороны. В первой редакции
НПБ 104-03, п. 3.2 указывалось, что при проектировании СУЭ должна предусматриваться возможность ее интеграции с системой оповещения ГО, в последующих редакциях НПБ 104-03 данное положение отсутствовало.
Вследствие этого на объекте, возможно, будут строиться две независимые системы, частично дублирующие друг друга.
Выпускаемые на сегодняшний день СОУЭ имеют техническую возможность в первую очередь принимать сигналы и команды централизованной системы оповещения ГО и транслировать их по речевым оповещателям ("Блюз",
"Октава-80", "Орфей", "Стриж-2", "Тромбон").
1   2   3   4