Файл: Экономика Германии в эпоху раннего феодализма (vx вв.).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Волгоградский государственный технический университет
Вечерний технологический факультет
Семестровая работа
По дисциплине «История экономики и экономических учений»
На тему: «Экономика Германии в эпоху раннего феодализма (V-X вв.)»
Работу выполнила:
Студент группы ЭВБ-180С
Теличко Е.А. №зач.22117112
Работу проверил:
Волков С.К.
2023
На территории Германии формирование предпосылок будущего феодального строя происходило на основе расслоения общины— марки, дифференциации свободных общинников и постепенного подчинения их родовой и служилой знати. К концу I в, н.э. у германских племен продолжала сохраняться коллективная собственность на землю, но она находилась в пользовании отдельных «больших семей», состоявших обычно из трех поколений родственников. Периодически производились переделы пахотной земли, но приусадебная земля, на которой стоял дом общинника, видимо, уже являлась его собственностью.
В последующие века процесс дифференциации родо-племенной общины углубляется. На базе значительных племенных групп возникают более или менее крупные народы.
Заключительным этапом превращения родо-племенной общины в соседскую, территориальную, определившим неизбежность установления нового, феодального строя, было возникновение амода. Это означало, что пахотная земля, бывшая ранее собственностью общины-марки, стала наследственным, хотя и не безусловным владением отдельных семей, которую они могли свободно отчуждать путем купли-продажи и другими способами. С возникновением права передачи усадьбы третьим лицам и в других районах Германии разворачивается борьба за превращение пахотных земель в свободно отчуждаемую индивидуально-семейную собственность, что выразилось в отказе от переделов пахотных земель. О подобном развитии процесса, происходящего в разных германских землях с разной скоростью, свидетельствуют многочисленные германские «Правды» — записи обычного права германских племен, составленные между V и IX вв., а также исследования ученых, в том числе работы Ф. Энгельса «Марка», «К истории древних германцев», «Франкский период». В частности, в одном из ценнейших памятников VI-VIII вв., в «Баварской Правде», еще просматриваются кровнородственные связи, особая система родства и другие институты родового строя.
Аллод свободного бавара как доля в общине-марке уже являлся товаром: земля могла покупаться и дариться. Запрещалось лишь принуждение к продаже и дарению, но этот запрет оставался только на бумаге. Доказать принуждение к дарению или продаже было весьма непросто. Баварское общество достигло значительной дифференциации. Наряду с весьма зажиточными общинниками, владевшими десятками рабов имелись бедняки и «худшие люди». Свободные бавары утрачивали свободу в результате насильственных похищений в целях продажи в рабство, а также на основе закладничества личности должника, когда он не мог выплатить высокие виры и штрафы.
Расположенная на юге Германии Бавария уже в VI в. признала верховенство Меровингов. Церковь могла превратить общинника в крепостного (серва) за повторное нарушение запрета работать в воскресенье. Повинности крестьян состояли из барщины (полевой, садовой, транспортной и постройки господских дворов, хлевов, амбаров, сеновалов и т.д.). Крестьяне платили натуральные оброки зерном, льном, медом и т.д. Крестьянин вносил особый побор за право пасти скот на общинном лугу. Барщина на церковной земле составляла три дня в неделю, т.е. 50% рабочей недели. Кроме того, в 779 г. во Франкском государстве была введена большая десятина -налог (подать) в пользу церкви в размере 1/10 урожая.
После 32-летней войны Карл Великий в 804 г. одержал победу над саксонцами. «Саксонская Правда», записанная на рубеже IX в., свидетельствует, что прежнее имущественное равенство давно уже перестало существовать. Документ сообщает о наличии знати (нобили, или эделинги), свободных (фрилинги) и полусвободных (лацци или литы). В VIII в. часть фрилингов вступила под патронат знати; участились факты дарения имущества нобилям. Литы находились в зависимости от господина и могли добиться свободы за выкуп. Таким образом, феодальные отношения у саксов находились еще в зачаточном состоянии, но развитие социальной дифференциации и увеличение числа дарений, видимо, чаще вынужденных, свидетельствуют о появлении аллода.
В непокорной Саксонии огнем и кровью внедрялось христианство. В 843 г. сыновья Людовика Благочестивого на основе Верденского договора поделили земли Священной Римской империи, созданной в 800 г. их дедом Карлом Великим. Земли за Рейном
, частично по Рейну и его правым притокам, Баварию получил Людовик Немецкий. Это восточнофранкское государство и стало называться «страной тевтонов».
В 962 г. Оттон I из саксонской династии восстановил Римскую империю. Это событие стали называть «Восстановлением Священной Римской империи». Стремление немецких королей (императоров) к мировому господству в сочетании с выборностью их курфюрстами (духовными и светскими князьями-избирателями), подтвержденной впоследствии Золотой буллой (1356), на столетия закрепило раздробленность и многовластие в Германии.
Если отсутствие немецкого государства до поры сдерживало процесс феодализации, а возникновение — ускорило его, то последующая политическая раздробленность определила различия в положении крестьянства Западной и Восточной Германии и прикрывала ужесточение крепостничества. IX в. был периодом интенсивного закрепощения земледельцев — общинников южных районов Германии. Обедневшие земледельцы попадали в поземельную и личную зависимость, становясь крепостными — хериге. Существовали и настоящие холопы (лейбайгене), которые находились в полной власти феодала и входили в состав его дворни. В XI в. появилось обобщенное понятие «крестьянин» — Bauer.
Экономическая раздробленность страны определила различия в положении крестьянства Западной и Восточной Германии. Обычные повинности крестьян как на западе, так и на востоке страны — оброки, т.е. рента продуктами, ремесленными изделиями и т.д. Другой повинностью была барщина, весьма разнообразная - полевая (урочная или повременная), работа на барских землях, перевозочные и подводные повинности, строительные работы, обслуживание господского двора и т.д.
Чрезвычайно тяжкой повинностью являлась десятина, которую нередко собирали не только духовные, но и светские феодалы. Наряду с этим взимался смертный побор — передача господину части имущества умершего крестьянина (обычно скота). Этот побор, именуемый третиной, нередко распространялся и на «свободных» крестьян.
В период становления феодализма в Германии господствовало натуральное хозяйство. Урожаи были невысокими. Во времена Каролингов появились водяные мельницы, на которых мололи пшеницу, а также ветряные мельницы, ставшие обязательной принадлежностью сельского ландшафта. Изредка применявшаяся трехпольная система в XII-XIII вв. становится господствующей.
Производительные силы оставались низкими, основанными на рутинной технике, но формирующийся феодализм обеспечил более высокую производительность труда, чем рабовладельческий строй, о чем наглядно свидетельствуют отделение ремесла от сельского хозяйства и начавшийся процесс дополнения военных, административных и культовых функций городов функциями ремесленного товарного производства и торговли.