Файл: К. М. Левитан определил необходимый минимум этических норм педагога, но, окончательно сжав его, можно выделить главный Не навреди! Не навреди воспитаннику, не навреди коллеге, не навреди себе, чтобы не навредить.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этика отношений в системе «педагог - педагог» Профессиональная педагогическая этика проявляет себя в системе «педагог - педагог». Разумеется, отношения в педагогическом, как и в любом коллективе, регулируются общими правилами и нормами хорошего тона и делового этикета, предполагающими взаимную вежливость, предупредительность, внимание друг к другу. Здесь, как правило, не бывает громких конфликтов и безобразных сцен. Но и здесь порой кипят страсти, скрытые под маской благопристойности, назревают конфликтные ситуации, порожденные взаимной несовместимостью и обидами. К.М. Левитан определил необходимый минимум этических норм педагога, но, окончательно сжав его, можно выделить главный «Не навреди!» Не навреди воспитаннику, не навреди коллеге, не навреди себе, чтобы не навредить никому. Отношения в учительской между педагогами определяются обстоятельствами и регулируются этическими нормами и принципами трех видов:
Этические нормы и принципы делового общения «по горизонтали» регулируют служебные отношения между коллегами в каждом коллективе. Они ориентированы на установление такого морально-психологического климата,который способствовал бы наиболее эффективному и оптимальному решению задач любого коллектива. Педагогический коллектив также подчиняется этим «правилам игры», разумеется, с определенными поправками на специфику педагогических взаимоотношений. Основные нормы и принципы моральной регуляции предполагают, что педагогический коллектив, как и любой другой, должен обладать рядом качеств. Это:
Формируются эти качества коллектива на основе морально-психологической общности людей, предполагающей:
Кроме перечисленных качеств, по мнению Т.В. Мишаткиной, большое значение для самочувствия и работоспособности педагога имеет ряд других обстоятельств, знание и учет которых может объяснить многие нюансы и сложности взаимоотношений в коллективе. Прежде всего, следует иметь в виду неоднородность педагогического коллектива по разным основаниям.
Перечисленные «слои», разумеется, не обязательно группируются друг с другом, но наличествуют практически в каждом коллективе, правда, с «поправками» на специфику. Так, в педагогических коллективах наиболее распространены «коллективисты», «подражатели» и «претензионисты» (последние весьма осложняют взаимоотношения в коллективе), зато практически не бывает «изолированных», которые, напротив, часто встречаются в учебных, особенно подростковых, группах.
Сложность взаимоотношений в педагогическом коллективе в значительной мере определяется еще и тем, что все эти культурологические различия усиливаются различиями психологическими, ведь здесь, в учительской, есть представители всех типов темперамента: сангвиники и меланхолики, флегматики и холерики с их разными способами саморегуляции и реакций на одни и те же раздражители, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Рассмотренные проблемы являются общими для всех коллективов и определяют отношения между коллегами «по горизонтали». Обеспечению оптимального климата в отношениях «по горизонтали», созданию обстановки психологического комфорта должно способствовать соблюдение необходимых этических принципов и норм. В учительской, где собираются люди такие разные и вместе с тем такие ранимые, надеяться на стихийное установление оптимального морально-психологического климата не приходится. Здесь особенно велика роль этики и культуры общения - толерантности, терпимости к инакомыслию, желания и умения понять другого. По мнению И.И. Чернокозова подобные отношения между педагогами могут быть обеспечены при соблюдении следующих требований, выступающих принципами отношений «по горизонтали».
Эти общие принципыотношений «по горизонтали» конкретизируются в нормах поведения,включающих в себя:
Оптимизации отношений «по горизонтали» способствуют также установки, ожидания, желанияличности [11]. Педагогу необходимо стремится вызвать хорошее к себе отношение и чтобы подобные отношения установились между всеми коллегами, то ему следует известным советам Д. Карнеги:
Этика служебных отношений «по вертикали» регламентирует отношения управления и подчинения, отличительная черта которых - асимметричность, неравенство, зависимость одного лиц от другого. Тон здесь, безусловно, задает лидер, руководитель, поэтому именно к нему, к его личностным качествам предъявляются основные требования. Молодой начинающий педагог должен иметь представление о них - и как подчиненный своего начальника, и как потенциальный руководитель. Но в первую очередь эти требования относятся к самому руководителю - завучу, директору школы, заведующему кафедрой, декану в вузе. Лидерство, авторитет, стиль управления руководителя в значительной мере определяют характер «вертикальных» отношений в коллективе. Но сущность их в наибольшей степени проявляется в процессе реализации руководителем своих функций, в частности: в распределении обязанностей в коллективе, в обеспечении необходимых условий для продуктивной деятельности подчиненных и в осуществлении контроля за принятием управленческих решений. Именно здесь явственно проявляются морально-этические аспекты деятельности руководителя [9]. Таким образом, нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам - всё это имеет первостепенное значение для духовно - нравственного развития и воспитания учащихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. |
Список литературы
-
1. Андрущенко Т.Ю., Кисляков В.В. Психология профессионального общения: Метод. пособие. - Волгоград: ВГПИ, 2009. - 30 с. -
2. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 2009. -
3. Бороздина Г.В. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы: опыт, проблемы, перспективы. // Становление сознания специалиста: междисциплинарный диалог: Материалы российско-белорус. науч.-теоретич. конф. - Киров, 2009. -
4. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие. - М., 2010. -
5. Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения: Социальный и личностный типы общения, их профессиональные, познавательные и генетические аспекты. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2009. - 146 -
6. Иванчикова Т.В. Речевая компетентность в педагогической деятельности. - М.: Флинта, Наука, 2010. -
7. Исаев И.Ф. «Профессионально - педагогическая культура преподавателя» Москва, 2010 г. -
8. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М., 2009. -
9. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 2009. -
10. Кошевая, И.П. Профессиональная этика и психология делового общения / И.П. Кошевая, А.А. Канке. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2009. - С. 249-295. (Гл. 9. Этика служебных взаимоотношений). -
11. Куницина Л.М., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2010. -
12. Лаврентьева Н.Б., Нечаева А.В. Педагогическая этика. Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. -
13. Лапина О.А., Пядушкина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. -
14. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии: учебное пособие для высшей школы. / Левитан, Константин Михайлович. - М.: Наука, 2009. - 192 с. -
15. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.-Нальчик, 2009. -
16. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. Учебное пособие. - М.: Академия, 2009. -
17. Максимов С.В., Лобейко Ю.А. Диагностика и развитие творческой личности педагога в общении. Ставрополь, 2009. -
18. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учеб. пособие / Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2010. -
19. Мишаткина Т.В., Бороздина Г.В. Культура делового общения. - Мн., 2009. -
20. Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. - Мн., 2009. -
21. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ П86 Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 326 с. -
22. Реан А.А., Коломинский. Социальная педагогическая психология. - СПб., 2009. -
23. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М.: Просвещение, 2010. -
24. Сафьянов В.И. Этика общения. - М., 2009. -
25. Тимофеев Ю.П. Профессиональное общение и его развитие. - Астрахань: Изд-во Астрах. пед. ин-та, 2009. - 136 с. -
26. Харченко Е.В. Модели речевого поведения в профессиональном общении. - Челябинск, 2010. -
27. Харин С.С., Башлакова Л.Н., Клышевич Н.Ю. Диагностика и коррекция коммуникативной деятельности педагогов. - Мн., 2009. -
28. Чернокозов И.И. Профессиональная этика учителя. - Киев, 2009. -
29. В. Чернокозова, И. Чернокозов. Этика учителя. Киев, 2009 -
30. Шакуров Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества. - Казань, 2009 -
31. Шеин С.А. Диалог как основа педагогического общения. // Вопросы психологии. - 2009, - №1, - с. 44-53. -
32. Юдина Е.Г. Педагогическая этика и профессиональное сознание педагогов. // Человек, №4, 2009. -
33. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. Учебник для студ. средн. Проф. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. -
34. http://biblioclub.ru/ -
35. http://lib4all.ru/ -
36. http://psyjournals.ru/