Файл: К. М. Левитан определил необходимый минимум этических норм педагога, но, окончательно сжав его, можно выделить главный Не навреди! Не навреди воспитаннику, не навреди коллеге, не навреди себе, чтобы не навредить.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этика отношений в системе «педагог - педагог»

Профессиональная педагогическая этика проявляет себя в системе «педагог - педагог». Разумеется, отношения в педагогическом, как и в любом коллективе, регулируются общими правилами и нормами хорошего тона и делового этикета, предполагающими взаимную вежливость, предупредительность, внимание друг к другу. Здесь, как правило, не бывает громких конфликтов и безобразных сцен. Но и здесь порой кипят страсти, скрытые под маской благопристойности, назревают конфликтные ситуации, порожденные взаимной несовместимостью и обидами.

К.М. Левитан определил необходимый минимум этических норм педагога, но, окончательно сжав его, можно выделить главный «Не навреди!» Не навреди воспитаннику, не навреди коллеге, не навреди себе, чтобы не навредить никому.

Отношения в учительской между педагогами определяются обстоятельствами и регулируются этическими нормами и принципами трех видов:

  • - общечеловеческими, базирующимися на высших моральных ценностях, которые рассматриваются общей этикой и подчиняются ее закономерностям;

  • - нормами делового общения и служебного этикета, подчиняющими себе все виды профессиональных взаимоотношений «по вертикали» и «по горизонтали»;

  • - этическими нормами и принципами, в которых проявляется специфика именно педагогического труда [10].

Этические нормы и принципы делового общения «по горизонтали» регулируют служебные отношения между коллегами в каждом коллективе. Они ориентированы на установление такого морально-психологического климата,который способствовал бы наиболее эффективному и оптимальному решению задач любого коллектива. Педагогический коллектив также подчиняется этим «правилам игры», разумеется, с определенными поправками на специфику педагогических взаимоотношений.

Основные нормы и принципы моральной регуляции предполагают, что педагогический коллектив, как и любой другой, должен обладать рядом качеств. Это:

  • - слаженность и сплоченность, обеспечивающие взаимопомощь, поддержку, возможность опереться на коллег не только в деловых, но и личных проблемах;

  • - доброжелательность, в атмосфере которой педагог только и может полностью проявить себя и как личность, и как профессионал;

  • - чуткость и тактичность, которые, выражая внимание к человеку, не переходили бы в назойливое, нетактичное вмешательство в его личную жизнь;

  • - терпимость к особенностям и недостаткам коллег, умение принимать их такими, каковы они есть, ценить их индивидуальность.

Формируются эти качества коллектива на основе морально-психологической общности людей, предполагающей:

  • - наличие групповых интересов и потребностей, объединяющих членов педагогического коллектива не только в служебное время, но и в неформальной обстановке;

  • - ориентацию на общие нравственные нормы и ценности - общечеловеческие, гражданские, культурные и другие, что помогает предотвратить серьезные конфликты и разногласия;

  • - сходство мнений в оценках, как профессиональных проблем, так и вопросов, выходящих за рамки служебных интересов (политика, культура, мода);

  • - присутствие особого «мы-чувства», формирующего гордость за принадлежность к профессии педагога, за свою школу, институт, кафедру; стремление поддержать их престиж, доказать их (и свое) превосходство.

Кроме перечисленных качеств, по мнению Т.В. Мишаткиной, большое значение для самочувствия и работоспособности педагога имеет ряд других обстоятельств, знание и учет которых может объяснить многие нюансы и сложности взаимоотношений в коллективе. Прежде всего, следует иметь в виду неоднородность педагогического коллектива по разным основаниям.

  • 1. Наличие в педагогическом коллективе (как и в любом другом, в том числе ученическом и студенческом, что также следует иметь в виду) особых слоев, отличающихся типом поведения и способом взаимодействия с другими людьми:

    • - «коллективисты» - общительны, тяготеют к совместным действиям, поддерживают общественные начинания, быстро включаются в общие мероприятия. Они составляют костяк, актив коллектива и облегчают руководителю контакт с ним. Вместе с тем они очень чувствительны к общественной оценке, нуждаются в постоянном поощрении, которое стимулирует их дальнейшую активность;

    • - «индивидуалисты» - больше тяготеют к самостоятельным действиям, часто замкнуты и необщительны, но это не всегда свидетельствует об их высокомерии, а скорее, о застенчивости или неуверенности в себе. Нуждаются в ободрении, особом подходе;

    • - «претензионисты» - предрасположены к активному участию и жизни и делах коллектива, но обладают повышенным тщеславием (претензиями), обидчивы, стремятся постоянно находиться в центре внимания. Если их недооценили или не предложили достойную их работу, то они легко становятся в позу недовольных, критикуя руководство и его решения, выступая эпицентром конфликтных ситуаций;

    • - «подражатели» - отличаются слабой самостоятельностью мышления и отсутствием инициативы. Главный принцип их отношений с людьми - поменьше проблем и осложнений. Приспосабливаются к любым условиям, всегда согласны с мнением большинства. Они дисциплинированны, избегают участия в конфликтах, «удобны» в управлении, поэтому пользуются расположением руководства. Однако за их соглашательством часто стоит равнодушие, эгоизм, забота только о собственных интересах. Поэтому важно сформировать в коллективе атмосферу нетерпимости к подобным качествам, пробуждая у людей чувство ответственности за собственную позицию;

    • - «пассивные» - тип слабохарактерных людей. Они добродушны, дружелюбны, исполнительны. У них часто бывают благие порывы и намерения, стремление быть в, ряду активных, но они не умеют проявить инициативы, стесняются громко заявить о себе - у них не срабатывает волевой механизм. Такие люди нуждаются в четком руководстве, наличии побуждающих импульсов, развитии волевой собранности;

    • - «изолированные» - люди, которые своими действиями или высказываниями (пренебрежение к работе и жизни коллектива, стремление переложить все на плечи других, грубость, эгоизм и т.п.) оттолкнули от себя большинство коллег. Это ведет к изоляции таких людей: с ними мало разговаривают, стараются не общаться. Изолированными часто оказываются люди, недостаточно воспитанные, раздражительные, всегда недовольные, с болезненным самолюбием. Нередко эти качества оказываются не результатом сознательного выбора поведения, а следствием неправильного воспитания или неблагоприятного стечения обстоятельств. Таких людей надо не игнорировать, а постараться изменить, помочь им избавиться от отрицательных черт характера или хотя бы смягчить, «облагородить» их [5].

Перечисленные «слои», разумеется, не обязательно группируются друг с другом, но наличествуют практически в каждом коллективе, правда, с «поправками» на специфику. Так, в педагогических коллективах наиболее распространены «коллективисты», «подражатели» и «претензионисты» (последние весьма осложняют взаимоотношения в коллективе), зато практически не бывает «изолированных», которые, напротив, часто встречаются в учебных, особенно подростковых, группах.

  • 2. Наличие совместимости или несовместимости между членами педагогического коллектива, относящимися к разным слоям, группам, различающимися по взглядам, убеждениям, жизненному опыту, потребностям, интересам. Совместимость обеспечивается оптимальным сочетанием личностных качеств отдельных людей: их темпераментов, взглядов, характеров, культур. Совместимыми могут быть люди, как с одинаковыми, так и с разными, но удачно дополняющими друг друга качествами. Несовместимость -это неспособность в критических ситуациях понять друг друга, несинхронность психических реакций, различие во внимании, мышлении, ценностных установках; это неправильного воспитания или неблагоприятного стечения обстоятельств; невозможность дружеских связей, неуважение или даже неприязнь друг к другу. Несовместимость затрудняет, а иногда и делает невозможной совместную деятельность и жизнь людей.

  • 3. Различие по профессиональным ориентациям и интересам:ведь в одной учительской собраны «физики» и «лирики», естественники и гуманитарии. Одно это чревато проблемами во взаимоотношениях между ними.

  • 4. Реальность личностной неоднородности, неодинаковостичленов педагогического коллектива, в котором объединены люди самые разные - по возрасту, жизненному опыту, темпераменту, взглядам, убеждениям, уровню культуры и образования… Одни из них оканчивали университеты, другие - педучилища, одни живут высокими духовными потребностями, следят за новинками науки, искусства, литературы, другие больше всего озабочены бытовыми проблемами.

Сложность взаимоотношений в педагогическом коллективе в значительной мере определяется еще и тем, что все эти культурологические различия усиливаются различиями психологическими, ведь здесь, в учительской, есть представители всех типов темперамента: сангвиники и меланхолики, флегматики и холерики с их разными способами саморегуляции и реакций на одни и те же раздражители, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Рассмотренные проблемы являются общими для всех коллективов и определяют отношения между коллегами «по горизонтали». Обеспечению оптимального климата в отношениях «по горизонтали», созданию обстановки психологического комфорта должно способствовать соблюдение необходимых этических принципов и норм.

В учительской, где собираются люди такие разные и вместе с тем такие ранимые, надеяться на стихийное установление оптимального морально-психологического климата не приходится. Здесь особенно велика роль этики и культуры общения - толерантности, терпимости к инакомыслию, желания и умения понять другого. По мнению И.И. Чернокозова подобные отношения между педагогами могут быть обеспечены при соблюдении следующих требований, выступающих принципами отношений «по горизонтали».

  • 1. Самоуправление и контроль за собственным поведением, формирование в себе качеств, необходимых профессии, приятных окружающим, способствующих личному успеху и продвижению.

  • 2. Координация собственного поведения, темперамента, потребностей, интересов, настроения с окружающими. Недопустимо распускать себя, оправдываясь тем, что вы холерик или у вас неприятности дома.

  • 3. Терпимость к недостаткам, вредным привычкам коллег, к их раздражающим вас взглядам, убеждениям, мнениям. Основой такой терпимости должна быть твердая уверенность в том, что каждый человек имеет право быть таким, каков он есть и принимать людей именно такими - «иными» по сравнению с нами.

  • 4. Стремление к взаимопониманию, желание понять другого, для чего надо «выйти из собственной концепции к общей системе координат», попытаться понять, что движет другим человеком.

  • 5. Способность к сочувствию, сопереживанию -это даже не требуемое (требовать этого нельзя), а скорее ожидаемое, желаемое.

Эти общие принципыотношений «по горизонтали» конкретизируются в нормах поведения,включающих в себя:

  • - подчинение сиюминутных личных интересов стратегическим целям коллектива;

  • - умение не превращать деловые разногласия с коллегами в личную неприязнь и не переносить свои симпатии и антипатии на служебные отношения;

  • - стремление сохранить с коллегами хорошие отношения, которые не должны препятствовать деловой критике, способности аргументированно отстаивать собственную точку зрения;

  • - умение координировать собственную точку зрения с мнением коллег, вести коллективный поиск наиболее оптимального решения профессиональных педагогических проблем;

  • - способность проявить во взаимоотношениях с коллегами тактичность, стремление к взаимопониманию, сочувствию, сопереживанию.

Оптимизации отношений «по горизонтали» способствуют также установки, ожидания, желанияличности [11].

Педагогу необходимо стремится вызвать хорошее к себе отношение и чтобы подобные отношения установились между всеми коллегами, то ему следует известным советам Д. Карнеги:

  • - искренне интересуйтесь людьми, проявляйте внимание к их делам и проблемам;

  • - доброжелательно и как можно чаще улыбайтесь людям, и они ответят вам тем же;

  • - запоминайте имена людей и обращайтесь к ним по имени и отчеству: людям это нравится;

  • - умейте слушать собеседника, побуждайте человека говорить о том, что для него наиболее важно, и он будет благодарен вам;

  • - говорите с людьми о том, что интересует их, а не вас;

  • - дайте собеседнику почувствовать себя личностью, вызовите в нем чувство самоуважения, и он будет бесконечно благодарен вам.

Этика служебных отношений «по вертикали» регламентирует отношения управления и подчинения, отличительная черта которых - асимметричность, неравенство, зависимость одного лиц от другого. Тон здесь, безусловно, задает лидер, руководитель, поэтому именно к нему, к его личностным качествам предъявляются основные требования. Молодой начинающий педагог должен иметь представление о них - и как подчиненный своего начальника, и как потенциальный руководитель. Но в первую очередь эти требования относятся к самому руководителю - завучу, директору школы, заведующему кафедрой, декану в вузе.

Лидерство, авторитет, стиль управления руководителя в значительной мере определяют характер «вертикальных» отношений в коллективе. Но сущность их в наибольшей степени проявляется в процессе реализации руководителем своих функций, в частности: в распределении обязанностей в коллективе, в обеспечении необходимых условий для продуктивной деятельности подчиненных и в осуществлении контроля за принятием управленческих решений. Именно здесь явственно проявляются морально-этические аспекты деятельности руководителя [9].

Таким образом, нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам - всё это имеет первостепенное значение для духовно - нравственного развития и воспитания учащихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

 Список литературы


  • 1. Андрущенко Т.Ю., Кисляков В.В. Психология профессионального общения: Метод. пособие. - Волгоград: ВГПИ, 2009. - 30 с.

  • 2. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 2009.

  • 3. Бороздина Г.В. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы: опыт, проблемы, перспективы. // Становление сознания специалиста: междисциплинарный диалог: Материалы российско-белорус. науч.-теоретич. конф. - Киров, 2009.

  • 4. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие. - М., 2010.

  • 5. Золотнякова А.С. Проблемы психологии общения: Социальный и личностный типы общения, их профессиональные, познавательные и генетические аспекты. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2009. - 146

  • 6. Иванчикова Т.В. Речевая компетентность в педагогической деятельности. - М.: Флинта, Наука, 2010.

  • 7. Исаев И.Ф. «Профессионально - педагогическая культура преподавателя» Москва, 2010 г.

  • 8. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М., 2009.

  • 9. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 2009.

  • 10. Кошевая, И.П. Профессиональная этика и психология делового общения / И.П. Кошевая, А.А. Канке. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2009. - С. 249-295. (Гл. 9. Этика служебных взаимоотношений).

  • 11. Куницина Л.М., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2010.

  • 12. Лаврентьева Н.Б., Нечаева А.В. Педагогическая этика. Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010.

  • 13. Лапина О.А., Пядушкина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.

  • 14. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии: учебное пособие для высшей школы. / Левитан, Константин Михайлович. - М.: Наука, 2009. - 192 с.

  • 15. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.-Нальчик, 2009.

  • 16. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. Учебное пособие. - М.: Академия, 2009.

  • 17. Максимов С.В., Лобейко Ю.А. Диагностика и развитие творческой личности педагога в общении. Ставрополь, 2009.

  • 18. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: Учеб. пособие / Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: Феникс; Мн.: ТетраСистемс, 2010.

  • 19. Мишаткина Т.В., Бороздина Г.В. Культура делового общения. - Мн., 2009.

  • 20. Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика. - Мн., 2009.

  • 21. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ П86 Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 326 с.

  • 22. Реан А.А., Коломинский. Социальная педагогическая психология. - СПб., 2009.

  • 23. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М.: Просвещение, 2010.

  • 24. Сафьянов В.И. Этика общения. - М., 2009.

  • 25. Тимофеев Ю.П. Профессиональное общение и его развитие. - Астрахань: Изд-во Астрах. пед. ин-та, 2009. - 136 с.

  • 26. Харченко Е.В. Модели речевого поведения в профессиональном общении. - Челябинск, 2010.

  • 27. Харин С.С., Башлакова Л.Н., Клышевич Н.Ю. Диагностика и коррекция коммуникативной деятельности педагогов. - Мн., 2009.

  • 28. Чернокозов И.И. Профессиональная этика учителя. - Киев, 2009.

  • 29. В. Чернокозова, И. Чернокозов. Этика учителя. Киев, 2009

  • 30. Шакуров Р.Х. Психологические основы педагогического сотрудничества. - Казань, 2009

  • 31. Шеин С.А. Диалог как основа педагогического общения. // Вопросы психологии. - 2009, - №1, - с. 44-53.

  • 32. Юдина Е.Г. Педагогическая этика и профессиональное сознание педагогов. // Человек, №4, 2009.

  • 33. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. Учебник для студ. средн. Проф. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2011.

  • 34. http://biblioclub.ru/

  • 35. http://lib4all.ru/

  • 36. http://psyjournals.ru/