Файл: Теоретические аспекты финансовой системы России 5 Понятие и сущность финансовой системы 5.doc
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты финансовой системы России
1.1. Понятие и сущность финансовой системы
1.2. Структура и функции финансовой системы Российской Федерации
Глава 2. Специфика и проблематика финансовой системы России на современном этапе
2.1. Современное состояние финансовой системы России
2.2. Направления повышения эффективности функционирования финансовой системы России
Содержание
С.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты финансовой системы России 5
1.1. Понятие и сущность финансовой системы 5
1.2. Структура и функции финансовой системы Российской Федерации 8
Глава 2. Специфика и проблематика финансовой системы России на современном этапе 12
2.1. Современное состояние финансовой системы России 12
2.2. Направления повышения эффективности функционирования финансовой системы России 18
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 24
Введение
Несомненно, можно сказать, что государство не может существовать без такого понятия как «финансовая система». Это одна из основных внутренних функций государства – «выработка стратегии экономического развития».
Сегодня много говорят о состоянии финансовой системы страны. Это система финансовых отношений, сгруппированных по определенному признаку. И нужно сказать, что такие финансовые отношения в нашей жизни присутствуют повсеместно. Они складываются между людьми и государством, между странами, между юридическими лицами или юридическим и физическим лицом. В финансовую систему входит все, что касается денежных отношений. Так что даже домашний бюджет можно считать одним из звеньев оговоренной цепи.
Вот почему так важно понимать особенности функционирования и состояние финансовой системы страны. От функционирования этой системы напрямую зависит уровень жизни населения, развитие экономической системы и темпы, которыми эта система развивается.
Цель исследования – изучить современное состояние и перспективы развития финансовой системы России.
Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:
- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы;
- исследовать структуру и функции финансовой системы Российской Федерации;
- провести анализ современного состояния финансовой системы России;
- исследовать направления повышения эффективности функционирования финансовой системы России.
Объект исследования – специфика и проблематика экономического состояния РФ в современных условиях. Предмет – система отношений, формирующихся в процессе функционирования финансовой системы России.
Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.
При написании работы была использована учебная литература российских авторов, таких как К. Е. Абрамян, А. К. Гончарук, О. В. Малиновская и др.
Работа имеет следующую структуру и содержание: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрены теоретические аспекты финансовой системы России; во второй главе проведен анализ специфики и проблематики финансовой системы России на современном этапе. В заключении приведены выводы по результатам исследования.
Глава 1. Теоретические аспекты финансовой системы России
1.1. Понятие и сущность финансовой системы
Финансовая система уже давно превратилась в мощное средство обеспечения хозяйственного суверенитета и реализации национальных экономических интересов, поэтому многие страны ищут все новые формы модернизации финансовой сферы. В странах с открытой экономикой финансовая политика давно превратилась в важнейший инструмент интеграции локальной экономики в мировое хозяйство, а международная валюта рассматривается как конденсированное сочетание национальных экономических интересов различных стран, среди которых нужно найти и отстоять собственный интерес.
Существующие в государстве совокупности финансовых отношений подразделяются на различные группы в зависимости от специфики этих отношения. Реализация этих финансовых отношения осуществляется через звенья финансовой системы.
В экономической литературе рассматриваются различные подходы к определению «финансовая система».
Прежде чем начать рассматривать это понятие следует определить само понятие «система». Подавляющее большинство исследователей считают, что система – это целое, состоящее из совокупности единиц, взаимосвязанных и взаимозависимых. Например, такое определение: система это «некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого [7, c. 58].
В учебной и научной финансовой литературе термину «финансовая система» даются различные толкования. В основном финансовую систему рассматривают с двух позиций: как совокупность определенных сфер и звеньев финансовых отношений и как совокупность финансовых учреждений страны.
Так, например, в учебнике «Финансы, денежное обращение и кредит» под редакцией В. К. Сенчагова и А. И. Архипова сказано: «Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве» [21, c. 92].
По мнению В. М. Родионовой финансовую систему образуют взаимосвязанные сферы и звенья финансовых отношений [18, c. 65].
В учебном пособии А. Балобанова и И. Балобанова рассматривается понятие финансовой системы государства, как совокупности денежных отношений, функционирующих в государстве [4, c. 37].
Эту точку зрения также поддерживает известный американский экономист Дж. К. Ван Хорн, считающий, что «Финансовая система состоит из целого ряда учреждений и рынков, представляющих свои услуги фирмам, правительствам и гражданам» [5, c. 70].
Некоторые авторы рассматривают финансовую систему как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. Например, С. С. Сахариев и другие считают, что: «Финансовая система государства представляет достаточно сложный механизм, отражающий особенности каждой, отдельно взятой страны, его государственного устройства, социального и экономического развития и отражает всю совокупность правовых, экономических и политических реалий переживаемого временного периода [16, с. 73].
В учебнике под редакцией профессора Н. Ф. Самсонова сказано: «Финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности. Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы, это общегосударственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов» [20, c. 49].
В научной литературе финансовые системы классифицируются по разным критериям и подходам. Например, выделяются открытые и закрытые национальные финансовые системы в зависимости от степени взаимодействия с внешней средой. В данной классификации возможно дополнительное разделение на «полузакрытые» финансовые системы, так как во многих странах мира законодательно закреплены ограничения на те, или иные виды, сферы финансового рынка, например ограничения доступа к национальному рынку ценных бумаг [17, c. 5].
В данном случае имеет место быть национальные финансовые системы с минимальными ограничениями. К ним можно отнести США, Великобританию, Сингапур и Японию.
Очень емкую классификацию финансовых систем приводит в своей работе П. Г. Мартыненко [11, c. 85], которая обобщена в таблице 1.
Таблица 1 – Классификация финансовых систем
Признак группировки | Классификация |
По степени сложности | Простые, сложные и очень сложные системы |
По силе реакции на внешние воздействия | Мягкие, условно жесткие, жесткие финансовые системы |
По характеру (режиму) функционирования | Состоявшиеся (сформированные) и переходные (формирующиеся) |
По степени централизации | Централизованные и децентрализованные (рассеянные) |
По степени управляемости | Управляемые, ограниченно управляемые и неуправляемые финансовые системы |
По степени устойчивости | Крайне устойчивые, устойчивые, ограниченно устойчивые, неустойчивые и крайне неустойчивые финансовые системы |
Изложенная в таблице 1 классификация финансовых систем весьма важна в нашем исследовании, так как в процессе создания общего интеграционного финансового рынка требуется максимальная открытость национальных финансовых рынков, обеспеченных соответствующими законодательными актами.
Таким образом, финансовая система представляет собой совокупность звеньев и элементов финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение и перераспределение совокупного общественного продукта. То есть финансовая система включает такие элементы, как бюджет, кредитная, страховая и пенсионная системы, фондовый рынок, система валютного регулирования.
1.2. Структура и функции финансовой системы Российской Федерации
Финансовая система Российской Федерации представляет собой совокупность различных сфер и норм финансовых отношений, каждая из которых характеризуется своими особенностями и играет важную роль в формировании бюджета.
В настоящее время в России сложилась двойственная ситуация в финансовой сфере. Секторы, основанные на природных ресурсах, являются глобально конкурентоспособными, в то время как несырьевые секторы отсутствуют. Крупные ресурсные компании полагаются на внешние рынки для своих финансовых нужд. Внутренний рынок обслуживается в основном отечественными российскими банками [15, c. 186].
Финансовая система Российской Федерации представляет собой кооперацию (сеть) всех финансовых институтов, а также государственных органов, работающих в финансовой сфере. Все звенья финансовой системы Российской Федерации образуют единую сеть, основанную на следующих пунктах:
1) Бюджетная система РФ. К ней можно отнести общий бюджет страны и местные бюджетные средства.
2) Целевые фонды (как правило, они внебюджетные). Такие структуры создаются на постоянной основе или на небольшой период времени. По целевой направленности можно выделить две группы внебюджетных фондов – межотраслевого (отраслевого) характера, а также фонды социального назначения. В последнее время все чаще образовываются фонды территориального назначения.
3) Имущественное и личное страхование.
4) Финансы различных отраслей хозяйствования страны, учреждений, фирм, компаний и прочих структур. К финансам различных хозяйственных структур можно отнести – финансы некоммерческих и коммерческих компаний. При этом у каждой из групп есть своя специфика работы.
5) Банковский или государственный заем. Государственный кредит – это особая форма финансовых взаимоотношений между двумя сторонами. С одной стороны – юридические (физические) лица, а с другой – государство [10, c. 81].
Также в государственную систему включены следующие фонды – банковской системы, региональных (общественных) организаций, страховых компаний, негосударственных, а также прочих юридических лиц.
По своей денежной составляющей финансовая система проявляется в нескольких основных функциях:
-
распределительной функции; -
контрольной функции; -
регулирующей функции.
Одна из наиболее важных задач государства – осуществление контроля и учета финансов Российской Федерации.
Основными проверяющими органами выступают Федеральное Собрание и его палаты – Совет Федерации и Государственная Дума.
В свою очередь в структуре ФС РФ образована Счетная палата, которая выступает в качестве основного органа с функцией финансового контроля. Задача Счетной палаты – контроль своевременного исполнения всей прибыли и расходов государственного бюджета страны, определение эффективности, а также целесообразности расходования бюджета и использования собственности государства. Кроме этого, к функциям Счетной палаты можно отнести анализ отклонений от нормы расходования средств и подготовка предложений, который позволят решить существующую проблему. Положения Счетной палаты РФ берутся за основу всеми государственными структурами Российской федерации, в том числе внебюджетными фондами.