Файл: Теоретические аспекты финансовой системы России 5 Понятие и сущность финансовой системы 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

С.

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты финансовой системы России 5

1.1. Понятие и сущность финансовой системы 5

1.2. Структура и функции финансовой системы Российской Федерации 8

Глава 2. Специфика и проблематика финансовой системы России на современном этапе 12

2.1. Современное состояние финансовой системы России 12

2.2. Направления повышения эффективности функционирования финансовой системы России 18

Заключение 22

Список использованных источников и литературы 24




Введение



Несомненно, можно сказать, что государство не может существовать без такого понятия как «финансовая система». Это одна из основных внутренних функций государства – «выработка стратегии экономического развития».

Сегодня много говорят о состоянии финансовой системы страны. Это система финансовых отношений, сгруппированных по определенному признаку. И нужно сказать, что такие финансовые отношения в нашей жизни присутствуют повсеместно. Они складываются между людьми и государством, между странами, между юридическими лицами или юридическим и физическим лицом. В финансовую систему входит все, что касается денежных отношений. Так что даже домашний бюджет можно считать одним из звеньев оговоренной цепи.

Вот почему так важно понимать особенности функционирования и состояние финансовой системы страны. От функционирования этой системы напрямую зависит уровень жизни населения, развитие экономической системы и темпы, которыми эта система развивается.

Цель исследования – изучить современное состояние и перспективы развития финансовой системы России.

Основными задачами работы, исходя из поставленной цели, являются:

- рассмотреть понятие и сущность финансовой системы;

- исследовать структуру и функции финансовой системы Российской Федерации;

- провести анализ современного состояния финансовой системы России;

- исследовать направления повышения эффективности функционирования финансовой системы России.

Объект исследования – специфика и проблематика экономического состояния РФ в современных условиях. Предмет – система отношений, формирующихся в процессе функционирования финансовой системы России.

Методологической основой исследования в работе послужил диалектический метод научного познания, системный подход, анализ литературных источников, метод обобщения и описания.


При написании работы была использована учебная литература российских авторов, таких как К. Е. Абрамян, А. К. Гончарук, О. В. Малиновская и др.

Работа имеет следующую структуру и содержание: во введении обоснована актуальность темы исследования, представлены цель, задачи, предмет и объект исследования, а также методологическая основа исследования; в первой главе рассмотрены теоретические аспекты финансовой системы России; во второй главе проведен анализ специфики и проблематики финансовой системы России на современном этапе. В заключении приведены выводы по результатам исследования.

Глава 1. Теоретические аспекты финансовой системы России

1.1. Понятие и сущность финансовой системы



Финансовая система уже давно превратилась в мощное средство обеспечения хозяйственного суверенитета и реализации национальных экономических интересов, поэтому многие страны ищут все новые формы модернизации финансовой сферы. В странах с открытой экономикой финансовая политика давно превратилась в важнейший инструмент интеграции локальной экономики в мировое хозяйство, а международная валюта рассматривается как конденсированное сочетание национальных экономических интересов различных стран, среди которых нужно найти и отстоять собственный интерес.

Существующие в государстве совокупности финансовых отношений подразделяются на различные группы в зависимости от специфики этих отношения. Реализация этих финансовых отношения осуществляется через звенья финансовой системы.

В экономической литературе рассматриваются различные подходы к определению «финансовая система».

Прежде чем начать рассматривать это понятие следует определить само понятие «система». Подавляющее большинство исследователей считают, что система – это целое, состоящее из совокупности единиц, взаимосвязанных и взаимозависимых. Например, такое определение: система это «некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого [7, c. 58].

В учебной и научной финансовой литературе термину «финансовая система» даются различные толкования. В основном финансовую систему рассматривают с двух позиций: как совокупность определенных сфер и звеньев финансовых отношений и как совокупность финансовых учреждений страны.

Так, например, в учебнике «Финансы, денежное обращение и кредит» под редакцией В. К. Сенчагова и А. И. Архипова сказано: «Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве» [21, c. 92].



По мнению В. М. Родионовой финансовую систему образуют взаимосвязанные сферы и звенья финансовых отношений [18, c. 65].

В учебном пособии А. Балобанова и И. Балобанова рассматривается понятие финансовой системы государства, как совокупности денежных отношений, функционирующих в государстве [4, c. 37].

Эту точку зрения также поддерживает известный американский экономист Дж. К. Ван Хорн, считающий, что «Финансовая система состоит из целого ряда учреждений и рынков, представляющих свои услуги фирмам, правительствам и гражданам» [5, c. 70].

Некоторые авторы рассматривают финансовую систему как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. Например, С. С. Сахариев и другие считают, что: «Финансовая система государства представляет достаточно сложный механизм, отражающий особенности каждой, отдельно взятой страны, его государственного устройства, социального и экономического развития и отражает всю совокупность правовых, экономических и политических реалий переживаемого временного периода [16, с. 73].

В учебнике под редакцией профессора Н. Ф. Самсонова сказано: «Финансовая система включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности. Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы, это общегосударственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов» [20, c. 49].

В научной литературе финансовые системы классифицируются по разным критериям и подходам. Например, выделяются открытые и закрытые национальные финансовые системы в зависимости от степени взаимодействия с внешней средой. В данной классификации возможно дополнительное разделение на «полузакрытые» финансовые системы, так как во многих странах мира законодательно закреплены ограничения на те, или иные виды, сферы финансового рынка, например ограничения доступа к национальному рынку ценных бумаг [17, c. 5].

В данном случае имеет место быть национальные финансовые системы с минимальными ограничениями. К ним можно отнести США, Великобританию, Сингапур и Японию.

Очень емкую классификацию финансовых систем приводит в своей работе П. Г. Мартыненко [11, c. 85], которая обобщена в таблице 1.


Таблица 1 – Классификация финансовых систем

Признак группировки

Классификация

По степени сложности

Простые, сложные и очень сложные системы

По силе реакции на внешние воздействия

Мягкие, условно жесткие, жесткие финансовые системы

По характеру (режиму) функционирования

Состоявшиеся (сформированные) и переходные (формирующиеся)

По степени централизации

Централизованные и децентрализованные (рассеянные)

По степени управляемости

Управляемые, ограниченно управляемые и неуправляемые финансовые системы

По степени устойчивости

Крайне устойчивые, устойчивые, ограниченно устойчивые, неустойчивые и крайне неустойчивые финансовые системы


Изложенная в таблице 1 классификация финансовых систем весьма важна в нашем исследовании, так как в процессе создания общего интеграционного финансового рынка требуется максимальная открытость национальных финансовых рынков, обеспеченных соответствующими законодательными актами.

Таким образом, финансовая система представляет собой совокупность звеньев и элементов финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение и перераспределение совокупного общественного продукта. То есть финансовая система включает такие элементы, как бюджет, кредитная, страховая и пенсионная системы, фондовый рынок, система валютного регулирования.

1.2. Структура и функции финансовой системы Российской Федерации



Финансовая система Российской Федерации представляет собой совокупность различных сфер и норм финансовых отношений, каждая из которых характеризуется своими особенностями и играет важную роль в формировании бюджета.

В настоящее время в России сложилась двойственная ситуация в финансовой сфере. Секторы, основанные на природных ресурсах, являются глобально конкурентоспособными, в то время как несырьевые секторы отсутствуют. Крупные ресурсные компании полагаются на внешние рынки для своих финансовых нужд. Внутренний рынок обслуживается в основном отечественными российскими банками [15, c. 186].


Финансовая система Российской Федерации представляет собой кооперацию (сеть) всех финансовых институтов, а также государственных органов, работающих в финансовой сфере. Все звенья финансовой системы Российской Федерации образуют единую сеть, основанную на следующих пунктах:

1) Бюджетная система РФ. К ней можно отнести общий бюджет страны и местные бюджетные средства.

2) Целевые фонды (как правило, они внебюджетные). Такие структуры создаются на постоянной основе или на небольшой период времени. По целевой направленности можно выделить две группы внебюджетных фондов – межотраслевого (отраслевого) характера, а также фонды социального назначения. В последнее время все чаще образовываются фонды территориального назначения.

3) Имущественное и личное страхование.

4) Финансы различных отраслей хозяйствования страны, учреждений, фирм, компаний и прочих структур. К финансам различных хозяйственных структур можно отнести – финансы некоммерческих и коммерческих компаний. При этом у каждой из групп есть своя специфика работы.

5) Банковский или государственный заем. Государственный кредит – это особая форма финансовых взаимоотношений между двумя сторонами. С одной стороны – юридические (физические) лица, а с другой – государство [10, c. 81].

Также в государственную систему включены следующие фонды – банковской системы, региональных (общественных) организаций, страховых компаний, негосударственных, а также прочих юридических лиц.

По своей денежной составляющей финансовая система проявляется в нескольких основных функциях:

  • распределительной функции;

  • контрольной функции;

  • регулирующей функции.

Одна из наиболее важных задач государства – осуществление контроля и учета финансов Российской Федерации.

Основными проверяющими органами выступают Федеральное Собрание и его палаты – Совет Федерации и Государственная Дума.

В свою очередь в структуре ФС РФ образована Счетная палата, которая выступает в качестве основного органа с функцией финансового контроля. Задача Счетной палаты – контроль своевременного исполнения всей прибыли и расходов государственного бюджета страны, определение эффективности, а также целесообразности расходования бюджета и использования собственности государства. Кроме этого, к функциям Счетной палаты можно отнести анализ отклонений от нормы расходования средств и подготовка предложений, который позволят решить существующую проблему. Положения Счетной палаты РФ берутся за основу всеми государственными структурами Российской федерации, в том числе внебюджетными фондами.