Файл: Обусловлена необходимостью комплексного анализа вопросов связанных с назначением и выплатой социальных пенсий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью комплексного анализа вопросов связанных с назначением и выплатой социальных пенсий. В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях установленных законом.
Пенсионное обеспечение – неотъемлемая часть социального обеспечения. Правовое государство должно проявлять максимальную заботу о своих гражданах в данной области.
Государственное пенсионное обеспечение – это часть системы государственного социального обеспечения, представляющая собой отношения по выплате государством в лице уполномоченных им субъектов пенсий в целях исполнения своих обязательств (признаваемых в определенном, ограниченном величиной пенсии, размере) перед теми гражданами, у которых право на пенсию возникло в результате длительного выполнения обязанностей государственной службы; причинения вреда здоровью при выполнении обязанностей военной службы или иных обязанностей по защите.
Социальное обеспечение – это форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.
В России постоянно возникают новые обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают источники средств существования, несут дополнительные расходы, попадают в трудные жизненные ситуации и нуждаются в социальной поддержке. В тех случаях, когда они не имеют права на получение соответствующих видов социального страхования, им предоставляется социальная помощь: денежные выплаты (пенсии, пособии, компенсации), бесплатные или частично платные услуги. Это всё свидетельствует об актуальности данной темы.
Вопросы правового регулирования отношения по социальному обеспечению в настоящее время относятся к числу наиболее актуальных в общественной жизни России.
Объектом исследования
являются социальные пенсии в рамках государственного пенсионного обеспечения.
Предметом исследования являются конституционно-правовые нормы предоставляющие и защищающие право на получение социальных пенсий.
Целью работы является изучение особенностей назначения и выплаты социальных пенсий в РФ.
Задачи данной курсовой работы:
-
Проанализировать исторический аспект становления и развития института социальных пенсий в России. -
Изучит правовые основы института социальных пенсий в современном праве Российской Федерации. -
Рассмотреть виды социальных пенсий в Российской Федерации. -
Исследовать основания и порядок назначения и выплат социальных пенсий в Российской Федерации.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА 1. Теоретико-правовые основы института социальных пенсий
1.1 Понятие, признаки и классификация пенсионных правоотношений
Исследование правоотношений, как юридического действия имеющего место в той или иной сфере деятельности человека, в нашем случае – по социальным пенсиям, предполагает, в первую очередь, рассмотрение теоретических основ, а именно: понятие, признаков, видов и классификации.
В общей теории права правоотношение рассматриваются как особая форма социального взаимодействия, объективно возникает в обществе в соответствии с законом, участники которой имеют взаимные корреспондирующие права-обязанности и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, который не запрещен государством или гарантированный и охраняется в её лице определенных органов.
Правоотношения складываются, возникают, изменяются и прекращаются под действием правовых норм. Поэтому правовыми отношениями называют связь между участниками (субъектами), их взаимные права и обязанности, которые регулируются нормами права. Пенсионные отношения являются правовыми отношениями (в другом виде они практически не существуют), поскольку возникают лишь при наличии норм пенсионного законодательства. Это весьма существенная особенность пенсионных правоотношений, которая отличает их от других правоотношений.
В таком аспекте очень важно и то, что при реализации нормы права в правоотношениях проявляется ее соответствие (или несоответствие) конкретным условиям, общественным потребностям, задачам регулирования.
Реализация нормы в правоотношении показывает, насколько полно и точно определено в норме главные, типичные черты этих отношений, насколько реальной является норма.
Правоотношения тесно связаны с фактическими отношениями, их динамикой. Они глубоко проникают в регулируемые правом экономические, материальные отношения (пенсионные отношения относятся к категории материальных, имущественных отношений), поскольку зависят не только от закона, но прежде всего от косвенных или фактических отношений, материальных условий, жизненных обстоятельств или, как принято говорить, юридических фактов, является отдельной предпосылкой осуществления всех видов пенсионных правоотношений.
Правоотношения состоят из трех элементов:
1. Объект – то, по поводу чего возникают конкретные правоотношения. В правоотношениях по социальному обеспечению объектом могут выступать: пенсионное обеспечение, обеспечение пособиями, социальное обслуживание и т.д.
2. Субъекты – это участники указанных правоотношений. В правоотношениях по социальному обеспечению в качестве субъектов выступают: государство в лице государственных органов, с одной стороны, и гражданин либо целая семья, с другой стороны. (Более подробно о субъектах будет идти речь в следующих параграфах курсовой работы).
3. Содержание – это взаимные права и обязанности субъектов правоотношений.
К примеру, в правоотношениях по обеспечению пенсиями содержанием являются следующие взаимные права и обязанности субъектов:
- обязанность гражданина предоставить соответствующие документы, необходимые для назначения пенсии и право на назначение соответствующей пенсии;
- обязанность органов, осуществляющих пенсионное обеспечение – назначить пенсию при предоставлении гражданином всех необходимых документов, право – требовать их предоставления.
Пенсионные правоотношения, как и другие правовые отношения, характеризуются тем, что их участники (субъекты) имеют определенные взаимные права и на них возложены соответствующие обязанности.
Объем прав и обязанностей установлен нормами права. Правоотношения всегда бывают двусторонними: правую одного субъекта (юридического или физического лица) соответствует обязанность другой, и наоборот. Так, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, должен назначить в установленные сроки пенсию, а пенсионер имеет право требовать своевременного ее назначения и выплаты. Одновременно пенсионер обязан извещать районное (городское) управление социальной защиты населения о различных обстоятельствах, которые влекут за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, а управление имеет право требовать сообщения таких данных.
В случае невыполнения им обязанности и получения лишних сумм пенсии пенсионер должен возместить органу социальной защиты населения причиненный ущерб.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что пенсионное правоотношение — это урегулированное нормами права социального обеспечения общественное отношение, возникающее в связи с материальным обеспечением граждан, достигших установленного законом возраста, длительное время занимавшихся трудом либо определенным видом профессиональной деятельности, а также граждан, признанных инвалидами, либо граждан, потерявших кормильца, с пенсионным органом, установившим право на данную выплату и осуществляющим ее выплату.
Рассматривая данные теоретические положения социальных пенсионных правоотношений, нельзя оставить без внимания и пенсионную систему нашего государства.
Пенсионная система Российской Федерации в зависимости от источников ее финансирования подразделяется на пенсионное обеспечение и пенсионное страхование. Пенсионное обеспечение распространяется на лиц, пенсии которых финансируются за счет общегосударственных ресурсов из федерального бюджета. Другая часть российской пенсионной системы — пенсионное страхование — финансируется за счет обязательных и добровольных взносов юридических и физических лиц.
Таким образом, пенсионным обеспечением охватываются те граждане Российской Федерации, которые в силу различных причин, прежде всего, сложившихся в прошлом традиций и специфики причин полученной ими нетрудоспособности, не могут использовать страховой метод финансирования выплаты пенсии.
Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» находится в соответствии с Конституцией Российской Федерации и устанавливает основания для возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, а также определяет порядок ее назначения.
Также в Российской Федерации наравне с государственным пенсионным обеспечением существует и негосударственное, которое регулируется Федеральным законом от 07.05.98 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в ред. от 10.01.2019).
Средства для выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению не создаются на страховой основе, т.е. с помощью обязательных и тем более добровольных страховых взносов.
Лица, получающие по настоящему Закону пенсионное обеспечение, должны быть заняты общественной деятельностью, результаты которой не являются предметом купли-продажи в государственных организациях и учреждениях, финансируемых из федерального бюджета. В этих условиях пенсионное обеспечение на страховой основе теряет смысл. В еще большей степени это относится к пенсиям, получаемым по случаю утраты здоровья, необходимости оказания помощи инвалидам с детства и тому подобным социальным группам населения.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению может назначаться и выплачиваться только в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Вместе с тем Закон допускает существование иных федеральных законов для лиц, пенсионное обеспечение которых не предусмотрено в рамках настоящего Закона о государственном пенсионном обеспечении.
Принципиально важно, что всякого рода изменения в условиях и нормах пенсий, предусмотренных в Законе о пенсионном обеспечении, могут осуществляться лишь при условии внесения соответствующих изменений в данный Федеральный закон.
Это общее положение дополняется статьей об основных понятиях, используемых в законе. Понятия, отраженные в указанном Законе, касаются всех наиболее важных сторон системы государственного пенсионного обеспечения: самой пенсии, условий ее получения и тех, кто ее получает. С этой целью рассматриваются понятия «пенсии по государственному пенсионному обеспечению», «стаж государственной службы», «трудовой стаж», «среднемесячный заработок», «федеральные государственные служащие», «граждане».
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия по государственному пенсионному обеспечению – это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — это не только ежемесячная денежная выплата, но и компенсация утраченного заработка (дохода) в связи с прекращением государственной службы, компенсация вреда, нанесенного здоровью при прохождении военной службы, а также предоставление нетрудоспособным гражданам средств к существованию.