Файл: Деятельность человека и ее виды (структура, классификация).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема урока: «Деятельность человека и ее виды (структура, классификация)».
Цели:
1) подвести учащихся к пониманию значения деятельности в жизни человека и общества;
2) определить, какие виды деятельности можно выделить;
3) формировать умения применять теоретические знания при выполнении практических заданий, анализировать материал, сравнивать, делать выводы.
Оборудование: оформленная доска, карточки с заданиями, тестовые задания, презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: наглядно–иллюстративный, исследовательский.
Ход урока.
1. Определение темы. На доске написаны 3 определения некоторого понятия. Давайте, подумаем: какое понятие может скрываться за этими определениями. Итак:
-активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности;
-это исключительно человеческая активность, которая регулируется сознанием;
-форма воздействия человека на объекты окружающей среды.
(Деятельность)
А теперь посмотрите на слайд: именно так звучит наша тема. Запишите сегодняшнее число и тему урока в свои тетради.
2. Давайте определим цели и задачи нашего урока. (Учащиеся высказывают возможные мнения)
А теперь посмотрите на экран.
Цели:
1) подвести учащихся к пониманию значения деятельности в жизни человека и общества;
2) определить, какие виды деятельности можно выделить;
3) формировать умения применять теоретические знания при выполнении практических заданий, анализировать материал, сравнивать, делать выводы.
Задачи:
1) познакомиться с определением «деятельность»;
2) выделить ее основные виды;
3) изучить структуру деятельности;
4) соотнести теоретические знания с практическими.
А сейчас ещё раз обратите внимание на тему нашего урока в своих тетрадях, и попробуйте назвать возможные составные части нашего урока.
План урока.
-
1. Понятие «деятельность». -
2. Структура деятельности. -
3. Виды деятельности. -
4. Творчество – особый вид деятельности.
3. Изучение новой темы.
Деятельность – присущая человеку форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира и подчинение его целям человека.
Деятельность состоит из действий. Действие может быть:
Целерациональное – обусловлено четко поставленной целью.
Ценностно-рациональное – обусловлено моральными принципами.
Аффективное – обусловлено эмоциональным состоянием.
Традиционное – обусловлено привычками человека.
Сейчас у вас на столах лежат карточки и схема для заполнения. Постарайтесь поделить карточки на 2 группы: Деятельность человека и Активность животного. Задание выполняется вместе с соседом по парте.
Деятельность человека | Активность животного |
приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека | приспособление к условиям среды прежде всего путем пере- стройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой |
целеполагание в деятельности | действия по инстинкту |
преобразование окружающего мира | приспособление к окружающему миру |
воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека | воздействие на среду осуществляется органами тела, данными природой; отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью раннее созданных средств |
Любую деятельность можно поделить на ряд составных частей. Это внутреннее деление называется структура. Структура деятельности:
Мотив – то, что побуждает к Д.
Субъект – тот, кто осуществляет Д. , который обладает какой-либо Целью – ожидаемый результат
Средства – то, с помощью чего осуществляется Д. (это же и есть набор действий
, о которых мы говорили в начале урока)
Объект – то, на что направлена Д.
Какие могут быть основные виды деятельности?
Виды деятельности: труд, игра, общение, учение.
Виды деятельности (по особенностям объекта деятельности)
-Практическая деятельность (Изменение реальных объектов окружающего мира)
1. Материально-производственная Д. (преобразование природы)
2. Социально-преобразовательная Д. (преобразование общества)
- Духовная деятельность (Изменение сознания человека)
1. Познавательная Д.
2. Прогностическая Д.
3. Ценностно-ориентировочная Д.
Виды деятельности (по результатам деятельности)
-Созидательная деятельность
-Разрушительная деятельность
Виды деятельности (по способу действий)
- Репродуктивная деятельность (Воспроизводство уже известного)
- Творческая деятельность (Создание чего-то нового)
Особым видом деятельности является «Творчество».
Это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения)
- компонент какой-либо деятельности человека
- самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.)
Механизмы творческой деятельности
- Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний
- Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании
- Фантазия – яркость и необычность создаваемых представлений и образов
- Интуиция – знание, условия получения которого не осознаются
4. Вывод:
деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:
-
сознательный характер; -
продуктивный характер; -
преобразующий характер; -
общественный характер.
5. Задание на рефлексию:
Напишите по 4-5 примеров к каждому из 4-х основных видов деятельности (труд, игра, общение, учение)
6. Углубленный материал:
Классификация деятельности:
По субъекту: индивидуальная и коллективная
По характеру: репродуктивная творческая
По соответствию правовым нормам: законная и незаконная
По соответствию моральным нормам: моральная и аморальная
По зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, духовная, политическая
По результатам: созидательная, разрушительная
Труд.
Игра - особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс - развлечение, отдых.
Характерные черты игры:
-
происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; -
в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; -
нацелена на удовлетворение интереса ее участников; -
способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Общение. Классификация.
По средствам общения:
-
Непосредственное (с помощью рук, голосовых связок и т.д.); -
Опосредованное (газета, компакт-диск и т.д.); -
Прямое (личные контакты); -
Косвенное (через посредников)
По субъектам общения:
-
между реальными субъектами; -
между реальным субъектом и иллюзорным партнером (домашние животные, игрушки и т.д.); -
между реальным субъектом и воображаемым партнером (внутренний диалог, диалог с образом другого человека); -
между воображаемыми партнерами (художественные образы произведений)
По соотношению «цель - средство»
-
Деловое (как средство достижения целей) -
Личностное (само общение выступает как цель)
По количеству участников:
-
Межличностное -
Личностно-групповое -
Межгрупповое -
Одностороннее (молитва, обращение к потомкам и т.д.)
По времени:
-
Краткосрочное -
Длительное
По результату:
-
Законченное -
Незаконченное
А сейчас постарайтесь соотнести функции общения с их определением с помощью карточек на ваших партах.
Функции общения
Учение
Организованное осуществляется в образовательных учреждениях
Самообразование приобретение знаний, умений, навыков самостоятельно
Неорганизованное осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат