Файл: Деятельность человека и ее виды (структура, классификация).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема урока: «Деятельность человека и ее виды (структура, классификация)».

Цели:

1) подвести учащихся к пониманию значения деятельности в жизни человека и общества;

2) определить, какие виды деятельности можно выделить;

3) формировать умения применять теоретические знания при выполнении практических заданий, анализировать материал, сравнивать, делать выводы.

Оборудование: оформленная доска, карточки с заданиями, тестовые задания, презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: наглядно–иллюстративный, исследовательский.
Ход урока.

1. Определение темы. На доске написаны 3 определения некоторого понятия. Давайте, подумаем: какое понятие может скрываться за этими определениями. Итак:

-активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности;

-это исключительно человеческая активность, которая регулируется сознанием;

-форма воздействия человека на объекты окружающей среды.

(Деятельность)

А теперь посмотрите на слайд: именно так звучит наша тема. Запишите сегодняшнее число и тему урока в свои тетради.
2. Давайте определим цели и задачи нашего урока. (Учащиеся высказывают возможные мнения)
А теперь посмотрите на экран.

Цели:
1) подвести учащихся к пониманию значения деятельности в жизни человека и общества;
2) определить, какие виды деятельности можно выделить;
3) формировать умения применять теоретические знания при выполнении практических заданий, анализировать материал, сравнивать, делать выводы.

Задачи:
1) познакомиться с определением «деятельность»;
2) выделить ее основные виды;
3) изучить структуру деятельности;
4) соотнести теоретические знания с практическими.

А сейчас ещё раз обратите внимание на тему нашего урока в своих тетрадях, и попробуйте назвать возможные составные части нашего урока.

План урока.

  • 1. Понятие «деятельность».

  • 2. Структура деятельности.

  • 3. Виды деятельности.

  • 4. Творчество – особый вид деятельности.



3. Изучение новой темы.

Деятельность – присущая человеку форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира и подчинение его целям человека.

Деятельность состоит из действий. Действие может быть:

Целерациональное – обусловлено четко поставленной целью.

Ценностно-рациональное – обусловлено моральными принципами.

Аффективное – обусловлено эмоциональным состоянием.

Традиционное – обусловлено привычками человека.
Сейчас у вас на столах лежат карточки и схема для заполнения. Постарайтесь поделить карточки на 2 группы: Деятельность человека и Активность животного. Задание выполняется вместе с соседом по парте.


Деятельность человека

Активность животного

приспособление к природной

среде путем ее масштабного

преобразования, ведущего к

созданию искусственной среды

существования человека

приспособление к условиям

среды прежде всего путем пере-

стройки собственного

организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой

целеполагание в деятельности

действия по инстинкту

преобразование окружающего мира

приспособление к окружающему миру

воздействие на среду

специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека

воздействие на среду

осуществляется органами

тела, данными природой;

отсутствие способности

изготавливать орудия труда с помощью раннее созданных средств


Любую деятельность можно поделить на ряд составных частей. Это внутреннее деление называется структура. Структура деятельности:
Мотив – то, что побуждает к Д.

Субъект – тот, кто осуществляет Д. , который обладает какой-либо Целью – ожидаемый результат

Средства – то, с помощью чего осуществляется Д. (это же и есть набор действий

, о которых мы говорили в начале урока)

Объект – то, на что направлена Д.
Какие могут быть основные виды деятельности?
Виды деятельности: труд, игра, общение, учение.
Виды деятельности (по особенностям объекта деятельности)

-Практическая деятельность (Изменение реальных объектов окружающего мира)

1. Материально-производственная Д. (преобразование природы)

2. Социально-преобразовательная Д. (преобразование общества)

- Духовная деятельность (Изменение сознания человека)

1. Познавательная Д.

2. Прогностическая Д.

3. Ценностно-ориентировочная Д.
Виды деятельности (по результатам деятельности)

-Созидательная деятельность

-Разрушительная деятельность
Виды деятельности (по способу действий)

- Репродуктивная деятельность (Воспроизводство уже известного)

- Творческая деятельность (Создание чего-то нового)
Особым видом деятельности является «Творчество».

Это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения)

- компонент какой-либо деятельности человека

- самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.)
Механизмы творческой деятельности

- Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний

- Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании

- Фантазия – яркость и необычность создаваемых представлений и образов

- Интуиция – знание, условия получения которого не осознаются
4. Вывод:

деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:

  • сознательный характер;

  • продуктивный характер;

  • преобразующий характер;

  • общественный характер.


5. Задание на рефлексию:

Напишите по 4-5 примеров к каждому из 4-х основных видов деятельности (труд, игра, общение, учение)

6. Углубленный материал:

Классификация деятельности:

По субъекту: индивидуальная и коллективная

По характеру: репродуктивная творческая

По соответствию правовым нормам: законная и незаконная

По соответствию моральным нормам: моральная и аморальная

По зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, духовная, политическая

По результатам: созидательная, разрушительная
Труд.



Игра - особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс - развлечение, отдых.

Характерные черты игры:

  • происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется;

  • в ее процессе используются так называемые замещающие предметы;

  • нацелена на удовлетворение интереса ее участников;

  • способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.


Общение. Классификация.

По средствам общения:

  • Непосредственное (с помощью рук, голосовых связок и т.д.);

  • Опосредованное (газета, компакт-диск и т.д.);

  • Прямое (личные контакты);

  • Косвенное (через посредников)

По субъектам общения:

  • между реальными субъектами;

  • между реальным субъектом и иллюзорным партнером (домашние животные, игрушки и т.д.);

  • между реальным субъектом и воображаемым партнером (внутренний диалог, диалог с образом другого человека);

  • между воображаемыми партнерами (художественные образы произведений)


По соотношению «цель - средство»

  • Деловое (как средство достижения целей)

  • Личностное (само общение выступает как цель)

По количеству участников:

  • Межличностное

  • Личностно-групповое

  • Межгрупповое

  • Одностороннее (молитва, обращение к потомкам и т.д.)

По времени:

  • Краткосрочное

  • Длительное

По результату:

  • Законченное

  • Незаконченное


А сейчас постарайтесь соотнести функции общения с их определением с помощью карточек на ваших партах.


Функции общения


Учение

Организованное осуществляется в образовательных учреждениях

Самообразование приобретение знаний, умений, навыков самостоятельно

Неорганизованное осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат