Файл: Методические рекомендации по разработке и проведению экологических экскурсий учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11
Уникальные ландшафты отличаются ограниченным ареалом распространения и отмечаются в Поозерье, на Полесье, на тер- ритории Беловежской пущи и характеризуются высокой степенью сохранности естественной растительности, наличием редких форм рельефа, аттрактивными озерными комплексами, местами обита- ния исчезающих видов флоры и фауны и высокими эстетически- ми качествами.
По данным Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь на 1 января 2021 года в нашей стране насчитывается 1307 особо охраняемых природных территорий (см. приложение 1). Все они в той или иной степени могут быть интересны с точки зрения экологического туризма.
На особо охраняемых природных территориях насчитываются
48 экологических троп, 176 туристских маршрутов, 116 туристских стоянок. Экологические тропы созданы не только на ООПТ, но и в городах. Например, в Минске в настоящий момент их уже 11.
Наибольшая доля охраняемых территорий в Республике
Беларусь приходится на Брестскую и Витебскую области, наи- меньшая — на Могилевскую. В пределах областей долевое участие
ООПТ существенно различается. Так, их наибольшая доля имеет место в Брестской и Гродненской областях (соответственно 14,1 и 10,5 % общей площади области), наименьшая — в Могилевской
(3,2 %). Главной составляющей особо охраняемых природных тер- риторий страны являются леса.
В настоящее время в Беларуси функционирует Березинский биосферный заповедник, 4 национальных парка (Беловежская пуща, Припятский, Браславские озера и Нарочанский), 381 за- казников (из них республиканского значения — 99, местного зна- чения — 282) и 921 памятник природы (из них республиканского значения — 326, местного значения — 595) (приложения 1, 2).
По состоянию на 2020 год в Беларуси статус водно-болотных угодий международного значения имеют 26 природных террито- рий общей площадью 778 946 га (3,7 % территории страны), из которых 3 объекта являются частями трансграничных водно-бо- лотных угодий международного значения «Простырь — Припять —
Стоход» и «Ольманские болота — Переброды» (совместно с Украи- ной), «Котра — Чепкеляй» (совместно с Литвой). Двадцать шесть природоохранных территорий Беларуси имеют высокий междуна- родный статус рамсарских угодий (приложения 3, 4).

12
Приоритетной категорией ООПТ на территории Беларуси яв- ляются заказники, на долю которых приходится 68,5 % общей площади охраняемых территорий (1390,3 тыс. га). Заказники республиканского значения занимают 4,7 % территории страны и 52,9 % общей площади ООПТ (наибольшая площадь приходит- ся на ландшафтные заказники, по количеству преобладают био- логические заказники). Среди других категорий ООПТ значитель- ная площадь приходится на долю заповедников и национальных парков — 30,5 % общей площади охраняемых территорий, наи- меньшая — на памятники природы республиканского и местного значения.
1.3. Правовые аспекты организации экологических экскурсий в Республике Беларусь
Правовую основу организации экологических экскурсий в
Республике Беларусь составляет ряд нормативно правовых доку- ментов, регулирующих развитие экологического туризма, частью которого являются экологические экскурсии.
Поскольку туризм представляет собой полифункциональное явление, то отношения в этой сфере регулируются нормами и дру- гих, смежных, отраслей права.
Нормативная правовая база, регулирующая развитие экологи- ческого туризма включает в себя несколько блоков: законодатель- ный, нормативный и информационный.

Законодательный блок представлен законами, указами Прези- дента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров
Республики Беларусь и профильных министерств.
Национальное природоохранное законодательство опреде- ляет экологическую политику государства. В настоящее время в стране сформирована развитая законодательная база в области охраны окружающей среды и рационального использования при- родных ресурсов. Ведущее положение в ней занимает Закон Рес- публики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26 ноября
1992 г. № 1982-XII, имеющий универсальное значение. Ведущим принципом, направленным на решение задач об охране окру- жающей среды, закон называет научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества. Принятие

13
закона послужило началом формирования в Беларуси самостоя- тельной отрасли законодательства — законодательства об охране окружающей среды. Другие законы и кодексы отличаются более узкой направленностью и регламентируют, соответственно, ме- ханизмы природоохранной деятельности, рациональное исполь- зование и охрану отдельных природных ресурсов, решение от- дельных проблем и другие вопросы.
В Республике действуют 4 кодекса, определяющих порядок и условия использования и охраны природных объектов:
Š
Кодекс о недрах от 15 декабря 1997 г.,
Š
Кодекс о земле от 4 января 1999 г.;
Š
Водный кодекс от 15 июля 1998 г.;
Š
Лесной кодекс от 14 июля 2000 г., а также ряд законов:
Š
Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых природ- ных территориях и объектах» от 20 октября 1994 г. № 3335-XII;
Š
Закон Республики Беларусь «Об охране и использовании животного мира» от 19 сентября 1996 г. № 598-XIII;
Š
Закон Республики Беларусь «Об охране атмосферного воз- духа» от 16 декабря 2008 г. № 2-3;
Š
Закон Республики Беларусь «О государственной экологи- ческой экспертизе» от 18 июля 1993 г. № 399-3;
Š
Закон Республики Беларусь «О налоге за пользование при- родными ресурсами (экологический налог)» от 23 декабря 1991 г.
№ 1335-XII;
Š
Закон Республики Беларусь «Об отходах» от 23 ноября
1993 г. № 2609-XII;
Š
Закон Республики Беларусь «О санитарно-эпидемиологи- ческом благополучии населения» от 23 ноября 1993 г. № 2583-XII;
Š
Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18 июня
1993 г. № 2435-XII;
Š
Закон Республики Беларусь «О радиационной безопасно- сти населения» от 5 января 1998 г. № 198-З;
Š
Закон Республики Беларусь «О защите населения и терри- торий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха- рактера» от 5 января 1998 г. № 141-З;
Š
Закон Республики Беларусь «О правовом режиме террито- рий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС» от 12 ноября 1991 г. № 1227-XII;


14
Š
Закон Республики Беларусь «Об основах архитектурной и градостроительной деятельности в Республике Беларусь» от
26 ноября 1993 г. № 2613-XII;
Š
Закон Республики Беларусь «О сертификации продукции, работ и услуг» от 5 сентября 1995 г. № 3849-XII.
В 2002 году Закон Республики Беларусь «Об охране окружаю- щей среды» от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII был кардинально пересмотрен и изложен в новой редакции.
Нормативный блок представлен межгосударственными стан- дартами (ГОСТ), стандартами Республики Беларусь, которые при- нимаются на государственном уровне (СТБ) и санитарными пра- вилами и нормами(СанПиН).
Нормативный блок, регулирующий развитие экологического туризма, представлен рядом документов, важнейшими из которых являются восемь ГОСТов, три СТБ, пять СанПиНов и два ППБ.
ГОСТ 28681.0-90 Стандартизация в сфере туристско-экскур-
сионного обслуживания. Основные положения.
Определяет нормативно-техническое обеспечение уровня качества и эффективности туристского и экскурсионного обслу- живания и защиту прав и интересов потребителей услуг, в том числе в области экологического туризма. Кроме того, в нем установлены номенклатура показателей качества услуг и обслу- живания туристов, требования к технологии и типовым техно- логическим процессам оказания туристских услуг, вопросам безопасности потребителя, охране окружающей среды, обеспе- чение координации деятельности туристских предприятий с предприятиями других отраслей, участвующих в процессах туристско-экскурсионного обслуживания.
ГОСТ 28681.1-95 Туристско-экскурсионное обслуживание. Про-
ектирование туристских услуг.
Данный стандарт устанавливает порядок разработки докумен- тации при проектировании туристских услуг и предназначен для предприятий, организаций различных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, оказывающих тури- стские услуги. Он также регламентирует качество и безопасность экскурсии как туристского продукта, определяет последователь- ность и этапы ее производства. В нем даны определения всех технологических документов, обязательных при разработке экс- курсии.

15
ГОСТ 28681.2-95 Туристско-экскурсионное обслуживание. Тури-
стические услуги. Общие требования.
Данный стандарт устанавливает классификацию средств раз- мещения, общие требования к средствам размещения и к услугам, которые предоставляют в средствах размещения. Здесь же изло- жены требования безопасности и охраны окружающей среды.
ГОСТ 28681.3-95 Туристско-экскурсионное обслуживание. Тре-
бования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов.
Документом устанавливаются требования к туристским и экс- курсионным услугам, обеспечивающие безопасность жизни и здо- ровья туристов и экскурсантов, а также методы их контроля.
Предназначен для предприятий всех организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, оказывающих тури- стские услуги населению.
ГОСТ 28681.4-95 Туристско-экскурсионное обслуживание. Клас-
сификация гостиниц.
Стандарт устанавливает классификацию гостиниц (мотелей) различных организационно-правовых форм вместимостью не ме- нее 10 номеров и пригоден для применения в целях сертификации гостиниц (мотелей).
ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ. Пожарная безопасность. Общие тре-
бования.
Документом определены общие требования пожарной безо- пасности к объектам защиты различного назначения на всех ста- диях их жизненного цикла. Для объектов, не соответствующих действующим нормам, стандарт устанавливает требования к раз- работке проектов компенсирующих средств и систем обеспечения пожарной безопасности на стадиях строительства, реконструкции и эксплуатации объектов.
ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические тре-
бования к воздуху рабочей зоны.
В стандарте зафиксированы требования, предъявляемые к ка- честву воздуха рабочей зоны на предприятиях всех форм собствен- ности. Кроме того, документом установлены общие санитарно-ги- гиенические требования к показателям микроклимата и допусти- мому содержанию вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
ГОСТ 12.1.036-81 ССБТ. Шум. Допустимые уровни в жилых
помещениях и общественных зданиях.
Стандартом устанавливаются допустимые уровни шума в по- мещениях жилых и общественных зданий, за исключением пока-


16
зателей шума в помещениях специального назначения (радио-, теле-, киностудии, зал).
Информационный блок.В него входят Государственные када- стры природных ресурсов, которые представляют собой система- тизированные своды сведений количественных, качественных и территориально адресных показателей, характеризующих опре- деленный вид природных ресурсов, включая экономическую оценку, а также характер изменений состояния ресурсов под воз- действием природных, техногенных и экономических факторов, и предназначены для обеспечения природопользователей сведе- ниями о природных ресурсах.
Согласно постановлению Совета Министров Республики
Беларусь от 20 апреля 1993 г. № 248 «О государственных кадастрах природных ресурсов», в настоящее время в нашей стране ведется десять видов кадастров:
1) Государственный климатический кадастр;
2) Государственный земельный кадастр;
3) Государственный водный кадастр;
4) Государственный кадастр атмосферного воздуха;
5) Государственный лесной кадастр;
6) Государственный кадастр недр;
7) Государственный кадастр животного мира;
8) Государственный кадастр растительного мира;
9) Государственный кадастр торфяного фонда;
10) Государственный кадастр отходов.
Перечисленные документы могут использоваться специали- стами туристкой сферы как источник информации при разработ- ке экологических экскурсий.
Необходимо отметить, что в Республике Беларусь в настоящее время реализуется ряд программных документов, в которых в зна- чительной мере нашли отражение принципы экологической («зе- леной») экономики, включающие пути решения поставленных задач, а также целевые показатели состояния окружающей среды.
Приоритетные направления экологической политики государ- ства на долгосрочную перспективу отражены в важнейшем про- граммном документе «Стратегия в области охраны окружающей среды Республики Беларусь на период до 2025 г.».
Таким образом, в Республике Беларусь создана обширная нор- мативная правовая база, регулирующая развитие экологического туризма.

17
Г л а в а 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ
2.1. Экологическая экскурсия: сущность понятия и классификация
Прежде чем вести речь об особенностях разработки и проведения экологических экскурсий, определимся с самим понятием «эколо- гическая экскурсия». Что это такое? Новый тип тематических экс- курсий или синоним хорошо известных природоведческих?
Мы считаем, что между этими понятиями следует поставить знак равенства.
Экологические экскурсии — это, по сути, природоведческие экскурсии, так как преследуют одни и те же цели и решают одни и те же задачи: распространяют и расширят естественно-научные знания, воспитывают любовь к родному краю и развивают чувство ответственности за его сохранение и процветание, развивают эсте- тический вкус, выступают как форма отдыха.
Объектами этих экскурсий выступают объекты природы, пре- имущественно особо охраняемые природные территории разного ранга, начиная от заповедников и заканчивая заказниками и па- мятниками природы.
Фактически это трансформация понятий, которая произошла в конце ХХ века в сознании и поведении человека в связи с гло- бальным негативным воздействием на географическую оболочку
Земли, приведшую к негативным глобальным последствиям.


18
О природе заговорили более ответственно, обратили внимание на проблемы воздействия человека и его хозяйственной деятельности на природные комплексы более пристально, ввели в обиход поня- тие «экология», ставшее в широком смысле слова синонимом по- нятия «сохранение и бережное отношение к природе».
В этом плане природоведческие экскурсии с момента своего появления как группа тематических по своему содержанию экс- курсий были посвящены вопросам сохранения и охраны природы, которые лейтмотивом проходили через их содержание и в обяза- тельном порядке включали подтему «Охрана природы».
С течением времени и в силу современных подходов к сохра- нению природной среды, когда разговор о природе идет преиму- щественно в русле экологических проблем и понятий, произошло отождествление понятий «природоведческие» и «экологические» экскурсии.
По содержанию экологические (природоведческие) экскурсии делят на обзорные и тематические.
Обзорные экологические экскурсии отличаются от тематических тем, что в них включают разнообразные объекты, способные по- казать территорию, ее особенности и закономерности, начиная с географического положения и включая все природные компо- ненты: геологическое строение, полезные ископаемые, рельеф, климат, почвы, растительный и животный мир.
Большинство экологических экскурсий по своему содержанию относятся к обзорным, которые предполагают общее знакомство с природными комплексами. Они наиболее востребованы потре- бителями туристских услуг, так как дают целостное представление о природных комплексах, их особенностях, закономерностях, причинно-следственных связях. В настоящее время большинство таких экскурсий в Беларуси организуется по особо охраняемым природным территориям: заповедникам, национальным паркам, заказникам разного типа.
Тематические экологические экскурсии посвящены отдельным объектам природы — живым и неживым. К ним относятся бота- нические, зоологические, гидрологические, геологические, мине- ралогические, экскурсии, знакомящие с памятниками природы и др. Содержание тематических экологических экскурсий направ- лено на то, чтобы познакомить заинтересованных потребителей туристских услуг с отдельными компонентами природного ком- плекса более глубоко и детально, чем это можно сделать на об- зорных экологических экскурсиях.

19
Разработка и проведение тематических экологических экскур- сий часто связана с содержанием школьных учебных программ.
Они могут рассматриваться как составная часть учебного процес- са по различным природоведческим предметам (ботанике, зооло- гии, географии и т. п.).
Практика экскурсионной работы показывает, что из темати- ческих экологических экскурсий наиболее распространены бота- нические. Причиной этого является, в первую очередь, возмож- ность организации и проведения этих экскурсий как в городе, так и за его пределами.
Среди тематических экологических экскурсий отдельную группу составляют геоэкологические экскурсии. Эти экскурсии более широкие по содержанию, чем экологические. Их содержа- ние предполагает знакомство не только с живой природой, но и с хозяйственной деятельностью, местными обычаями и культу- рой, бытом народа.
Большинство геоэкологических экскурсий обзорные. В их ос- нове лежит показ тесных взаимосвязей и взаимозависимостей природы, населения и хозяйства, причем акцент делается на рас- крытии причинных связей и динамики процессов. Объектами таких экскурсий выступают не отдельные элементы природы и хо- зяйства, а природные ландшафты или целостные территориаль- ные производственные комплексы, в которых взаимодействуют природа, население и хозяйство.
Вполне оправданно проведение тематических геоэкологиче- ских экскурсий, знакомящих с отдельными компонентами ланд- шафта: рельефом, растительностью, почвами и т. д., если в них раскрывается влияние того или иного компонента ландшафта на хозяйственное освоение и использование территории. Тематиче- ской геоэкологической экскурсией может быть и этнографиче- ская, если в ее содержание включается не только культура и быт населения, но и его хозяйственная деятельность.
В геоэкологических экскурсиях, в зависимости от спроса, на первый план может выступать либо страноведческий, либо крае- ведческий компонент. Этот территориальный параметр позволяет дифференцировать демонстрируемое в экскурсии географическое пространство, начиная от локального уровня (административный район, населенный пункт, его ближайшие окрестности), когда в основе содержания будет доминировать краеведческий подход к изложению материала, что часто очень важно для детального знакомства с территорией, и страноведческий (область, несколько