Файл: Методические рекомендации по разработке и проведению экологических экскурсий учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20
областей). В этом случае экскурсантам дается представление о су- щественных геоэкологических особенностях больших территорий.
Подготовка экологических экскурсий состоит из тех же этапов, которые были сформулированы основоположником экскурсоведения
Б. В. Емельяновым в целом для экскурсий, независимо от их темати- ческой направленности [3]. Они располагаются в следующем порядке:
1) определение цели и задач экскурсии;
2) выбор темы;
3) отбор литературных источников;
4) определение других источников;
5) изучение источников — литературных, архивных, статисти- ческих;
6) ознакомление с экспозициями и фондами музеев;
7) отбор и изучение экскурсионных объектов;
8) составление маршрута экскурсии;
9) объезд или обход маршрута;
10) подготовка контрольного текста экскурсии;
11) комплектование «портфеля экскурсовода»;
12) определение методических приемов проведения экскур- сии;
13) составление методической разработки;
14) заключение о тексте и методической разработке;
15) прием (сдача) экскурсии;
16) утверждение экскурсии.
2.2. Определение целей, задач и целевой аудитории экологической экскурсии
Определение целей экологической экскурсии. Работа над любой новой экскурсией начинается с определения ее цели. Определение цели экскурсии упрощает подготовку экскурсии, помогает твор- ческой группе более организованно и целенаправленно вести ра- боту по ее созданию. Цель экскурсии — это то, ради чего пока- зываются экскурсантам экскурсионные объекты и даются пояс- нения экскурсовода. Четко сформулированная цель правильно определяет тему экскурсии и ее содержание.
Определение целей имеет большое значение для разработки экологических экскурсий, так как они определяют содержание экскурсии и задачи разработчиков при ее создании.

21
Типовыми целями экологических экскурсий, всех без исключе- ния, являются:
Š
расширение естественно-научных знаний;
Š
формирование эстетического вкуса;
Š
воспитание чувства любви к родному краю;
Š
воспитание бережного отношения к экологии природных территорий, включенных в экскурсионный маршрут;
Š
воспитание чувства любви и бережного отношения к при- роде, традициям местного населения;
Š
организация отдыха на природе.
В разработанных в разное время по инициативе Националь- ного агентства по туризму контрольных текстах экологических экскурсий они формулируются так, как в приведенных примерах.
П р и м е р
В технологической карте экскурсии
«Березинский биосферный заповедник»
Цели экскурсии:
Š
способствовать:
формированию научного мировоззрения; умению видеть прекрасное в окружающей природе;
бережному отношению к природе и окружающей среде;
развитию наблюдательности, воображения, умения мыслить и делать выводы;
Š
способствовать эстетическому воспитанию;
Š
воспитывать любовь к родине и родному краю.
П р и м е р
В технологической карте экскурсии
«В сказку девственной природы»
Цели экскурсии:
способствовать воспитанию любви и ответственного отноше- ния к природе;
развивать интерес к познанию ее законов и чувство бережного отношения к ее богатствам; способствовать эстетическому воспитанию, умению видеть прекрасное и чудесное в разнообразном природном мире;
развивать наблюдательность, воображение, стремление к путе- шествиям и изучению родного края.


22
Так формулируются типовые цели в общеобразовательных экологических экскурсиях, которые рассчитаны на массового по- требителя (местное население, студенты, учащиеся и т. д.).
Однако существует потребность в экологических экскурсиях, удовлетворяющих специфические потребности экскурсантов, ис- ходя из того, что экологический туризм, частью которого они являются, как одно из его направлений включает очень разные
компоненты: такие, например, как глубокое познание природы, изучение методов и способов сохранения экосистем и т. п. В этом случае на первое место выходят не типовые,а специальные цели,
которые направлены именно на эти компоненты, выдвигая их на первый план и определяя специфику подготовки такой экскурсии, ее содержание, организацию и проведение.
П р и м е р
1. Компонент «познание природы». В данном случае главной целью экскурсии будет изучение природы,получение экскурсантами
новых знаний, навыков.
2. Компонент «сохранение экосистем». В этом случае ведущей целью будет не только соответствующее поведение группы на маршруте, но и участие экскурсантов в программах, мероприяти-
ях по защите окружающей среды. Следовательно, вся цепочка создания экскурсии и ее проведение будут подчинены этой глав- ной цели, включая организационные и методические аспекты.
В результате учета этих и возможных других компонентов эко- логического туризма, происходит изменение приоритетов в самой структуре целей, закрепление их в качестве главных в экскурсии, а также определяет конкретные задачи в рамках этой цели.
Важно понимать, что цели могут меняться у одной и той же экскурсии в зависимости состава участников.
П р и м е р
Для местного населения они будут сформулированы так: содействовать расширению кругозора и формированию люб- ви к родине и родному краю;
вызывать чувство гордости за свою страну;
привлекать внимание к проблемам охраны и сохранения род- ной природы, ее богатства и неповторимости.

23
Для зарубежных туристовцели формируются следующим об- разом:
способствовать пробуждению интереса к природным богат- ствам Беларуси;
содействовать объективному представлению о достижениях в области охраны окружающей среды в нашей стране;
содействовать расширению знаний о природных ресурсах
Беларуси;
формировать чувство уважения к нашей стране.
Определение задач экологической экскурсии. Не менее важным этапом разработки экскурсии является определение задач экскур- сии. Задачи позволяют материализовать цели в реальную форму экскурсии, конкретно определить, что будет показано и о чем будет идти речь в данной экскурсии. Они определяют глубину раскрытия темы, объем материала экскурсии, а в случае, когда мы имеем дело со специальными целями, то, в дополнение к выше- перечисленному, и организационные моменты.
Задачами экологических экскурсий являются:
Š
знакомство с объектами природы: растениями (ботаниче- ские экскурсии), животными (зоологические экскурсии) — наи- более типичными, реликтовыми и экзотическими;
Š
знакомство с возможностями использования растений в различных отраслях хозяйства (ботанические экскурсии);
Š
знакомство с богатствами и строением недр Земли, нали- чием, добычей и использованием полезных ископаемых (геоло- гические экскурсии);
Š
изучение на конкретных объектах природных закономерно- стей;
Š
изучение взаимодействия человека и природы, ее компо- нентов.
Рассмотрим задачи на примерах конкретных экскурсий.
П р и м е р
В технологической карте экскурсии
«В сказку девственной природы»
Задачи экскурсии:
осмотр и изучение флоры и фауны городской среды; осмотр и изучение ландшафта и природных богатств Брестчины;


24
знакомство с достопримечательностями Национального парка
«Беловежская пуща»;
раскрытие роли природных компонентов в жизни человека и роль заповедников и заказников в их сохранении.
П р и м е р
В технологической карте экскурсии
«Березинский биосферный заповедник»
Задачи экскурсии:
воспитывая любовь и бережное отношение к природе, способ- ствовать тому, чтобы каждый экскурсант был активным и созна- тельным участником мероприятий по рациональному использо- ванию, охране и воспроизводству национальных богатств;
познакомить экскурсантов с наиболее острыми природоохран- ными планетарными проблемами, неизбежность решения которых очевидна, так как природой Земного шара управляют единые гло- бальных масштабов законы (например, радиация, загрязнения воздуха, водоемов, рек и т. д. не знают границ);
осмотр, изучение локального ландшафта, флоры, фауны, рек, озер, различных предметов и явлений природы;
показать роль и значение природы, окружающей среды в жиз- ни человека.
П р и м е р
В технологической карте экскурсии
«Парк-музей валунов»
Задачи экскурсии:
воспитывать любовь и бережное отношение к природному на- следию;
познакомить экскурсантов с коллекцией, собранной в пар- ке-музее;
показать роль и значение валунов в жизни человека.
Целевая аудитория экологической экскурсии. Важную роль в под- готовке и проведении экологических экскурсий играет целевая аудитория, ее запросы, интересы. Они определяют цель и задачи экскурсии, объекты показа, ее содержание, методику подготовки и проведения.
Кроме этого, знание целевой аудитории позволяет решить та- кие проблемы, как расширение тематики экологических экскур- сий, форм их организации, повышение эффективности экскурсий.

25
Таким образом, знание целевой аудитории является важней- шим условием и фактором, определяющим направление работы над новой экскурсией.
Для определения целевых групп как потенциальных покупателей оп ределенного типа экотуристского продукта необходимо собрать достаточно разносторонние данные. О. Ю. Дмитрук (2004) выде- ляет следующие:
Š
интересы и общее отношение потенциальных клиентов к экологической проблематике, в том числе понимание ими общих экологических проблем, потребностей и обязательств, а также их обеспокоенность собственной экологической безопасностью;
Š
желание и готовность участвовать в турах исключительно экологи ческой направленности или в целом природоориентиро- ванных турах;
Š
общая информированность о экотуризме и особенностях тематики и программ предлагаемых экотуров;
Š
склонности к активной экологической деятельности, воз- можной и доступной в пределах тура и сориентированной на ре- шение определенных природоохранных задач [4].
Для такого анализа необходимо провести эколого-социоло- гический опрос. Такими методами чаще всего пользуются мар- кетологи.
С точки зрения экскурсоведческой теории и практики опре- деление целевой аудитории по сути и есть дифференцированный подход к экскурсиям и экскурсионному обслуживанию, принятый в экскурсоведении, под которым понимается учет интересов, за- просов и особенностей различных групп потребителей. Исходя из этого, имеет смысл при определении целевой аудитории восполь- зоваться методами и подходами, принятыми в дифференцирован- ном подходе.
Применение дифференцированного подхода вызывает необ- ходимость проведения определенной классификации, группиров- ки экскурсантов.
В качестве основы таких группировок могут выступать различ- ные признаки. Наиболее распространенными из них являются возраст, род занятий, интересы, степень подготовки к восприятию материала и т. д.
Самым распространенным признаком группировки выступает разделение экскурсионных групп по возрасту. Создание экскур- сионных групп с учетом возраста (дети, молодежь, люди среднего возраста, пен сионеры) влияет на продолжительность экскурсии,


26
методику ведения, содержание. Этот признак наиболее часто учи- тывается при разработке экскурсий.
В качестве признака группировки может выступать род заня-
тий экскурсантов. Этот признак ведет к созданию отдельных групп педагогов, врачей, служащих, студентов и т. д. При прове- дении экскурсии для подобных групп учитываются профессио- нальные интересы каждой из них.
Дифференциация по степени подготовки экскурсантов дает возможность про водить разные по глубине содержания экскур- сии, служит основой для изложения материалов раз личной сте- пени сложности.
Главное отличие экскурсий в этом виде группиров ки экскур- сантов — это содержание. При мером может служить проведение экскурсий на одну и ту же тему для различных по степени подго- товки групп. Несмотря на то что рассказ на экскурсии идет об одном, объекты показа одни и те же, для каждой из вы деленных групп эта экскурсия должна проводиться по-разному. По мере накопления знаний у аудитории возрастает сложность экскурсии, иным становится по каз экскурсионных объектов, проводится бо- лее глубо кий анализ материала, усложняются используемые экс- курсоводом методические приемы.
Здесь уместно в качестве иллюстрации привести пример экс- курсий для школьников разного возраста и разного уровня под- готовки к восприятию экскурсионного материала.
Н а п р и м е р, для младших школьников оптимальной является продолжительность экскурсии в один экскурсионный час, для средних — два экскурсионных часа, для старших — три экскур- сионных часа.
При разработке экскурсии для младших школьников нужно руководствоваться тем, что у них наиболее развита наглядно-об- разная память, для старших — словесно-логическая. Для младших школьников рекомендуется разрабатывать пешеходные экскурсии на близкие расстояния, которые будут раскрывать понятные им темы. При разработке экскурсий для этой категории школьников нужно принимать во внимание, что они быстро утомляются от однообразия, не умеют сосредоточиваться и работать коллектив- но, не обладают устойчивым вниманием.
Для среднего школьного возраста характерна смена видов дея- тельности и впечатлений. Экскурсии для этой категории должны быть более насыщенны по содержанию и количеству объектов.

27
При разработке и проведении экскурсий для старших школь- ников нужно следить, чтобы экскурсия была богата фактическим материалом об экскурсионных объектах.
Еще один вид группировкибыл в свое время разработан
Б. В. Емельяновым.Ее сущность состоит в том, что участники всех экскурсий делятся на определенные группы не по професси- ональному признаку или образованию, не по уровню своего раз- вития или воз расту, а в зависимости от отношения этих людей
к экс курсии как к виду предоставляемых услуг. Группы в этом слу- чае отличаются друг от друга только устойчи востью интереса лю- дей к самой экскурсии как форме обогащения знаниями, форме отдыха. При этом виде группи ровки выделяются три основные категории экскурсантов.
Первая категория экскурсантов.В нее входят наиболее любо- знательные лю ди, которые хотят знать буквально все. Этим участ- никам экскурсий экскурсоводы должны рассказать все новое, показать наиболее интересные объекты. Их можно определить как тип «хочу все знать». В эту группу входят люди, различные по своему роду знаний, культурному кругозору, воз расту. Все они сходны в одном — в стремлении полу чить знания, поэтому их привлекают любые темы экс курсий.
Вторая категория экскурсантов.Участников экскурсий, отне- сенных к этой катего рии, можно условно обозначить как тип
«уточните мою точку зрения». Сюда могут быть отнесены лю ди, которые имеют широкий кругозор и проявляют определенный интерес к одной из областей знаний. Они ставят зада чу дополнить свои знания или уточнить свою точку зрения по интересующей их проблеме или теме. Именно поэтому экскурсанты этой кате- гории так тщательно выбирают тему предстоящей экскурсии.
Таких экскурсантов, в отличие от первой катего рии, интере- суют не экскурсии вообще как форма своего культурного досуга, а только экс курсии на определенную тему. Для таких участников нужно расширять предложение, разрабатывать новые темы экс- курсий, использовать инновации в экскурсионном обслуживании.
Третья категория экскурсантов. К ней относят людей, которые стремятся заполнить свой досуг по возможности инте ресными зрелищами без четко определенной цели. Они идут на экскурсию только потому, что им нечем за няться. В начале экскурсии они обычно имеют смут ное представление о сути мероприятия, в ко- тором ре шили участвовать. В ходе экскурсии в такой группе про- исходит расслоение. Часть экскурсантов, увлечен ная рассказом


28
экскурсовода, заинтересованная объек тами показа, становятся активными участниками меро приятия. Другие проявляют вежли- вую заинтересован ность или не скрывают своего безразличия к экскур сии. Следует, однако, заметить, что значительное чис ло экскурсантов, отнесенных к третьей категории, в будущем попол- няет группы первой и второй категории [7].
Деление экскурсантов на категории, в основе кото рого лежат только интересы людей, их отношение к экскурсии, позволяет внести элементы опpеделенности в экскурсионную работу, помо- гает решить ряд важных вопросов.
Кроме представленной группировки существуют и другие виды группировок экскурсантов, в основе которых лежат различ- ные признаки.
В настоящее время наиболее востребованными на белорус- ском туристском рынке являются экологические экскурсии для
школьников.
Их, руководствуясь дифференцированным подходом к органи- зации и проведению экскурсий, принято делить на школьные, вклю- чающие урочные, внеурочные и факультативные, и внешкольные.
Школьные экскурсии имеют учебный характер, их содержание связано с учебной программой соответствующего класса по есте- ственно-научным дисциплинам: «Человек и мир», «Ботаника»,
«Зоология», «География» и т. п.
Внешкольные экскурсии направлены на расширение кругозо- ра и воспитание школьников. Они строятся не по предметному, а по тематическому принципу.
Все вышеуказанные подходы к определению целевой аудито- рии следует учитывать при разработке и проведении экологиче- ских экскурсий.
2.3. Отбор объектов показа и формирование маршрута экологической экскурсии
Отбор объектов показа экологической экскурсии
Основу зрительного ряда экскурсий, с помощью которого рас- крывается ее содержание, образуют экскурсионные объекты.
Отбор экскурсионных объектов — это очень важный этап соз- дания экскурсии. Он требует очень серьезного и ответственного

29
подхода, потому что определяет не только содержание экскурсии, но и ее качество.
При отборе объектов нужно помнить, что чем больше объек- тов показа, тем поверхностнее будет освещена тема; если же объ- ектов мало, экскурсия получится неполноценной. Для экскурсии, рассчитанной на четыре-пять академических часов, рекомендует- ся отобрать 15–20 основных объектов. Необходимо отбирать для наблюдения объекты, которые имеют непосредственное отноше- ние к теме.
Для полноценного и качественного отбора экскурсионных объектов необходимо знать существующие правила и тонкости.
Их следует разделить на общие, которые используются при отбо- ре экскурсионных объектов для всех типов экскурсий, и специ- альные, которые используют для разных по содержанию темати- ческих экскурсий, в нашем случае экологических.
Рассмотрим общие правила отбора экскурсионных объектов.
В экскурсионной практике для отбора экскурсионных объек- тов разработчики используют различные виды классификаций, в основу которых положены различные признаки.
Одним из главных признаков, который определяет роль и ме- сто экскурсионного объекта в экскурсии, является признак функ-
циональности, т. е. определение той функции, которую объект будет выполнять в данной экскурсии.
По этому признаку объекты делят на:
Š
основные (целевые), на которых раскрываются подтемы экс- курсии;
Š
дополнительные, показываемые во время переездов, в ходе логических переходов;
Š
сопутствующие, которые создают фон и не относятся не- посредственно к теме экскурсии.
Главную роль в экскурсии играют основные (целевые) объек- ты, дополнительные имеют второстепенное значение.
При разработке экскурсии следует принимать во внимание то, что в структуре экскурсионного показа на разные по функцио- нальному значению объекты нужно планировать разный объем времени: на основные (целевые) объекты более 50 % суммарного времени экскурсии, на дополнительные — не менее 30 %, а на сопутствующие — менее 20 % (Потаева, Федорцова, 2010).
Для определения времени осмотра экскурсионного объекта необходима классификация объекта по основанию, которое бы