Файл: Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ орел 2022.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Департамент образования Орловской области

Бюджетное учреждение Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ) ПРОГРАММ

Орел

2022

  1. Нормативно-правовые документы

по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон);

Концепция развития дополнительного образования детей (от 31 марта 2022 года № 678-р) (далее – Концепция);

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности»);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года) (далее – Порядок);

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Минобрнауки России, департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 18 ноября 2015 года № 09-3242);

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28;

Постановление от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

II. Нормативно-правовые основы реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ


В соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (ФЗ гл.1 ст.2 п.14).

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона «образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации». Согласно пункту 4 статьи 75 главы 10 Федерального Закона, «содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями».

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (ФЗ гл.2 ст.10 п. 6).

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно- педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ФЗ гл.1 ст.2 п. 9).

Дополнительные общеразвивающие программы формируются с учетом пункта 9 статьи 2 Федерального закона об образовании (Порядок, п.5).

К дополнительным образовательным программам относятся:

  1. дополнительные общеобразовательные программы –дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

  2. дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки (ФЗ гл.2 ст.12 п.4).

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы имеют право реализовывать образовательные организации любых типов:

дошкольные образовательные организации;

общеобразовательные организации;

профессиональные образовательные организации;

образовательные организации высшего образования;

организации дополнительного образования;

организации дополнительного профессионального образования (ФЗ гл.3 ст.23 п.3,4);

а также организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные юридические лица (ФЗ гл.3 ст.31 п. 3);

нетиповые образовательные организации (ФЗ гл.11 ст.31 п. 3).

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. (ФЗ гл.10 ст.75 п.2).

Дополнительные общеобразовательные программы в зависимости от содержания, преобладающих видов деятельности могут быть следующих направленностей (Порядок, п.9):

технической,

естественнонаучной,

физкультурно-спортивной,

художественной,

туристско-краеведческой,

социально-гуманитарной.

Направленность (профиль) образования – ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (ФЗ, ст.3, п.25).

К компетенции образовательной организации относится разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации (ФЗ гл. 3 ст.28, п.3).

Образовательные программы определяют содержание образования (ФЗ ст.12, п.1).

Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. (ФЗ гл.10 ст.75 п.4).

Педагогические работники имеют право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ (ФЗ гл. 5 ст.47 п.3,5).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы (Порядок п.11). Обновление и утверждение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществляется до начала нового учебного года.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти проверку и утверждение в определенном порядке:

  1. Внутренняя экспертиза – это анализ качества документа, его соответствия уставу образовательного учреждения, действующим нормативно-правовым документам и требованиям к содержанию дополнительного образования детей. По итогам обсуждения на образовательную программу может быть представлена рецензия внутренней экспертизы.

  2. Внешняя экспертиза программы проводится специалистами в данной области деятельности через независимую оценку качества образования по реализации образовательных программ дополнительного образования детей. По результатам данной экспертизы может составляться рецензия, подтверждающая соответствие содержания и методики профильной подготовки детей современным требованиям в данной области деятельности, и перевод программы на персонифицированное финансирование.

  3. Обсуждение образовательной программы на заседании педагогического совета (методического совета) образовательной организации органа, полномочного по уставу рекомендовать к утверждению нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность.

  4. Решение о рекомендации образовательной программы к утверждению обязательно заносится в протокол педагогического совета (методического совета).

  5. Утверждение образовательной программы осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом образовательной организации, регламентирующим утверждение программ. После утверждения дополнительная общеобразовательная программа считается полноценным нормативно-правовым документом образовательной организации, на реализацию этой программы выделяется финансирование.

Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет»:

- о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой;

- о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам;

- о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (ФЗ гл.3 ст.29, п.1, п.2). На сайте организации размещается аннотация программы и ее копия.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (Порядок п.6).

Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается (ФЗ гл.2 ст.13 п.9).

При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. № 816 (ФЗ гл.2 ст.13 п.2; Порядок п.10).

При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий (ФЗ гл.2 ст.13 п.3).

Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации (ФЗ гл.2 ст.13 п.1).

Сетевая форма реализации образовательных программ (далее –сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ФЗ гл.2 ст.15).

Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (ФЗ гл.10 ст.75 п.1), но при этом к освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (ФЗ гл. 10 ст.75, п.3).

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Допускается сочетание различных форм (ФЗ гл. 2 ст.17, п.2,4).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее – объединения), а также индивидуально (Порядок, п.7).

Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность и периодичность занятий зависят от направленности программы и индивидуальных особенностей обучающихся, что определяется локальным нормативным актом образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое. (Порядок, п.9). Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ОВЗ и (или) детей-инвалидов, инвалидов. Численность обучающихся с ОВЗ, детей инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек (Порядок, п.21).

В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав (Порядок, п.16).

Обучающиеся могут осваивать как всю ДООП в целом, так и отдельные ее части (ФЗ гл.6 ст.54 п.2), то есть обучаться по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы.

«Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося» (ФЗ ст.2 п.23). Возможность обучения по индивидуальному учебному плану должна учитываться при проектировании учебного плана ДООП. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность (Порядок, п.8).

Занятия в объединениях могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения (Порядок, п.9).

При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально (Порядок, п.17).

Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся (Порядок, п.13).

При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей) (Порядок, п.14).

Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией (ФЗ гл. 6 ст.58 п.1).

К компетенции образовательной организации относятся осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения (ФЗ гл. 3 ст.28 п.10).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся (Порядок, п.18).

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (ФЗ гл. 3 ст.30 п.2).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно (ФЗ гл. 6 ст.60 п.15).

Рекомендуемый режим занятий детей в организациях дополнительного образования


Следующие документы устанавливают требования к организации образовательного процесса.

  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 https://base.garant.ru/75093644/

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» https://docs.cntd.ru/document/573500115#6560IO


III. Структура дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы


В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей содержание дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ ориентировано:

  • в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ социально-гуманитарной направленности на создание условий для вовлечения детей в практику глобального, регионального и локального развития общества, развития культуры межнационального общения, лидерских качеств, финансовой, правовой и медиа-грамотности, предпринимательской деятельности, в том числе с применением игровых форматов и технологий, использования сетевых коммуникаций в реальной и виртуальной среде, формирования у обучающихся навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека;

  • в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ по туристско-краеведческой направленности на создание условий для вовлечения детей в туристскую и краеведческую деятельность в целях изучения как малой Родины, так и России в целом посредством организации походно-экспедиционных, экскурсионных, проектно-исследовательских и других профильных форм работы (походы, экспедиции, слеты, выездные школы и профильные смены и др.), обеспечить междисциплинарный подход в части интеграции с различными областями знаний (биология, география, геоэкономика, регионалистика, геология, культурология, литература, урбанистика и планирование городской среды, экология и др.), содействовать формированию у обучающихся знаний, умений и навыков, связанных с безопасным пребыванием в условиях природной и городской среды, создавать условия для воспитания и развития личности, а также для социализации обучающихся. Деятельность школьных музеев должна быть интегрирована с воспитательными и образовательными программами образовательных организаций;

  • в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта на создание условий для вовлечения детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в мероприятия, содержащие элементы различных видов спорта, развивать командные, индивидуальные и игровые виды деятельности, способствующие физическому, духовному, интеллектуальному, здоровьесберегающему и патриотическому воспитанию детей;

  • в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной направленности на создание условий для вовлечения детей в научную работу, в деятельность, связанную с наблюдением, описанием, моделированием и конструированием различных явлений окружающего мира, обеспечить междисциплинарный подход в части интеграции с различными областями знаний (генетика, биомедицина, биотехнологии и биоинженерия, астрофизика, природопользование, биоинформатика, экология, наноинженерия и метаматериалы и др.), содействовать формированию у обучающихся навыков, связанных с безопасным пребыванием в условиях природной и городской среды;

  • в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности на создание условий для вовлечения детей в создание искусственно-технических и виртуальных объектов, построенных по законам природы, в приобретение навыков в области обработки материалов, электротехники и электроники, системной инженерии, 3D-прототипирования, цифровизации, работы с большими данными, освоения языков программирования, машинного обучения, автоматизации и робототехники, технологического предпринимательства, содействовать формированию у обучающихся современных знаний, умений и навыков в области технических наук, технологической грамотности и инженерного мышления;

  • в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности насодействие эстетическому, нравственному, патриотическому, этнокультурному воспитанию детей путем приобщения к искусству, народному творчеству, художественным ремеслам и промыслам, а также сохранению культурного наследия народов Российской Федерации; создание условий для вовлечения детей в художественную деятельность по разным видам искусства и жанрам художественного творчества при сохранении традиций классического искусства; обеспечение обновления содержания программ художественной направленности и развитие инфраструктуры дополнительного образования, в том числе с применением цифровых технологий, современных средств коммуникации, оборудования, художественных материалов.



Структура дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы включает:
I. Комплекс основных характеристик программы:

Титульный лист

Пояснительная записка

Цель и задачи программы

Содержание программы (учебный план, содержание учебного плана)

Планируемые результаты.
II. Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации

Условия реализации программы

Формы аттестации

Оценочные материалы

Методические материалы

Список литературы


  1. Титульный лист программы (Приложение 1)


Титульный лист программы – первая страница программы, источник идентификационной информации документа. Он должен включать:

наименование вышестоящих органов образования (по подчиненности учреждения, организации);

наименование учреждения, организации (согласно формулировке устава организации);

дата и № протокола педагогического совета (методического), рекомендовавшего программу к реализации;

гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа);

название программы;

ID программы (если программа участвует в персонифицированном финансировании);

адресат программы;

срок реализации программы;

ФИО, должность разработчика (-ов) программы;

Место (город, другой населенный пункт) и год разработки программы.


  1. Пояснительная записка (Приложение 2)

Пояснительная записка содержит:

направленность программытехническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная(в соответствии с Приказом № 196);

актуальность программы – своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени;

отличительные особенности программы – основные идеи, отличающие программу от существующих;

адресат программы – краткая характеристика обучающихся по программе, возрастные особенности, иные медико-психолого-педагогические характеристики;

формы обучения – очная, очно-заочная или заочная форме, а также «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения»;

особенности организации образовательного процессав соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы) (далее
объединения), а также индивидуально (Приказ № 196, п. 7); состав группы (постоянный, переменный и др.);

цель и задачи программы (цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и желаемый конечный результат; конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели).

  1. Содержание программы (Приложение 3)


Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено ФЗ, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Учебный план должен соответствовать форме организации содержания: или это традиционная (простая) форма, или модульная, или разноуровневая.

В учебном плане отражается перечень разделов и тем, количество  часов по каждой теме с разбивкой на аудиторные (теоретические и практические виды занятий) и внеаудиторные занятия (самостоятельная работа и занятия, которые могут проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий).

В «Методических рекомендациях по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» (письмо министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 № ВК-641/09) рекомендуется, что практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 60% на 30%).

Также необходимо закладывать часы:

- на комплектование группы первого года обучения;

- на вводное занятие (введение в программу);

- концертную, выставочную или соревновательную деятельность;

- мероприятия воспитывающего и познавательного характера;

- итоговое занятие, отчетное мероприятие.

Расчет количества часов ведется на одну учебную группу (или на одного обучающегося, если это группа индивидуального обучения).

Если программа рассчитана более чем на год обучения, то учебный план составляется на каждый год, а все остальные разделы программы могут быть общими. В этом случае учебный план должен отражать особенности каждого года обучения.

Также рекомендуется при распределении часов по разделам/темам определять их количество кратно количеству часов в одном учебном занятии
, что позволит в дальнейшем упростить составление календарного учебного графика.

Содержание учебного плана – реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме; должен соответствовать целеполаганию и прогнозируемым результатам освоения программы.

При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил:

- содержание составляется согласно УП;

- формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью соответствовать их формулировке и расположению в УП;

- необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу (теме);

- материал следует излагать назывными предложениями;

- содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно;

- в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на правила выполнения упражнений, репертуар и т. п.);

- в содержании могут быть представлены вариативные образовательные маршруты.


  1. Планируемые результаты (Приложение 4)


В этой части необходимо сформулировать:

- требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т. е. что он должен знать и уметь);

- компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе;

- личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретет обучающийся по итогам освоения программы.

Данные характеристики формулируются с учетом цели и содержания программы.

При формулировании предполагаемых результатов освоения программы можно воспользоваться следующей их классификацией:

личностные – степень сформированности общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;

метапредметные – развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;

образовательные (предметные) – развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т. п.
II. Комплекс организационно-педагогических условий, включая формы аттестации
1. Условия реализации программы

К условиям реализации программы относится характеристика следующих аспектов: