Файл: Тема 3 Схемы и алгоритмы анализа ошибок, использование баз знаний 1 Классификация ошибок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реализация методов статического анализа программ выходит за рамки данной работы, в связи с чем информация об ошибках, найденных методами статического анализа, будет использоваться как исходные данные для описанного метода.
5 Метод анализа протоколов
Для сопровождения ПО (в том числе для проведения мониторинга и организации обратной связи) был предложен подход на основе программных агентов.
СИСТЕМА АНАЛИЗА ПРОТОКОЛОВ
Разработанный макет системы анализа протоколов включает программный агент, систему управления бизнес-правилами и базу прецедентов ошибок. В его функции входит:
- сбор программных протоколов;
- идентификация ошибок на основе последовательностей записей протокола;
- поиск аналогов ошибок в базе прецедентов;
- управление обратной связью с пользователем.
Вместе с тем для создания полноценной системы сбора и анализа ошибок как части комплекса сопровождения программного обеспечения необходимо расширить функционал системы за счёт:
- расширения средств сбора сведений об ошибках;
- расширения адаптационных возможностей системы;
- включения функций обеспечения безопасности передаваемых данных;
- интеграции с корпоративной базой знаний.
ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Распределённый характер информационной системы предъявляет усиленные требования к обеспечению безопасности как системы в целом, так и отдельных её компонентов. Данные, пересылаемые как внутри рабочей станции (при взаимодействии сокетов), так и по сетевым каналам (например, при отправке сообщений JMS), могут содержать конфиденциальные данные. Необходимо предусмотреть средства криптографической защиты этих данных, а также защиты компонентов системы (в первую очередь, программного агента) от перехвата управления. Не менее важной задачей следует считать повышение стабильности работы программного агента и его взаимодействия с пользователем. Испытания макета показали, что неполнота описания предметной области приводит повышенной “чувствительностью” к новым ошибкам. Неосторожное создание пользовательских правил может существенно повредить эргономичности системы. Поэтому при создании действующего комплекса необходимо обеспечить предотвращение неадекватной реакции агента из-за неправильной или неполной конфигурации базы знаний путём разработки набора ограничений для создания пользовательских правил, а также предусмотреть возможности работы агента в автономном режиме, не требующим ответа пользователя.
РАЗРАБОТКА КОРПОРАТИВНОЙ БАЗЫ ЗНАНИЙ
Часто ошибка в программном обеспечении связана с некоторыми особенностями предметной области или специфичностью взаимодействия участников процесса сопровождения. Разработка онтологии предметной области, создание централизованной корпоративной базы знаний и интеграция её, в частности, с системой анализа ошибок позволит повысить качество сопровождения ПО. Общий интерфейс для базы знаний может быть реализован на базе Drools Guvnor или аналогичной системы. Создание комплексной системы сопровождения (особенно основанной на знаниях) потребует проектирования эффективной системы пользовательского интерфейса и визуализации данных, что является одним из критериев качества современных систем бизнес-аналитики. Пользовательский интерфейс может также предоставлять инструменты для поддержки процесса поиска первичных ошибок (анализа первопричин — англ. root cause analysis), в том отображать результаты в виде специализированных диаграмм, таких как деревья ошибок (англ. faulttrees) и др.
Разработанная концепция системы анализа ошибок позволяет создать программный комплекс, обеспечивающий эффективное выполнение всех основных процессов, связанных с идентификацией и анализом ошибок, возникающих в процессе функционирования корпоративных программных систем. Приоритетными направлениями при разработке комплекса анализа ошибок должны стать: использование специализированных средств сбора протоколов, повышение стабильности работы и повышение безопасности. Перспективными направлениями, требующими проведения дополнительных научных исследований, являются: автоматическая генерация правил, анализ текстов пользовательских протоколов и разработка корпоративной базы знаний.