Файл: М. в исаковскийталантливый поэт, тонкий лирик. Служебные части речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема занятия :М.В Исаковский-талантливый поэт, тонкий лирик. Служебные части речи.

Цель занятия познакомить обучающихся с творчеством М.В. Исаковского;
. развивать мышление и речь, формировать навыки выразительного чтения;
. воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ; познакомить с правилами употребления служебных частей речи.

Ход занятия

Задание1. Прочитайте внимательно текст. Составьте хронологическую таблицу по творчеству Михаила Васильевича Исаковского. 
Задание 2. Прочитайте о биографии и творчестве поэта на стр.56-60.

Составьте 3 тонких и 3 толстых вопроса

Дескрипторы

Баллы

Читает статью

10

Составляет тонкие вопросы

10

Составляет толстые вопросы

10

Русский поэт Михаил Васильевич Исаковский родился 19 января 1900 года в деревне Глотовка Ельнинского уезда (ныне – Всходский район Смоленской области) в бедной крестьянской семье. Учился в гимназии, но тяжелое материальное положение заставило его уйти из шестого класса и начать работать.

С 1914 года он начал публиковаться (его стихотворение «Просьба солдата» было опубликовано в московской газете «Новь»). Был учителем, работал в Совете крестьянских депутатов, член РКП(б) с 1918 года.
Во время Октябрьской революции Исаковский вел активную общественную деятельность. Работал секретарем волостного Совета, с 1919 года стал редактором газеты в городе Ельня.

В 1921 по 1930 годы поэт жил в Смоленске и работал в редакции областной газеты "Рабочий путь".

В Смоленске вышли три книжки стихов Исаковского, но началом своей литературной деятельности он считал 1924 год, когда были напечатаны стихотворения "Подпаски", "Родное" и др. В 1927 году в Москве вышла его книга "Провода в соломе", замеченная и высоко оцененная Максимом Горьким.

В 1931 году поэт переехал в столицу, где некоторое время редактировал журнал "Колхозник". Здесь свет увидели сборники его стихов "Провинция" (1930), "Мастера земли" (1931), "Четыре желания" (1936). Стихи эти были посвящены преимущественно советской деревне.

Михаил Исаковский вошел в историю советской литературы прежде всего как поэт-песенник. Начиная с 1934 года, когда на стихи Исаковского "Вдоль деревни" написал музыку один из руководителей хора им. Пятницкого Владимир Захаров, поэт создал множество песен, получивших всенародную известность ("Прощание", "Провожание", "И кто его знает", "Катюша", "На горе – белым-бела" и многие другие).

Большое место в поэзии Исаковского занимает Великая Отечественная война. На эту тему были написаны стихотворения: "Русской женщине", "Слово о России", песни "До свиданья, города и хаты", "В прифронтовом лесу", "Ой, туманы мои...", "Огонек", "Лучше нету того цвету" и другие.

В послевоенные годы он продолжает создавать слова песен, любимых всей страной: "Услышь меня, хорошая", "Снова замерло все...", "Летят перелетные птицы".
Признанный родоначальник так называемой «смоленской» школы поэтов, Исаковский был одним из самых читаемых и почитаемых советских поэтов. Очень многие стихи Исаковского, положенные на музыку В. Захаровым, М. Блантером, И. Дунаевским стали известными песнями. Песни военной поры – настоящая летопись войны. Среди них “До свиданья города и хаты”, “Ой, туманы мои, растуманы…”, “В прифронтовом лесу”, “Враги сожгли родную хату”, “Огонек”. Они летели ласточками на фронт и поднимали дух бойцов, поддерживали друзей, родных погибших. Поэзия Исаковского военных лет была, как воздух, нужна людям. Об этом свидетельствуют и многочисленные письма фронтовиков, хранящиеся в личном архиве поэта.

Враги сожгли родную хату


Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе
На перекресток двух дорог,
Нашел солдат в широком поле
Травой заросший бугорок.

Стоит солдат — и словно комья
Застряли в горле у него.
Сказал солдат: "Встречай, Прасковья,
Героя-мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,
Накрой в избе широкий стол, —
Свой день, свой праздник возвращенья
К тебе я праздновать пришел..."

Никто солдату не ответил,
Никто его не повстречал,
И только теплый летний ветер
Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,
Раскрыл мешок походный свой,
Бутылку горькую поставил
На серый камень гробовой.

"Не осуждай меня, Прасковья,


Что я пришел к тебе такой:
Хотел я выпить за здоровье,
А должен пить за упокой.…

 Необычайную судьбу и всемирную славу, не увядшую поныне, имела песня “Катюша”. Созданная в 1938 году в самый канун Второй мировой войны, когда гитлеровцы уже готовились к нападению на нашу страну, песня звала к чуткости, бережности и чистоте в самом прекрасном из чувств – любви к близкому человеку. В те мирные, но уже пахнущие порохом времена “Катюша” была самой популярной из всех песен. Сам Исаковский вспоминал о написании “Катюши” в книге “О поэтах, о стихах, о песне”: “Стихи, ставшие впоследствии песней под названием “Катюша”, я начал писать в начале 1938 года… весной – в самом конце апреля или в начале мая – по каким-то делам я поехал в редакцию “Правды”. Там… впервые встретился и познакомился с композитором Матвеем Исааковичем Блантером… Матвей Исаакович сразу же стал выспрашивать нет ли у меня каких-либо стихов, на которые можно бы написать музыку. Я вспомнил про начатую “Катюшу”… Вскоре Блантер написал музыку, а Исаковский, следуя совету композитора, закончил стихи песни. “Катюша” очень точно выразила свое время, о котором М.Исаковский писал: “Время тогда было тревожное. Мы как бы предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти… по этой причине тема Родины, тема защиты её была самой важной. … и я, конечно, никак не мог пройти мимо неё даже в лирической песне”.

Катюша


Расцветали яблони и груши
Поплыли туманы над рекой
Выходила на берег Катюша
На высокий берег, на крутой
(Выходила на берег Катюша)
На высокий берег, на крутой)

Выходила, песню заводила
Про степного, сизого орла
Про того, которого любила
Про того, чьи письма берегла
(Про того, которого любила)
(Про того, чьи письма берегла)

Ой, ты песня, песенка девичья
Ты лети за ясным солнцем вслед
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет

Пусть он вспомнит девушку простую
Пусть услышит, как она поёт
Пусть он землю бережёт…

1. Какие образы возникают в стихотворении? Заполните в тетради таблицу.


Образы 

Символическое значение

  Туман

 

  Река

 

  Берег

 

  Орёл

 

  Ясное солнце

 

  Цветущие яблони

 

2. Как взаимодействуют эти образы? Как появляется аналогия между миром природы и внутренним миром человека, свойственным лирическим песням?

3. Развитие сюжета определяется движением чувства героини. Как передаётся внутреннее состояние Катюши через внешние формы?

4. Какой образ, характерный для народной песни, возникает в обращении к "песенке девичьей"? Чему он служит?

5. Какова особенность образа героини?

Михаил Исаковский – автор сборников стихов «По ступеням времени», «Взлеты», «Четыреста миллионов» (с одноименной поэмой, все 1921 года); «Провода в соломе» (1927); «Провинция» (1930); «Мастера земли» (1931); «Стихи и песни» (1938, дополнительное издание – 1940); «Наказ сыну» (1943); «Здравствуй, Смоленск» (1944); «Избранные стихи и песни» (1940, дополнительное издание – 1947); «Стихи и песни» (1948, Государственная премия СССР – 1949) и поэм «Поэма ухода» (1920); «Четыре желания» (1936), а также незавершенной лирической «Любовь и картошка» (1931–1932). Стихи и песни Исаковского послевоенной поры передают торжество жизни, что звучит в самих названиях этих произведений: “Летят перелётные птицы…”, “Песня о Родине”, “Славься, Россия!”, “Пробилась зелень полевая…”, “Ой, цветёт калина…”, “Каким ты был” и другие.

Кроме поэзии Исаковский писал и теоретические работы о литературе. Одна из самых успешных его книг «О поэтическом мастерстве» включает письма к молодым стихотворцам, в которых поэт советует писать чистым, ясным, народным языком. Занимался Исаковский и литературными переводами с украинского, белорусского и венгерского языков. А на склоне лет написал книгу «На Ельнинской земле: Автобиографические страницы».

Лауреат Государственных премий СССР за тексты песен: "Шел со службы пограничник", "Провожанье", "И кто его знает", "Катюша" (1943) и за сборник "Стихи и песни" (1949). Награжден четырьмя орденами Ленина, а также рядом других орденов и медалей.


Умер Михаил Исаковский в Москве 20 июля 1973 года.

II. Служебные части речи

Служебные части речи - это разряды слов, служащие для выражения отношении между понятиями, которые выражают знаменательные слова, и употребляющиеся только в соединении с ними. Они не являются членами предложения.

К служебным частям речи относятся:

предлоги, союзы, частицы.

ПРЕДЛОГ - это служебные слова, которые в сочетании с косвенными падежами именных частей речи выражают различные отношения между формами имени и другими словами.

По происхождению предлоги делятся на:

- первообразные (немотивированные с точки зрения современного русского языка): в, на, перед и т.д.;

- производные (можно проследить словообразовательные связи со знаменательными словами, от которых эти предлоги образованы). Производные предлоги в свою очередь делятся на:

  1. наречные (вдоль, вокруг),

  2. отыменные (вроде, наподобие),

  3. отглагольные (исключая, благодаря).

По структура производные предлоги делятся на:

  1. простые (кроме, около)

  2. составные (во время, по причине).

Почти все предлоги употребляются с каким-то одним определенным падежом, но они могут выражать различные отношения:

  • пространственные (жить в деревне),

  • временные (ждать с утра),

  • объектные (рассказать о случившемся),

  • причинные (умереть от раны),

  • целевые (отдать на починку) и т.д.

СОЮЗЫ - это служебные слова, которые выражают грамматические отношения между членами предложения, частями сложного предложения или отдельными предложениями в тексте.

Разряды союзов

По происхождению союзы делятся на:

  • непроизводные (немотивированны в современном русском языке): и, или, да;

  • производные (можно проследить споаообразовательные связи со знаменательными словами, от которых эти союзы образованы): чтобы, будто.

По структуре производные союзы делятся на:

  1. простые (как, словно)

  2. составные (так как, для того чтобы).

По употреблению выделяются союзы:

  • одиночные (или неповторяющиеся): но, однако;

  • повторяющиеся: и...и, ни...ни;

  • двойные (или парные): если...то, как...так и.

Сочинительные союзы и подчинительные По синтаксической функции союзы делятся на:

- сочинительные (связывают синтаксически равноправные единицы: однородные члены предложения, простые предложения в составе сложносочиненных предложений).

По значению сочинительные союзы делятся на:

  1. соединительные (выражают отношения перечисления): и, да (в значении и), и...и, тоже, также;

  2. противительные (выражают отношения противопоставления): а, но, однако, же;

  3. разделительные (выражают отношения взаимоисключения): или, или...или, то...то;

  4. пояснительные (выражают отношения пояснения): именно, как то;

  5. присоединительные (выражают отношения присоединения) да и, а также.

- подчинительные (связывают синтаксически неравноправные единицы: главную и придаточную части сложноподчиненного предложения, члены простого предложения).

По значению подчинительные союзы делятся на:

  1. временные: когда, как только, пока не;

  2. изъяснительные: как, что, чтобы;

  3. причинные: так как, потому что;

  4. следствия: так что;

  5. уступительные: пускай, хотя, несмотря на то что;

  6. сравнительные: как будто, словно;

  7. целевые: чтобы, для того чтобы;

  8. условные: если, раз.

ЧАСТИЦЫ - это служебные слова, придающие предложениям дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки.

Частицы делятся на:

  1. указательные: вот, вон, это;

  2. уточнительные: как раз, именно,

  3. ограничительные: лишь, только;

  4. усилительные: даже, ведь,

  5. отрицательные: не, ни; в) модальные: да, нет;

  6. вопросительные: неужели, ли;

  7. формообразующие: бы, пускай, -ка, и т.д.

Междометия, звукоподражательные слова

МЕЖДОМЕТИЕ - это особая часть речи, которая объединяет неизменяемые слова, выражающие наши чувства, волеизъявления и т.д., не называя их. Это и не самостоятельная, и не служебная часть речи, междометия не имеют лексических или грамматических значений, они не являются членами предложения. Разряды междометий:

- эмоциональные (выражают чувства радости, печали, гнева и т.д.): О! Ах! Aral; 
- повелительные (выражают приказы, приветствия, запреты и т.д.): Эй! Стоп!

По происхождению междометия делятся на:

- первообразные: А! Ура! Oгоl; 
- производные: Беда! Крышка! Капут!

Особую группу составляют звукоподражательные слова, которые представляют собой имитации звуков, от междометий их отличает то, что они не выражают каких-либо чувств: ква-ква, гав-гав.