Файл: Контрольная работа по дисциплине Философия Тема Философия Древнего Китая Выполнил студент Войнова А. С. Группа бзи15стр шифр кт21стр(Б)003 Проверил.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный университет

путей сообщения»


Кафедра «Философия, социология и право»

Контрольная работа

по дисциплине «Философия»

Тема 3. Философия Древнего Китая


Выполнил студент

Войнова А.С.

Группа: БЗИ15СТР

Шифр: КТ21-СТР(Б)-003

Проверил: Т.А. Лушкина


2022





Введение 2

1. Возникновение древнекитайской философии и ее генезис. 3

Развитие философии в Китае 4

Становление китайской философской школы 5

2. Основные категории древнекитайской философии (дао, дэ, ци, ли и др.). 7

3. Основные системы древнекитайской философии (конфуцианство, даосизм, легизм и др.). 12

Конфуцианство 12

Даосизм 14

Моизм 16

Легизм 17

Список литературы 22


Введение

Первые попытки человека осмыслить окружающий миp - живую и неживую природу, космическое пpостpанство, наконец, самого себя - следует отнести к тому пеpиоду человеческоого существования (пpедположительно его можно датиpовать втоpым тысячелетием до нашей эpы), когда человек в пpоцессе эволюции, пpежде всего умственной, начал диффеpенциpовать пpиpоду как сpедство своего обитания, постепенно выделяя себя из нее. Именно вследствие того, что человек стал воспpинимать животный и pастительный миp, космос как нечто отличное и пpотивостоящее ему, у него началось фоpмиpование способностей осмысливать действительность, а затем и философствовать, т.е. делать умозаключения, выводы и выдвигать идеи об окpужающем его миpе.

Философская мысль человечества заpождалась в эпоху, когда на смену pодовым отношениям пpиходили пеpвые классовые общества и госудаpства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаpужить в литеpатуpных памятниках Дpевнего Египта, Дpевнего Вавилона. Наиболее дpевней является философия, возникшая в стpанах Дpевнего Востока: в Индии, Китае, Египте и Вавилоне.

В данной работе рассматривается зарождение и развитие древневосточной философии Китая.

Актуальность выбранной темы подтверждается неугасаемым интересом всего человечества к философии Древнего Востока.

Философия – это любовь к мудрости. Л.Н.Толстой считал, что «нет таких положений и нет таких незначительных дел, в которых не могла бы проявиться мудрость». Мы согласны с этим утверждением и считаем важным изучение философии как в целом, так и конкретно для нашей профессиональной деятельности экономистов. Древний восток считается колыбелью философской мысли. Именно здесь на протяжении длительного времени были сформированы первые философские идеи.


1. Возникновение древнекитайской философии и ее генезис.

Возникновение философской мысли в древнем Китае, так же, как и в древнеиндийской цивилизации, было вызвано радикальными изменениями в культуре и общественной жизни. Начало формирования раннеклассового общества в Китае относится ко II тысячелетию до н.э. Оно осуществлялось на фоне достаточно быстрого развития и распространения земледелия, строительства ирригационных сооружений, прогресса ремесел (отливка бронзы, производство керамики и др.). В VI в. до н.э. в Китае повсеместно стало применяться железо, что позволило приступить к строительству крупных ирригационных сооружений, значительно расширить площадь обрабатываемых земель, усовершенствовать агротехнику. Результатом стал расцвет ремесла и торговли, а, следовательно, начинается рост и укрепление городов - административных, торговоремесленных и культурных центров древнекитайской цивилизации.

Философская традиция Китая от момента своего зарождения до расцвета и формирования развитых философских систем прошла ряд исторических периодов. Время господства мифологического мировоззрения в Китае связано с историей племенных союзов Шан-Инь (XVIII - XII вв. до н.э.). В это время предки древних китайцев поклонялись зооантропоморфным божествам и духам, в первую очередь, своему тотему Шан-ди. Зарождение философских представлений относится к эпохе Западного Чжоу (XII - VIII вв. до н.э.), когда происходило бурное развитие письменности и складывались знаменитые литературные памятники древнекитайской культуры: «Шу цзин» (Книга истории), «Ши цзин» (Книга песен); «И цзин» (Книга перемен), из которых в последующем черпали свои идеи философские мыслители Древнего Китая. Этот период часто именуют предфилософским, поскольку он подготовил идейно-мировоззренческую почву для формирования собственно философских концепций. В эпоху Западного Чжоу сложился знаменитый китайский культ предков и поклонение Небу, которое понималось как внеличностный Абсолют, судьба, принцип порядка в природе и Поднебесной.

Развитие философии в Китае

Специфика китайской философии напрямую связана с ее особой ролью в острой социально-политической борьбе, развернувшейся в многочисленных государствах Древнего Китая в периоды «весны и осени» и «враждующих государств». Развитие общественных отношений в Китае не привело к четкому разделению сфер деятельности внутри правящих классов. В Китае не было четко выраженного разделения труда между политиками и философами, что привело к прямому, прямому подчинению философии политической практике.



Философы, основатели и распространители различных школ, странствующие конфуцианские проповедники, представляющие очень влиятельную социальную систему, часто были министрами, сановниками, послами. Это привело к тому, что вопросы управления страной, взаимоотношений между разными классами и социальными группами населения в обществе заняли доминирующее место в китайской философии и определили чисто практический подход к жизни общества. Вопросы социального управления, взаимоотношений между различными социальными группами - вот что в первую очередь интересовало философов древнего Китая. Еще одна особенность развития китайской философии связана с тем, что естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за редким исключением, более или менее адекватного выражения в философии, поскольку философы, как правило, не считали это необходимым. обратиться к материалам естествознания.

Изолированность китайской философии от конкретного научного знания сузила предмет ее изучения. Изолированность древнекитайской философии от естествознания и отсутствие разработки вопросов логики - одна из основных причин того, что формирование понятийного аппарата шло очень медленно. Для большинства китайских философских школ метод логического анализа оставался практически неизвестным.

Становление китайской философской школы

В VII-III вв. до н.э. в идеологической жизни Древнего Китая появляются новые явления, качественно отличные от того, что знала китайская мысль предыдущего периода, и которые были вызваны серьезными социологическими сдвигами. В этот период в Древнем Китае произошли серьезные экономические и социальные изменения, вызванные появлением частной собственности на землю, развитием производительных сил, расширением видов ремесел, использованием новых, железных орудий труда и орудий труда в сельском хозяйстве и промышленность, совершенствование методов обработки почвы.

Глубокие политические потрясения - распад древнего единого государства и усиление отдельных королевств, острая борьба между большими королевствами за гегемонию - нашли отражение в бурной идеологической борьбе различных философских, политических и этических школ. Этот период характеризуется расцветом культуры и философии. Потомственное дворянство по-прежнему цеплялось за религиозные представления о «небе», «судьбе», хотя и несколько видоизменяло их применительно к особенностям борьбы того времени. Новые социальные группы, противостоящие племенной аристократии, выдвигали свои взгляды, противодействуя вере в «небеса» или вкладывая совершенно иной смысл в понятие небесной судьбы. В этих учениях делались попытки осмыслить исторический опыт, найти «идеальный закон» управления страной, разработать новые правила взаимоотношений между различными социальными группами населения, определить место человека, страны в окружающем мире, и определяют отношения человека к природе, государству и другим людям.


Подлинный расцвет древнекитайской философии приходится именно на период VI-III веков. До н.э., который по праву называют золотым веком китайской философии. Именно в этот период появились такие произведения философской и общественной мысли, как «Дао дэ цзин», «Лунь-юй», «Мо-цзы» и другие. Именно в этот период произошло формирование китайской философской школы даосизма, которая затем оказала огромное влияние на все последующее развитие китайской философии. Именно в этот период возникли те проблемы, те концепции и категории, которые затем стали традиционными для всей последующей истории китайской философии, вплоть до наших дней.

2. Основные категории древнекитайской философии (дао, дэ, ци, ли и др.).

Основоположником даосизма является китайский мудрец Лао Цзы (примерно VI в. до н. э.).

Можно без преувеличения сказать, что философские положения (принципы) даосизма, особенно его этики, – всего лишь кристаллы некоторого более древнего, целостного и нравственно возвышенного мировоззрения, дошедшего до нас в виде осколков или, во всяком случае, в существенно модифицированном виде.

Трактат «Дао дэ цзын» дошел до нас, несомненно, в уже существенно измененном виде. Именно этим объясняются трудности понимания и интерпретации его основополагающих идей.

Но даже в своем современном виде в трактате ясно просматриваются три мировоззренческих компонента: дао, дэ и у-вэй.

Дао – естественный путь и закон изменения всех вещей, их возникновения и исчезновения. Полагают иногда, что дао есть материальная основа бытия конкретных вещей и явлений.

Дэ – достижение, достоинство, энергия (сила), всеобщее качество или атрибут дао. Посредством дэ проявляется действие невидимого и неслышимого дао, его превращения.

У-вэй (букв. – недеяние) – это этическое учение, согласно которому необходимо научиться следовать дао как естественному закону всех вещей.

Главной мировоззренческой идеей трактата является понятие дао. В трактате встречаются следующие его характеристики («определения»):

Первое и глубочайшее («глубочайшие врата рождения»)

Безымянное «есть начало неба и земли», «мать всех вещей»

Неисчерпаемое – «дао пусто, но в применении неисчерпаемо»

Невидимое и неслышимое, мельчайшее – «смотрю на него и не вижу», слушаю его и не слышу», – потому и называю его «невидимое и неслышимое», «пытаюсь схватить его и не достигаю», потому и называю era «мельчайшим»


Безвкусное: нужно научиться вкушать безвкусное

Неизменное (постоянное): нет ничего более постоянного и неизменного, чем дао.

Бесконечное и вечное: «подобное нескончаемой нити»

Неясное, неразличимое, туманное – «форма без форм, образ без существа»

Безличное – «встречаюсь с ним и не вижу лица», «следую за ним и не вижу спины его»

То, что следует самому себе, т.е. то, что ни от чего не зависит.

Таким образом, Дао понимается как абсолютный, неизменный, универсальный и даже высший закон бытия с моральными последствиями. Дао приносит пользу всем существам и не борется с ними. Этот закон помогает всем существам и способен привести их к совершенству. Цель закона – совершенствование жизни.

При этом борьба противоположностей возникает как следствие нарушения дао – естественного пути всех вещей. В результате чего слабое – побеждает сильное, мягкое – твердое.

Стремление показать, что всеобщность стоит превыше любых конкретных способов ее реализации, привело первых китайских философов к противопоставлению ци («орудий» и обусловленных ими специальных способностей) как универсальности (чжоу) «благородного мужа» – цзюнь цзы («Лунь юй»), так и первозданной простоте (пу) мироздания («Дао дэ цзин»). Последняя в «Дао дэ цзине» выступает ипостасью дао, которое тем самым противопоставляется ци. В качестве «отсутствия/небытия» дао определяет главную функцию ци как сосуда – способность вмещать в себя, т.е. ци представляется «орудием» дао. Фундаментальная оппозиция дао – ци терминологически была впервые оформлена в «Си цы чжуани» (4 в. до н.э.). Эволюция ци как философского понятия, в орудийно-функциональном аспекте охватывающего мир материальных предметов и явлений, проходила в русле развития концепций дао.

Ци - орудие (кит., буквально – конкретное явление, способность) – категория классической китайской философии. Термин «ци» первоначально обозначал ритуальные сосуды и ремесленные орудия, поэтому с ним связаны идеи специализации и полезности, в частности культовой утилитарности («Лунь юй», «Си цы чжуань», «Дао дэ цзин», «Мэн-цзы»).

Ли - благопристойность (кит., букв. – этико-ритуальные нормы, этикет, этика, ритуал, церемонии) – одна из центральных категорий китайской философии, гл. о. конфуцианства, сочетающая два основных смысла – «этика» и «ритуал». Этимологическое значение – «культовое действие с сосудом». Начертание иероглифа «ли» роднит его с онтологическим понятием «ти» («тело», «строй», «сущность», «субстанция») – графическую основу обоих иероглифов составляет изображение ритуального сосуда. Их этимологическое родство, видимо, во многом предопределило онтологизацию понятия «ли», которое стало мыслиться как выражение важнейшего фактора не только культуросозидания, но и космоупорядочения. До сер. 1-го тысячелетия до н.э. воздействие ли считалось основывающимся на религиозном ритуале, а впоследствии получило преимущественно этическое истолкование.