Файл: Практическое задание 13 Дитяткова Татьяна Николаевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 13 Дитяткова Татьяна Николаевна.


Практическая часть для самостоятельного выполнения:

Посмотрите фильмы «Эксперимент» (реж. Оливер Хиршбигель, 2000) и «Эксперимент 2: Волна» (реж. Денис Ганзель, 2008). Из-за чего, на ваш взгляд, ситуации, показанные в фильмах, вышли из-под контроля исследователей? Возможно ли было предотвратить трагический исход и в первом эксперименте, и во втором?

Литература, рекомендованная для самостоятельного изучения:

Ялом И. Лжец на кушетке. Издательство: Эксмо-Пресс, 2015.

Рекомендации по выполнению практического задания

Эксперименты, показанные в фильмах, были организованы для того, чтобы выявить поведение людей в определенных ситуациях. Прогнозировать развитие ситуации было сложно. Если бы исследователи попытались повлиять на поведение людей в ходе эксперимента, то условия его проведения были бы нарушены. И все же, остается открытым вопрос: стоит ли проводить подобные эксперименты? Каждый человек найдет ответ для себя, исходя из своих личных ценностей.

«Эксперимент 2: Волна»

В фильме показано, какие последствия влечёт за собой манипулирование массами. Но главные герои сами находятся под воздействием скрытого и даже более опасного влияния распущенности, вседозволенности, употребления наркотических средств, которое так и остаётся без какого-либо осуждения. Затрагивается очень важная тема, но раскрывается она кривым образом. В картине показано, что такие идеалы, как единство, просто используются для прикрытия вредной идеологии и привлечения новичков, которые не нашли себя в обществе(социуме).

«Эксперимент» поднимает экзистенциальные вопросы: что будет если в ограниченном пространстве одна группа людей превосходит другую? Каков будет результат эксперимента? Иными словами, ради проведения социологического исследования, группу людей запирают в декорациях тюрьмы. Одни получают роль «охранников», а другие, соответственно, «заключённых». Естественно, в столь экстремальных условиях самое плохое, что может быть в людях, тут же выливается наружу, изменив личность (индивида) до неузнаваемости. И, как правило, в худшую сторону. Из кинофильма стало понятно, что главным мотиватором участия в подобном эксперименте выступили деньги. Экспериментаторы уже с самого начала кастинга отбирали определенных людей, и все социальные роли были расписаны заранее. Из эксперимента видно, что многие участники потеряли реальное восприятие жизни.

Конечно же, эксперимент вышел из под контроля, погибли люди, его остановили. Стоило ли останавливать эксперимент раньше? Ведь тогда и эксперимента бы не было. Он показал, что в рамках тотальной власти может творится всё, что угодно. И если власть попадает к обиженному человеку, то пострадают все.

Почему же ситуация вышла из под контроля? Скорее потому, что не было чётких правил поведения у надзирателей, они знали, что должны делать заключенные, но не знали, что и как должны делать сами. Поэтому на основе своих знаний и инстинктов, что побеждает сильнейший, они начали завоевывать авторитет так, как считали нужным. Так же в условиях безнаказанности проявляется подавленная теневая сторона личности и если в жизни людям приходится подавлять злость, агрессию и прочее, то в таких условиях эта тень выходит наружу.

Трагический исход можно было бы избежать, если бы у надзирателей были правила поведения, а так же изначально они бы подвергались наказанию за проявление жестокости, но в таком случае, это была бы больше игра, нежели эксперимент. Возможно, всё было бы иначе если бы был подставной надзиратель, который изначально установил бы порядки и показал свой авторитет, но не факт, что из него бы не вышла его теневая сторона.

Экспериментаторы утверждали, что примерно каждый третий охранник показывает настоящие садистские наклонности. Многие охранники расстроились, когда эксперимент был прерван раньше времени.
Результаты эксперимента использовались для того, чтобы продемонстрировать восприимчивость и покорность людей, когда присутствует оправдывающая идеология, поддержанная обществом и властью. Также их использовали в качестве иллюстрации к теории когнитивного диссонанса и влияния власти авторитетов.
На мой взгляд, ситуации показанные в фильмах вышли/выходят из-под контроля исследователей, да и не только в фильмах

, но и в обычной жизни, всегда по причине «качества человека», участников любых экспериментов. Невозможно полностью контролировать эксперимент, если он идёт без жестких сдерживающих рамок. Мы не знаем без полной психологической картины, участников экспериментов. Не знаем в какой момент и на что их триггернёт так, что эксперимент обернётся как в фильме «Эксперимент», банальной местью своим прошлым обидчикам в лице «узников».

Дитяткова Татьяна Николаевна.