Файл: Психологические аспекты профессиональной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок № 22 Тема: Психологические аспекты профессиональной деятельности
-
Модель труда медицинской сестры -
Психологические аспекты труда медицинской сестры -
Модели взаимоотношений медицинских работников и пациентов
-
Модель труда медицинской сестры
Сестринское дело как форма деятельности по объекту труда относится к профессиям группы «человек—человек», по условиям — к работе с повышенной ответственностью за жизнь и здоровье людей.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет четыре функции сестры:
• обеспечение помощи пациентам и руководство ею. Это означает содействие, профилактику, лечение, реабилитацию или поддержку отдельных лиц, семей и групп людей;
• обучение пациентов, клиентов и персонала медико-санитарной помощи. Эта функция включает обеспечение информацией для поддержания здоровья, санитарное просвещение, оценку результатов просветительных программ, оказание помощи медицинским сестрам и другому персоналу в приобретении новых знаний и навыков;
• деятельность в качестве члена бригады медико-санитарной помощи. Эта функция подразумевает эффективное сотрудничество с другими людьми при планировании, организации, управлении и оценке сестринских служб как составной части общей службы здравоохранения;
• развитие практики сестринского дела через критическое мышление и научные разработки. Это означает разработку новых методов работы, определение сферы исследований, участие в таких исследованиях и использование принятых и соответствующих культурных, этических и профессиональных стандартов при проведении научных исследований в сестринском деле.
На основе перечисленных функций можно определить следующие профессиональные роли медицинской сестры: сестра-практик, сестра-менеджер, сестра-преподаватель, сестра — член междисциплинарной команды, сестра — научный работник. Где бы сестра ни работала, ее труд можно описать через совокупность трех сторон: профессиональная деятельность, профессиональное общение, профессиональная личность.
Профессиональная деятельность
включает профессиональную деятельность сестры, направленную на достижение пациентом оптимального уровня жизнедеятельности. Основой структуры профессиональной деятельности является сестринский процесс (5 этапов): анализ проблемной ситуации; формулирование проблемы; постановка целей и плана; осуществление плана; оценка результатов.
Профессиональное общение - умение устанавливать и поддерживать контакты между медицинской сестрой и субъектами общения
Профессиональная личность - психологические статусы, воплощаемые через самосознание и сознание. Это статус индивида, продуктом и условием развития которого является темперамент; статус индивидуальности, развивающийся через характер; статус субъекта, рождающий и порождаемый мотивацией; статус объекта, продуктом и условием развития которого являются организаторские и коммуникативные способности.
-
Психологические аспекты труда медицинской сестры
Психологический аспект в работе медицинских сестер заключается в умении подойти к каждому больному, найти ключ к его личности, создать контакт с ним. Следовательно, чем выше уровень психологической подготовки сестры, тем выше уровень ее работы в целом. В работе с больными большое значение имеет и личность сестры, и ее отношения с коллегами, и личность больного. Продуктивный стиль обращения с больными, умелое владение техникой психологической работы с пациентами уже сами по себе могут оказать исцеляющее действие. Невротические особенности личности медицинской сестры могут послужить источником отчужденности, непонимания больных. Психические факторы имеют большое значение в повседневной лечебной деятельности. Целью заботы медицинской сестры должно быть не только физическое здоровье больного, но и его психическая уравновешенность.
Одним из самых важных умений, которыми должна обладать медицинская сестра, является умение понять больного. О личности больного может многое рассказать не только содержание его речи, но и мимика, жестикуляция, поза, стиль разговора. Необходимо такое понимание больного, которое основано на связях впечатлений и поведения больного с его заболеванием. Медицинский работник должен уметь вжиться, вчувствоваться в то, что волнует больного. Необходимым условием контакта с больным является умение выслушать его. Сестра должна слушать с интересом, адекватно реагируя на услышанное. Лучше поближе расположиться к больному, так как чем меньше расстояние между собеседниками, тем теснее и доверительнее контакт. Необходимо поощрять
желание пациента высказаться о своих проблемах, опасениях, беспокойстве. В этом медицинской сестре могут помочь различные психологические навыки. Сестра должна принять свободную, располагающую к разговору позу, вовремя задать вопросы. Также располагают к разговору улыбка, одобрительный кивок головой. Доверительная беседа приносит больному значительное облегчение. Одной из самых главных задач в деятельности медицинской сестры является умение рассеять страхи, опасения больных, тревогу и чувство неуверенности. Для больного человека забота и внимание необходимы как физически, так и психически. Человек, желая выздороветь, ищет помощи, поддержки, заботы. Если больной не получает нужных ему эмоций и действий со стороны медицинской сестры, то он может стать обидчивым, замкнутым, испытать чувство неудовлетворенности, которое отрицательно сказывается на процессе лечения. Забота сестры заключается не только в ее действиях, но и в ее словах. Помимо содержания слов сестры, очень важно как их говорят, эмоциональная окраска речи. Терпение, вежливость и ласковость являются неотъемлемыми составляющими хорошего стиля работы. Такой подход, безусловно, помогает гораздо продуктивнее решить проблемы пациента. Подготовка больного, необходимые советы, направления его поведения, действий во время болезни оказывают нужную помощь.
Важным фактором в работе медицинских сестер является доверие больных и вера в свое выздоровление. Невнимательность, запаздывание сестры, неудовлетворенность просьб больного усугубляют у больного чувство беззащитности, беспомощности, зависимости.
-
Модели взаимоотношений медицинских работников и пациентов
Модели взаимоотношений были окончательно сформулированы в 1992 году американским врачом Робертом Вичем. По его мнению типы данных взаимодействий можно подразделить на 4 основные группы.
Модели взаимоотношений медработников и пациентов
1. Патерналистическая модель (название происходит от латинского «pater», что значит «отец»). Отличается особо трепетным, отеческим отношением к пациентам. При этом, больные воспринимаются как малые дети, не способные принимать самостоятельные решения, делать разумный выбор.
В такой ситуации медицинский работник (врач или медсестра) почти всегда берет на себя полную ответственность за лечение пациента, принимая наиболее важные решения в одиночку, не советуясь с больным.
Яркими примерами патерналистической модели взаимоотношений может быть:
• использование «плацебо» (нейтральных препаратов, выдаваемых за лекарство);
• сокрытие точного правдивого диагноза от пациента.
2. Инженерная модель. Проявляется в безличностном отношении к пациентам со стороны медперсонала. При такой модели взаимоотношений медицинский работник старается найти причину болезни (словно поломку) и устранить ее (произвести ремонт), не учитывая аспект межличностных взаимоотношений вообще, либо сводя его к минимуму.
Инженерная модель может быть допустима при:
• рентгенологическом обследовании;
• функциональном диагностировании;
• обследовании больных, пребывающих в бессознательном состоянии.
3.Коллегиальная модель. Данный вид взаимоотношений между медицинским работником и пациентом подразумевает доверительные, буквально дружественные отношения. Таким образом, реализуется общее стремление врача и пациента к выздоровлению, избавлению от болезни.
В результате пациент из простого стороннего наблюдателя превращается в непосредственного участника оздоровительного процесса.
Коллегиальная модель разумна и логична в случае с часто и длительно болеющими пациентами, хроническими недугами, прочими серьезными заболеваниями. При таких отношениях врач хорошо знаком с психологическим портретом пациента, знает его особенности характера, склонности и предпочтения.
4. Контрактная модель. Достаточно редко данная модель реализуется в официальном, юридически заверенном документе. Чаще всего, можно наблюдать негласную договоренность между медперсоналом и пациентом. В такой ситуации мнение больного играет важную роль, с ним считаются, принимают во внимание.
Примером контрактной модели может быть отказ пациента от проведения определенных лечебных процедур по тем или иным соображениям. Наглядно: больная раком груди женщина может отказаться от проведения серьезной операции по косметическим соображениями.
О.И. Полянцева, с.159-169 (158-167); Н.Н. Петрова, с.189-196; И.В. Островская, с.42-56
По учебнику И.В. Островской подготовить вопросы:
- психологические аспекты труда М/С – менеджера;
- психологические аспекты труда М/С – учителя