Экономика 11-21 Алиса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Шпаргалка

Дисциплина: Экология

Добавлена: 06.02.2019

Просмотров: 476

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11) Понятие ресурсных ограничений в экономике

Материальное пр-во – основа жизни человеческого общества. Человек сталкивается с проблемой, которую постоянно стремится разрешить и именно это движет социальным прогрессом. Это проблема потребления, стремления удовлетворить постоянно растущие потребности, которые мотивируют поведением человека, и формирует совокупность его интересов. Людские потребности разнообразны и их сложно удовлетворить.

Главной особенностью человеческих потребностей является их неутолимость.

3 причины потребностей:

1)Человечество развивается, и развиваются его потребности.

2) Повышается культурный уровень людей, и их потребности растут

3) Любое изобретение становится потребностью

4)Средства массовой информации

5)потребности растут количественно в силу роста самого рода на Земле.

Вся экономическая деятельность всегда направлена на ограниченности ресурсов капиталом, землей, трудом, способностями и некоторые нельзя развить, т. к. даны природой. Земля является пространственным географическим фактором, на котором располагаются страны, однако все страны ограничены территорией. Земля является производственным фактором, недра земли.

Капитал – средство производства, все это продукты труда и в силу этого он носят ограниченный характер. Капитал имеет свойство стареть. Замена старого новым имеет ограниченный характер. Так же капитал включает в себя драгоценные металлы и камни. В силу редкости ограничены, преодоление этого так же цель человека.

Труд – тоже ограничен в процессе производства, человек организует свои способности.

3 главных вопроса общества:

  1. Что производить – принятие решения о том, какие блага, какого качества и в каком количестве производить.

  2. Как производить – Принятие решения о том, с помощью каких ограниченных ресурсов, их комбинаций и технологий.

  3. Для кого производить – распространение благ, кому достанутся и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.

…………………………………………………………………………………………………………………

12)Производственные силы и факторы производства

Исходным моментом производства является труд. Трудиться одному – невозможно. Люди обмениваются информацией и опытом друг друга. Основа человеческого общества – совместная деятельность.

Процесс труда невозможен без:

  1. Средства труда

  2. Предметы труда

  3. Труд – деятельность человека, направленная на преобразование природы, приспособление природы на удовлетворение потребностей человека, с другой стороны процесс расходования.

Рабочая сила – физические и духовные способности человека, которыми он потенциально располагает для производства материальных благ.

Блага – средства для удовлетворения потребностей. Альфред Маршалл определил блага как желаемую вещь удовлетворяющую человеческие потребности. Сэй рассматривал блага как средства, которые мы имеем для удовлетворения потребностей.


Классификация благ.

1)экономические

2)неэкономические

С точки зрения ограниченных благ по отношению к потребностям мы говорим об экономическом благе, но есть блага, которые имеются в неограниченном количестве (воздух) – неэкономические.

3)потребительские (прямые и косвенные)

4)производственные (прямые и косвенные)

Потребительские блага – для потребления,

Производственные – используемые в процессе производства ресурсы.

  1. частные

  2. общественные: национальная оборона, общественный порядок, т е блага, которыми пользуются все граждане страны.

  3. Частные: предоставляются тем, кто за них заплатит.

До сих пор мы рассматривали материальные блага, имеющие вещевой характер. Но процесс пр-ва включает в себя оказание услуг: транспортировка(от пр-ва к потреблению). В данном случае производственные – это не создание вещи, а ее транспортировка.

Особое внимание нематериальным благам уделяли Смит, Сэй, Маршалл.

Потребности людей не ограничиваются лишь использованием в своих целях материальных благ. И услуга адвоката, и лекция и т. д. удовлетворяют определенные человеческие потребности. Это нематериальные блага.

Факторы пр-ва:

  1. труд, средство труда – комплекс вещей/предметов, с помощью которых человек производит блага.

Предмет труда – то, на что направлен человеческий труд, т е из чего производят блага.

Ср-ва труда + предметы труда => средства пр-ва. Вместе с тем – это производственные ресурсы, которые создаются людьми и называются капиталом.

  1. капитал

  2. земля – это географическое понятие, главное средство труда и главный предмет труда. Обладает многообразием функций и является самым главным средством пр-ва.

Экономисты считают: труд – отец всякого богатства, а земля его мать.

Средство пр-ва само по себе не приносит результата, а соединение рабочей силы со средствами пр-ва в совокупности представляют собой производственные силы общества. Уровень развития производственных сил характеризует степень развития общественного пр-ва и общества в целом.

Кривая производственных возможностей

Проблема ограниченных ресурсов особенно обостряется в связи в бесконечным ростом человеческих потребностей. Вопрос эффективного использования наличных ресурсов, которые конкретизируются в главном принципе экономики: минимум затрат – максимум прибыли

Поскольку потребности безграничны, а средства удовлетворения ограничены, перед обществом встает вопрос: что в каком количестве можно производить, следовательно, общество должно выбирать предпочтения производства, какого-либо товара другому.

Альтернатива: в связи с ограниченностью ресурсов больше производство первого продукта, а второго сокращается. В данном примере отсутствует безработица, постоянное количество ресурсов, определенный уровень технологий и т. д.


Пример: (нет безработицы, кол-во ресурсов постоянно, определенный уровень технологий)

2 товара: автомобили и продукты. Все ресурсы общества направлены на пр-во продуктов питания. Будем считать его объем 5 млн. кг - Это максимум, который можно произвести приданном уровне ресурсно-технического обеспечения. Альтернатива – автомобили при той же ограниченности ресурсов, максимум 15 шт.



Возможность

Продукты питания

Автомобили

A

0

15

B

1

14

C

2

12

D

3

9

E

4

5

F

5

0

Значение альтернатив для общества

При абсолютном использовании всех ресурсов, т. е. экономической полной занятости, все точки возможных комбинаций находятся на кривой. В еще не полной загрузке производственных мощностей, безработицы различные комбинации находятся не на кривой, а на точке Y, т. е. внутри графика. Передвижения из этих точек, что при использовании незанятых ресурсов можно увеличить производство и автомобилей и продуктов питания.

Следует обратить внимание, что при наличном максимальном уровне производственных возможностей, общество не в состоянии одновременно увеличить производство и того и того, и переместиться в точку S.

Прямая трансформация – граница производственных возможностей.

  1. Каждая точка на кривой – это максимальное производство обоих товаров одновременно.

  2. Большее производство товаров возможно только за счет уменьшения другого.

  3. Меньшее пр-во товаров есть N-я плата за прирост пр-ва товаров.

  4. Уменьшение пр-ва товаров для роста другого, представляет собой альтернативную цену.

  5. Форма кривой говорит, говорит, что при максимизации одного, эффективность использования ограниченных (одного) товаров падает.

…………………………………………………………………………………………………………….

13)Выделяют натуральное и товарное пр-во.

Критерии разграничения:

  1. способность включения индивидуального труда в общественный.

  2. Связь между производителем и потребителем.

  3. Форма реализации.

  4. Степень развития общественного разделения труда и в целом форм хозяйственной деятельности.

Под натуральным хозяйством понимается такая форма общественного пр-ва, при которой все товары производятся внутри хозяйства для собственного потребления.

Основные черты:

  1. отсутствие единого национального хозяйства.

  2. Экономическая жизнь в замкнутых производствах.

  3. Отсутствие единого рынка. Все необходимое в собственном хозяйстве. Поэтому на рынке продавались только излишки домашнего пр-ва. Отсюда слабое развитие товаро денежных отношений => натуральному хозяйству свойственна непосредственная связь между производством и потребителями.

  4. Самообеспечение хозяйств всем необходимым, за исключением предметов роскоши.

  5. Не установлены переговорные случайные связи между отдельными хозяйствами.

  6. Значительная часть производственного прибавочного продукта или на внеочередное потребление. Накопление слабо выражено, что привело к тому, что рез-ты накопления сказывались на темпах роста пр-ва в течении столетий.

  7. Низкий уровень развития производственной силы, Использовались естественные производственные силы – земля.

  8. Преобладание в общественном пр-ве с/х пр-ва.


С разложением общины и развитием общества, ОРТ, ЧС появляются товарно-денежные отношения, которые влекут за собой развитие рынка и рыночных отношений.

Товарное хоз-во отличается от натурального, это отрицание натурального. При товарном хоз-ве товары производятся специализированными и обособленными производителями и поступают в потребление путем обмена на рынке.

Для появления в Тов. Хоз-ве товарно-денежных отношений необходимо:

  1. Общественное разделение труда, при котором отдельные производители специализируются на выработке определенных продуктов. Процесс разделения труда привел к тому, что отдельные производители оказались зависимы друг от друга, т к производили ограниченное кол-во продуктов. Для удовлетворения потребностей необходим весь комплекс услуг. Поэтому часть произведенной продукции должна быть обменена на другую.

  2. Экономическое обособление производителей, при котором продукт труда приобретает товарную форму. Экономическое обособление связано с отношением собственности на средства пр-ва и продукт труда, это решающее условие возникновения товарного пр-ва.

  3. Важной чертой товарного пр-ва является обмен, как форма экономической связи между производствами. При этом общественное разделение объединяет людей, определяет их зависимость друг от друга, а экономическое обособляет и разделяет. В подобных условиях экономические связи между людьми могут осуществляться только через рынок обмен товарами.

Товарное пр-во прошло 2 этапа:

  1. простое

  2. капиталистическое

Их различие – характер отношений непосредственно производителей к средствам производства в различном характере труда, целях пр-ва и характере всего процесса пр-ва. При простом пр-ве собственник средств пр-ва одновременно выступает производителем.

Цель пр-ва – удовлетворение потребностей семьи. Пр-во осуществляется разрозненными мелкими товаропроизводителями. Его характеризует анархический характер и конкуренция.

При капиталистическом пр-ве собственник и производитель разделяются, средства пр-ва принадлежат производителю и на него работают наемные (труд эксплуатируется). Цель – получение прибыли. Пр-во становится крупным (усиливается общественных характер). Однако у простого капиталистического пр-ва существует общая черта – наличие частной собственности.

Венгерский руководитель Яным Корналь объединял черты товарного пр-ва в 4 положения:

  1. Возможность беспрепятственного проникновения товара на рынок и его уход в любое время.

  2. Наличие частной конкуренции на рынке и поддержка государством этой конкуренции.

  3. Свободное возникновение и охрана честной собственности.

  4. Индивидуальная инициатива и предпринимательство как основные черты и движущие силы рыночной системы.

С т. з. западных экономистов на тов. пр-во:


1)Наличие достаточного кол-ва производителей и потребителей для их конкуренции на рынке.

2) Полная самостоятельность и ответственность субъектов рынка.

3) Существование на рынке совершенной конкуренции.

Современное товаропроизводство является сообществом обособленных производителей, связанных между собой рынком. Обособленность производителей означает, что он собственник => самостоятелен. Хозяйственные решения принимает сам. Хозяйственная деятельность протекает в условиях конкуренции и он руководствуется только рыночной конъюнктурой и личными интересами.

………………………………….…………………………………………………………………………

14)Товар и его свойства.

Товар – продукт труда, удовлетворяющий человеческие потребности по средствам купли-продажи.

Товар производят с целью продажи. Он производится не для себя, а для тех кто в нем нуждается и должен быть полезным человеку.

Быть полезным и удовлетворять потребности – это потребительская стоимость товара.

Потребительская стоимость – несмотря на свою вечность, категория историческая и развивающаяся. С развитием НТП открываются все новые способ использования благ. В настоящее время потребности делятся на производственные (средства пр-ва) и личные (прямы): материального и духовного характера. Потребности: индивидуальные, коллективные, общественные, личные, первые жизненные, и потребности выбора (роскошь).

Чтобы быть товаром, благо должно иметь потребительскую стоимость не сколько для самого создателя, а сколько для других. Товар должен обладать общественной полезностью. Потребительская стоимость образует вещественное создание богатства во всяком обществе, в т ч и вне товаропроизводства потреб. Стоимость выступает вещественным носителем стоимости товара. Меновая стоимость – способность товара обмениваться на другой товар в определенных пропорциях под которыми подразумевается сумма затрат на труд производителей (физический и умственный) по пр-ву товара. Труд каждого производителя вступает в конкретнх формах. Конкретные виды труда различаются по 3 признакам:

  1. Предмет труда

  2. Орудие труда

  3. Приемы обработки

В рез-те каждого конкретного труда получают определенные вещи. Иными словами, конкретный труд создает определенную потребительскую стоимость. В процессе конкретного труда каждый производитель затрачивает свою силу, физическую и умственную энергию. Эти затраты – абстрактный труд. Абстрактный труд характеризует затраты энергии производителя на изготовление товара, создает стоимость товара, значит стоимость можно определить, как абстрактный труд. Двойственность товара выражается не только в том что он конкретный или абстрактный, но и в том, что он одновременно может быть частным или общественным. Конкретный труд, производящийся в товаропроизводстве выступает как частный труд, т. к. он затрачивается исходя из интересов производителя, который выполняет то, что он может производить и только то, что принесет выгоду. Это труд и общественный, т.к. товар производится для рынка удовлетворения потребностей других людей, а значит стоимость товара не просто осуществляет абстрактный труд, но и общественный труд. Между частными и общественными, конкретным и абстрактным трудом также как между стоимостью и потребительской стоимостью существуют противоречия. Стоимость товара определяется затратами труда, труд измеряется временем, количеством труда (рост времени), необходимыми для производства товара, могут быть разные у производителей методы из неодинаковых условий. Рабочее время для отдельного производителя – индивидуальное рабочее время и оно определяет индивидуальную стоимость товара. Но на рынке товары обмениваются не по индивидуальным затратам, а по общественно-необходимым, т. е. по общественной стоимости.