Файл: Сидоров П.И.Медиц обеспечение в ЧС.doc

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 20220

Скачиваний: 289

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;

б) границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;

в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;

г) перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;

д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Основные мероприятия, выполняемые в режиме повышенной готовности РСЧС:

  • усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

  • введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;

  • непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

  • принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;

  • уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

  • приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

  • восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

  • проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

Основные мероприятия, выполняемые в режиме ЧС:

  • непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

  • оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях;

  • проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

  • организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

  • непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

  • организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

  • проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.


1.1.5. Задачи и состав сил и средств РСЧС

Основными задачами сил и средств РСЧС являются:

  • осуществление мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля состояния окружающей природной среды и потенциально опасных объектов;

  • ликвидация ЧС, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС;

  • проведение эвакуационных мероприятий из зон ЧС в безопасные районы;

  • проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в ЧС, в том числе медицинское обслуживание;

  • восстановление и поддержание общественного порядка в зонах ЧС;

  • поддержание формирований в постоянной готовности к действиям в ЧС;

  • разработка предложений по совершенствованию действий в ЧС.

В состав сил и средств РСЧС входят: учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК); силы и средства ликвидации ЧС.

К учреждениям сети наблюдения и контроля относятся:

  • учреждения и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, а также за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ их воздействия на здоровье населения;

  • органы и учреждения Роспотребнадзора центрального подчинения;

  • научно-исследовательские институты гигиенического и эпидемиологического профиля, территориальные управления Роспотребнадзора и Федеральные государственные учреждения здравоохранения «центры гигиены и эпидемиологии» в субъектах Российской Федерации;

  • ведомственные центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора на воздушном и водном транспорте (бассейновые ЦГСЭН);

  • сетевой, дорожные, отделенческие, линейные центры санитарно - эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте МТС России;

  • учреждения Федеральной службы России по надзору в сфере экологии и природопользования;

  • территориальные управления и центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

  • кафедры (лаборатории) высших учебных заведений гидрометеорологического, химического, токсикологического, радиологического, микробиологического, гигиенического, ветеринарного, агрохимического и фитопатологического профилей;

  • подразделения Ростехнадзора по контролю за ядерно-, радиационно-, химически- и взрывоопасными объектами;

  • космические средства наблюдения министерств и ведомств Российской Федерации;

  • учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля МЧС;

  • химико-радиометрические лаборатории гражданской обороны;

  • производственные (объектовые) лаборатории министерств, государственных комитетов, ведомств и организаций Российской Федерации;

  • химико-радиометрические лаборатории гражданской обороны (ХРЛ);

  • посты радиационного и химического наблюдения (ПРХН).


Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:

  • противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

  • формирования и учреждения ВСМК;

  • формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства России;

  • аварийно-спасательные формирования ГО;

  • специально подготовленные силы и средства войск ГО Российской Федерации;

  • аварийно-технические центры Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации;

  • службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной агентства воздушного транспорта Российской Федерации; и многие другие.

В состав сил и средств каждого уровня Единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации. Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Аварийно-спасательная служба - совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Состав и структуру аварийно-спасательных служб (аварийно-спасательных формирований) определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации ЧС, а также требований законодательства РФ.

Аварийно-спасательные работы при ликвидации ЧС - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей; защите природной среды в зоне ЧС; локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня характерных для нее опасных факторов. Аварийно-спасательные работы при ликвидации ЧС характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью людей, проводящих эти работы, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. К аварийно-спасательным работам относятся: поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы; аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров; работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства РФ. Аварийно-спасательные работы выполняют спасатели.


Спасатель - гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.

Статус спасателя присваивается (в том числе персоналу ВСМК) соответствующими аттестационными комиссиями.

Неотложные работы при ликвидации ЧС включают деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ; оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи; созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения соответствующих неотложных работ при ЧС.

Для проведения аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий катастроф могут привлекаться необходимые специалисты (в том числе и путем призыва в Вооруженные Силы РФ), личный состав войск, гражданское население, количество которых зависит от масштабов катастрофы.

Организация бесперебойной эффективной работы всех перечисленных контингентов требует обеспечения их надежной защиты от поражающих факторов катастрофы и, прежде всего, проведения мероприятий медицинской защиты.

Следует подчеркнуть, что проблема медико-санитарного обеспечения аварийно-спасательных и неотложных работ включает в себя два неразрывно связанных аспекта: медико-санитарное обеспечение самих спасателей в ходе работы и оказание медицинской помощи пораженным (больным) силами спасателей.

1.1.6. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России

Для ликвидации последствий ЧС используются силы и средства постоянной готовности МЧС России, в которые входят:

  • войска ГО;

  • поисково-спасательные службы;

  • государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас);

  • центр по проведению спасательных операций особого риска;

  • авиацию МЧС России;

Кроме этого к ликвидации ЧС привлекаются:

    • специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;

    • силы и средства органов внутренних дел;

    • нештатные аварийно-спасательные формирования, создаваемые на базе служб и подразделений организаций (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.).

Войска гражданской обороны предназначены для:

  • ведения общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;

  • проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В поисково-спасательную службу (ПСС) РФ входят региональные ПСС и поисково-спасательные отряды общей численностью около 3 тыс. чел.


Поисково-спасательная служба предназначена для:

  • проведения поисково-спасательных работ в ЧС;

  • оказания пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в лечебные учреждения;

  • проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.

Формирования ПСС способны в сроки до 2 часов после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район и немедленно приступить к работам.

Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас) предназначен для:

    • оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ;

    • оказания пораженным медицинской помощи;

    • эвакуации пораженных из района ЧС;

    • доставки гуманитарных грузов.

В составе отряда имеется аэромобильный госпиталь. Время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 минут с момента их оповещения.


Центр специального назначения создан и предназначен для работы в особых условиях, с повышенным риском для жизни спасателей. На Центр возложены следующие задачи:

  • проведение первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности в труднодоступной местности, с десантированием спасателей и грузов, обеспечивающих выживание населения;

  • проведение первоочередных спасательных работ на воде и под водой с использованием легководолазного снаряжения;

  • оказание пораженным медицинской помощи;

  • выполнение подрывных и пиротехнических работ;

  • осуществление мероприятий по защите людей, материальных и культурных ценностей, объектов экономики в районах ЧС;

  • обеспечение сохранности грузов, перевозимых в качестве гуманитарной помощи, безопасности граждан, материальных и культурных ценностей при их эвакуации из районов ЧС;

  • обеспечение безопасности работников МЧС России, других министерств и ведомств, привлекаемых к проведению работ в районах ЧС.

В состав Центра входят подразделения: горно-спасательных работ; аварийно-спасательных водолазных работ; специальных работ (подрывных и пиротехнических); десантников-спасателей; медико-спасательные; спасения и эвакуации населения; сопровождения грузов; радиационной, химической и биологической разведки.

Авиация МЧС России предназначена для:

  • проведения авиационно-спасательных операций: поиск и обнаружение пострадавших при возникновении ЧС; переброска в зону ЧС десантных спасательных групп; эвакуация пострадавших из зоны ЧС;

  • осуществления специальных авиационных работ: тушение пожаров; ведение воздушной разведки; обработка объектов химическими и биологическими препаратами; монтажные и демонтажные работы;

  • осуществления воздушных перевозок.

1.1.7. Основные мероприятия РСЧС по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций