Файл: прооп музыкология специалитет.pdf

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 3282

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31 

 

II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 

В результате освоения дисциплины студент должен:

 

знать:  основные

  теоретические  концепции  музыкальной  формы, 

историю и теорию отдельных музыкальных форм, исторически сложившиеся 
принципы  классификации  форм;  основные  этапы  развития  европейского 
музыкального  формообразования  в  XVI-XXI  вв.;  отечественные  и 
зарубежные  научные  труды,  посвященные  истории  и  теории  музыки  в  том 
числе и те, которые были созданы в ту или иную эпоху; особенности стиля, 
жанровой  системы,  принципов  формообразования  в  произведениях 
различных  музыкальных  эпох;  музыкальные  формы  –  их  генезис, 
разновидности, эволюцию; 

уметь:

  анализировать  теоретические  концепции  музыкальной 

формы;  использовать  теоретические  знания  при  анализе  произведения 
различных  стилей  и  жанров;  выявлять  типичные  и  специфические  черты 
музыкальной  композиции,  осмысливать  их  в  контексте  общей  логики 
развития  искусства,  в  том  числе  с  развитием  гуманитарного  знания, 
религиозными, 

философскими, 

эстетическими 

воззрениями 

эпохи; 

аргументировано  излагать  результаты  проведенного  анализа  (устно  и 
письменно),  высказывать  самостоятельные  суждения  и  обосновывать  их; 
обобщать  значительный  объем  музыкально-аналитического  и  научно-
теоретического  материала,  выявляя  типические  или  эволюционные 
закономерности; свободно ориентироваться в современных композиционных 
техниках и принципах музыкального формообразования. 

владеть

разнообразными 

методами 

и 

навыками 

анализа 

музыкальных  произведений  –  в  том  числе  и  исторически  сложившими  в  ту 
или  иную  эпоху;  приемами  анализа  музыки  с  опорой  и  без  опоры  на 
зафиксированный нотный текст. 

III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности 

Общая  трудоемкость  дисциплины  составляет  16  зачетных  единицы  и 

включает  в  себя  аудиторную  работу  (лекционные  и  индивидуальные 
занятия), самостоятельную работу, а также виды текущей и промежуточной 
аттестации.  Дисциплина  ведется  в  течение  третьего  и  четвертого  семестров 
второго года обучения и пятого и шестого семестров третьего года обучения. 

Формы контроля 

(по семестрам) 

Вид учебной работы 

Зачетные 

единицы 

Количество 

академических часов 

зачет 

Экзамен 

Общая трудоемкость 

576 

Аудиторные занятия 

16 

210 

4 семестр  6 семестр 

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины 

«

Культура научно-исследовательской работы» 

I. Цель изучения дисциплины 

Целью  дисциплины  является  изучение  разнообразных  методов 

музыкального  анализа,  способствующих  развитию  культуры  научно-


background image

32 

 

исследовательской работы. 

II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 

В результате освоения дисциплины студент должен:

 

знать  основные

  общенаучные  и  специфические  мзыковедческие 

методы 

исследования 

музыкального 

произведения, 

классические, 

«эталонные»  образцы  анализа  в  рамках  каждого  из  изучаемых  методов; 
основные  положения  изучаемых  научных  концепций  область  применения 
каждого из изучаемых аналитических методов. 

уметь

  использовать  полученные  знания  при  анализе  произведения 

различных  стилей  и  жанров;  выявлять  черты  музыкальной  композиции, 
остающиеся  вне  поля  зрения  при  других  аналитических  подходах; 
аргументировано излагать результаты проведенного анализа; 

владеть  изучаемыми

  в  курсе  методами  и  навыками  анализа 

музыкальных произведений, основами научно-исследовательской работы. 

III. Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности 

Общая  трудоемкость  дисциплины  составляет  2  зачетные  единицы  и 

включает в себя аудиторную работу (лекционные занятия), самостоятельную 
работу,  текущую  и  промежуточную  аттестацию.  Дисциплина  ведется  в 
течение восьмого семестра четвертого года обучения. 

Формы контроля 

(по семестрам) 

Вид учебной работы 

Зачетные 

единицы 

Количество 

академических часов 

зачет 

Экзамен 

Общая трудоемкость 

72 

Аудиторные занятия 

34 

8 семестр 

__ 

 

Аннотация в рабочей программе дисциплины 

«

Полифония» 

I. Цель изучения дисциплины 

Целью  дисциплины  «Полифония»  является  постижение  исторически 

сложившихся  принципов  полифонического  мышления  как  основа  для 
профессиональной  журналистской,  редакторской  и  просветительской 
деятельности музыковеда; уверенная ориентация в системе полифонических 
стилей  и  жанров  разных  периодов  музыкальной  истории  –  от  эпохи 
Средневековья  до  ХХI  века  -  с  возможностью  их  экспертной  оценки; 
формирование  принципов  аутентичного  подхода  к  художественно-
смысловой  интерпретации  как  классических,  так  и  современных 
музыкальных произведений; развитие компетентного представления о форме 
и  композиционно-технических  деталях  конкретного  полифонического 
сочинения. 

II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 

В результате освоения дисциплины студент должен: 
знать  цели

  и  задачи  курса  полифонии;  основные  направления 

современной  науки  в  области  истории  и  теории  полифонии;  основные 


background image

33 

 

исторические  этапы  развития  европейской  и  русской  полифонии,  начиная  с 
эпохи  Средневековья  и  вплоть  до  XXI  века;  систему  исторически 
сложившихся  полифонических  форм  и  жанров;  основные  разновидности 
традиционной полифонической техники; сложившиеся в музыке ХХ-ХХI вв. 
новые  типы  полифонического  письма;  особенности  композиционной 
структуры  выдающихся  образцов  полифонической  музыки  (сочинений  из 
“золотого  фонда”); известные исторические  трактаты и  актуальные  научные 
исследования, посвященные вопросам теории и истории полифонии; 

уметь анализировать

 полифонические произведения различных стилей 

и  жанров  в  контексте  художественно-эстетических  явлений  эпохи; 
охарактеризовать художественный замысел произведения на основе анализа 
его композиционного строения и отдельных технических деталей; выполнять 
письменные  упражнения  на  основные  виды  сложного  контрапункта  и 
имитационно-канонической  техники;  сочинять  фрагменты  и  небольшие 
полифонические  пьесы  (мотеты,  каноны,  инвенции,  фуги  и  т.д.)  на 
собственные  или  заданные  музыкальные  темы,  в  том  числе,  на  основе 
предложенного  аутентичного  образца;  производить  общее  теоретико-
аналитическое  и  художественно-эстетическое  обобщение  изучаемого 
материала. 

владеть 

предусмотренным  курсом  объемом  теоретических  знаний, 

необходимых  при  анализе  полифонического  произведения  любого  стиля  и 
жанра; профессиональной лексикой и категориально-понятийным аппаратом, 
отражающим 

историко-стилевую, 

жанровую 

и 

композиционно-

технологическую  специфику  полифонической  музыки;  методикой  жанрово-
стилевой  атрибуции  незнакомого  полифонического  произведения  на  основе 
выявления  соответствующих  жанрово-стилевых  и  композиционных 
признаков,  основными  видами  сложного  контрапункта  и  имитационно-
канонической техники. 

III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности 

Общая  трудоемкость  дисциплины  составляет  15  зачетных  единиц  и 

включает  в  себя  аудиторную  (учебную),  самостоятельную  работу,  а  также 
виды  текущей  и  промежуточной  аттестации.  Дисциплина  ведется  в  течение 
первых двух годов обучения (1-4 семестры). 

Формы контроля 

(по семестрам) 

Вид учебной работы 

Зачетные 

единицы 

Количество 

академических часов 

зачет 

экзамен 

Общая трудоемкость 

540 

Аудиторные занятия 

15 

210 

2,3 

семестр 

1,4 

семестр 

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины 

«

Анализ литературных текстов» 

I. Цель изучения дисциплины 

Целью  дисциплины  является  ознакомление  студента  с  основными 

принципами анализа литературного текста с перспективой применения этих 


background image

34 

 

познаний в практической деятельности. 

II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 

В результате освоения дисциплины студент должен: 
знать  основные

  аспекты  анализа,  результатом  которого  может  стать 

мифопоэтическая  модель  мира,  лежащая  в  основе  определенного 
литературного текста; 

уметь 

применять полученные знания при анализе текстов, различных 

по  жанровым  и  стилевым  признакам,  грамотно  пользоваться  справочными 
изданиями; 

владеть

 методиками анализа литературных произведений.

 

III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности 

Общая  трудоемкость  дисциплины  составляет  2  зачетные  единицы  и 

включает  в  себя  аудиторную  (учебную),  самостоятельную  работу,  а  также 
виды  текущей  и  промежуточной  аттестации.  Дисциплина  ведется  в  течение 
пятого семестра третьего года обучения. 

Формы контроля 

(по семестрам) 

Вид учебной работы 

Зачетные 

единицы 

Количество 

академических часов 

зачет 

экзамен 

Общая трудоемкость 

72 

Аудиторные занятия 

36 

5 семестр 

 

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины 

«

Анализ музыковедческой литературы» 

I. Цель изучения дисциплины 

Целью  дисциплины  «Анализ  музыковедческой  литературы»  является 

формирование 

представлений 

в 

области 

современного 

корпуса 

музыковедческой  литературы,  навыков  навигации  по  различным  областям 
музыковедения,  практических  умений  в  области  владения  различными 
музыковедческими жанрами письменного высказывания 

II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 

В результате освоения дисциплины студент должен: 
знать основные

 направления развития современной музыковедческой 

литературы, иметь представления об устройстве жанров 

уметь

 оперировать основными жанрами музыковедческой литературы, 

владеть

 основными приемами навигации в разных областях 

музыковедческой литературы, приемами поиска информации, основами 
письма в различных жанрах 

III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности 

Общая  трудоемкость  дисциплины  составляет  2  зачетные  единицы  и 

включает  в  себя  аудиторную  (учебную),  самостоятельную  работу,  а  также 
текущую  аттестацию.  Дисциплина  ведется  в  течение  1  семестра  четвертого 
года обучения. 

 


background image

35 

 

Формы контроля 

(по семестрам) 

Вид учебной работы 

Зачетные 

единицы 

Количество 

академических часов 

зачет 

Экзамен 

Общая трудоемкость 

72 

Аудиторные занятия 

34 

7 семестр 

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины 

«Теория современной композиции» 

I. Цель изучения дисциплины 

Целью  дисциплины  «Теория  современной  композиции»  является 

общее  ознакомление  с  современными  направлениями  в  области 
композиторского  творчества  как  части  социокультурного  контекста  в 
искусстве второй половины ХХ — начала XXI вв. 

II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 

В результате освоения дисциплины студент должен: 
знать

  важнейшие  проблемы  теории  современной  композиции, 

основные художественные направления в музыке XX-XXI веков (зарубежной 
и  отечественной);  композиторское  творчество  в  культурно-эстетическом  и 
историческом контексте; 

уметь

 

рассматривать  современную  композицию  как  явление 

исторического,  художественного  и  социально-культурного  процесса; 
выбирать  необходимые методы, исходя  из  задач конкретного  исследования; 
пользоваться  справочной  литературой;  излагать  и  критически  осмысливать 
базовые  представления  по  истории  и  теории  музыкального  искусства; 
собирать,  хранить  и  обрабатывать  информацию,  применяемую  в  сфере 
профессиональной деятельности; 

владеть

  комплексным  анализом  современной  музыки  (зарубежной, 

отечественной), включая собственно музыкально- теоретические проблемы и 
проблемы  истории,  хронологии,  эстетики;  профессиональным  понятийным 
аппаратом  в  области  истории  и  теории  музыки,  образным  мышлением, 
способностью  к  художественному  восприятию  мира;  принципами 
музыкально-литературного  анализа  музыкальных  произведений и  явлений в 
области  музыкального  искусства;  методом  конкретно-исторического 
рассмотрения  исторических 

явлений 

в 

связи 

с 

общенаучными, 

философскими  и  эстетическими  представлениями  эпохи;  навыками 
эстетического анализа содержания музыкального произведения. 

III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности 

Общая  трудоемкость  дисциплины  составляет  3  зачетных  единицы  и 

включает  в  себя  аудиторную  (учебную),  самостоятельную  работу,  а  также 
виды  текущей  и  промежуточной  аттестации.  Дисциплина  ведется  в  течение 
двух семестров второго года обучения.