Файл: прооп музыкология специалитет.pdf

Добавлен: 07.02.2019

Просмотров: 3281

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

41 

 

речевого  общения;  вести  дискуссию  и  полемику  в  соответствии  с 
принципами и правилами конструктивного спора; видеть ошибки и уловки в 
споре; грамотно произносить речь с точки зрения ее звукового оформления и 
использования паралингвистических средств; 

владеть  понятийным

  аппаратом  риторического  искусства;  техникой 

аргументации;  методами  составления  риторических  текстов  различного 
назначения;  средствами  словесной  образности  в  условиях  коммуникации; 
методами аргументационного анализа текстов. 

III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности 

Общая  трудоемкость  дисциплины  составляет  3  зачетных  единицы  и 

включает  в  себя  аудиторную  (учебную),  самостоятельную  работу,  а  также 
виды текущей и промежуточной аттестации. Дисциплина ведется в течение 7 
и 8 семестров четвертого года обучения. 

Формы контроля 

(по семестрам) 

Вид учебной работы 

Зачетные 

единицы 

Количество 

академических часов 

зачет 

экзамен 

Общая трудоемкость 

180 

Аудиторные занятия 

70 

8 семестр 

 

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины 

«

История театра оперы и балета» 

I. Цель изучения дисциплины 

Целью  дисциплины  «История  театра  оперы  и  балета»  является 

изучение 

истории 

музыкального 

театра 

и 

особенностей 

его 

функционирования  в  современных  условиях,  интерпретация  музыкально-
театрального произведения как целостного феномена. 

II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 

В результате освоения дисциплины студент должен
знать основные

 исторические формы музыкального театра, принципы 

функционирования  в  придворном,  публичном  театрах;  особенности 
функционирования  современного  музыкального  театра,  особенности  и  роли 
разных  театральных  профессий;  природу  и  принципы  межвидового  синтеза 
искусств  в  музыкальном  театре;  основные  жанры  оперы  и  балета; 
современную  практику  «исторически  информированного»  и  режиссерского 
театров;  выдающихся  представителей  музыкального  театра  прошлого  и 
современности 

(композиторов, 

либреттистов, 

певцов, 

хореографов, 

танцоров); основную научную литературу по вопросам музыкального театра. 

уметь 

анализировать  музыкально-театральную  постановку  как 

целостный феномен, в единстве литературно-драматического, музыкального 
и  сценического  компонентов;  оценивать  спектакль  с  точки  зрения 
типических  и  специфических  признаков  того  или  иного  музыкально-
театрального  жанра;  аргументировано  излагать  устно  и  письменно  итоги 
своих  наблюдений;  участвовать  в  дискуссиях  по  вопросам  музыкального 


background image

42 

 

театра;  соотносить  историческую  и  современную  музыкально-театральную 
практику; 

владеть  навыками

  сбора  и  обобщения  информации  по  вопросам 

музыкального  театра  прошлого  и  современности;  профессиональной 
театроведческой и музыковедческой терминолексикой. 

III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности 

Общая  трудоемкость  дисциплины  составляет  3  зачетных  единицы  и 

включает  в  себя  аудиторную  (учебную),  самостоятельную  работу,  а  также 
виды текущей и промежуточной аттестации. Дисциплина ведется в течение 7 
и 8 семестров четвертого года обучения. 

Формы контроля 

(по семестрам) 

Вид учебной работы 

Зачетные 

единицы 

Количество 

академических часов 

зачет 

экзамен 

Общая трудоемкость 

108 

Аудиторные занятия 

70 

8 семестр 

— 

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины 

«

Музыка второй половины ХХ — началаXXI века» 

I. Цель и задачи дисциплины 

Целью  дисциплины  «Музыка  второй  половины  ХХ  —  начала  XXI 

века»  является  воспитание  эрудированного  профессионала,  способного 
определить 

основные 

стилевые 

направления 

новейшей 

музыки; 

формирование  способности  к  отбору  и  оценке  явлений  современного 
искусства 

II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 

В результате освоения дисциплины студент должен: 
знать  направления

  и  стили  зарубежной  и  отечественной  музыки  ХХ–

ХХI  веков,  техники  композиторского  письма  ХХ–ХХI  веков,  творчество 
зарубежных  и  отечественных  композиторов  ХХ–ХХI  веков,  основные 
направления  массовой  музыкальной  культуры  ХХ–ХХI  веков,  историю 
эстрадной и джазовой музыки; 

уметь

  излагать  и  критически  осмысливать  базовые  представления  по 

истории  и  теории  новейшего  музыкального  искусства;  рассматривать  и 
понимать музыкальное произведение или музыкально-историческое событие 
в  динамике  исторического,  художественного  и  социально-культурного 
процессов; 
пользоваться справочной литературой 

владеть профессиональным

 понятийным аппаратом в области истории 

и  теории  музыки,  навыками  анализа  различных  музыкальных  явлений, 
событий, произведений; приемами стилевого анализа и критической оценки 

III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности 

Общая  трудоемкость  дисциплины  составляет  2  зачетные  единицы  и 

включает  в  себя  аудиторную  (учебную),  самостоятельную  работу,  а  также 


background image

43 

 

виды  текущей  и  промежуточной  аттестации.  Дисциплина  ведется  в  течение 
седьмого семестра четвертого года обучения. 

Формы контроля 

(по семестрам) 

Вид учебной работы 

Зачетные 

единицы 

Количество 

академических часов 

зачет 

экзамен 

Общая трудоемкость 

72 

Аудиторные занятия 

70 

7 семестр 

— 

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины 

«

История» 

I. Цель изучения дисциплины 

Целью  курса  является  сформировать  у  студентов  комплексное 

представление  о  историческом  прошлом  человечества,  систематизировать 
знания  об  основных  закономерностях  и  особенностях  всемирно-
исторического  процесса;  особенностях  исторического  пути  России  на  фоне 
мировой  истории,  выработке  навыков  получения,  анализа  и  обобщения 
исторической информации. 

II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 

В результате освоения дисциплины студент должен: 
знать:  основные

  эпохи  мировых  цивилизаций,  типы  цивилизаций  в 

древности,  понятие  «первобытное  общество»,  его  место  в  человеческой 
истории, эпоху античности, место средневековья во всемирно-историческом 
процессе,  его  хронологические  рамки  и  переодизацию,Западно  и  восточно-
европейские  варианты  средневекового  исторического  развития,  историю 
нового  времени,  его  хронологические  рамки  и  переодизацию,  европейскую 
цивилизацию  и  традиционные  общества  Америки,  Азии  и  Африки; 
возникновение  и  развитие  колониальной  системы,  место  ХХ  века  во 
всемирно-историческом процессе, основные проблемы и процессы развития 
современной цивилизации. 

уметь:  сопоставлять

  общее  в  исторических  тенденциях  с  особенным. 

связанным 

с 

социально-экономическими, 

религиозно-культурными, 

природно-географическими  условиями  той  или  иной  страны;  работать  с 
разноплановыми  историческими  источниками;  осмысливать  процессы, 
события и явления мировой истории в динамике их развития, руководствуясь 
принципами 

научной 

объективности 

и 

историзма; 

«мыслить 

в 

ретроспективе»  и  перспективе  будущего  времени  на  основе  анализа 
исторических  событий  и  явлений;  формировать  и  аргументировано 
отстаивать  собственную  позицию  по  различным  проблемам  истории; 
извлекать  уроки  из  исторических  событий,  и  на  их  основе  принимать 
осознанные решения. 

владеть: 

представлениями  о  всемирно-историческом  процессе, 

основными 

тенденциями 

всемирной 

истории; 

навыками 

анализа 

исторических 

источников; 

исторической 

терминологией; 

навыками 

исторической оценки событий и явлений. 


background image

44 

 

 

III. Объем дисциплины, виды учебной деятельности и отчетности 

Общая  трудоемкость  дисциплины  составляет  4  зачетных  единицы 

(или 108 часов) и включает в себя аудиторную (учебную) и самостоятельную 
работу,  а  также  виды  текущей  и  промежуточной  аттестации.  Дисциплина 
ведется в течение двух семестров, одного года обучения.  

Формы контроля 

(по семестрам) 

Вид учебной работы 

Зачетные 

единицы 

Количество 

академических часов 

зачет 

экзамен 

Общая трудоемкость 

144 

Аудиторные занятия 

70 

 

1, 2 

семестры 

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины 

« 

История искусства» 

I. Цель изучения дисциплины 

Целью курса  является  сформировать основные, базовые представления 

об историческом развитии мировой художественной культуры, прежде всего 
в  области  пластических  искусств,  путем  изучения  творческого  наследия 
разных стран и народов мира, способствуя тем самым общехудожественному 
развитию 

и 

повышению 

профессионального 

уровня 

студентов 

художественного вуза. 

II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 

В результате освоения дисциплины студент должен: 
знать:

  общие  законы  развития  искусства;  виды,  формы,  жанры, 

направления  и  стили;  специфику  отдельных  видов  искусства;  основы 
художественного языка искусства; общую периодизацию и представление об 
основных эпохах развития мирового искусства; искусство отдельных стран и 
регионов  мира;  факты,  события,  важнейшие  памятники  художественной 
культуры и творческие портреты мастеров; 

уметь:

 

работать  с  научной  искусствоведческой  литературой, 

пользоваться 

профессиональными 

понятиями 

и 

терминологией 

изобразительного  искусства;  применять  известные  методы  исследования  и 
принципы  классификации  искусства  к  конкретным  образцам;  отличать 
пространственные,  временные  и  пространственно-временные  искусства  и 
понимать 

связь 

между 

ними; 

определять 

изобразительные, 

неизобразительные  и  смешанные  разновидности  искусства;  применять 
полученные знания к анализу конкретного произведения искусства с учетом 
его исторических, культурных и художественно-эстетических характеристик; 
выявлять  влияние  различных  факторов  общественной  жизни  на  создание 
произведений  искусства  в  ту  или  иную  эпоху  и  их  отражение  в  последних; 
определять  памятники  искусства  (автора,  эпоху,  принадлежность  к 
определенному  направлению)  по  изобразительному  ряду  (репродукция); 


background image

45 

 

использовать  полученные  теоретические  знания  о  человеке,  обществе, 
культуре и искусстве в учебной и профессиональной деятельности; 

владеть:

  навыками  анализа  как  художественной  эпохи  в  целом,  так  и 

конкретного  произведения  искусства  в  частности;  основами  исторического, 
культурологического, 

художественно-эстетического 

и 

критического 

осмысления явлений искусства; методами научно-исследовательской работы 
с  самыми  различными  источниками,  имеющими  отношение  к  созданию, 
функционированию и пониманию произведений изобразительного искусства; 
развитой  культурой  изложения  изученного  материала;  основополагающими 
принципами  научной  полемики;  методами  самостоятельной  работы  при 
подготовке контрольных работ, рефератов, эссе на заданную или выбранную 
тему;  технологиями  приобретения,  использования  и  обновления  социально-
гуманитарных  знаний;  навыками  рефлексии,  самооценки,  самоконтроля; 
различными способами вербальной и невербальной коммуникации. 

III. Объем дисциплины, виды учебной работы и отчетности 

Общая  трудоемкость  дисциплины  составляет  4  зачетных  единицы  и 
включает  в  себя  аудиторную  (учебную),  самостоятельную  работу,  а  также 
виды  текущей  и  промежуточной  аттестации.  Дисциплина  преподается  на 
первом курсе в течение двух семестров (1-й и 2-й семестры) 

Формы контроля  

(по семестрам) 

Вид учебной 

работы 

Зачетные 

единицы 

Количество 

академических 

часов 

экзамен 

экзамен 

Общая трудоемкость 

144 

Аудиторные занятия 

70 

1 семестр 

2 семестр 

 

Аннотация к рабочей программе дисциплины 

«

Эстетика» 

I Цель изучения дисциплины 

Целью  курса  является  формирование  развитой  и  разносторонней 

художественной  и  эстетической  культуры  музыканта;  формирование 
теоретического  осознания  музыкантами  собственной  профессиональной 
деятельности. 

II. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 

В результате освоения дисциплины студент должен: 

знать: природу

 эстетического отношения человека к действительности; 

основные модификации эстетических ценностей; сущность художественного 
творчества;  специфику  музыки  как  вида  искусства;  природу  и  задачи 
музыкально-исполнительского  творчества;  основные  художественные 
методы  и  стили  в  истории  искусства;  актуальные  проблемы  современной 
художественной культуры; 

уметь:  самостоятельно

  осмысливать  социально-эстетические  истоки  и 

особенности  стилистики  различных  художественных  направлений  в 
искусстве;  применять  общетеоретические  сведения  к  анализу  изучаемых  и